Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 13:22, контрольная работа
Краткое описание
Каждый человек обладает определенной логической культурой, уровень которой характеризуется той совокупностью логических приемов и способов рассуждения, которые человек понимает, а также совокупностью логических средств, которые он использует в процессе познания и практической деятельности.
Логическая культура приобретается в ходе общения, учебы в школе и ВУЗе, в процессе чтения литературы.
Содержание
Введение Предмет и значение логики в системе научного знания. Основные этапы развития логики Логика и формирование культуры мышления Заключение Список литературы
Предмет и значение логики в
системе научного знания.
Основные этапы развития логики
Логика и формирование культуры
мышления
Заключение
Список литературы
1. Введение
Каждый человек обладает определенной
логической культурой, уровень которой
характеризуется той совокупностью логических
приемов и способов рассуждения, которые
человек понимает, а также совокупностью
логических средств, которые он использует
в процессе познания и практической деятельности.
Логическая культура приобретается
в ходе общения, учебы в школе и ВУЗе, в
процессе чтения литературы.
Логика систематизирует правильные
способы рассуждения, а также типичные
ошибки в рассуждениях. Она предоставляет
логические средства для точного выражения
мыслей, без которого оказывается малоэффективной
любая мыслительная деятельность, начиная
с обучения и кончая научно-исследовательской
работой.
Знание логики является
неотъемлемой частью юридического образования.
Оно позволяет правильно строить судебно-следственные
версии, составлять четкие планы расследования
преступлений, не допускать ошибок при
составлении официальных документов,
протоколов, обвинительных заключений,
решений и постановлений.
Знаменитые юристы всегда использовали
знание логики. В суде они обычно не ограничивались
простым несогласием , например с доводами
обвинения, если видели в них логическую
ошибку. Они объясняли, какая ошибка допущена,
говорили, что эта ошибка специально рассматривается
в логике и имеет особое название. Такой
довод оказывал воздействие на всех присутствующих,
даже если присутствующие никогда не изучали
логики.
Знание правил и законов логики
не является конечной целью ее изучения.
Конечная цель изучения логики - умение
применять ее правила и законы в процессе
мышления.
Истина и логика взаимосвязаны,
поэтому значение логики невозможно переоценить.
Логика помогает доказывать истинные
сужения и опровергать ложные, она учит
мыслить четко, лаконично, правильно. Логика
нужна всем людям, работникам самых различных
профессий.
Итак, логика - это философская
наука о формах, в которых протекает человеческое
мышление, и о законах, которым она подчиняется.
2. Предмет и значение
логики в системе научного
знания
Термин "логика" происходит
от греческого слова logos, что означает
"мысль", "слово", "разум",
"закономерность", и используется
в настоящее время в трех основных значениях.
Во-первых, для обозначения всякой объективной
закономерности во взаимосвязи явлений,
например, "логика фактов", "логика
вещей", "логика истории" и так
далее. Во-вторых, для обозначения закономерности
в развитии мысли, например, "логика
рассуждений", "логика мышления"
и так далее. В-третьих, логикой называют
науку о законах мышления. Мы будет рассматривать
логику в ее последнем значении.
Мышление изучается многими
науками: психологией, кибернетикой, физиологией
и другими. Особенностью логики является
то, что ее предметом являются формы и
способы правильного мышления. Логика
как наука включает в себя такие разделы,
как формальная логика, диалектическая,
символическая, модальная и другие. Мы
будем рассматривать формальную логику.
Итак, логика - это наука о способах
и формах правильного мышления. Логической
формой конкретной мысли является строение
этой мысли, то есть способ связи ее составных
частей. Поясню на примере значение понятия
"форма мышления". Возьмем два предложения:
"Все люди смертны" и "Все дороги
ведут в Рим". Одно из них верное, другое
нет. Но по форме они одинаковы. В каждом
из них утверждается что-то о другом предмете.
Если мы обозначим предмет, о котором говорится,
буквой S, а то, что говорится, буквой P,
то получим форму мысли: все S есть P. В эту
форму можно вставить разное содержание.
В формальной логике рассматриваются
основные формы мышления: понятие, суждение
и умозаключение, а также законы из взаимосвязи,
соблюдая которые можно получать правильные
выводы при условии, что исходные положения
истинны. Логическая форма, или форма мышления,
- это способ связи элементов мысли, ее
строение, благодаря которому содержание
существует и отражает действительность.
