Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 15:43, реферат
Приступая к изучению любой науки, прежде всего необходимо выяснить её предмет.
Предмет логики – мышление человека, законы, формы, приёмы мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир.
Вопросы, связанные с познанием действительности – важнейшие вопросы философии. Поэтому логика является философской наукой.
Введение……………………………………………………………..…….….3
1. Роль мышления в познании …………………………………….4
2. Тайная мудрость языка………………………………………….11
3. Виды определений понятий……………………………………..13
4. Классическая логика высказываний и предикатов…………….20
Заключение…………………………….………………………..…………......22
Список литературы……………………………………………..……….…….23
Абстрактное,
или словесно-логическое, мышление
направлено в основном на нахождение
общих закономерностей в
Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.
Если мышление рассматривать в процессе развития его у детей, то можно обнаружить, что раньше всего возникает мышление конкретно-действенное, потом конкретно-образное и, наконец, абстрактно-логическое. Но особенности каждого из указанных видов мышления у детей несколько иные, связь их проще.
Виды мышления являются вместе с тем типологическими особенностями умственной и практической деятельности людей. В основе каждого вида лежит особое отношение сигнальных систем. Если у человека преобладает конкретно-действенное или конкретно-образное мышление, это означает относительное преобладание у него первой сигнальной системы над другой; если же человеку наиболее свойственно словесно-логическое мышление, это означает относительное преобладание у него второй сигнальной системы над первой. Существуют и другие различия в мыслительной деятельности людей. Если они устойчивы, их называют качествами ума.
Понятие ума шире понятия мышления. Ум человека характеризуют не только особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов (наблюдательность, творческое воображение, логическая память, внимательность). Понимая сложные связи между предметами и явлениями окружающего мира, умный человек должен хорошо понимать и других людей, быть чутким, отзывчивым, добрым. Качества мышления - основные качества ума. К ним относят гибкость, самостоятельность, глубину, широту, последовательность и некоторые другие мышления.
Гибкость ума выражается в подвижности мыслительных процессов, умении учитывать меняющиеся условия умственных или практических действий и в соответствии с этим менять способы решения задач. Гибкости мышления противостоит инертность мышления. Человеку инертной мысли более свойственно воспроизведение усвоенного, чем активные поиски неизвестного. Инертный ум - это ленивый ум. Гибкость ума - обязательное качество людей творчества.
Самостоятельность ума выражается в способности ставить вопросы и находить оригинальные пути их решения. Самостоятельность ума предполагает его самокритичность, т.е. умение человека видеть сильные и слабые стороны своей деятельности вообще и умственной в частности.
Другие
качества ума - глубина, широта и последовательность
также имеют важное значение. Человек
глубокого ума способен "доходить
до корня", вникать в сущность
предметов и явлений. Люди последовательного
ума умеют строго логически рассуждать,
убедительно доказывать истинность или
ложность какого-либо вывода, проверять
ход рассуждения.
Наш обычный язык, язык, на котором мы говорим, является полноправным соавтором всех наших мыслей и дел. И притом таким соавтором, который нередко более велик, чем мы сами. В известном смысле, он "классик", а мы только современники самих себя!
Размышляя о языке, русский педагог К.Д.Ушинский писал:"В языке одухотворяется весь народ и вся его родина… Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое".
Обычный, или естественный, язык складывается стихийно и постепенно. Его история неотделима от истории владеющего им народа. Искусственные языки, сознательно создаваемые людьми для каких-либо целей, как правило, более совершенны в отдельных аспектах, чем естественный язык. Но это совершенство в отношении узкого класса целей по необходимости оказывается недостатком в отношении всех других задач.
Естественный
язык, пропитывающий ткань
Разнообразные же искусственные языки, подобно языку математики, логики и т.д. и генетически и функционально вторичны в отношении естественного языка. Они возникают на базе последнего и могут функционировать только в связи с ним. Обычный язык, прежде всего, предназначенный для повседневного общения, имеет целый ряд своеобразных черт. Этот язык является аморфным как со стороны своего словаря, так и в отношении правил построения выражений и придания им значений. В нём нет чётких критериев осмысленности утверждений. Не выявляется строго логическая форма рассуждений. Значения отдельных слов и выражений зависят не только от них самих, но и от их окружения. Почти все слова имеют не одно, а несколько значений. Одни и те же предметы порой могут называться по-разному или иметь несколько имён и т.д. Эти и другие особенности обычного языка говорят, однако, не только об определённом его несовершенстве, сколько о могуществе, гибкой и скрытой силе. И помочь в этом может мышление, объективной материальной формой которого как раз и является язык.
Мысль
становится мыслью и для себя и
для других только через слово - устное
и письменное. Благодаря языку
мысли людей не теряются, а передаются
в виде системы знаний из поколения
в поколение.
