Логическая система Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 20:47, реферат

Краткое описание

Логическая проблематика и тем более логика как наука не могли возникнуть раньше, чем само мышление стало предметом познания, а оно могло стать предметом мысли и познания только в сопоставлении с тем, что противостоит ему как мыслимое, т.е. в сопоставлении с бытием. Однако постановка вопроса о соотношении мышления и бытия, свидетельствуя о наличии философской проблематики, еще не означает зарождения логической проблематики в собственном смысле слова и тем более - науки логики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Логическая система Аристотеля ……………………………………….5
1.1. Учение о понятии и предложении……………………………..5
1.2. Теория силлогизма……………………………………………...7
1.3. Теория определения…………………………………………….9
1.4. Учение о доказательстве……………………………………….10
1.5. Законы мышления…………………………………………...….14
2. Научная база логики Аристотеля…………………….………...............16

Заключение………………………………………………………………….18
Список использованной литературы………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

логика реферат.docx

— 53.20 Кб (Скачать файл)

      Постулатами (“требованиями”) Аристотель  называет  положения,  которые принимаются в пределах данного научного рассуждения, но принимаются или  при полном отсутствии у исследователя мнения  по  поводу  исследуемого  объекта, или даже при наличии несогласия  учащегося,  исследователя  с  постулируемым положением. “Если принимают (что-то), в то время, как  (учащийся)  не  имеет никакого  мнения  (об  этом)  или  имеет  мнение,  противное   (этому),   то постулирует это”[16].

 

    1. Законы мышления.

      Из чеырех  законов мышления традиционной  логики  Аристотель  установил, по крайней мере, два: закон [запрещения] противоречия и  закон  исключенного третьего. Законы тождества и достаточного основания у Аристотеля намечены  в учении  о  научном  знании  как  знании  доказательном  (закон  достаточного основания) и в тезисе, согласно которому “невозможно  ничего  мыслить,  если не мыслить (каждый раз) что-нибудь одно” [17](закон тождества).

В краткой форме закон [запрещения]  противоречия  звучит  как  “вместе существовать и не существовать нельзя”, а в полной  как  утверждение: “невозможно, чтобы одно и то же вместе было и небыло присуще  одному  и  тому же в  одном  и  том  же  смысле”.  В  “Метафизике”  сформулирован  и

[16] Аристотель. Вторая Аналитика  //Собрание  сочинений,  Москва,  ”Мысль”  - 1978 г., т. 2, с.345-346

[17] Аристотель. «Метафизика» //Собрание сочинений, Москва, ”Мысль” -  1978  г., т. 1, с.81-82.


логический аспект закона [запрещения]  противоречия  в  словах  о  том,  что “нельзя говорить верно, вместе утверждая и отрицая что-нибудь”.  Этот  закон прямо обосновать  нельзя,  однако  можно  опровергнуть  противоположный  ему взгляд, показав его нелепость.

      Закон  [запрещения]  противоречия  у  Аристотеля  абсолютен,   но   он действует только в сфере актуального бытия,  а  в  сфере  возможного  он  не действует. Поэтому и становление, по Аристотелю, существует  как  реализация одной из возможностей,  которая,  будучи  реализованной,  актуализированной, исключает  другие  возможности,  но  только  в  действительности,  но  не  в возможности.

      У Аристотеля  можно найти и  другие  принципиальные  ограничения  сферы действия закона противоречия. Его действие не распространяется  на  будущее, так  как  это  связано  со  сферой  возможности.  Будущее  чревато   многими возможностями, настоящее же бедно, поскольку актуализируется нечто одно,  но оно потенциально богато.

      Обостренной  формой закона  [запрещения]  противоречия  является  закон исключенного третьего,  этот  закон  выражен  так:  “Не  может  быть  ничего посредине между двумя противоречащими (друг другу) суждениями, но  об  одном (субъекте)  всякий  отдельный  предикат  необходимо  либо  утверждать,  либо отрицать”[18].

      Действие  этих законов таково, что закон [запрещения]  противоречия  не обязательно  влечет  за  собой  закон  исключенного   третьего,   но   закон исключенного   третьего   предпологает    действие    закона    [запрещения] противоречия.

 

 

 

 

 

 

 

[18] Аристотель. «Метафизика» //Собрание сочинений, Москва, ”Мысль” -  1978  г., т. 1, с.97-99.


 

  1. НАУЧНАЯ БАЗА ЛОГИКИ АРИСТОТЕЛЯ.

      Во   всех   сочинениях   Аристотеля,   посвященных   вопросам   логики рассматриваются  обобщенные  и,  в  известной  мере,  формализованные   виды умозаключения и доказательства.

      Но  логика  Аристотеля  возникла  не   в   безвоздушном   пространстве логических абстракций. Она возникла  как  попытка  логического  исследования тех форм и видов логического мышления, которые действуют в умозаключениях  и доказательствах науки. Логика не предписывает науке ничего, что не  было  бы выведено из бытующих в самой  науке  форм,  методов.  Для  Аристотеля  такой подход  для  нахождения  форм  логического  мышления  естествен:  ведь   сам Аристотель был  не  только  крупнейшим  философом  своего  века,  но  и  его крупнейшим  ученым  широкого  творческого  охвата.  Именно  эта   широта   и “универсальность”  выдвигает  важный  вопрос:   на   каких   именно   науках основывался Аристотель в своих логических исследованиях? Из  каких  научных форм умозаключения и  доказательства,  из  каких  наук  черпал  он  образцы, обобщением  и  формализацией  которых  оказались  выведенные  и  объясненные Аристотелем логические формы мышления ?

