Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 13:40, контрольная работа
Наука о законах правильного мышления сложилась в Древней Греции. Ее основателем является великий Аристотель (384-322 гг. до н.э.), хотя теория понятия начала развиваться уже учителем Аристотеля - Платоном (427-347 гг. до н.э.). Однако основные законы логики сформулированы именно Аристотелем. Он же разработал в практически законченном виде ее важнейшие разделы.
Введение …………………………………………………………………………..3
1 Понятие о логическом законе ………………………………………………...43
2 Закон тождества ……………………………………………………………….45
3 Закон противоречия …………………………………………………………...48
4 Закон исключенного третьего ………………………………………………..45
5 Закон достаточного основания ……………………………………………….76
Заключение ………………………………………………………………………65
Библиографический список …………………………………………………….76
4 Закон исключенного третьего
Суждения бывают противоположными и
противоречащими. Например, суждения:
«Сократ высокий», «Сократ низкий», —
являются противоположными, а суждения:
«Сократ высокий», «Сократ невысокий»,
— противоречащими. В чем разница между
противоположными и противоречащими суждениями?
Нетрудно заметить, что противоположные
суждения всегда предполагают некий третий,
средний, промежуточный вариант. Для суждений:
«Сократ высокий», «Сократ низкий», —
третьим вариантом будет суждение: «Сократ
среднего роста». Противоречащие суждения,
в отличие от противоположных, не допускают
или автоматически исключают такой промежуточный
вариант. Как бы мы ни пытались, мы не сможем
найти никакого третьего варианта для
суждений: «Сократ высокий», «Сократ невысокий»
(ведь и низкий, и среднего роста — это
все невысокий).
Именно в силу наличия третьего
варианта противоположные суждения могут
быть одновременно ложными. Если суждение:
«Сократ среднего роста», — является истинным,
то противоположные суждения: «Сократ
высокий», «Сократ низкий», — одновременно
ложны. Точно так же именно в силу отсутствия
третьего варианта противоречащие суждения
не могут быть одновременно ложными. Таково
различие между противоположными и противоречащими
суждениями. Сходство между ними заключается
в том, что и противоположные суждения,
и противоречащие не могут быть одновременно
истинными, как того требует закон противоречия.
Таким образом, этот закон распространяется
и на противоположные суждения, и на противоречащие.
Однако, как мы помним, закон противоречия
запрещает одновременную истинность двух
суждений, но не запрещает их одновременную
ложность; а противоречащие суждения не
могут быть одновременно ложными, т. е.
закон противоречия является для них недостаточным
и нуждается в каком-то дополнении. Поэтому
для противоречащих суждений существует
закон исключенного третьего, который
говорит о том, что два противоречащих
суждения об одном и том же предмете, в
одно и то же время и в одном и том же отношении
не могут быть одновременно истинными
и не могут быть одновременно ложными
(истинность одного из них обязательно
означает ложность другого, и наоборот).
Закон исключенного третьего
кажется самоочевидным, и трудно представить,
что кто-то мог предложить отказаться
от него. Немецкий математик и логик Д.
Гильберт утверждал даже, что "отнять
у математиков закон исключенного третьего
- это то же самое, что забрать у астрономов
телескоп или запретить боксерам пользоваться
кулаками". И тем не менее в современной
логике имеются системы, в которых этот
закон не учитывается.
Дело в том, что недопустимо
абсолютизировать закон исключенного
третьего. Формула "или-или" имеет
относительный характер. Она применима
лишь тогда, когда высказываются противоречивые
суждения о таких предметах, от процесса
изменения которых в ходе рассуждения
и получения вывода можно абстрагироваться.
В познании нередко возникают
неопределенные ситуации, которые отражают
переходные состояния, имеющиеся как в
материальных явлениях, так и в самом процессе
познания. Например, состояние клинической
смерти; ситуации, когда гипотеза еще не
доказана и не опровергнута; когда мы не
знаем, какова степень подтверждения долгосрочного
прогноза погоды или развития какого-либо
явления; рассуждения о будущих единичных
событиях типа: "Через сто лет не будет
ни газет, ни журналов; информация будет
распространяться только с помощью компьютеров".
В такого рода ситуациях
мы не можем мыслить только по законам
классической двузначной логики, а прибегаем
к трехзначной логике, в которой суждения
принимают три значения истинности: истина,
ложь и неопределенность.
