Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 20:28, реферат
Логическая форма мышления применяется во всех областях знания, охватывает самое различное предметное содержание. Свойство всеобщности логической формы вовсе не свидетельствует о ее бессодержательности и априорности, а указывает лишь на то, что эта форма отражает простейшие, наиболее часто встречающиеся свойства и отношения реального мира, общие для всех предметов и явлений объективной действительности. Поэтому и отражающая их логическая форма мышления находит универсальное применение во всех областях науки. Всеобщность логической формы не отрицает, а в еще большей степени подтверждает ее объективное содержание.
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы возникла новая область знаний -- персоналоведение. Она развивается как наука об эффективной организации, мотивации и стимулировании высококачественного профессионального труда людей, занятых управленческой деятельностью во всех сферах материального и духовного производства, а также как наука об обучении и воспитании персонала. Поэтому освещаются основные закономерности естественно сложившейся логической формы мышления, нормативные положения анализируются преимущественно на материалах теории и практики кадрового менеджмента. При этом главное внимание уделено структуры правильной мысли и развитию навыков логически стройного доказательного рассуждения. Рассмотрение логических операций увязывается с последующим овладением передовым опытом управленческой деятельности в различных структурах общества. Закрепление этой связи в учебном процессе помогает осмыслить значение логики, ее законов и правил для повышения логической культуры мышления.
Усвоение теоретических вопросов логики не является самоцелью. Главное -- научиться применять логические законы, приемы и операции на практике, в процессе рассуждений. Логика помогает доказывать истинные суждения и опровергать ложные, она учит мыслить четко, лаконично, правильно.
Назначение учебной дисциплины «Логика» -- вооружить современного менеджера арсеналом знаний, составляющих основу формирования культуры делового мышления. Ориентации на содействие выполнению этой задачи подчинены структура и содержание настоящего издания.
1 ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ.
Мышление относится к трудно определяемым понятиям. Если сказать, что мышление -- это обобщенное отражение действительности человеческим мозгом, в этом определении будет подчеркнут гносеологический, т. е. теоретико-познавательный, аспект мышления. Физиолог предпочел бы другую формулировку: мышление -- это идеальное проявление высшей нервной деятельности мозга. Психологи говорят, что мышление -- это интеллект в действии. Но тогда нужно выяснить, что такое интеллект. Тут рискуем попасть в круг взаимно сопряженных определений: мышление -- это продукт мозга, а мозг -- это материальный носитель мышления. На современном уровне знаний о мыслительном процессе появились информационные определения мышления. Так, английский кибернетик У. Росс Эшби рассматривает мышление как процесс обработки информации по некоторой программе, предполагающей отбор, по крайней мере, на порядок выше случайного.
Разумеется, нельзя отождествлять человеческое мышление лишь с процессом обработки информации: оно ведь имеет и биологический, и социальный аспекты. Но познавательная сторона мышления заключается в активном извлечении информации из внешнего мира и ее обработке. Когда говорят, что мышление есть обработка информации, то не столько определяют понятие «мышление», сколько указывают на одну из его составляющих.
Мышление, или логическая ступень познания, возникнув на базе ощущений, восприятий и представлений, не сводится к простой совокупности чувственных образов. Мышление является качественно новой, более сложной формой познания, чем чувственная ступень познания. Мышление есть общественный продукт. Оно возникает и развивается вместе с появлением и развитием труда и языка, который является инструментарием духовной (познавательной, отражательной и -- главное -- творческой, созидательной) деятельности человека и фиксирует результаты мышления. Мышление как процесс отражения объективной действительности представляет собой высшую ступень человеческого познания. Рожденное трудом и вместе с ним, оно как бы раскололо познаваемую природу на две противоположные «части» -- субъект и объект, диалектическое взаимоотношение которых и поныне составляет внутреннее содержание всей деятельности человека -- как теоретической, так и практической. Благодаря труду и мышлению закреплялись никогда не прекращающиеся в обществе процессы опредмечивания и распредмечивания знания, открывшие путь к его интенсивному добыванию и распространению. Своеобразие и уникальность мышления связаны с его способностью познавать самого себя, которая в значительной степени обусловила все другие его способности.
Мышление -- это процесс, в ходе которого человек сопоставляет мысли, т. е. рассуждает, умозаключает, из одних мыслей выводит другие, содержащие новое знание. Мыслительный процесс имеет внутреннюю структуру и реализуется в таких естественно сложившихся формах, как понятие, суждение, умозаключение. Оперирование понятиями, суждениями и получение нового знания в умозаключениях составляют формально-логический аппарат мышления. Логическая форма представляет собой исторически установившиеся способы связи составных элементов мысли.
Каждая простая мысль, как правило, состоит из двух основных элементов:
· отображения предмета, которое называет
Введение…………………………………………………………….…..2
1 Предмет и значение логики…………………………………….........3
2 Предмет формальной логики………………………………….…..…6
3 Соотношение логики формальной и диалектической………….…10
4 Социальное назначение и функции логики………………….….…12
Заключение……………………………………………..………….…..13
Список использованной литературы…………………………….…...14
Современным этапом в изучении формально-логического выведения является математическая логика. Она изучает процесс выведения с помощью логических исчислений, т. е. формализованных языков и аппарата символов -- знаков. Уже в традиционной формальной логике для обозначения понятий были введены термины как абстракции от понятий. Это позволило изучать формально-логическое выведение в обобщенном виде. В формально-математической логике для обозначения суждений вводятся знаки. С введением знаков как абстракций от суждений логика поднялась на еще более высокий уровень обобщения в изучении формально-логического выведения, что позволило исследовать последнее с исключительной обстоятельностью и точностью.