Понятие – форма мышления, отражающая предметы в существенных признаках. Признаком предмета называется то, в чём предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.
Понятие представляет собой результат обобщения множества однородных предметов по их общим существенным признакам. Понятия "товар", "здание", образованы в результате отвлечения от индивидуальных признаков отдельных зданий, товаров и обобщения их существенных признаков. Понятие – одна из основных форм научного познания действительности. Создавая понятия, наука отражает в них изучаемые ею вещи, явления, понятия, процессы. Например, современная физика, всё глубже проникая в тайны строения материи, формирует понятия "электрон", "протон" и др.; политическая экономия выработала такие понятия, как "капитал", "стоимость" и др.; правовые науки – понятия "преступление", "вина", "умысел" и т.д.
В научной и практической деятельности часто возникает необходимость раскрыть содержание понятий, которые употребляются в рассуждениях. Так, чтобы правильно квалифицировать совершённое преступление как спекуляцию, нужно знать содержание понятия "спекуляция" (скупка и перепродажа товаров или иных предметов с целью наживы). Если наказание за спекуляцию предусматривает конфискацию имущества, необходимо знать содержание этого понятия (принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества осуждённого, которое является его личной собственностью).
Содержание понятия представляет собой, как известно, совокупность существенных признаков предмета, поэтому раскрыть содержание какого – либо понятия – значит указать его существенные признаки.
Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением, или дефиницией.
Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым (дефиниендумом); понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия, - определяющим (дефиниенсом).
Различают номинальные и реальные определения.
Номинальным (от латинского слова nomen – имя) называется определение, посредством которого взамен описания какого – либо предмета вводится новый термин (имя), объясняется значение термина, его происхождение и т.д. Вот например, "Новая область науки, изучающая комплекс вопросов, связанных с осуществлением космических вопросов, называется космонавтикой"; "Термин "валюта" употребляется в значении: 1) совокупность наличных денежных знаков определённого государства, 2)иностранные наличные денежные знаки и кредитные документы, фигурирующие в чужом государстве".
Реальным называется определение, раскрывающее существенные признаки предмета. Например: "Правосудие – это деятельность суда, состоящее в разбирательстве и разрешении уголовных, гражданских и т.д. дел"; "Улика – доказательство виновности обвиняемого в совершении преступления".
Как видно, номинальные и реальные определения различаются по своим задачам: объяснить значение термина или раскрыть существенные признаки предмета. Иногда значение термина объясняется путём указания на существенные признаки предмета, обозначаемого этим термином. Такое номинальное определение можно легко преобразовать в реальное. Например, "Космонавтика – это новая область науки, изучающая комплекс вопросов, связанных с осуществлением космических полётов". С другой стороны, реальное определение преобразуется в номинальное. Например: "Термином "улика" обозначается доказательство виновности обвиняемого в совершении преступления".
Однако много номинальные определения строятся без указания на существенные признаки предмета и, следовательно, не раскрывают содержание понятия. Поэтому, строго говоря, номинальными определениями не являются.
Различают
также явные и неявные
К явным относятся определения, содержащие прямое указание на присущие предмету существенные признаки. Они состоят их двух чётко выраженных понятий: определяемого и определяющего. Неявными называются определения, в которых содержание определяемого понятия раскрывается в некотором контексте.
Основным
видом явного определения является
определение через род и
Первый
этап – подведение определяемого
понятия под более широкое
по объёму родовое понятие. Родовое
понятие содержит в себе часть
признаков определяемого
Но подвести определяемое понятие под родовое – это ещё не значит определить его. Нужно указать признак, отличающий определяемый предмет от других предметов, относящихся к тому же роду. Эта операция осуществляется на втором этапе, который состоит в указании отличительного признака определяемого предмета. Таким признаком будет видовое отличие. Видовое отличие принадлежит только данному виду и отличает его от других видов, входящих в данный род. Так для логики видовым отличием будет признак, указывающий на предмет этой науки – формы, в которых протекает человеческое мышление, и законы, которым оно подчиняется.
Таким образом, чтобы определить какое – либо понятие, необходимо, во-первых, найти род (ближайший), во-вторых, указать родовое отличие. Нужно, однако, указать, что при определении видового отличия не всегда можно ограничиться одним признаком.
Генетическим (от греческого слова "генезис" – источник, происхождение) называется определение, указывающее на происхождение предмета, на способ его образования. Например: "Шар – есть тело, образованное вращением круга вокруг одного из своих диаметров". Раскрывая способ образования предмета, его происхождения, генетическое определение играет важную познавательную роль, широко используется в ряде наук – математике, физике, химии и др. Являясь разновидностью определения через род и видовое отличие, оно имеет ту же логическую структуру и подчиняется тем же правилам.
При
помощи определения через род
и видовое отличие можно