Кроме того, необходимо иметь
в виду, что любое явление внутренне противоречиво,
в нем одновременно могут содержаться
противоречащие друг другу стороны. Возьмем,
к примеру, языковую знаковую единицу.
Как явление, она имеет две стороны - языковый
знак и значение. Они предполагают друг
друга, поскольку за знаком закреплено
значение, а значение выражено знаком.
Вместе с тем, они исключают друг друга,
потому что знак есть материальный - акустический
или графический - символ, а значение -
идеальное образование в голове у человека.
Значение не может войти в знак, а знак
не может войти в значение. Эту и подобные
ей проблемы изучает диалектическая логика.
Закон исключенного третьего,
как и закон противоречия, не указывает
какое из двух противоречащих высказываний
будет истинным по своему содержанию.
Этот вопрос решается практикой, устанавливающей
соответствие или несоответствие суждений
объективной действительности. Он только
ограничивает круг исследования истины
двумя взаимно исключающими альтернативами.
Когда вопрос поставлен верно, логика
требует вполне определенного ответа
- "да" или "нет", требует рассуждать
по формуле "или-или", потому что третьего,
промежуточного решения вопроса не существует.
Например, нет и не может быть середины
между осуждением и неосуждением ядерной
войны, как не может быть середины между
жизнью и гибелью человеческой цивилизации.
Таким образом, закон исключенного
третьего, не рассматривая самих противоречий
объективного мира, не допускает признания
одновременно истинными или одновременно
ложными два противоречащих друг другу
суждения. В этом и состоит его важное
значение для теоретической и практической
деятельности юриста или экономиста.
5 Закон достаточного основания
Закон достаточного основания утверждает,
что любая мысль (тезис) для того,
чтобы иметь силу, обязательно
должна быть доказана (обоснована) какими-либо
аргументами (основаниями), причем эти
аргументы должны быть достаточными для доказательства исходной мысли,
т. е. она должна вытекать из них с необходимостью
(тезис должен с необходимостью следовать
из оснований).
Приведем несколько примеров. В рассуждении:
«Это вещество является электропроводным
(тезис), потому что оно — металл (основание)»,
— закон достаточного основания не нарушен,
так как в данном случае из основания следует
тезис (из того, что вещество металл, вытекает,
что оно электропроводно). А в рассуждении:
«Сегодня взлетная полоса покрыта льдом
(тезис), ведь самолеты сегодня не могут
взлететь (основание)», — рассматриваемый
закон нарушен, тезис не вытекает из основания
(из того, что самолеты не могут взлететь,
не вытекает, что взлетная полоса покрыта
льдом, ведь самолеты могут не взлететь
и по другой причине). Так же нарушается
закон достаточного основания в ситуации,
когда студент говорит преподавателю
на экзамене: «Не ставьте мне двойку, спросите
еще (тезис), я же прочитал весь учебник,
может быть, и отвечу что-нибудь (основание)».
В этом случае тезис не вытекает из основания
(студент мог прочитать весь учебник, но
из этого не следует, что он сможет что-то
ответить, так как он мог забыть все прочитанное
или ничего в нем не понять и т. п.).
В рассуждении: «Преступление совершил
Н. (тезис), ведь он сам признался в этом
и подписал все показания (основание)»,
— закон достаточного основания, конечно
же, нарушен, потому что из того, что человек
признался в совершении преступления,
не вытекает, что он действительно его
совершил. Признаться, как известно, можно
в чем угодно под давлением различных
обстоятельств (в чем только не признавались
люди в застенках средневековой инквизиции
и кабинетах репрессивных органов власти,
в чем только не признаются на страницах
бульварной прессы, в телевизионных ток-шоу
и т. п.). Таким образом, на законе достаточного
основания базируется важный юридический
принцип презумпции невиновности, который
предписывает считать человека невиновным,
даже если он дает показания против себя,
до тех пор, пока его вина не будет достоверно
доказана какими-либо фактами.
Закон достаточного основания, требуя
от любого рассуждения доказательной
силы, предостерегает нас от поспешных
выводов, голословных утверждений, дешевых
сенсаций, слухов, сплетен и небылиц. Запрещая
принимать что-либо только на веру, этот
закон выступает надежной преградой для
любого интеллектуального мошенничества.
