Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 21:04, доклад
Ло́гика (др.-греч. λογική «наука о рассуждении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение»).
Хотя многие культуры выработали сложные системы рассуждения, логика как эксплицитный анализ методов рассуждения получила основательное развитие изначально только в трёх традициях: в китайской, индийской и греческой. Несмотря на то, что точные даты не слишком достоверны (особенно в случае Индии), скорее всего, логика возникла во всех трёх культурах в IV веке до н. э.
Основная часть
1.Основные исторические этапы развития логики…………….…………………3
Список сокращений………………………………………………………..……….8
Версия шаблона |
1.1 |
Филиал |
Современная Гуманитарная Академия |
Вид работы |
Творческая работа |
Название дисциплины |
Логика |
Тема |
Основные этапы развития традиционной логики |
Фамилия студента |
Илюхин |
Имя студента |
Алексей |
Отчество студента |
Викторович |
№ контракта |
03202090301004 |
Основная часть
1.Основные исторические этапы развития логики…………….…………………3
Список
сокращений……………………………………………………
Ло́гика (др.-греч. λογική «наука о рассуждении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение»).
Хотя многие культуры выработали сложные системы рассуждения, логика как эксплицитный анализ методов рассуждения получила основательное развитие изначально только в трёх традициях: в китайской, индийской и греческой. Несмотря на то, что точные даты не слишком достоверны (особенно в случае Индии), скорее всего, логика возникла во всех трёх культурах в IV веке до н. э.
Современная логика, разработанная
формально изощрённо, происходит в
конечном счёте из греческой традиции
(аристотелевской логики), которая,
однако, была воспринята не напрямую, а
при посредничестве и комментаторской
деятельности арабо-мусульманских
философов и средневековых
1. Древнекитайская логика
2. Индийская логика
3. Европейская и ближневосточная логика: традиционная логика (в широком смысле)
- Античная и раннесредневековая логика: диалектика
- Средневековая логика:
- Логика европейского Возрождения; диалектика
- Логика Нового времени: традиционная логика (в узком смысле), формальная логика
- Современная логика (общемировая, со второй половины XIX века): математическая логика, символическая логика, логистика (последнее — как правило, в западной литературе).
Логика в своём развитии прошла три порога:
Основной целью творческой работы является изучение основных этапов в истории развития логической науки.
Основные исторические этапы развития логики.
История логики неразрывно связана с историей развития общества. С развитием трудовой материально-производственной деятельности людей совершенствовались их мыслительные способности, а это привело к тому, что объектом исследования становится само мышление, его формы и законы.
История свидетельствует, что отдельные логические проблемы возникли в I тысячелетии до нашей эры сначала в Древней Индии и Китае, а затем в Древней Греции и Риме. Постепенно они оформились в стройную систему знаний, в самостоятельную науку.
Основными причинами возникновения логики являются развитие наук и ораторского искусства. Наука основывается на теоретическом мышлении, предполагающем умозаключения и доказательства. Отсюда необходимость исследования самого мышления как формы познания. Ораторское искусство представлялось прежде всего в многочисленных судебных заседаниях как потрясающая умы сила убеждения, буквально заставляющая слушателей склониться к тому или иному мнению. Логика возникает как попытка раскрыть тайну этой принудительной силы речей.
В Древней Греции логику разрабатывали Парменид, Зенон, Демокрит, Сократ, Платон. Однако основателем науки логики считается величайший мыслитель древности, ученик Платона - Аристотель (384-322 до н.э.). Он написал ряд сочинений по логике, которые впоследствии были объединены под общим названием "Органон" (орудие познания). Аристотель называл свое творение аналитикой, термин "логика" вошел в научный оборот позднее, в III в. до н.э.
После Аристотеля в Древней Греции логика разрабатывалась стоиками. Большой вклад в развитие логики внесли древнеримские политические деятели Цицерон и Квинтилиан, арабоязычные ученые Аль Фараби, Ибн Рушд, европейские средневековые схоласты У. Оккам, П. Абеляр, основавший собственную школу.
В эпоху Нового времени развитие науки получает новый импульс, а это, в свою очередь позволять расширить исследования в области логики. Известный ученый и философ Ф. Бекон (1561-1626) опубликовал свое исследование под названием "Новый Органон", предполагая, что оно расширит представление человека о формах познания, дополнив "Органон" Аристотеля. В этом произведении содержались основы индуктивных методов, усовершенствованные позже Д. С. Миллем (1808-1873) и получившие название методов установления причинных связей между явлениями (методы Бекона - Милля).
В 1622 году был издан ставший знаменитым учебник "Логика Пор-Рояля". Его авторы П. Николь и А. Арно создали логическое учение, основанное на методологических принципах Р. Декарта (1596-1650).
Логика, созданная на основе учения Аристотеля, существовала до начала XX в. В XX веке появляется символическая (математическая) логика, основанная на идее немецкого ученого и философа Лейбница (1646-1716), о возможности сведения рассуждений к вычислениям. Такая логика начала формироваться в середине XIX века. Ее развитие связано с именами Дж. Буля, А. М. Де-Моргана, Ч. Пирса, Г. Фреге, русских мыслителей П. С. Порецкого и Е. Л. Буницкого и других. Первым капитальным трудом по символической логика была работа Б. Рассела и А. Уайтхеда Princiрia Mathematika в трех томах, вышедшая в 1910-1913 гг. Эта работа вызвала революцию в логике.
Идеи диалектической логики восходят к античной и древневосточной философии, но законченную форму им придали только представители немецкой классической философии: Кант (1724-1804), Фихте (1763-1814), Шеллинг (1775-1854) и особенно Гегель (1770-1831), окончательно сформулировавший основные идеи диалектики с точки зрения объективного идеализма. Диалектическую логику на материалистической основе разрабатывали К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин.
В 1930—40-е гг. формальная логика
третировалась официальными философскими
инстанциями как «теоретическая
основа буржуазного мировоззрения»,
нечто несовместимое с
Ситуация несколько изменилась
в 1946—47 гг., когда (по некоторым сведениям,
по личному распоряжению И. В. Сталина)
логика была введена в состав школьной
программы (был написан ряд учебников
(В. Ф. Асмуса, К. С. Бакрадзе, М. С. Строговича)
и даже в сокращенном или
Однако вокруг этой тематики
с переменным успехом продолжалась
борьба «диалектиков» и «формалистов».
В 1950—60-е гг. формальная логика (уже
уйдя из школы) обосновалась в вузах
и исследовательских
Обратной стороной процесса стала контр реакция со стороны «формалистов» по отношению к логикам, стремившимся разрабатывать логику вне программы её формализации. Уже в 1960—70-е г. сложности с публикациями испытывали такие логики, как А. А. Зиновьев (вынужденный затем сменить язык и перейти на «математические» символы), Э. В. Ильенков (покинувший коллектив «Философской энциклопедии» в знак протеста против подмены логической проблематики математической) и др. До некоторой степени эта реакция продолжается даже в постсоветские годы.
Н.э. – нашей эры
Др. - другие
Информация о работе Основные этапы развития традиционной логики