Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 11:19, дипломная работа
Целью проводимого исследования является изучение транспортной логистики на предпрятии и разработка путей ее оптимизации.
Предметом проводимого исследования является предприятие Geipel Decken- und Profilsysteme GmbH.
Введение 2
1 Теоретические основы логистики 6
1.1 Сущность и виды логистики 6
1.2 Современные формы организации логистики 17
2 Практическое значение логистики в развитии транспортных услуг 26
2.1 Анализ состояния автомобильного транспорта на предприятии 26
2.2 Разработка предложений по оптимизации управления транспортной логистики на предприятии и анализ результатов 30
Заключение 43
Глоссарий 46
Список использованных источников 50
Приложения 52
Несмотря на значительное количество работ по проблемам организации логистической деятельности, следует отметить, что в настоящее время целостного рассмотрения проблемы трансформации логистической парадигмы в условиях постиндустриализма пока не предложено. Отсутствует также единый подход к решению ряда принципиальных теоретических вопросов. Прежде всего, это касается применяемой терминологии, позволяющей отличать системную форму от сетевой, научной классификации форм и разновидностей логистического системного и сетевого взаимодействия, что затрудняет организацию логистической деятельности.
Концептуальные основы системной формы организации изложены в трудах Л.фон Берталанфи, Д. Бауерсокс., Г.Вунш, Д. Клосс, Д. Вуд., Д. Джонсон, Д. Вордлоу, Р.Робертсон, Ф. Уэбстер, Р. Хендфилд и других. Значительный вклад в интерпретацию данной формы внесли российские ученые: Афанасьева Н.В., Сергеев В.И., Ларионов В.Г., Мельников О.Н., Мершнев Е.С., Проценко И.О., Николайчук В.Е., Украинцев В.Б, Уваров С.А. и многие другие.
Под системным подходом в управлении, в том числе и логистическом понимается систематизированный способ мышления, в соответствии с которым процесс обоснования решения базируется на определении общей цели решения и последовательном подчинении деятельности множества подсистем, план их развития, а также показателей и стандартов работы. В общем смысле системный подход рассматривается как упорядоченная и воспроизводимая процедура выработки решений, принимаемая к аналитическим проблемам любого рода и масштаба. [4,с.6]
Системная форма организации логистики предполагает сознательную, основанную на сотрудничестве, ориентированную на результат деятельность с целью создания и доставки потребителю повышенной ценности. Данная форма организации нашла свое отражение посредством формирования логистических систем, целевая ориентация которых выражается в доставке логистических потоков с заданными количественными и качественными характеристиками в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при оптимальном уровне издержек.
Анализ и обобщение трудов отечественных и зарубежных авторов позволяют выделить четыре основных принципа синтеза логистических систем, однозначно признаваемых в научной среде: сложность, делимость, целостность и структурированность. Остальные признаки либо механически перенесены из теории систем и основ системотехники и не всегда объективно раскрывают содержательные характеристики логистической системы, либо недостаточно аргументированы11.
Однако, на наш взгляд,
важно учитывать такие
Характеризуя в целом системную форму организации, выделим некоторые особенности, раскрывающие положительные и отрицательные ее стороны:
1) системная форма
организации предполагает
2) системная форма организации допускает, что каждый структурный элемент (подсистема, звено) имеет собственные критерии оптимальности, отражающие его внутренние интересы;
3) системная форма
базируется на нодальной
4) доминирующими
5) системная форма
организации при формировании
структуры управления
6) системная форма
организации использует две
С ростом динамики развития рыночного пространства и усложнения управления социально-экономическими процессами объективно появляется необходимость в установлении длительных отношений между участниками экономической деятельности, что соответствует сетевой форме управления [4,5]. Сетевые формы управления достаточно давно появились в экономике, но до недавнего времени из-за ограниченной информационной проницаемости экономической системы не оказывали серьезного влияния на ее развитие в целом, поскольку данные формы не были способны эффективно координировать взаимодействие рыночных субъектов хозяйствования в этих условиях.
Организация деятельности по сетевому принципу дает компаниям следующие преимущества12:
1)возможность концентрации и специализации на функциях, являющихся ключевыми для обеспечения конкурентных преимуществ;
2) значительно снижаются удельные затраты и инвестиции;
3)повышение эффективности
функционирования за счет
4) привлечение независимых организаций для выполнения сопутствующих видов деятельности относительно основной компетенции, повышает качественный уровень перемещения созданных ценностей по рыночной цепочке;
5) различные участники,
признавая свою
6) групповые формы
труда стимулируют
Концептуализация сетевой формы в контексте экономических проблем стратегии бизнеса достаточно широко представлена как в зарубежной (Р.Майлз, Ч.Сноу, Г.Торелли, К.Имаи, Х.Итами, К.Кук, Р.Эмирсон, М.Кастельст и другие), так и в отечественной науке (В. Катькало, С. Паринов, Т.Яковлева, Б. Мильнер, А. Стерлин, А. Ардишвили, М. Шерешева и т.д) . Попытки рассмотреть проявление сетевого подхода в логистике отмечаются в работах таких отечественных ученых как Сергеева В.И., Черновой Д.В., Уварова С.А., Мясниковой Л.А., Миротина Л.Б., Чубукова А.Б., Ташбаева Ы.Э., Иванова Д.А. и других.
