Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 21:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ и систематизация знаний по проблеме лжи.
В соответствии поставленной целью были сформулированы задачи:
- проанализировать литературу по данному вопросу;
- рассмотрение сущности лжи, ее определения и видов;
- применение данных знаний на практике в ходе анализа речи
Ложь в управлении.
Язык, речь, произведения искусства и литературы играют огромную роль постоянной борьбе за власть. Выделяется три «типа дискурсивного (речевого) оружия»12:
Речевой этикет – социально одобренная, «договорная» система средств избегания конфликтов с помощью закрепления иерархии социальных позиций в речи. Однако, не только этикет проявления иерархии в речевом поведении. Социальный статус выражается в более глубоких «слоях» речевого поведения, чем выбор этикетных форм и формул.
Значительные различия в речевом поведении «лидера, борющегося за власть» и «лидера, достигшего власти». В первом случае речь служит оружием борьбы за получение высокого или высшего статуса – орудием установления иерархии. Во втором случае речь используется для сохранения достигнутого.
Характеристика этих двух типов речевого поведения важна для понимания особенностей «речей власти» вообще – власти «неперсонифицированной», государственной. Стабильная власть использует иной язык и иную риторику, чем становящаяся власть. Цель политического дискурса первого типа – успокоить сообщество, создать впечатление стабильности. Цель второго – напротив, активизировать массы, создать впечатление наличной катастрофы или кризиса, требующих активных действий. Поэтому в дискурсе «стабильной власти» и в дискурсе «становящейся власти» одна и та же ситуация может быть представлена совершенно по-разному. Аналогичны и различия в поведении этих двух основных типов. Субъект, речь которого насыщенна формами сослагательного наклонения бы( если бы, да кабы),по своей личностной от «типа лидера»и вряд ли сможет когда-нибудь претендовать на такую роль в высоких кругах власти.
Риторические принципы и приемы манипулирования массовой аудиторией:
Использование инстинктов толпы:
Операции со смыслами слов, выражений, высказываний в политической деятельности и средствах массовой информации при представлении информации:
Анализ риторического портрета И.Сталина как пример прямого воздействия на общество.
Цель данного анализа сводится к выявлению индивидуальной речевой манеры И. Сталина и пониманию сути воздействия на общество за счет нее. Для этого нужно рассмотреть особенности акустики речи, ее смысловое движение, кинесику, особенности риторических средств и т.д.
Начну с акустики речи. Тембр глухой, голос довольно низкий, речь ритмичная, ровная, спокойная, с большими паузами, «внушительная». Ритмичность звуковой организации речи напоминает о «ритме власти» - о тяжелой, размеренной поступи Государства. Государство и ритм – проблема особой важности. «Общество держится солидарностью и ритмом. Солидарность – согласие в цели. Необходимо еще согласие в действии. Согласие в действие само по себе есть уже ритм…Нужно его закрепить навсегда… Солидарна масса. Ритмичен только коллектив».13
Кинесика (жесты, мимика, движения) во время речи. Лицо малоподвижно. Движения сдержанные и спокойные, их немного. Манипуляции с трубкой – неторопливые, почти торжественные. Это олицетворенная власть – власть, застывающая в своем величии, власть, превращая человека в статую при жизни. Статуарность позы соответствует «застыванию» в речи.
В смысловом движении речи нет ничего неопределенного, ничего расплывчатого, недоговоренного. Все ясно и правильно (излюбленным началом смыслового единства, фиксирующегося на письме абзацем, служат слова: Ясно, что…, Неужели не ясно, что…,Понятно, что…, Политика партии правильна, потому что…). Слово правильно достигает в текстах сталинских речей поразительной «концентрации», повторяясь необычно часто. Разновидности повтора: анафора, эпифора, параллелизм синтаксических конструкций – характерны для этих текстов. Также еще одним излюбленным риторический прием – риторический вопрос, с помощью которого оратор как бы «вдалбливает» непонятному ученику ясный учебный материал. Сталин как «великий вождь и учитель» учил всех и всему.
