Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 20:38, творческая работа
Разделяя философию на физику, этику и логику, у стоиков постоянно возникали разногласия по поводу последовательности изучения этих трех составляющих. Так, Хрисипп полагал начинать изучение философии с логики. А, например, Эпиктет, считал, что логика должна быть завершающим этапом в изучении философии, помогая при этом углубить полученные знания. Но были и те, кто настаивал на неразрывной связи этих трех частей философии и единовременном их изучении.
Логика стоиков……………………………………………………………………3
Версия шаблона |
1.1 |
Филиал |
|
Вид работы |
Творческая работа |
Название дисциплины |
Логика |
Тема |
Логика стоиков |
Фамилия студента |
|
Имя студента |
|
Отчество студента |
|
№ контракта |
Логика стоиков…………………………………………
В философии основателем
Разделяя философию на физику, этику и логику, у стоиков постоянно возникали разногласия по поводу последовательности изучения этих трех составляющих. Так, Хрисипп полагал начинать изучение философии с логики. А, например, Эпиктет, считал, что логика должна быть завершающим этапом в изучении философии, помогая при этом углубить полученные знания. Но были и те, кто настаивал на неразрывной связи этих трех частей философии и единовременном их изучении.
Именно стоики начали первыми использовать термин «логика» как отдельную философскую науку. Они употребляли данный термин в более широком смысле, включив в логику грамматику (науку о языке). Стоики считали, что любые предложения и слова являются знаками, а сами суждения, умозаключения и понятия представляют именно то, что данными знаками обозначается. И именно поэтому, логика должна изучать и мысли, и знаки, которыми они обозначаются.
Логика стоиков разделялась на риторику и диалектику, которая включала в себя грамматику и логику в узком смысле.
Стоики придерживались сенсуализма, не признавая врожденных идей. Они полагали, что все понятия обладают опытным происхождением. Что же касается понимания сущности Вселенной, то тут у стоиков на смену сенсуализму приходит рационализм. Познать сущность Вселенной можно только с помощью разума. Ведь с помощью разума мы можем прийти к достоверности истины, которую затем сформулируем в научной системе.
Стоики считали критерием
Стоики отождествляли научное знание с каталепсисом (схватывание). Под каталепсисом следует понимать очевидную истину, которую мы принимаем и соглашаемся с ней.
Каталептическое представление представляет собой критерий истины определенного предмета, воздействуя на какой-либо субъект и вызывая его согласие. Так рождается каталепсис.
Учения стоиков по представлениям истины не все каталептические. Истинные представления должны постигать истину. Субъект сам определяет истинность или несогласие с представлениями. Он является свободным в своем выборе.
Само по себе «каталептическое представление» может трактоваться по-разному: это либо отношение представления к знанию человека, либо его отношение к предмету, либо к познающему субъекту. Историки по логики до сих пор не пришли к единому мнению, какой именно смысл термина использовали в своих учениях стоики.
У стоиков главным и наиболее сложным вопросом в теории познания являлся вопрос о критерии истины.
Догматики по своим взглядам, стоики полагали, что истину можно познать. Они были полностью убеждены, что именно их философская система представляет собой окончательную истину. Стоики полагали, что душа первоначально абсолютно чиста и что предметы материального мира, воздействуя на нее, откладываются в виде ощущений.
Стоики
провозгласили конечный критерий истины
– научное знание. Тем самым, противореча
своим сенсуалистическим
В школе стоиков было много различных мнений о критерии истины.
Учения стоиков позднего периода основываются не только на научных истинах, но и на мнениях людей, всеобщей практики. Это связано с появлением идеалистических тенденций в стоической школе.
Стоики учили о ненадежности первоисточников нашего знания – чувств. В связи с этим, они предлагали теорию познания как способ разъяснения внешних факторов воздействия. Зенон, утверждал, что душа телесна, а вещи материального мира накладывают отпечаток на душу и возникает ощущение. Т. е. ощущение есть телесный процесс. Хрисипп же определяет данный отпечаток как изменение души. Этот отпечаток может быть как вполне ясным, так и неточным. Для того чтобы определенная информация, поступившая посредством ощущения стала истинным знанием, ей необходимо пройти обработку логическим мышлением.
Стоики отмечали необходимость активного участия души в процессе познания. Душа, по их мнению, должна как бы «схватить» чувственное впечатление. Но это еще не означает, что это впечатление будет истинным знанием, абсолютной непоколебимой истиной, как каталептические представления.
Высшей нормой критерия в своем познании истины стоики признали разум. Однако и ощущения стоики также рассматривали как один из критериев истины, говоря об объективных чувственных данных. Стоики также отмечали, что не все можно познать с помощью одних ощущений.
Стоики, в своем учении о критериях истины, подобно Демокриту, главную роль отдают «мудрецу». Они выражают свое критическое отношение к данным чувственного восприятия.
Так же, как и Демокрит, стоики могли доверять только такому мышлению, которое использовало бы логические приемы. Например, Хрисипп признавал пролепсис и каталептическое представление в качестве твердых истин.
Стоик Боэт в качестве четвертого критерия к демокритовским трем присоединил еще и науку.
