Содержание
Введение……………………………………………………………………2-3стр.
Вопросно-ответная форма речи…………………………………………...4-6стр.
Роль слова как инструмента
мысли и убеждения делового партнер.…7-9стр.
«Слова-паразиты в речи» , борьба
с ними и методы их устранения…10-12стр.
Заключение ………………………………………………………………….13стр.
Список используемой литературы
………………………………………...14стр.
Введение
Термины и понятия
«язык» и «речь» тесно связаны и взаимодействуют
с терминами и понятиями «речевая деятельность»
, «текст» , «содержание (смысл) текста»
. Поэтому желательно брать язык и речь
не только в соотношении друг с другом,
но и в соотношении с речевой деятельностью,
текстом и смыслом текста.
Язык - знаковый механизм общения;
совокупность и система знаковых единиц
общения в отвлечении от многообразия
конкретных высказываний отдельных людей;
Речь - последовательность знаков
языка, организованная по его законам
и в соответствии с потребностями выражаемой
информации;
Речевая деятельность - совокупность
психофизиологических работ человеческого
организма, необходимых для построения
речи.
Видимо, из различения и определения
этих терминов и понятий следует, что можно
говорить не только о культуре речи, но
и о культуре языка. Это будут очень разные
«культуры» . Культура языка окажется
не чем иным, как степенью развития и богатства
его лексики и синтаксиса, отточенностью
его семантики, многообразием и гибкостью
его интонации и т. д. Культура речи -- это,
как было сказано ранее, совокупность
и система ее коммуникативных качеств.
Совершенство каждого из них будет находиться
в зависимости от разных условий, в число
которых войдут и культура языка, и незатрудненность
речевой деятельности, и смысловые задания
и возможности текста.
Американцы утверждают: «Бизнес - это умение разговаривать
с людьми». Эта непреложная истина
обеспечила успех Дейлу Карнеги, открывшему
свой институт Д. К. в период тяжелой депрессии,
поразившей американскую экономику. Первыми,
кто прослушал в нем курс «Искусство умело
пользоваться речью и оказывать влияние
на людей в деловом мире», были предприниматели
и специалисты, представлявшие экономическую
и управленческую элиту Америки.
К тому времени Дейл Карнеги был уже известным
лектором, успешно читавшим аналогичные
курсы в Нью-Йорке и его окрестностях.
Что же привело в холодный январский вечер
две с половиной тысячи мужчин и женщин
в холл отеля «Пенсильвания»? Пройдя суровую
школу выживания в мире бизнеса, они поняли,
что наиболее крупные удачи в деловом
мире выпали на долю людей, обладающих
помимо профессиональных знаний и умений,
способностью хорошо говорить, склонять
людей к своей точке зрения и рекламировать
себя и свои идеи.
Именно эти качества помогли легендарному
менеджеру США Ли Якокке убедить управленческий
персонал компании «Крайслер» отказаться
от выходных, пойти на снижение собственных
доходов во имя спасения компании, убедить
правительство в необходимости оказать
ей помощь в период тяжелейшего кризиса.
Говоря о своем коллективе, он подчеркивал:
«Сила этих менеджеров в том, что они знают,
как давать поручения другим и как вдохновлять
людей на дело, то есть, они знают, что сказать
«именно сегодня и именно данной аудитории».
Якокка всю жизнь оставался поклонником
Института Карнеги. «Конечно, не каждый
менеджер обязан быть оратором или писателем.
Но из школы выходит все больше ребят,
не обладающих элементарной способностью
ясно излагать свои мысли», - пишет он в
своей книге «Карьера менеджера», выдержавшей
несколько изданий на разных языках. К
сожалению, это не только американская
проблема.
Уметь выразить свою мысль ярко, образно,
убедительно, доступно, уметь расположить
к себе собеседника, аудиторию, уметь грамотно
вести деловую переписку, составить текст
документа должен не только менеджер,
руководитель предприятия. Эти требования
распространяются на всех людей, вступающих
в социально-правовые отношения и руководящих
действиями других людей.
На практике мы часто сталкиваемся с речевой
беспомощностью и функциональной безграмотностью
руководителей всех уровней. Неясное представление
особенностей функционирования языка
в различных сферах, не познание особенностей
устной и письменной форм речи, жанровых
особенностей документов, устных жанров
и речевых норм не является, к сожалению,
редкостью в среде управленцев, снабженцев,
финансистов, как, впрочем, и среди представителей
других профессий.
1.Вопросно-ответная
форма речи
В вопросно-ответной форме,
как правило, проходят беседы, переговоры,
консультации и т.п. Вопросы помогают привлечь
внимание собеседника, расположить его
к себе, установить с ним доверительные
отношения, получить необходимую информацию,
побудить к конкретным действиям. Без
вопросов и ответов редко обходится ораторское
выступление. Особую роль вопросно-ответная
форма играет в процессе судопроизводства.