В сетевой структуре, также как и в любом другом типе организации, особое место отводится выполнению логистических функций. Проявлением сетевого подхода в логистике является активизация деятельности в экономике по формированию логистических сетей.
В научной литературе [1,6,7] к рассмотрению логистических сетей подходят с точки зрения экономики сетей, в которой действует посыл, что сеть принадлежит одной компании или группе компаний, имеющих единый интерес. В связи с этим традиционно выделяют два класса логистических сетей: сети внутренней логистики и сети внешней логистики. Рассмотренные подходы как раз отражают способы организации внутренней и внешней логистики и описывают лишь сетевые характеристики, являющиеся обязательным атрибутом всех современных эффективных организаций, ориентированных на долгосрочную ценность клиентов, а не на одноразовость транзакций с ними. Этим объясняется отсутствие четких разграничений в понимании термина «логистическая система» и «логистическая сеть», что приводит к подмене одного термина другим, сложности разграничения области функционирования логистической цепи и сети13.
Идентификационной характеристикой, позволяющей четко разграничить системную и сетевую формы организации логистики и на основании этого сформулировать определение логистической сети является признак. В самом общем виде любая сеть, в том числе и логистическая, обладает, по крайней мере, тремя признаками: во-первых, в сети участвуют как минимум три компании контрагента; во-вторых, участники согласовывают, но не объединяют свои функции и устанавливают долгосрочные взаимосвязи; в-третьих, контрагенты осуществляют операции на основании заключенного между ними контракта.
Отмеченных признаков явно не достаточно для отражения сетевой формы организации, поэтому представим характеристики логистических сетей в сравнении с системами с нашей точки зрения в следующей таблице:
Таблица 1 - Сравнительная характеристика логистических систем и логистических сетей
Ключевые характеристики |
Логистическая система (системная форма) |
Логистическая сеть (сетевая форма) |
1 |
2 |
3 |
Автономность сторон |
отсутствует |
присутствует |
Методы управления |
административные |
рыночные |
Интеграция |
вертикально-горизонтальная |
горизонтальная |
Длительность взаимоотношений |
долгосрочные/ среднесрочные |
среднесрочные/ краткосрочные |
Форма взаимодействия участников |
применение власти |
сотрудничество |
Основа взаимодействия |
взаимозависимость |
общие цели |
Используемый ценовой механизм |
закрытое ценообразование: нормирование затрат, бюджетирование |
открытое ценообразование |
Форма закрепления договорных отношений |
классический контракт |
неоклассический контракт |
Степень равноправности взаимоотношений |
этноцентризм |
полицентризм |
С учетом вышесказанного логистическую сеть будем рассматривать как совокупность принципиально равноправных и независимых партнеров, между которыми установлены взаимосвязи по экономическим потокам, основанные на взаимных обязательствах и ответственности, функционирующие за счет общей ресурсной базы.
Изучение логистической сети предполагает выявление целей, а также принципов её построения и функционирования, а также взаимодействия с окружающей средой. Целью формирования логистической сети является снижение транзакционных издержек по сравнению с иерархической формой и максимизация совокупных доходов за счет возникновения сетевого синергетического эффекта. В этом проявляется экономический аспект создания логистических сетей.
Достижение цели обеспечивается за счет14:
1)формирования общей ресурсной базы для снижения издержек ее эксплуатации и воспроизводства;
2)создания общей базы
знаний, обмена необходимыми
3)распределения рисков между партнерами;
4) облегченного алгоритма
осуществления трансакций
5)устойчивости информационных связей ;
6)согласованности действий участников сети;
7) наличия и исполнения внутрисетевых стандартов, связанных с обслуживанием клиентов, переработкой информации, принятием решений, мотивацией, внедрением инноваций и т.п.
Логистическая сеть имеет горизонтальную направленность (в этом ее кардинальное отличие от логистической системы) и основывается на использовании специализации и отлаженном сотрудничестве с поставщиками товаров и услуг. Сущностными характеристиками сетевой формы организации являются следующие:
1) в сетях происходит
отказ от иерархического
2) в сетях имеется множество субъектов, находящихся в отношениях равноправного партнерства;
3) взаимоотношения между
субъектами подчиняются четким
правилам, задающимся не процедурами
(что свойственно для
4) основой взаимодействия в логистических сетях является учет интересов каждого участника логистической сети и умение управлять взаимоотношениями;
5) логистические сети полагаются больше на рыночный механизм, чем на административные процессы в управлении потоками ресурсов;
6) сеть предполагает
использование коллективных
7) участники логистической
сети сосредотачивают усилия
только на ключевых компетенция
Следовательно, сетевая форма организации логистики должна рассматриваться с точки зрения формирования достаточно гибкой полицентрической структуры, позволяющей входящим в нее юридически независимым компаниям, имеющим собственные цели, конкурировать между собой, привлекать новых партнеров и одновременно организовывать и координировать деятельность своих членов. При этом взаимодействие с партнерами строится на использовании рыночных механизмов, а не административных процедур. Указанные особенности позволят трансформировать организации, имеющие иерархические (системные) формы управления в сетевые формы, являющиеся максимально приближенными к современным условиям. Однако следует отметить, что в условиях традиционной экономики чаще отмечают необходимость трансформации сетей в системную форму, которая позволяет достигать конкурентного преимущества за счет жесткого контроля над цепочкой создания ценностей.
Информация о работе Логистика: возникновение, становление, основные факторы, тенденции развития