Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:05, реферат
Развитие научных и практических знаний протекает как переход от ранее установленных суждений к новым, более точным и богатым по содержанию. Этот переход представляет собой последовательность следующих этапов: 1) постановка вопроса, 2) поиски новой информации в определенной области, 3) конструирование ответа на поставленный вопрос.
Логика вопросов и ответов
Развитие научных и практических знаний протекает как переход от ранее установленных суждений к новым, более точным и богатым по содержанию. Этот переход представляет собой последовательность следующих этапов: 1) постановка вопроса, 2) поиски новой информации в определенной области, 3) конструирование ответа на поставленный вопрос.
Грамматической формой вопроса является вопросительное предложение.
Вопрос — это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение исходного, или базисного знания. В процессе познания любой вопрос опирается на какое-либо исходное знание, которое выступает его базисом,выполняя роль предпосылки вопроса. Познавательная функция вопроса реализуется в форме ответа на поставленный вопрос.
Ответ — новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом исходное знание. Поиск ответа предполагает обращение к конкретной области теоретических или эмпирических знаний, которую называют областью поиска ответов. Полученное в ответе знание, расширяя либо уточняя исходную информацию, может служить базисом для постановки новых, более глубоких вопросов о предмете исследования.
Постановка вопроса и поиск информации для ответа составляют явно или неявно присущую любому познавательному процессу вопросно-ответную форму развития знаний. Она всегда выступает направляющим началом в развитии естествознания и техники. Родоначальник индуктивной логики Френсис Бэкон говорил, что мы должны уметь задавать вопросы природе. Таким же путем приобретается исходная информация в социологии, экономике, правоведении, медицине и других областях.
Особая роль принадлежит
вопросно-ответной форме в процессе
судопроизводства. Поиск ответов
на интересующие следствие и суд
вопросы составляет основное содержание
допросов, следственных экспериментов,
освидетельствований, очных ставок
и многих других следственных действий.
В судопроизводстве вопросно-ответная
форма служитпроцессуально-
В качестве примера приведем
предусмотренную Уголовно-про-
При постановлении приговора суд в совещательной комнате разрешает следующие вопросы:
Далее в УПК РФ перечисляются еще пять подлежащих разрешению вопросов, касающихся: признания подсудимого особо опасным рецидивистом; удовлетворения гражданского иска; судьбы вещественных доказательств; судебных издержек; меры пресечения в отношении подсудимого.
УПК РФ предусматривает также вопросы, подлежащие разрешению прокурором по делу, поступившему с обвинительным заключением; вопросы, подлежащие выяснению при предании обвиняемого суду; вопросы, разрешаемые судом при вынесении определения о применении принудительных мер медицинского характера.
§1.Виды вопросов
Рассмотрим основные виды вопросов с учетом: 1) семантики, 2) функций, 3) структуры, 4) отношения к обсуждаемой теме.
1. Семантика вопросов
В отличие от суждения вопрос не содержит ни утверждения, ни отрицания, поэтому выраженную в нем информацию не оценивают в терминах истинности и ложности, т.е. о вопросе не говорят как об истинном или ложном.
Вместе с тем вопрос
явно или неявно включает либо опирается
на определенное исходное, базисное знание,
выступающее его предпосылкой. Качество
базисного знания существенно влияет
на логический статус вопроса, определяя правильность или неп
Если неправильно поставленный
вопрос умышленно используется с
целью запутать отвечающего, то такой
вопрос квалифицируется как улавливающий, или«
2. Функции вопросов
По познавательной функции
вопросы подразделяются на два основных
вида: уточняющие,или ли -вопросы, и
2) восполняющие, или что-
1) Уточняющим называется вопрос, направленный на выявление истинности выраженного в нем суждения. Например: «Верно ли, что Колумб открыл Америку?»; «Является ли Швейцария членом НАТО?».
Грамматический признак уточняющих вопросов — наличие в предложении частицы ли:«Верно ли, что...»; «Является ли...»; «Действительно ли, что...» — и другие синонимичные выражения. Отсюда название уточняющего вопроса — «ли-вопрос».
Схема ли-вопроса в символической записи — ?(р), где ? — оператор вопроса, р — суждение, истинность которого выясняется.
