Культура вопросов и ответов в споре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:24, реферат

Краткое описание

Диалог является наиболее распространенным видом коммуникативной деятельности. Диалог организует межличностное общение равноправных партнеров, обладающих равной активностью.
Основанием для диалога являются проблема и различие в способах ее разрешения. Диалог можно рассматривать как систему вопросно-ответного взаимодействия, где также происходит смена позиций задающего вопросы и отвечающего на них. По характеру диалог может представлять интеллектуальное состязание, битву идей, столкновение мыслей и т. д.

Содержание

Ведение ……………………………………………………………………………..3
1. Спор, дискуссия, полемика (сущность, особенности, цели и задачи) ………4
1.1 Спор, дискуссия, полемика ……………………………………………….4
1.2 Речевое поведение спорящих ……………………………………………..5
1.3 Доказывание и убеждение ………………………………………………...7
2. Полемические приемы и приемы убеждения …………………………………8
2.1 Приемы убеждения в споре ……………………………………………….9
2.2 Виды вопросов …………………………………………………………….9
2.3 Виды ответов ……………………………………………………………..10
3. Нечестные приемы ведения деловой полемики и спора ……………………10
3.1 Нечестные приемы ведения полемики ………………………………….10
3.2 Позволительные и непозволительные уловки при ведении спора …..11
Заключение ……………………………………………………………………….13
Список использованных источников ……………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 36.45 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по Логике

 

Культура вопросов и ответов  в споре

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Ведение ……………………………………………………………………………..3

1. Спор, дискуссия, полемика (сущность, особенности, цели и задачи) ………4

1.1 Спор, дискуссия, полемика ……………………………………………….4

1.2 Речевое поведение спорящих ……………………………………………..5

1.3 Доказывание и убеждение ………………………………………………...7

2. Полемические  приемы и приемы убеждения …………………………………8

2.1 Приемы убеждения в споре ……………………………………………….9

2.2 Виды вопросов …………………………………………………………….9

2.3 Виды ответов ……………………………………………………………..10

3. Нечестные приемы  ведения деловой полемики и  спора ……………………10

3.1 Нечестные приемы ведения полемики ………………………………….10

3.2 Позволительные и непозволительные уловки при ведении спора …..11

Заключение ……………………………………………………………………….13

Список использованных источников ……………………………………………14

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Диалог является наиболее распространенным видом коммуникативной  деятельности. Диалог организует межличностное  общение равноправных партнеров, обладающих равной активностью.

Основанием для  диалога являются проблема и различие в способах ее разрешения. Диалог можно  рассматривать как систему вопросно-ответного  взаимодействия, где также происходит смена позиций задающего вопросы  и отвечающего на них. По характеру  диалог может представлять интеллектуальное состязание, битву идей, столкновение мыслей и т. д.

Дискуссия как  форма диалога предполагает управленческое общение на основе доводов и аргументов с целью найти истину путем  всестороннего сопоставления различных  мнений. Сущность действий в дискуссии  состоит в защите или опровержении тезиса.

Для проведения успешной дискуссии необходимо ознакомиться с принципами и нормами ведения  подобного рода обсуждений, чтобы  оппоненты в процессе взаимодействия могли прийти к положительному результату.

Целью данной работы является рассмотрение специфических  особенностей дискуссии в ситуациях  делового общения. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Рассмотреть  специфику деловой коммуникации

2. Выявить особенности  дискуссии в рамках делового  общения.

 

 

1. Спор, дискуссия,  полемика (сущность, особенности, цели  и задачи)

 

1.1 Спор, дискуссия, полемика

 

Спор – это  словесное состязание, в котором  каждый отстаивает свое мнение.

В «Словаре русского литературного языка» зафиксированы  все значения и оттенки слова  спор:

1. Словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя  или несколькими лицами, при котором  каждая из сторон отстаивает  свое мнение, свою правоту. Борьба  мнений по различным вопросам  науки, литературы, политики и  т.п.; полемика. Разногласия, ссора,  препирательство. Противоречия, несогласие.

2. Взаимное притязание  на владение, обладание чем либо, разрешаемое судом.

3. Поединок, битва,  единоборство (преимущественно в  поэтической речи). Состязание, соперничество.