      В филосовской  литературе выдвигалось  предположение,  что  научной базой логики Аристотеля были  его  наблюдения  и  исследования,  посвященные вопросам морфологии и физиологии животных. По-видимому, именно  биология,  в частности зоология, представляла в  глазах  Аристотеля  пример  систиматики, классификации предметов на роды и виды.  Различение  биологического  рода  и вида,  выступающее  в  биологической  классификации,  в   логическом   плане основывается  на  операции  определения,  на  которой,   в   свою   очередь, основывается в том же логическом плане доказательство.

      И все  же имеются серьезные  доказательства  о  том,  что  основой  для Аристотеля  оказалась  не  столько   современная   ему   биология,   сколько математика. Известно, что  в  логических  сочинениях  Аристотеля  почти  все иллюстрации, необходимые для обоснования и  разъяснения  логики,  почерпнуты из геометрии.

      И действительно, предметы математики, по Аристотелю, имеют несомненное преимущество по сравнению с органическими существами, известными  из  опыта. Объекты математики - результат абстракций от чувственных предметов опыта. Согласно Аристотелю,”предметом (изучения) математических наук являются понятия, а  не  какая-либо  (материальная)  основа.  Ибо  если  геометрия  и рассматривает некоторую (материальную) основу, то не как таковую”. А  в другом месте он добавляет,  что  наука,  “не  имеющая  дело  с  материальной основой, точнее и  выше  науки,  имеющей  с  ней  дело,  как  арифметика  по сравнению с гармонией”. Правда,  основа  этой  науки  и  ее  понятий  - физическая реальность. Однако,  непосредственная  реальность  математических объектов для науки, как ее понимает Аристотель, уже не в  их  физической,  а только, так сказать, в их  логической  материи:  это  умопостигаемые,  а  не чувственно постигаемые единства рода и видоопределяющего признака.  В  связи с этим математические объекты,  в  известном  отношении,  Аристотель  ставит ниже, чем собственно “формы”,  именно  потому,  что  предметы  математики  - только абстракции и обладают индивидуальностью не в самой  действительности, а только в мысли.[19]

      Но, признавая  умопостигаемую реальность объектов  математики, благодаря которой математическое рассуждение  -  естественный  “материал”,  в  котором раскрывается природа логических операций и форм, Аристотель  борется  против платоновского взгляда на математику. Аристотель осуждает  учение  Платона  о срединном  положении  математики  между  умопостигаемым   миром   “идей”   и чувственно воспринимаемым миром вещей.  Математика  становится  для  Платона средством или орудием знания. Напротив ,  для  Аристотеля  математика  -  не “органон”, не орудие знания, а само знание в его  явлении  или  обнаружении. Для Аристотеля  “органон”  знания  -  не  математика,  а  “аналитика”,  т.е. логика.

                            

 

 

 

 

 

[19] Аристотель. Вторая Аналитика  //Собрание  сочинений,  Москва,  ”Мысль”  - 1978 г., т. 2, с.341-346


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Подводя итог можно сказать, что “логика Аристотеля - это органическая часть его системно - рационализаторского, философского мировоззрения. Она помогает понять многое из его философии, даже его теологию. Изучая его логические произведения можно сказать, что Бог Аристотеля - это идеальный логики.  Аристотель   -   автор оригинальной,  чрезвычайно  тщательно  разработанной   логической   системы, оказавшей огромное влияние на развитие логической науки.

         Великая заслуга Аристотеля состоит в том, что он впервые сделал приемы рассуждения предметом научных изысканий, именно приемы рассуждения как целостные образования, а не только те или иные компоненты рассуждения. Аристотель сделал фундаментальное  для всей  логики  открытие,  вводя переменные. Тем самым было показано, что логика -  это  не  есть  конкретное учение о  конкретных  вещах  или  терминах,  а  логика  -  наука  о  законах силлогизмов, выраженных в переменных. Изучая различные суждения,  формальная логика отвлекается от их конкретного содержания,  выявляя  структуру,  общую для различных по содержанию предметов.

         Благодаря философии Аристотеля многие науки получили свое логическое переосмысление. Возможно, что создание подобной науки - этот был первый шаг в попытке конкретизации мира, желание сделать его более логическим, более рациональным и упорядоченным, а следовательно и более понятным.

 

     

 

     

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аристотель. Первая Аналитика  //Собрание  сочинений,  Москва,  ”Мысль”  - 1978 г., т. 2, с.117-254.

2. Аристотель. Вторая Аналитика  //Собрание  сочинений,  Москва,  ”Мысль”  - 1978 г., т. 2, с.255-346.

3. Аристотель. «Метафизика» //Собрание сочинений, Москва, ”Мысль” -  1978  г., т. 1, с.63-308.

4. Аристотель. «Топика» //Собрание сочинений, Москва, ”Мысль” -  1978  г.,  т. 2, с.347-532.

5. Аристотель. «О софистических опровержениях» //Собрание  сочинений, Москва,  ”Мысль” - 1978 г., т. 2, с.533-593.

6. В.Ф. Асмус  «Античная философия» // Москва, Высшая школа, 1976 г., 543с.

7. Я. Лукасевич «Аристотелевская  силлогвистика  с  точки  зрения  современной формальной логики» //

 

 


Информация о работе Логическая система Аристотеля