Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 20:16, реферат
Слово «логика» в современном его употреблении – это многозначное слово. Оно происходит от древнегреческого «логос», которое имеет также множество различных значений: слово, мысль, разум, понятие, рассуждение.
Содержание
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос: логика как наука 3
Задание 2. Определите следующие понятия:
закон мышления, алогизм, истина, непротиворечивость,
обоснованность, определенность,
последовательность, формально-логический
закон, софизм, паралогизм
Задание 3. Решите тест: Определите вид
отношения между понятиями
1. «Арендатор» – «инженер» 2. «Бережливость» – « 3. «Квадрат» – «прямоугольник с равными сторонами» 4. «Взятка» – «растрата» 5. «Право» – «нравственность» |
1. Отношение равнозначности 2. Отношение подчинения 3. Отношение соподчинения 4. Отношение пересечения 5. Отношение противоположности |
Логика как наука
Логика – это наука о законах и формах правильного мышления.
Объект науки – область действительности, на которую направлена деятельность или познание.
Объект формальной логики – абстрактное мышление
Предмет науки – та сторона объекта, на которую направлено познание данной науки.
Предмет формальной логики – законы и формы правильного мышления
Понятие логики
Слово «логика» в современном его употреблении – это многозначное слово. Оно происходит от древнегреческого «логос», которое имеет также множество различных значений: слово, мысль, разум, понятие, рассуждение.
Под словом «логика» часто также понимают сами законы логики (так называемые законы правильного мышления): правильное сочетание мыслей в рассуждении.
Слово «логика» также употребляют, когда имеют в виду связи, отношения, законы развития вещей и явлений материального мира: «логика вещей», «логика событий».
Но в рамках науки логики следует употреблять ее в следующем понятии: логика - наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.
Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путем, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому ее также можно определить как науку о способах получения выводного знания.
Современная логика применяется в методологии наук, вычислительной технике, программировании, информатике, философии математики и логическом анализе естественных языков.
Мышление – это высшая по отношению к чувственному познанию форма отражения бытия, состоящая в целенаправленном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании идей, в прогнозировании событий и действий.
Систематизируя имеющиеся знания, люди посредством мышления открывают законы природы, общества и познания, проникают в сущность явлений, определяют закономерную связь между ними.
Основные формы познания
Чувственное познание:
Ощущуние – отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств (синтез данных отдельных ощущений)
Представление – обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент
Рациональное познание:
Понятие – форма мышления, отражающая существенные, необходимые свойства, являющиеся общими для ряда явлений, предметов.
Суждение – связь между понятиями, через которую утверждается или отрицается связь между явлениями действительности
Умозаключение – мыслительная операция, посредством которой из нескольких суждений – посылок выводится новое суждение-следствие.
Иррациональные формы познания – интуиция и т.д.
Самостоятельность мышления
Являясь производным от бытия, мышление, вместе с тем, обладает относительной самостоятельностью, которая может иметь как позитивную, так и негативную направленность.
Позитивность самостоятельности решения проявляется
-в способности опережать бытие и предвидеть будущее
-в творческом характере мышления
-в умении людей обмениваться информацией, вырабатывать тактику и стратегию взаимодействия
- в способности понимать других
Негативность самостоятельности мышления проявляется
-в потере человеком
контроля над соответствием
-в неспособности адекватно
воспроизводить в духовном
-в отрыве мысли от своего объективного основания
-в формулировании знаний,
которые искаженно отражают
В конечном итоге самостоятельность мышления заключается в том, что оно само является объектом познания. Мышление познается человеком так же, как и любой предмет физической реальности, отражаемый мышлением. Мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Но чтобы этого добиться, надо правильно мыслить. Поэтому логику часто называют наукой о правильном мышлении. Таким образом, объектом логики как науки является мышление.
Главной особенностью мышления как объекта в том, что он идеален. Пояснение различия между материальным и идеальным дал русский философ А.Ф. Лосев. Он пояснил, что действительную палку можно строгать, ломать и даже совсем сжечь. Но идею палки нельзя ни строгать, ни ломать, ни жечь. Мышление, его образы и формы не обладают физическими признаками.
Материальное существует в пространстве и во времени, обладает атрибутивными свойствами, доступно человеку как нечто такое, что воздействует на его органы чувств. У идеального ничего этого нет.
Мышление - сложный, многосторонний процесс. И логику в нем интересует отнюдь не все.