Согласно «Словарю синонимов русского языка», глагол «спорить» имеет самое широкое  значение, означая всякое выступление  против чьих-либо взглядов, положений, выражение несогласия с ними. Синонимами слова «спорить» выступают: «дискуссировать» – публично обсуждать спорный вопрос; «диспутировать» – участвовать в диспуте, публичном обсуждении, посвященном какому-либо вопросу; «дебатировать» – устраивать дебаты, прения по какому-либо вопросу; «полемизировать» – участвовать в полемике, публично выступать с возражением, с опровержением чьих-либо взглядов, мнений, высказывая и защищая свою точку зрения, свое мнение.

Публичный спор, как метод выяснения истины, получил  значительное практическое и теоретическое  развитие еще в древнем мире. Аристотель, который считается создателем теории спора, различал:

1) диалектику  – искусство спорить в целях  выяснения истины;

2) эристику –  искусство любой ценой остаться  правым в споре;

3) софистику –  стремление добиться победы в  споре путем преднамеренного  использования ложных доводов.

В Древней Греции шли горячие споры между диалектиками, софистами и эристиками о цели и назначении спора.

Дискуссия –  это публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление  разных точек зрения, поиск, выявление  истинного мнения, нахождение правильного  решения спорного вопроса. В переводе с латинского языка «дискуссия»  означает исследование, рассмотрение, разбор. Дискуссия считается эффективным  способом убеждения, так как ее участники  сами приходят к тому или иному  выводу. Цель дискуссии заключается  в стремлении добиться истины путем  сопоставления различных мнений.

Дискуссия это  активный метод закрепления и  углубления знаний, развития навыков творческого мышления и умения вести спор. В то же время дискуссия – весьма эффективный способ убеждения, основанный на самостоятельном освоении истины. Из психологии известно, что человек лучше всего воспринимает и запоминает то, к чему он пришел сам, что он сам открыл.

Павлов И.П. считал дискуссию одним из наиболее плодотворных средств в развитии науки. Формальным условием любой дискуссии является наличие какого-либо спорного или нерешенного вопроса. При отсутствии предмета спора или обсуждения дискуссия не возникает.

Полемика –  это не просто спор, а такой при  котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. В переводе с древнегреческого «полемика» означает воинственный, враждебный. Исходя из этого, полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому, или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Таким образом, полемика отличается от дискуссии именно своей целевой направленностью. Если участники дискуссии сопоставляют противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину, то цель полемики иная: надо одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.

Полемика –  это наука убеждать. Она учит подкреплять  мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами. Она  служит воспитанию активной гражданской  позиции, носит боевой, решительный  характер.

 

1.2 Речевое поведение спорящих

 

Поведение спорящих, их манера дискутировать имеют большое  значение и, конечно, влияют на успех  обсуждения. Знание и понимание особенностей манеры спорить, умение вовремя уловить  изменения в поведении своих  оппонентов, понять, чем они вызваны, позволяют лучше ориентироваться  в споре и находить более правильные решения, наиболее точно выбирать вариант  собственного поведения и определять тактику в споре. Поведение спорящих в значительной степени определяется теми целями и задачами, которые они преследуют в споре, личными интересами.

Поведение в споре  зависит и от того, с каким противником  приходится иметь дело. Если противник  сильный, т.е. человек компетентный, хорошо знающий предмет спора, уверенный  в себе, пользующийся уважением и  авторитетом, логично рассуждающий, владеющий полемическими навыками и умениями, то участник спора более  собран, напряжен, пытается сам вникнуть в суть высказываний оппонента, в  большей мере готов к обороне. Со слабым противником, недостаточно глубоко  разбирающимся в предмете обсуждения, нерешительным, застенчивым, не имеющим  опыта в спорах, участник спора ведет себя иначе. Он требует пояснений и дополнительных доводов, чтобы убедиться, не случайно ли оппонент оказался прав, ставит под сомнение его высказывания, при этом чувствует в себе больше уверенности, независимости, решительности.

Спорящим далеко не безразлично, кто наблюдает за спором: кто является свидетелем их победы или поражения. Поэтому в  присутствии одних они ведут  себя более сдержанно, корректно, с  другими они раскованны и свободны, на третьих – просто не обращают внимание. Нередко поведение спорщиков  меняется в зависимости от реакции  присутствующих. Поэтому хорошо, когда  в споре участвуют люди, присутствие  которых может сдержать слишком  горячих, а порой и недобросовестных спорщиков. Важно, чтобы во время  спора была создана такая обстановка, которая не позволяла бы отдельным  спорщикам вести себя высокомерно, с апломбом, а то и нахально.