Как отмечают В.И.Кириллов и А.А.Старченко,
она служит процессуально-правовым алгоритмом,
определяющим основные направления, важнейшие
позиции и пределы судебного исследования
по уголовным и гражданским делам. Поиск
ответов на интересующие следствие и суд
вопросы составляет основное содержание
допросов, следственных экспериментов,
освидетельствований, очных ставок и других
следственных действий.
Вопрос и ответ представляют
собой определенные логические формы.
Вопрос – это выраженная в вопросительном
предложении мысль, направленная на уточнение
или дополнение знаний. Вопрос опирается,
как правило, на определенную систему
знаний. Всякий вопрос включает в себя,
прежде всего исходную информацию, которая
называется базисом или предпосылкой
вопроса. Кроме того, в вопросе есть указание
на ее недостаточность и необходимость
дальнейшего дополнения и расширения
знаний. Вопрос не является суждением,
поэтому он не бывает истинным или ложным.
Чтобы задать вопрос, необходимо иметь
уже какое-то представление о предмете
обсуждения. Чтобы ответить на вопрос,
то нужны знания, способность правильно
оценить содержание и характер вопроса.
Ответ – это новое суждение, уточняющее
или дополняющее в соответствии с поставленным
вопросом прежнее знание. Полученное в
ответе знание, расширяющее или уточняющее
исходную информацию, нередко служит базисом
для постановки новых вопросов.
В современной научной, учебной
и методической литературе существуют
разные классификации вопросов и ответов.
Наиболее распространенными
являются классификации вопросов по следующим
основаниям: семантике, функциям, структуре,
отношению к обсуждаемой теме, отношению
к адресату.
Уточняющие (закрытые) вопросы направлены на выяснение
истинности или ложности выраженного
в них суждения. Например, «Действительно
ли состоялось заседание комиссии по делам
несовершеннолетних?». В предложениях,
содержащих закрытые вопросы, употребляется
частица ли, которая является их грамматическим
признаком. Ответ на такие вопросы, как
правило, ограничен словами: да или нет.
Восполняющие (открытые) вопросы связаны с выяснением
новых знаний относительно событий, явлений,
предметов, интересующих слушателя. Грамматическими
признаками таких вопросов являются вопросительные
слова: кто, что, где, когда,
как, почему и др. Приведенный выше закрытый
вопрос можно преобразовать в открытый.
Например, «Когда состоялось заседание
комиссии по делам несовершеннолетних?».
Простые и сложные
вопросы (по структуре.) По составу и уточняющие, и восполняющие
вопросы бывают простыми и сложными. Простые вопросы не могут быть расчленены,
они не включают в себя другие вопросы. Сложные вопросы можно разбить на два или несколько
простых.
Приведем пример. Уточняющий
вопрос «Верно ли, что подсудимому предъявлено
обвинение по статьям 105 и 162 ч. 2 УК РФ?»
является сложным. Он состоит из двух простых
вопросов («Верно ли, что подсудимому предъявлено
обвинение по статье 105 УК РФ?» и «Верно
ли, что подсудимому предъявлено обвинение
по статье 162 ч. 2 УК РФ?»). Ответы на них
могут быть разными. В восполняющем сложном
вопросе «Когда и в каком районе города
будет открыта новая нотариальная контора»
тоже можно выделить два простых вопроса
«Когда в нашем городе будет открыта новая
нотариальная контора?» и «В каком районе
нашего города будет открыта новая нотариальная
контора?». Сложный восполняющий вопрос
содержит несколько вопросительных слов.
В зависимости от типа связки
сложные вопросы могут быть соединительными (два и более простых вопроса
соединены союзом «и»),разделительными (два и более простых вопроса
соединены союзом «или»), смешанными (объединение соединительных
и разделительных вопросов).
Виды ответов
-По существу вопроса и не по существу
вопроса (по отношению к вопросу.)
Ответ по существу поставленного вопроса выполняет
свое основное назначение – уточняет
имеющуюся информацию или сообщает новую.
Если ответ не связан с вопросом, он расценивается
как «ответ не по существу» и не рассматривается. Такие
ответы появляются, когда отвечающий не
понял заданного вопроса, или сознательно
пытается уйти от ответа, перевести разговор
на другую тему.
- Истинные и ложные
(по отношению к действительности).
Если ответ содержит суждения,
правильно отражающие действительность,
он считается истинным. Ответ, не соответствующий
действительности, является ложным.
- Прямые и косвенные
(в зависимости от области поиска ответа).