Не случайно он является одним из главных
принципов науки (в отличие от псевдонауки
или лженауки).
Закон достаточного основания
не допускает необоснованных выводов,
он требует убедительного доказательства истинности мыслей
человека. При этом, если первые три закона
в своем содержании обеспечивают определенность
мышления, то четвертый закон логики утверждает,
что логически стройная мысль должна не
просто декларировать истинность известного
положения, но всегда выдвигать достаточное
основание.
Таким образом, закон достаточного основания
имеет важное теоретическое и практическое
значение для любой сферы деятельности
человека. Фиксируя внимание на суждениях,
обосновывающих истинность выдвинутых
положений, этот закон помогает отделить
истинное от ложного и прийти к верному
выводу.
В целом же, необходимо отметить, что формально-логические
законы в содержательном плане представляют
собой свойства мысли, которые выражают
существенные особенности абстрактного
мышления и лежат в основе всех умственных
операций. При этом объективной основой
формально-логических законов выступает
качественная определенность предметов,
их относительная устойчивость и взаимная
обусловленность.
Заключение
Цель работы - анализ законов логики и основных принципов мышления.
Были реализованы следующие задачи:
Провести анализ литературы по данной
тематике.
Рассмотреть законы логики и основные
принципы мышления.
Проанализировать специфику законов логики.
И в заключение необходимо отметить, что
закон мышления - это внутренняя, существенная,
устойчивая, необходимая, повторяющаяся
связь между элементами мысли и самими
мыслями. Источники этих связей - объективны.
Законы мышления являются обобщенным
отражением закономерностей внешнего
мира, преобразованных в человеческой
голове и ставших общими принципами познающего
мышления. Отсюда, порядок и связь вещей
определяет порядок и связь мыслей. Этот
процесс идет по двум направлениям:
содержательному (отражение связей реальных
вещей); формальному (отражение связей
форм мысли). Первое направление реализуется
в диалектических законах и изучается
диалектической логикой, а второе - в формальнологических
законах и изучается формальной логикой.
В логических законах выражены существенные,
устойчивые и необходимые черты внутренней
структуры мыслительного процесса, которая
исторически сложилась на основе объективных
свойств и отношений природного мира.
Вот почему сами законы логики носят объективный
характер. Поэтому люди не могут по своему
усмотрению изменять или "диктовать"
новые логические законы. Законы логики
воспринимаются как аксиома - истина, не
требующая доказательства. Обладая характером
всеобщности в сфере мышления, эти законы
являются обязательными с точки зрения
их соблюдения во всех областях научного
знания и на любом уровне познавательного
процесса. Естественно, что одних логических
законов недостаточно, чтобы обеспечить
истинность наших суждений, умозаключений.
Законы логики составляют важный и обязательный
момент в системе условий, определяющих
истинность наших мыслей. Логическая правильность
и стройность мышления необходимы, но
недостаточны для объективной истинности
выводного знания. Отсюда вытекает следующее
положение: законы формальной логики нельзя
абсолютизировать, они не распространяются
на внешний мир; их применение ограничено
сферой мышления, а их действие правомерно
лишь в пределах логической формы, а не
содержания мысли.
Необходимо обратить внимание на то, что
хотя логические законы релятивны, они
не выступают в качестве простой условности
или произвольного измышления разума.
Такие законы - результат отражения внешнего
мира в сознании человека. Только адекватно
и научно осмысленная формальная логика
раскрывает объективную основу логической
формы законов человеческого мышления
и тем самым доказывает их необходимость
во всяком процессе научного познания
объективной реальности.
Библиографический список
1. Алмаев Д.Т. Логика. – М., 2003г.
2. Гетманова А.Д. Учебник по логике. М., 1994г.
3. Горский Д. П. Краткий словарь по логике.
М.: "Просвещение", 1991.
4. Ивин А.А. По законам логики. М., 1983г.
5. Ивлев Ю.В. Логика. М., 1997г.
6. Кириллов В. И. Старченко А. А. Логика.
М.: Высшая школа. 1987.
7. Клаус Г. Введение в формальную логику.
М.: 1969.
8. Суботин. Традиционная и современная
формальная логика. М: наука. 1969.
9. Штанова А. Д. Учебник по логике. М: "Владос".
1994.
10. Малахов. Основы формальной логики. М.: 1969.