В теории познания стоики выступили против учений Платона и Аристотеля, они были номиналистами. Они отвергали существование общего, признавая реальными лишь единичные вещи.
В вопросах о родовых понятиях учение стоиков переходит к рационализму.
Зенон, являясь основателем стоической школы, установил большинство положений теории познания. Хрисипп, второй основатель Стой, подошел к разработке теории познания всесторонне. Он очень тщательно занимался изучением стоической силлогистики. В логику же Хрисипп ввел педантический формализм, ставший затем отличительной чертой логики.
Стоики учили, что любое истинное положение должно быть логически доказуемым. Взяв этот факт во внимание, приходим к выводу, что логика в узком ее смысле - это учение о доказательстве (точно так же считал и Аристотель). А как мы уже знаем, любое доказательство недопустимо без умозаключений. А умозаключения, в свою очередь, состоят из суждений. По мнению стоиков, только суждения могут быть как истинными, так и ложными, а умозаключения бывают только правильными, либо неправильными.
Стоики разделяли сложные и простые суждения. В сложных суждениях стоики выделяли разделительные, соединительные, условные и др. Простые же разделяли на суждения по модальности, по количеству и по качеству. По мнению Хрисиппа, основные умозаключения – это соединительные, разделительные и условные.
Чтобы заключение стало истинным, нужно выполнить два условия. Первое, истинность посылок в силлогизме. Второе, правильность вывода заключения из посылок.
Все высказывания стоики разделяют на полные (предложения) и неполные (предикаты). Предложения могут быть истинными, ложными, отрицательными или утвердительными.
Если сравнивать с Аристотелем, стоики построили новое учение о суждении и понятии. Стоики придерживались номиналистической позиции в философии, разделение на виды и роды в логике является второстепенным значением.
В теории дефиниции стоики не определяют род, вид, сущность какого-либо определения. По их мнению, дефиниция есть не что иное, как классификация признаков, которыми обладает данная вещь.
Стоики говорили, что именно дефиниция может наиболее подробно выразить различия того или иного предмета, вещи.
Теорию логического деления стоики также рассматривали с номиналистической позиции. Они признавали только логическое деление вещей.
В вопросе о категориях, стоики, в отличие от Аристотеля, рассматривают категории с номиналистической позиции. Учение стоиков построено по принципу субординации.
Рассматривая систему
Я считаю, что стоики полностью изменили смысл «категории», ее роль в познании.
Стоики выделяли одну общую категорию,
которая была универсальна и охватывала
все стороны жизни –
Пространство, время, пустота, чистые объекты мышления стоики относили к предметам без субстанции. К чистым объектам мышления относилось качество, отношение и состояние. Качество стоики приравнивали к сущности субстанции, а состояние видели в качестве временного нахождения вещи в определенном состоянии. Отношение рассматривали как преходящее свойство вещи.
Стоические учения о суждении образовывались из условного суждения, так называемой «пропозиции». «Пропозицию» стоики понимали как «совокупное». Стоики практически не использовали общие понятия. Они больше употребляли условные суждения, которые могли бы подтвердить наличие как одного факта, так и другого.
Для возникновения новых истин должны присутствовать определенные выводы, значит, логика и есть наука о выводах. Стоики полагали, что именно логика должна начинаться с анализа условных суждений.
Свои умозаключения стоики подвели к пяти типам дизъюнктивной и условной форм. Хрисипп учил пяти формам силлогизмов.
В основе учения стоиков об умозаключении была теория знаков. Под знаком стоики понимали определенный предмет или явление, связанное с другим таким же, но служащее для него средством познания. Для стоиков в этом смысле была характерна позиция умеренного номинализма.
Стоики первыми начали развивать теорию импликации.
Стоики настаивали на необходимости аналитических выводах. Только таким образом выводы могут иметь доказательную силу.
В своих учениях стоики пользовались законом противоречия, как основным законом мышления.
Таким образом, логика стоиков шагала по новому пути своего развития.
У стоиков, центральная идея – идея необходимости. Логика стоиков была органически связана с общими философскими мировоззрениями и основывалась на них.
Стоики учили беспристрастию, как путь к блаженству. Страсти они разделяли на удовольствие, страх, печаль и вожделение.
В вопросах о познании мира стоики учили стремлению к совершенству.
Стоики учились быть терпеливыми, умеренными в своих желаниях, мужественными в преодолении трудностей.
Для стоиков источником зла выступали страсти, например, трусость, несправедливость.
Среди представителей среднего стоицизма
следует выделить Панеция и Посидония,
которые способствовали облегчению
ригоризма первоначального
Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий являются представителями более позднего стоицизма.
Сенека, например, делил философию на этику, физику и логику. Однако доминировала этика. Он считал, что знание необходимо для того, чтобы человек смог достичь мудрости.
Логика стоиков, их многочисленные учения, безусловно, заслуживают большого внимания и уважения. Я считаю, что без их учений мы вряд ли могли бы познать логику как науку во всем ее многообразии.
Ок. – около
Н.э. – наша эра
Гг. – года
Тд. – так далее