Категоричность высказываний (отношение к истине) достигает высшей степени: суждения оратора не допускают никаких иных толкований, они абсолютно истинны. Пример из «заключительного слова по политическому отчету ЦК XVI съезду ВКП(б)»: «Ясно, что линия нашей партии есть единственно правильная линия, причем правильность ее, оказывается, до того очевидна и неоспорима, что даже бывшие лидеры правой оппозиции сочли нужным без малейших колебаний подчеркнуть в своих выступлениях правильность всей политики партии».14
Сталин использует средства косвенного информирования в речи – образность, использование в ней иронии, шутки, намека.
Средства косвенного информирования – это в основном риторические тропы, т.е. система переносных значений и их особые риторические функции. К этой системе относятся: метафора, сравнение, метонимия, ирония, намек, притча, парадокс. Слово, высказывание или текст должны быть «расшифрованы» или дополнены в смысловом отношении, а иногда и «понятны наоборот».
Логосфера тоталитарных сообществ направлена на борьбу, поэтому главное в такой логосфере – нахождение и искоренение врага.
Отличительной особенностью общей тональности речи И.Сталина является грубость, доходящая до прямого хамства. Под хамством нужно понимать осознанную речевую агрессию, целенаправленный агрессивный речевой акт. Логосфера нашей страны в этом отношении получила вполне определенную структуру: целенаправленная речевая агрессия – хамство – стала привычной и проникла даже в те области речевого общения, где никогда прежде не допускались.
Очень интересны особенности намека в речи Сталина. Намек – «сильнодействующее» риторическое средство непрямого информирования. Намек – высказывание, которое должно быть «расшифровано» с помощью «достраивания» начатой говорящим мысли. В тоталитарном обществе и в речи тоталитарного лидера намек принимает особые черты. Это, во-первых, угроза как основной смысл намека, его преобладающая цель. Это, во-вторых, то, что «тоталитарный» угрожающий намек адресован всему обществу. «Кто виноват в этом? МЫ виноваты…»15
И последняя из рассматриваемых особенностей речи Сталина – это демагогия: в речи открыто заявляется то, что прямо противоречит действительности и истине. Слово абсолютно, открыто и принципиально отделяется и отлучается от мысли.
Таким образом, анализ риторического портрета И.Сталина очевидно показал яркий пример воздействия на общество. С помощью различных риторических и психологических приемов искажалась истина, скрывалась суть сказанного, что способствовало достижению целей правительства.
Заключение
В данной работе я рассмотрела понятие, виды, семантику и психологию лжи. Проанализированы основные определения, которые позволили более полно понять проблему лжи. Основной проблемой лжи в психологической науке, выявленной в моей работе, является малая изученность аспектов проблемы.
В главе первой мной освещены такие понятия, как: слово и понятие, истина, ложь, заблуждение, а также их структура и значение. Рассмотрев теоретическую часть, я перешла ко второй главе, в которой рассмотрела основные аспекты лжи.
Выяснила, что понимание является неотъемлемой частью нашего мышления, а рассуждение – некой формой принуждения. Ведь согласившись с одними утверждениями, мы лишаем себя возможности утверждать другое, несовместимое с уже допущенным. Чем успешно пользовались софисты, используя различные приемы.
Далее в своей работе я проанализировала риторический портрет И.Сталина. В ходе анализа я на практике рассмотрела как с помощью различных риторических и психологических приемов искажалась истина, скрывалась суть сказанного, благодаря чему достигались цели правительства.
Ложь представляет собой сознательное искажение известной субъекту истины, которым один человек вводит в заблуждение другого, делая это умышленно, без предварительного уведомления о своих целях.
Таким образом, были достигнуты все задачи, поставленные мной в начале изучения темы:
- проанализирована литература по данному вопросу;
- рассмотрена сущность лжи, ее определение и виды;
- применены данные знания на практике в ходе анализа речи
И.Сталина.
Благодаря выполнению этих
задач становится очевидна
Список использованных источников и литературы