Прямые ответы не требуют дополнительных
построений и рассуждений. Например, на
вопрос «В каком году была проведена судебная
реформа?» можно дать прямой ответ «Судебная
реформа была проведена в 1864 году». Косвенный ответ требует использования
более широкой области поиска ответа.
Нужная информация в косвенном ответе
получается выводным путем. Так, на вопрос
«В каком году была проведена судебная
реформа в России?» можно дать такой косвенный
ответ: «Судебная реформа в России была
проведена через 3 года после крестьянской
реформы 1961 года».
- Краткие и развернутые
(по грамматической структуре).
Краткие ответы содержат только один элемент,
выражающий отрицание или утверждение
(нет, да) либо устраняющий неизвестность
переменой вопроса. Например, «Подсудимый.
Признаете ли вы себя виновным» - «Нет!».
Развернутые ответы повторяют все элементы вопроса.
Например, «Подсудимый. Признаете ли вы
себя виновным?» - «Нет, я не признаю себя
виновным».
-Полные и неполные
(по объему информации). Полный ответ содержит информацию
по всем элементам вопроса. Например, на
сложный вопрос «Где, когда и кем было
совершено преступление» полным будет
ответ: «Преступление было совершено Авдеевым
на территории завода 25 февраля 2002 года».
Неполный ответ содержит информацию
лишь на некоторые элементы вопроса.
- Точные (определенные)
и неточные (неопределенные) (по степени
точности).
Неточность ответов часто связана с двусмысленностью
употребляемых понятий, а также с неопределенностью
вопросительных слов (кто? что? где? когда?
как? и др.). Например, в вопросе «Кто совершил
преступление?» под словом кто может подразумеваться фамилия,
имя, отчество преступника; возрастная
характеристика (подросток, юноша, пожилой
человек и т.д.); национальная принадлежность;
профессия. Применение вопросно-ответной
формы речевой коммуникации : Итак, вы начали общаться, что
делать дальше? Все очень просто — учитесь слушать, людям нравится,
когда их слушают. С хорошим слушателем
хочется быть откровенным, хочется делиться
с ним своими мыслями и переживаниями.
Развивайте навыки активного слушания — это поможет вам расположить
собеседника к себе, он должен чувствовать
от вас отдачу. Также следует
помнить, что доверительные отношения построены
на взаимности. Если вы хотите, чтобы человек
доверился вам, вы должны довериться ему.
Страшно? Еще бы — вы ведь не можете на
все 100% быть уверенными в том, что ваше
доверие не будет обмануто. Точно так же
не уверен и человек, чье доверие вы хотите
заслужить. Так что доверие за доверие.
И напоследок: если вы хотите создать
доверительные отношения с человеком,
который вам небезразличен, со временем
у вас обязательно все получится. Просто дайте
вашим отношениям развиваться в естественном
темпе, и уровень взаимного доверия будет
расти с каждым днем.
2. Роль слова как инструмента
мысли и убеждения делового партнера
Для
того чтобы доказать собеседнику что-либо
или переспорить оппонента, недостаточно
одних лишь сильных аргументов, фактов.
Какими бы убедительными они ни казались,
без тактического обеспечения процесс
убеждения может быть затруднён и неоправданно
растянут во времени. Кроме общеизвестных
тактических методов, к которым прибегают
в любой дискуссии, необходимо запастись
личным арсеналом приёмов. Среди них немало
вполне корректных, ещё больше - стоящих
на границе разрешённых и великое множество
спекулятивных. Деловым людям, а также
всем считающим себя воспитанными, современными
(в хорошем смысле слова), полезно начать
ознакомление с приёмами убеждения партнёра
с первой категории
Прямое убеждение
В
психологии коммуникации убеждением называется
метод воздействия на сознание личности
через её собственное мышление. То есть
человеку, до которого доведена некая
информация, прямо или косвенно предлагается:
- осмыслить её;
- критично подойдя к
ней, отобрать существенное, истинное,
отбросить ложное;
- определённым образом
систематизировать воспринятое;
- выработать суждение, высказать
либо оставить при себе оценку;
- в зависимости от результатов
прохождения перечисленных этапов
принять решение и т.п.
Убеждение
составляет основу переговорного процесса,
дискуссии, полемики, спора любого уровня
сложности и напряжённости. Мы обратим
особое внимание на методы, обеспечивающие
позитивный подход к партнёру. Поставив
перед собой цель убедить собеседника,
что-либо ему доказать, мы чаще всего сознательно
или интуитивно нацеливаемся на психологическую
установку.
