Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:43, доклад
Предположим, мы знаем, что некто - ученый, и хотим уточнить наши знания о нем. Уточняем: это - русский ученый, выдающийся русский ученый, выдающийся русский ученый-химик, создатель Периодической системы элементов.
Произведенная логическая операция есть операция ограничения понятия. Приведем еще пример. Дано понятие “населенный пункт”.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Правовые основы риэлтерской деятельности. Основные понятия…….4
2. Функции риэлтерской фирмы…………………………………………….9
3. Рациональная организация риэлтерских предприятий………………..14
Заключение…………………………………………………………………….21
Список использованных источников………………………………………...22
Ограничение и обобщение понятий
Предположим, мы знаем, что некто - ученый,
и хотим уточнить наши знания о нем. Уточняем:
это - русский ученый, выдающийся русский
ученый, выдающийся русский ученый-химик,
создатель Периодической системы элементов.
Произведенная логическая операция есть
операция ограничения понятия. Приведем
еще пример. Дано понятие “населенный
пункт”.
Ограничив его, получим понятия: “город”,
“столица”, “столица Российской Федерации”.
Мы видим, что при ограничении происходит
переход от понятия с большим объемом
к понятию с меньшим объемом, т.е. от рода
к его виду и от вида к подвиду. При этом
добавляются новые признаки, позволяющие
сузить объем понятия.
Ограничение - это логическая операция
перехода от родового понятия к видовому
путем добавления к содержанию данного
родового понятия видообразующих признаков.
Пределом ограничения является единичное
понятие: в приведенных выше примерах
это были понятия: “создатель Периодической
системы элементов” и “столица Российской
Федерации”.
Обратная ограничению операция обобщения
понятия состоит в переходе от видового
понятия к его родовому понятию, т.е. от
понятия с меньшим объемом к понятию с
большим объемом. Эта операция совершается
путем отбрасывания видообразующего признака
(признаков). Например, обобщая понятие
“ сиамская домашняя кошка”, получим
следующие понятия: “ домашняя кошка”,
“кошка”, “млекопитающее животное”,
“позвоночное животное”, “животное”,
“организм”.
Обобщение - это логическая операция
перехода от видового понятия к родовому
путем отбрасывания от содержания данного
видового понятия его видообразующего
признака ( признаков).
Пределом обобщения являются универсальные
понятия. В основе операций обобщения
и ограничения лежит закон обратного отношения
между содержаниями и объемами понятий.
Пример: обобщить и ограничить понятие
“промышленный робот”.
Обобщение:
1. Робот;
2. Автоматическая машина;
3. Машина.
Ограничение:
1. Специализированный промышленный робот;
2. Специализированный промышленный робот
для сварки кузовов автомобилей;
3. Специализированный промышленный робот
для сварки кузовов автомобилей, используемый
на автомобильных заводах России;
4. Специализированный промышленный робот
для сварки кузовов автомобилей, используемый
на производственном объединении “ЗИЛ”.
В процессе обобщения и ограничения понятий
следует отличать переходы от рода к виду,
от отношений целого к части (и наоборот).
Так, например, неправильно обобщать понятие
“центр города” до понятия “город” или
ограничивать понятие “учебник “Основы
информатики и вычислительной техники””
до понятия “Алгоритм и его свойства”
(являющегося параграфом в этом пособии),
так как в обоих случаях речь идет не об
отношении рода и вида, а об отношении
части и целого.
В средней школе логическая операция
обобщения понятия применяется буквально
во всех случаях, когда даются те или иные
определения через род и видовое отличие.
Например, “имя существительное - это
часть речи...”, “натрий - это химический
элемент” или (через ближайший род) “натрий
- это металл...”.
Приведем примеры из русского языка.
Ограничением понятия “ предложение”
будут следующие понятия: “простое предложение”,
“ односоставное предложение”, “односоставное
предложение с главным членом сказуемым”,
“безличное предложение”. На этом примере
видна некоторая взаимосвязь операции
ограничения с операцией классификация
понятия “предложение”.
На уроках химии учитель может произвести
операцию ограничения понятия “кислота”,
например следующим способом: “ неорганическая
кислота”, “бескислородная неорганическая
кислота”, “НС1”.