3 СООТНОШЕНИЕ ФОРМАЛЬНОЙ И ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ.
Формальную логику часто называют элементарной, и это название правильно выражает ее природу и познавательную роль. Однако элементарное в нашем сознании нельзя представлять как нечто примитивное.
Элементарное -- это более или менее простое, исходное, но именно потому оно и является обязательным, непременным моментом в системе человеческих знаний. Так и правила формальной, или элементарной, логики составляют начальный и совершенно необходимый момент в структуре познающего мышления. Обеспечивая логическую правильность нашей мысли, формальная логика вносит свой вклад в научную теорию познания, хотя и не охватывает всех сторон познавательного процесса. Одно следование законам формальной логики не обеспечивает познания истины; соблюдать эти законы необходимо, но это не решает всех задач научного познания, не анализирует всей полноты условий достижения объективной истины. Требования формальной логики нельзя игнорировать, поскольку без них невозможно выводное знание, но было бы ошибочным также абсолютизировать их (считать единственно необходимыми и достаточными), впадая тем самым в метафизику.
Материалистическая диалектика преодолевает ограниченность формальной логики; логическую форму она рассматривает в единстве с конкретным содержанием наших мыслей и только в этой неразрывной связи решает вопрос о соответствии их объективному ходу вещей. Преодолевая «узкий горизонт» формальной логики, диалектическая логика дает ей теоретико-познавательную основу, определяет место среди других наук, ее познавательное значение, природу основных логических положений и границы их применения. Диалектика не отрицает формальную логику, а только лишает ее законы абсолютного значения.
Что же представляет собой диалектическая логика как наука? Существуют различные определения предмета диалектической логики, каждое из которых раскрывает определенную сторону этой науки. Однако почти все авторы считают, что диалектическая логика есть наука о законах и формах теоретического мышления.
Диалектическая логика не только содержит общие методологические принципы, имеющие фундаментальное значение в современном научном познании. Она имеет специфический логический аппарат, который существенно отличается от логического аппарата формальной логики, а также важнейшие логические принципы. Логический аппарат диалектической логики составляет система категорий материалистической диалектики, которые являются как узловыми пунктами познания, ступенями познавательного процесса, так и формами диалектического мышления. С помощью этого аппарата ученые могут осуществлять сложнейший конкретный анализ, тонкие и глубокие логические операции, позволяющие проникать в сокровенные тайны действительности.
Диалектическая логика и логика формальная изучают основные законы и формы познающего мышления. Но основные законы мышления, которые изучает формальная логика, существенно отличаются от основных законов мышления, изучаемых диалектической логикой. Все основные законы формальной логики (законы тождества, противоречия (непротиворечивости), исключенного третьего и достаточного основания) отражают главным образом одну сторону материальной действительности -- относительную устойчивость, качественную неизменяемость явлений окружающего мира, их тождественность в определенном отношении. Основные же законы диалектической логики (основные законы диалектики), наоборот, отражают материальные явления в их движении, развитии, бесконечном многообразии. Поэтому основные законы формальной логики в своем действии ограничены, а основные законы диалектической логики действуют безгранично.
4 СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ ЛОГИКИ.
Логика входит в систему наук, которые составляют интеллектуальное ядро духовной культуры и вместе с тем выполняют в обществе важные функции, в первую очередь познавательную, мировоззренческую, идеологическую, методологическую.
1. Познавательная. Логика дает пояснения определенным явлениям и процессам мис-лення, что дает возможность предусмотреть, при наличии каких условий можли-ве достижения истинных знаний и к каким последствиям приведет неправиль-ний ход рассуждений.
2. Мировоззренческая.
Если в естественных и
3. Идеологическая. Силу
логических аргументов
4. Методологическая. Логика
обеспечивает науки методами
познания, основу которых составляет
теория умозаключений и
В наше время роль и
значения логики существенно возрастают,
что обуславливается
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Логика способствует становлению культуры мышления человека, что проявляется в первую очередь в культуре устной и письменной речи. Логическая культура состоит из таких основных составных частей:
· определенной совокупности знаний о средствах интеллектуальной деятельности, её формы и законы;
· умений применять эти
знания на практике, то есть правильно
оперировать понятиями, суждениями, использовать в рассуждениях
надлежащие схемы умозаключений, подходяще
доводить и опровергать те или другие
положения;
· навыков анализа
рассуждений как собственных, так
и чужых, в первую очередь для
того, чтобы предотвращать
Ошибочной является мысль, что логика учит мыслить (рассуждать), поскольку мышление само по себе является сущностным свойством человека и объективным процессом. Подобно тому, как человек не может обойтись без еды, так же она не может обойтись без осмысления действительности и своих поступков. Большинство людей не осведомлено с логикой как наукой, но в повседневной жизни рассуждают правильно, получают истинные выводы из истинных предпосылок. Не означает ли это, что без логики вообще можно обойтись? В быту -- можно: по большей части человеку достаточно обычной интеллектуальной интуиции для того, чтобы не ошибаться. Но невозможно обойтись без логики, когда необходимо гарантировать правильность знания в сложных теоретических рассуждениях. Зная логику, мы можем контролировать мышление относительно его структуры и формы, что позволял точно проверить в случае потребности его правильность, обнаружить ошибку и исправить её.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Гетманова А.Д. “Логика” - Москва,1995г.
2.В.И.Кириллов, А.А. Старченко “Логика” - Москва, 1982г.
3.Брюшинкин В.Н. «Логика»- Москва, 2001г.
4.Ивин А.А. «Логика» -Москва,2002г.