В реальном процессе мышления
содержание и форма мысли существуют в
неразрывном единстве. Нет "чистого",
лишенного формы содержания, нет "чистых",
бессодержательных логических форм. Однако
в целях специального анализа мы вправе
отвлечься от конкретного содержания
мысли, сделав предметом изучения ее форму.
Можно логично рассуждать, не
зная правил логики, такое встречается
довольно часто. Мы неосознанно используем
логику как что-то само собой разумеющееся.
Но знание логики повышает культуру мышления,
способствует четкости, последовательности
и доказанности рассуждения, усиливает
эффективность и убедительность речи.
Особенно важно знание основ логики в
процессе овладения новыми знаниями, оно
помогает заметить логические ошибки
в устной речи и в письменных произведениях
других людей, найти более короткие и правильные
пути опровержения этих ошибок, не допускать
их самому.
Основные этапы развития логики
История логики неразрывно
связана с историей развития общества.
С развитием трудовой материально-производственной
деятельности людей совершенствовались
их мыслительные способности, а это привело
к тому, что объектом исследования становится
само мышление, его формы и законы.
История свидетельствует, что
отдельные логические проблемы возникли
в I тысячелетии до нашей эры сначала в
Древней Индии и Китае, а затем в Древней
Греции и Риме. Постепенно они оформились
в стройную систему знаний, в самостоятельную
науку.
Основными причинами возникновения
логики являются развитие наук и ораторского
искусства. Наука основывается на теоретическом
мышлении, предполагающем умозаключения
и доказательства. Отсюда необходимость
исследования самого мышления как формы
познания. Ораторское искусство представлялось
прежде всего в многочисленных судебных
заседаниях как потрясающая умы сила убеждения,
буквально заставляющая слушателей склониться
к тому или иному мнению. Логика возникает
как попытка раскрыть тайну этой принудительной
силы речей.
В Древней Греции логику разрабатывали
Парменид, Зенон, Демокрит, Сократ, Платон.
Однако основателем науки логики считается
величайший мыслитель древности, ученик
Платона - Аристотель (384-322 до н.э). Он дал
систематическое изложение логики. Его
основными трудами в этой области явились
"Первая аналитика" и "Вторая аналитика",
в которых дана теория силлогизма, определение
и деление понятий, теория доказательства.
Впоследствии все шесть своих логических
трактатов он объединил под общим наименованием
"Органон" (орудие познания действительности).
Заслуга Аристотеля заключается также
в том, что он сформулировал такие законы
правильного мышления, как закон тождества,
закон противоречия, закон исключенного
третьего. Это он изложил в своем труде
"Метафизика". Аристотель называл
свое творение аналитикой, термин "логика"
вошел в научный оборот позднее, в III в.
до н.э.
После Аристотеля в Древней
Греции логика разрабатывалась стоиками.
Большой вклад в развитие логики внесли
древнеримские политические деятели Цицерон
и Квинтилиан, арабоязычные ученые Аль
Фараби, Ибн Рушд, европейские средневековые
схоласты У. Оккам, П. Абеляр, основавший
собственную школу.
В эпоху Нового времени развитие
науки получает новый импульс, а это, в
свою очередь позволять расширить исследования
в области логики. Известный ученый и философ
Ф. Бекон (1561-1626) опубликовал свое исследование
под названием "Новый Органон", предполагая,
что оно расширит представление человека
о формах познания, дополнив "Органон"
Аристотеля. В этом произведении содержались
основы индуктивных методов, усовершенствованные
позже Д. С. Миллем (1808-1873) и получившие
название методов установления причинных
связей между явлениями (методы Бекона
- Милля).
В 1622 году был издан ставший
знаменитым учебник "Логика Пор-Рояля".
Его авторы П. Николь и А. Арно создали
логическое учение, основанное на методологических
принципах Р. Декарта (1596-1650).
Логика, созданная на основе
учения Аристотеля, существовала до начала
XX в. В XX веке появляется символическая
(математическая) логика, основанная на
идее немецкого ученого и философа Лейбница
(1646-1716), о возможности сведения рассуждений
к вычислениям. Такая логика начала формироваться
в середине XIX века. Ее развитие связано
с именами Дж. Буля, А. М. Де-Моргана, Ч. Пирса,
Г. Фреге, русских мыслителей П. С. Порецкого
и Е. Л. Буницкого и других. Первым капитальным
трудом по символической логика была работа
Б. Рассела и А. Уайтхеда Princiрia Mathematika в
трех томах, вышедшая в 1910-1913 гг. Эта работа
вызвала революцию в логике.