Поведение спорящих во многом определяется их индивидуальными  особенностями, свойствами темперамента, чертами характера. Диоген Лаэртский рассказывает, что Сократ в спорах был сильнее своих оппонентов, поэтому его нередко колотили и таскали за волосы, а еще того чаще осмеивали и поносили. Но он принимал все это не противясь. Однажды даже он получил пинок, но и это стерпел, а когда кто-то подивился его терпению, он ответил: «Если бы меня лягнул осел, разве стал бы я подавать на него в суд?».

На поведение  спорящих в определенной мере влияют также национальные обычаи и культурные традиции народа. Например, церемониальность, правила речевого общения не позволяют японцам спорить горячо. Это считается непристойным и грубым. Японцы, какой бы пост они не занимали, остерегаются противопоставлять себя другим, боясь оказаться в изоляции, боясь «потерять лицо», стараются не довести спор до открытого столкновения противоположных взглядов. Дискуссии у них длятся долго, так как каждый участник излагает шаг за шагом свою позицию, по ходу видоизменяя ее с учетом высказывания других. Цель их дебатов состоит в том, чтобы выяснить различие во мнениях и постепенно привести всех к общему согласию.

Характерной особенностью речевого поведения спорящих являются мимика, поза, движение, жест.

Наряду с характерными особенностями речи, позой, жестами  и мимикой в поведении спорящих значительное место занимают так называемые экспрессивные движения, которые обычно участниками спора не осознаются, однако прекрасно воспринимаются оппонентами. Так, чрезмерно высокий, пронзительный или дрожащий голос часто расценивается как признак беспокойства. Неожиданные спазмы, изменение скорости и ритма речи, стилистически неоправданные паузы, разрыв слов, форсирование звука, нервный смех, прерывистое дыхание, все это является симптомами напряженного состояния оппонентов. В целом кинетические системы коммуникации во многом определяют характер спора.

 

1.3 Доказывание и убеждение

 

Доказывание и  убеждение это разные процессы, хотя и тесно связанные друг с другом.

Доказывать означает устанавливать истинность тезиса. Убеждать – это создавать впечатление, вселять уверенность, что истинность тезиса доказана, делать слушателей единомышленниками, соучастниками своих замыслов и  действий.

Практика полемических выступлений показывает, что в  споре возникают самые разные ситуации. Участнику спора нередко  приходится переубеждать своего оппонента, так как у того обычно имеется  достаточно твердое мнение по обсуждаемому вопросу. Однако сделать это удается  далеко не всегда. Спорящий логически  правильно доказывает выдвинутый тезис, но это не убеждает оппонентов, так  как доказательство сложно для них  и ими практически не воспринимается. Напротив, убеждают иногда рассуждения, основанные не на доказательстве, а  на предрассудках, на неосведомленности  людей в различных вопросах, вере в авторитеты и т.д. Большое влияние  оказывают красноречие спорящего, пафос его речи, уверенность в  голосе, внушительная внешность и  т.п. Другими словами, можно доказать какое-то положение, но не убедить в  его – истинности окружающих и, наоборот, убедить, но не доказать.

Доказывание имеет  своей логической основой доказательство. Доказательство – это основа убедительности рассуждений и выступления. Любое  доказательство как логический прием, складывается из трех взаимосвязанных  элементов: тезиса, доводов (аргументов) и способа доказывания (демонстрация).

Тезис – мысль  или положение, истинность которого требуется доказать. Тезис всегда должен быть истинным, иначе никаким  доказательствам не удастся его  обосновать. При выдвижении тезиса руководствуются тремя правилами:

1) тезис должен  быть четко сформулирован;

2) тезис должен  оставаться одним и тем же  в ходе всего доказательства;

3) тезис не  должен содержать в себе логического  противоречия.

Доводы (аргументы) – это различные формы доказательности  истинности тезиса. В качестве доводов  различают факт и мнение.

Факт – это  действительное, невымышленное явление, событие, то, что произошло на самом  деле. Факты существуют сами по себе, независимо от того, как их оценивают  и используют в своих целях.

Мнение – это  суждение, выражающее оценку, отношение, взгляд на что либо. Мнения могут  быть предвзятыми, необъективными, ошибочными, на них влияют социальные установки, личностные ориентиры, особенности  характера, психическое состояние, уровень подготовки, степень осведомленности и многое другое.

Информация о работе Культура вопросов и ответов в споре