Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 05:11, контрольная работа
Что касается логики, то её задача заключается в том, что бы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать мир.
Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более “грамотно”, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.
Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение. В своей работе я попытаюсь, как можно подробнее рассмотреть одну из форм мышления – понятие (его виды, содержание и объём, отношение между понятиями и логические операции с понятиями).
1. Введение.
2. Общая характеристика понятий.
2.1 Логические приёмы образования понятий.
2.2 Понятие и слово.
3. Содержание и объём понятий.
3.1 Логика содержания.
4. Виды понятий.
5. Отношение между понятиями.
5.1 Совместимые понятия.
5.2 Несовместимые понятия.
6. Обобщение и ограничение понятий.
7. Определение понятий.
7.1 Виды определения.
7.2 Правила определения.
8. Деление понятий.
8.1 Сущность деления.
8.2 Виды деления.
8.3 Классификация.
8.4 Операции с классами.
9. Вывод.
Правила деления
В процессе деления понятия необходимо соблюдать четыре правила, которые обеспечивают четкость и полноту деления.
1. Деление должно быть соразмерным.
Задача деления заключается в том, чтобы перечислить все виды делимого понятия. Поэтому объем членов деления должен быть равен в своей сумме объему делимого понятия.
Правило соразмерности будет нарушено и в том случае, если будут указаны лишние члены деления, т.е. понятия, не являющиеся видами данного рода.
2. Деление должно производиться только по одному основанию.
В процессе деления избранный
нами признак должен
3. Члены деления должны
Это правило вытекает из предыдущего. Если выбрано не одно основание, то члены деления - видовые понятия - будут находиться в отношении частичного совпадения, как в приведенном выше примере.
4. Деление должно быть непрерывным.
В процессе деления родового понятия нужно переходить к ближайшим видам, не пропуская их. Но нельзя переходить от деления на виды одного порядка к делению на виды другого порядка, такое деление лишено последовательности, оно называется скачком в делении.
2) Дихотомическое деление
Дихотомическое деление, или дихотомия, представляет собой деление объема делимого понятия на два противоречащих понятия. Если А - делимое понятие, то членами деления будут два понятия: В и не-В. Например, все современные государства можно разделить на демократические и недемократические, всех граждан - на совершеннолетних и несовершеннолетних
Дихотомическое деление не всегда заканчивается установлением двух противоречащих понятий. Иногда отрицательное понятие вновь делится на два понятия, что помогает выделить из большого круга предметов группу предметов, интересующих нас в каком-либо отношении. В этом случае дихотомическое деление может быть представлено вот так.
По сравнению с делением по видоизменению признака дихотомическое деление имеет ряд преимуществ. В дихотомии не надо перечислять все виды делимого рода: мы выделяем один вид, а затем образуем противоречащее понятие, в которое включаются все другие виды.
Членами дихотомического деления являются два противоречащих понятия, исчерпывающих весь объем делимого понятия. Члены дихотомического деления всегда исключают друг друга; любой предмет может мыслиться только в одном из противоречащих понятий.
Вместе с тем этот вид деления имеет недостатки. Во-первых, объем отрицательного понятия оказывается слишком широким по объему и неопределенным. Во-вторых, строгим и последовательным является, по существу, лишь деление на два первых противоречащих понятия; при дальнейшем делении эта строгость и последовательность нарушаются. Поэтому дихотомическое деление обычно сводится к делению первого понятия.
Рефлексы делят на
условные и безусловные,
Поэтому деление всегда соразмерно. Деление производится только по одному основанию - в зависимости от наличия или отсутствия у предметов некоторого признака.
8.3 Классификация
Особым видом деления является классификация, представляющая собой распределение предметов по группам (классам), при котором каждый класс имеет свое постоянное, определенное место.
Целью классификации является систематизация знаний, поэтому от деления она отличается относительно устойчивым характером и сохраняется более или менее длительное время. Кроме того, классификация образует развернутую систему, где каждый член деления вновь делится на новые члены, разветвляясь на множество классов, закрепляемых обычно в таблицах, схемах, кодексах и т.п.
Такова, например, классификация животных в биологии, охватывающая до 1,5 млн. различных видов животных, или растений в ботанике, включающая 500 тыс. видов растений. Классификация дает возможность рассмотреть это многообразие в определенной системе, выделить интересующие нас виды растений или животных.
Вместе с тем всякая классификация относительна. Многие явления природы и общественной жизни не могут быть отнесены безоговорочно к какой-либо определенной группе явлений.
Например, семью как общественно-
Кроме того, с развитием
знаний классификация, как
8.4 Операции с классами
При помощи логических операций из двух или нескольких классов могут быть образованы новые классы.
Операция объединения классов сложение состоит в объединении двух или нескольких классов в один класс, состоящий из всех элементов, входящих в слагаемые классы.
Операция вычитания классов дает класс, состоящий из элементов, исключающих элементы вычитаемых классов.
Операция пересечения классов умножение состоит в отыскании элементов, общих для двух или нескольких классов (множеств).
Образование дополнения отрицание состоит, таким образом, в образование нового множества путем исключения данного множества из универсального класса, в который оно входит.
Заключение :
Сущность как совокупность всех внутренних, необходимых
свойств и связей предмета, взяты в их естественной взаимозависимости,
отражается в научных понятиях, которые формируются на основе всестороннего исследования предмета и проникновения в его внутреннюю природу с помощью научных методов познания. Термин « существенный признак » нередко употребляется для обозначения признаков предмета, которые хотя и не раскрывают его действительной сущности, но являются важными для его характеристики.
Список использованной литературы :
1. Е.А. Иванов логика учеб. Для вузов М.: 1998год.
2. В.И. Кириллов, А.А. Старченко логика учеб. Для юр. Вузов М.: 1998г.
3. В. Ф. Барков логика учеб. Для ВУЗов М.: 1997 год
4. В. А. Бочаров, В. И. Маркин Основы логики учеб. Для ВУЗов М.: 1997г.
5. Курбатов В.И. логика учеб.для ВУЗов М.: 1996 год.
6. В. Ф. Барков логика учеб. Для ВУЗов М.: 1994 год