Философия изучает происхождение и сущность мышления, его отношение к материальному миру и познанию.
Физиология интересуется тем, как мышление зависит от состояний мозга – материального субстрата мысли.
Психология изучает условия нормального (в соотношении с патологией) функционирования и развития мышления, влияние на него социально-психологической среды.
Генетика старается раскрыть тайны наследования людьми способностей к какой-либо мыслительной деятельности.
Языкознание интересует сущность слова и знака, языка и речи в целом как инструментов мыслительной деятельности человека.
Кибернетика изучает технические возможности моделирования мозга и человеческого мышления. Логика исследует общезначимые формы и средства мысли, необходимые для рационального познания бытия и его конкретных видов.
Человеку присущи различные типы мышления:
Понятийное
Образное
Наглядно-образное
Наглядно-действенное
Логика исследует понятийное (или абстрактно-логическое) мышление.
Абстрактное мышление – это процесс рационального отражения объективного мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, позволяющий проникать в сущность, в закономерные связи действительности, творчески преобразовывать ее сначала в теории, а затем и на практике.
Деятельность экономиста сопряжена, в первую очередь, с мышлением, имеющим экономический характер. Экономическое мышление, в каких бы областях оно ни проявлялось, обладает рядом устойчивых общих характеристик, содержание которых определяется особенностями профессиональной деятельности экономиста:
Нормативная регламентация профессиональной активности (поведения, общения и деятельности) и принимаемых решений в сфере экономики;
Экстремальный характер активности многих экономистов, особенно тех, кто принимает ответственные решения в нестандартной ситуации;
Креативный, творческий характер труда экономиста;
Персональная ответственность экономистов за принятое решение и его реализацию.
Экономическое мышление
Основанием для выделения экономического мышления в отдельный вид является сам характер хозяйственной деятельности как важнейшей сферы функционирования общества. Экономическое мышление не просто отражает экономические явления, а через них и многие другие виды отношений, но и конструирует своеобразную картину социального бытия. Связность этой картины также обеспечивается логическими средствами.
В различных по содержанию мыслях можно обнаружить нечто существенно общее. Оно характеризуется не конкретным содержание этих мыслей, а типичностью, схемой, способом построения.
Логический строй мышления
Логический строй мышления человека обладает очень важным свойством – какую бы словесную оболочку ни принимали наши мысли, на каком бы языке ни излагались, они обязательно должны принять общечеловеческие формы. Без этого не возможно осуществить обмен мыслями людей разных поколений и профессий, а также взаимопонимание представителей различных стран и народов.
Наши знания о форме многообразны. Говорят, например, о форме ведения протокола совещания, о форме должностных инструкций. Это способ связи содержательных частей.
Многообразно понимается и логическая форма. Наши мысли слагаются из некоторых содержательных частей. Способ их связи и выражения представляет собой форму мысли. Употребляются в повседневном мышлении и разговорном языке.
Различные предметы отражаются в абстрактном мышлении типично – как факт их существования или не существования, как связь их существенных признаков или отношений – в форме понятий.
В форме суждений выражаются завершенные мысли о предметах.
Возможности и способы получения новых знаний на основе известных истинных суждений закреплены в таких формах мышления, как умозаключения.
Следовательно, каждая из основных форм абстрактного мышления имеет нечто общее, что не зависит от конкретного содержания мыслей, а именно: способ связи элементов мысли (признаков – в понятии, понятий – в суждении, суждений – в умозаключении). Обусловленное этими связями содержание мыслей существуют не само по себе, а в определенных логических формах: понятиях, суждениях и умозаключениях, каждая из которых имеет при этом свою специфическую структуру и логические правила образования.
Рассматривая истинность мышления, формальная (двузначная – когда учитывается правило о том, что любое высказывание может быть или истинным, или ложным. Третьего варианта не может быть) логика исходит из того, что под истиной понимается такое содержание мысли, которое соответствует самой действительности.
Понятие «истина» тесно связано с понятием «правда». Правдивое – это не только истинное, но и логически правильное, а также честное и справедливое. Если же мысль по своему содержанию не соответствует действительности, то она является ложной. Отсюда истинность мышления – это его коренное свойство, проявляющееся в способности воспроизводить действительность такой, какова она есть, соответствовать ей по своему содержанию. А ложность – свойство мышления искажать это содержание, извращать его.
Дезинформация – это предложение ложного знания как истинного, когда истинное знание известно дезинформатору, но скрывается.