Идеи диалектической логики
восходят к античной и древневосточной
философии, но законченную форму им придали
только представители немецкой классической
философии: Кант (1724-1804), Фихте (1763-1814), Шеллинг
(1775-1854) и особенно Гегель (1770-1831), окончательно
сформулировавший основные идеи диалектики
с точки зрения объективного идеализма.
Диалектическую логику на материалистической
основе разрабатывали К. Маркс, Ф. Энгельс,
В. Ленин.
Современная логика как наука
о законах и формах человеческого мышления
включает в себя две относительно самостоятельные
науки: логику формальную и логику диалектическую.
Формальная логика - это наука
о формах мышления, о формально-логических
законах и других связях между мыслями
по их логическим формам. Формальная логика
является наукой о правильном мышлении,
исследует и систематизирует также типичные
ошибки, совершаемые в процессе мышления,
то есть типичные алогизмы. При применении
средств, вырабатываемых формальной логикой,
можно отвлекаться от развития знания.
Формальная логика изучает формы мышления,
выявляя структуру общую для различных
по содержанию мыслей. Рассматривая понятия,
она изучает не конкретное содержание
различных понятий, а понятия как форму
мышления. Изучая суждения, логика выявляет
общую структуру для различных по содержанию
суждений. Формальная логика изучает законы,
обуславливающие логическую правильность
мышления, без соблюдения которой нельзя
прийти к результатам, соответствующим
действительности, познать истину. Мышление,
не подчиняющееся требованиям формальной
логики, не способно правильно отражать
действительность. Поэтому изучение мышления,
его законов и форм нужно начинать
с формальной логики.
Формальная логика в своем развитии
прошла два основных этапа.
Первый этап - это связь с работами
Аристотеля, в которых дано систематическое
изложение логики. Основным содержанием
логики Аристотеля является теория дедукции,
также содержаться элементы математической
логики. Аристотель сформулировал основные
законы мышления: тождества, противоречия
и исключенного третьего, описал важнейшие
логические операции, разработал теорию
понятия и суждения, обстоятельно исследовал
дедуктивное умозаключение. Учение о силлогизме
составило основу одного из направлений
современной математической логики - логике
предикатов. Дополнением к этому учению
была логика античных стоиков (Зенон, Хрисипп
и других). Логика стоиков - основа другого
направления математической логики
- логики высказываний. Следующими, кто
развил учение Аристотеля, следует назвать
Галена; Порфирия, который разработал
схему отображающую отношения между понятиями;
Боэция, сочинения которого были логическими
пособиями. Логика развивалась и в средние
века, однако схоластика исказила учение
Аристотеля, приспособив его для обоснования
религиозной догматики. Значительны успехи
логической науки в Новое время. Важнейшим
этапом в ее развитии явилась теория индукции,
разработанная Ф. Беконом. Он подверг критике
дедуктивную логику, которая не может
служить методом научных открытий. Методом
должна быть индукция. Разработка индуктивного
метода - огромная заслуга Бекона. Методы
дедукции и индукции не исключают друг
друга, а дополняют. Дж.С.Милль систематизировал
методы научной индукции. Дедуктивная
логика Аристотеля и индуктивная логика
Бекона - Милля составили основу общеобразовательной
дисциплины и составляют основу логического
образования в настоящее время.
Второй этап - это появление
математической логики. Философ Г. В. Лейбниц
считается основоположником. Он пытался
построить универсальный язык, с помощью
которого споры между людьми можно было
разрешить посредством вычисления. Математическая
логика изучает логические связи и отношения,
лежащие в основе дедуктивного вывода.
Для выявления структуры вывода строят
различные математические исчисления.
Другим основанием деления
логики служит различие применяемых в
ней принципов, на которых базируются
исследования. В результате такого деления
имеем классическую логику и неклассические
логики. В.С. Меськов выделяет принципы
классической логики: ”1)область исследования
составляют обыденные рассуждения; 2)допущение
о разрешимости любой проблемы; 3) отвлечение
от содержания высказываний и от связей
по смыслу между ними; 4)абстракция двузначности
высказываний”.
Кроме формальной логики, существует
логика диалектическая, предметом специального
изучения которой являются формы и закономерности
развития знания. Средства диалектической
логики применяются в тех случаях, когда
от развития знания отвлекаться нельзя.
Диалектическая логика исследует такие
формы развития знания, как проблема, гипотеза
и так далее, такие методы познания как
восхождение от абстрактного к конкретному,
анализ и синтез.