Явно выраженная в ли-вопросе предпосылка — это знание о предмете (Колумбе; Швейцарии и т.п.) и знание о возможном признаке этого предмета (открыть Америку; быть членом НАТО; и т.п.).
Софизм — логическая уловка; софист — человек, прибегающий к логической уловке.
Неизвестным в ли-вопросе является принадлежность предмету указанного признака.
Область поиска ответа в
ли-вопросе ограничена выбором одной
из альтернатив: р v 1 р. Отсюда другое название
этого вопроса — закрытый, или
2) Восполняющим называется вопрос, направленный на выяснение новых свойству исследуемых явлений. Например: «Где состоялся международный суд над преступниками Второй мировой войны?»; «Кто открыл Америку?»; «Каким законом предусмотрено данное преступление?».
Грамматический признак
восполняющих вопросов — наличие
в предложении вопросительных слов:
кто? что? когда? как? — и других, с
помощью которых стремятся
Схема что-вопроса в символической записи: ? Q ( p ), где ? — оператор вопроса, Q — переменная для вопросительного слова, р — исходная, нуждающаяся в дополнении информация.
В приведенных выше примерах нуждающееся в дополнении знание выражено в следующих суждениях: «Где-то состоялся международный суд над преступниками Второй мировой войны»; «Кто-то открыл Америку», «Совершено определенное (данное) преступление».
Область поиска ответов на что-вопрос представляет собою множество высказываний, определяемых вопросительным словом (кто? что? когда? какой? и т.д.).Найденный ответ дополняет неопределенное базисное знание новой информацией о свойствах:
месте, времени, причинах и т.д. исследуемых явлений. Поскольку ответ на что-вопрос — это выбор истинного суждения из множества возможных, то его называют открытым вопросом.
3. Структура вопросов
По своему составу ли-вопросы и что-вопросы могут быть 1) простыми или 2) сложными.
1) Простым называют вопрос, не включающий в качестве составных частей других вопросов.
В простом ли-вопросе под
оператором вопроса стоит одно суждение
— ?(р). В простом что-вопросе
2) Сложным
называют вопрос, включающий в качестве
составных частей другие вопросы, объединяемые
логическими связками. В зависимости
от типа связки сложные вопросы могут
быть а) соединительными (
а) Соединительный вопрос — это два и более простых вопроса, связанные союзоми.
Схема соединительного ли-вопроса имеет следующий вид: (р л q ), т.е. «верно ли р и верно ли q ?». Пример такого вопроса:«Верно ли, что к обвиняемому одновременно могут быть применены в качестве санкции ссылка и высылка?»
Схема соединительного что-вопроса
может иметь различные
б) Разделительный вопрос — это два и более простых вопроса, связанных союзомили.
Схема разделительного ли-вопроса
имеет следующий вид: (Р v Ч)»
Схема разделительного что-вопроса,
как и в случае соединительного,
также имеет три разновидности.
Первый вариант: ( Qi vQ 2)( p ), т.е. «где или когда имело место р?».Пример
такого вопроса: «Где или когда была Куликовская
битва?» Второй вариант: Q ( p v q), т.е. «Q о
в) Смешанный вопрос — это объединение соединительных и разделительных вопросов:
Приведем пример смешанного вопроса, предусмотренного УПК РФ: «Содержит ли это деяние состав преступления и каким именно уголовным законом оно предусмотрено?»
Этот сложный вопрос состоит из двух простых. Первый из них — ли-вопрос: «Содержит ли это деяние состав преступления?»; его схема — ?(р). Второй — что-вопрос: «Каким именно уголовным законом это деяние предусмотрено?»; его схема — ? Q ( p ). Вопросы эти связаны последовательной конъюнктивной связью: лишь получив утвердительный ответ на первый вопрос, можно ставить второй вопрос. Схема смешанного вопроса имеет следующий вид:
р)л? Q ( p ), т.е. «Содержит ли деяние состав преступления и каким именно уголовным законом оно предусмотрено?»
4. Отношение к обсуждаемой теме
В процессе обсуждения спорных
проблем в науке, политике, судопроизводстве
или деловых беседах
Вопросы «не по существу», как правило, не принимаются к обсуждению в рационально организованной дискуссии. Стороны вправе не отвечать на них, мотивированно отклонив их как не имег щих отношения к делу.
§ 2. Виды ответов
Познавательная функция
вопроса реализуется в форме
вновь полученного сужения —отв