Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 17:00, контрольная работа
Цель работы:
Дать анализ процессу познания объективного мира сознанием человека;
Ввести различие между чувственным и рациональным мышлением;
Дать представление о логике как науки о формах и законах мышлений, о понятии «логическая форма»
Ввести представление о трех главных формах мышления – понятии, суждении, умозаключении.
ВВЕДЕНИЕ 3
Предмет дисциплины «Логика». Человеческое мышление как предмет изучения логики 5
Общее представление о процессе человеческого познания и месте логики в нем. ……10
Тест 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18
Отношения между понятиями отражают в кругах Эйлера, где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая точка – предмет, входящий в объем понятия.
Рис. 1
Рис. 2
В совместившейся части круга х и R (заштрихованная часть) мыслятся те юристы, которые являются военнослужащими.
Рис. 3
Если в отношении подчинения находятся общее и единичное понятие, то общее называют видом, а единичное – индивидом. Понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни частично, называются несовместимыми.
Существуют три вида несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие.
Например, «следователь», «адвокат» и «юрист». Z – юрист; У – следователь; X – адвокат (рис. 4)
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 69
Каждое суждение обладает определенной структурой, состоящей из двух тесно связанных между собой компонентов: субъекта и предиката.
Субъект суждения – это понятие, о котором что-либо утверждается или отрицается, сокращенно обозначается в логике буквой «S».
Предикат суждения – это понятие о том, что именно утверждается или отрицается о некотором другом понятии, сокращенно обозначается буквой «Р».
Субъект и предикат называются терминами суждения. Связка выражает отношения, установившиеся в суждении между субъектом и предикатом, и характеризует принадлежность предмету мысли того или иного свойства, отраженного в предикате.
Все суждения можно разделить на простые и сложные. Простыми называются суждения, выражающие связь двух понятий. Например: «Некоторые вулканы действуют».
Суждения, состоящие из нескольких простых суждений, называются сложными. Например: «Прозрачный лес чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит».10
Структура всякого умозаключения подразумевает посылки (исходные суждения), заключения (выводы из этих посылок) и логическую связь между посылками и заключением. Из этого можно сделать следующий вывод, что в посылках и умозаключении речь должна идти об одной и той же предметной области. Логический переход от посылок к заключению называется выводом. Например: Все металлы проводят электрический ток. Железо – металл. Железо проводит электрический ток.11
В зависимости от последовательности развития мысли, а также от логической обоснованности итогового суждения умозаключения подразделяются на три вида:
ТЕСТ
Логика наука о:
Правильный ответ: 1
Логика — наука о мышлении, ее предметом, являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Логика – это наука о законах и формах мышления. Логика изучает мышление как средство, метод познания действительности. В центре внимания логики находятся общечеловеческие законы мыслительного процесса, без соблюдения которых он вообще невозможен. Логика научит человека строить правильные рассуждения и, используя формально-логические законы, приходить к истинным выводам в отношении предмета анализа.
Логика рассматривает мышление как инструмент познания объективного мира, как безусловное средство получения истинных знаний через понятия, суждения и умозаключения. Логика носит всеобщий характер, так как она, абстрагируясь от частного, анализирует типическое, общее; логическая форма и законы мышления являются общечеловеческими, так как мыслительный процесс у всех людей, независимо от национальной принадлежности, различий в языке, жизненного опыта, рода деятельности, имеет общую логическую структуру – в противном случае люди просто не поняли друг друга и не могли бы объясниться.
Логика предполагает единство содержания и формы анализируемого предмета, что, в свою очередь, обеспечивает правильность и непротиворечивость мыслительного процесса.15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
_______________________ 03.04.2013
1 Словарь по логике / под редакцией А.А.Ивин – М: Туманит, 1998 – 120с
2 Попов Ю.П. Логика: Учебное пособие – М:КНОРУС, 2009 – 10-12 с
3 Словарь философских терминов / под научной редакцией В.Г. Кузнецова – М: Инфра-М, 2007 – 290-291 с
4 Попов Ю.П. Логика: Учебное пособие – М:КНОРУС, 2009 – 79-82 с
5 Попов Ю.П. Логика: Учебное пособие – М:КНОРУС, 2009 – 84-87 с
6 Попов Ю.П. Логика: Учебное пособие – М:КНОРУС, 2009 – 91-95 с
7 Попов Ю.П. Логика: Учебное пособие – М:КНОРУС, 2009 – 97-100 с
8 Демидов И.В. Логика: Учебник – М: Дашков и К, 2012 – 53-56 с
9 Демидов И.В. Логика: Учебник – М: Дашков и К, 2012 – 62-66с
10 Батурин В.К. Логика: Учебное пособие – М:КУРС:НИЦ Инфра-М, 2012 – 43-47с
11 Батурин В.К. Логика: Учебное пособие – М:КУРС:НИЦ Инфра-М, 2012 – 51-52 с
12 Батурин В.К. Логика: Учебное пособие – М:КУРС:НИЦ Инфра-М, 2012 – 53 с
13 Батурин В.К. Логика: Учебное пособие – М:КУРС:НИЦ Инфра-М, 2012 – 64 с
14 Батурин В.К. Логика: Учебное пособие – М:КУРС:НИЦ Инфра-М, 2012 – 68 с
15 Батурин В.К. Логика: Учебное пособие – М:КУРС:НИЦ Инфра-М, 2012 – 10-11 с
Информация о работе Предмет дисциплины «Логика». Человеческое мышление как предмет изучения логики