Пример:
Прямое убеждение, по мнению психолога
В. Шрамма, окажется действенным, если:
-
предлагаемая информация будет
соответствовать потребностям личности,
мотивам, нормам группового поведения,
законам социума;
-
передаваемая информация будет
соответствовать требованиям, предьявляемым
к структуре и способу аргументации;
-
человеку будет показано направление
движения к цели и он найдёт
подтверждение правильности информации
в самой жизни;
-
прямая аргументация будет умело
сочетаться с другими типами
воздействия (в том числе с
элементами внушения, уловками и
т.п.);
-
и, наконец, если информация будет
представлена в доступной собеседнику
форме, понятой и приемлимой как
по содержанию, так и по стилю
изложения.
Интенция (нацеленность)
Согласно
психологическому словарю, данное слово
обозначает направленность сознания,
мышления, воображения на какой - либо
обьект. А в качестве вполне корректного
приёма убеждения выступает, во- первых,
сам процесс нацеливания собеседника
на конкретный момент обсуждаемой проблемы;
во- вторых, ссылки на неё, перевешивающие
порой другие веские аргументы. Сложное
(на первый взгляд) понятие требует простого
подкрепления.
Пример:
У водителя во время поездки заглох мотор.
Сам он не смог определить причину неисправности,
машину кое- как дотащили до ремонтной
мастерской. Подошёл мужичок, открыл капот,
подумал, ударил молоточком - машина ожила.
- Сколько с меня? - спросил владелец.
- Сто рублей.
- Почему так дорого? За один удар молотком
сто рублей? Как я отчитаюсь перед бухгалтером?
Мастер
достал лист бумаги и написал: «Ударил
молотком - 10 рублей. Знал куда - 90 рублей.
Итого: 100 рублей ».
По свидетельству Клода Шеннона - одного
из создателей математической теории
информации, Альберт Эйнштейн однажды
сказал, что правильная постановка задачи
важнее даже, чем её решение. Для нахождения
приемлемого или оптимального решения
задачи нужно знать, в чём она состоит.
Как ни просто и прозрачно данное утверждение,
чересчур многие специалисты в науке управления
игнорируют очевидное. Миллионы долларов
расходуются ежегодно на поиск элегантных
и глубокомысленных ответов на неверно
поставленные вопросы ». Компромисс
Когда цели определены, логично включать
в убеждение партнёра уловки, отвечающие
политике компромисса. Здесь мы представим
самые важные, эффективно работающие на
процесс убеждения партнёра.
В
конфликтных ситуациях порой требуется
талант дипломата, чтобы привести оппонентов
к этой общей зоне решения. Именно вмешательство
австрийского дипломата фон Ринга спасло
когда-то премьеру оперы Рихарда Вагнера
«Валькирия ». Стресс- фактором, спровоцировавшим
инцидент, выступил сам автор.
Ссылка на удачные доводы партнёров - предоставление им инициативы
Приём
вписывается в известные тактические
рекомендации: «не доказывай лишнего »,
«переложи на другого бремя доказательств
». Вполне лояльный приём, если учесть,
как мало среди нас желающих принять ответственное
решение, особенно в критической ситуации.
В
менее масштабных межличностных столкновениям
применение приёма выглядит примерно
так:
-
Подсудимый, почему вы отказываетесь
от последнего слова?
-
Думаю, это лишнее, господин судья.
Всё, что нужно было сказать, изложил
мой адвокат, а всё, чего говорить
не стоило, сказал прокурор.
Упреждающая аргументация - перехват инициативы
В данном случае речь идёт не о самостоятельном
тактическом приёме, а о лояльной уловке.
Аргумент заменяется неким «вопросом
на засыпку», отвечая на который оппонент
с опозданием обнаруживает несостоятельность
своих контрдоводов (ещё до того, как намеревается
пустить их в ход).
Пришёл
к Фёдору его приятель, он же - давний должник.
Помялся на пороге и начал:
- Старик, я к тебе с просьбой…
-Фёдор, не будь дураком, сообразил, что
за сим последует просьба дать ещё денег,
и пустился на хитрость:
- Вася, у меня к тебе такое предложение:
что бы ты ни просил, я всё исполню, но у
меня встречная просьба - сперва ты исполни
мою, а потом я твою. Идёт?
- Да друг сердечный. Ради тебя я на всё
готов, - опрометчиво согласился Василий.
- Тогда слушай. Я тебя умоляю: не проси
больше у меня в долг…
Прибегая к процессу убеждения, мы с той
или иной степенью жестокости посягаем
на позицию, установку собеседника. Следовательно,
прямо или косвенно, недвусмысленно либо
иносказательно мы внедряем в его сознание,
доносим до него мысль: «Ты не прав », «Ты
не понимаешь », «Ты заблуждаешься » и
т. п. От того, как тонко, в достаточной
мере деликатно мы это делаем, зависит
не только успех переговоров, дискуссии,
выяснение бытовых отношений, но и перспективы
межличностного взаимодействия в будущем.