Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 09:48, контрольная работа
В работе в теоретической части рассмотрены следующие вопросы:
- Предмет и значение логики;
- Логика и мышление;
В практической части: решение 4-х задач.
Вариант 9
Оглавление
1. Предмет логики, ее роль в практической и теоретической практике. (Теоретическая часть.) 3
ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ 3
Логика и мышление 7
2. Практическая часть. 17
Задача 2.1. 17
Задача 2.2. 18
Задача 2.3. 19
Задача 2.4. 19
Литература 21
Вначале логика возникла и развивалась
в недрах философии как единой
науки, объединявшей всю совокупность
представлений людей об окружающем
мире и самом человеке, его мышлении.
При этом первоначально законы и
формы правильного мышления изучались
в границах ораторского искусства,
как одного из средств воздействия
на умы людей, убеждения их в целесообразности
определенного поведения. Так было
в Древней Индии, Древнем Китае,
Древней Греции, Древнем Риме, а
также средневековой России. Однако
в искусстве красноречия
Основные этапы развития логики
Логика как самостоятельная
наука начинала формироваться в
Индии, Китае, Греции задолго до нашей
эры. На начальных этапах ее развития
в Древней Индии большое
Наиболее обстоятельно теоретические
проблемы логики были разработаны и
систематизированы в Древней
Греции. Одним из ее видных представителей
был известный философ-
Проблемами логики занимались также и древнегреческие философы - Сократ (около 469 -399 до н.э.), Платон (428 - 347до н.э.). Сократ, например, считал, что любой предмет может быть познан лишь в том случае, если его можно свести к общему понятию. И судить о нем необходимо на основе этого понятия. Платон, являясь учеником Сократа, значительное место отводил в своих взглядах вопросам теории познания и логики. Он стремился образовать понятия и затем осуществить деление понятия на его виды. Излюбленным логическим приемом Платона была дихотомия, т.е. деление понятия "А"на "В" и "не-В" (например, животные делятся на позвоночных и беспозвоночных).
Одним из значительных философов и
ученых Древней Греции был Аристотель
(384 - 322 до н.э.). Он дал систематическое
изложение логики. Его основными
трудами в этой области явились
"Первая аналитика" и "Вторая аналитика",
в которых дана теория силлогизма,
определение и деление понятий,
теория доказательства. Впоследствии
все шесть своих логических трактатов
он объединил под общим
Важно иметь в виду, что Аристотель впервые в истории античной философии занялся специальным изучением внутренней структуры человеческого мышления и стремился вывести логические формы из реального содержания мысли. Законы и правила логики, на его взгляд, не произвольны, а берут объективные истоки в отношениях предметного мира.
В середине века (VI-XV вв.) логика в значительной
мере была подчинена интересам
Представители же номинализма, напротив, полагали, что реально существуют только единичные понятия, а общие - лишь имена, названия для них. Такой позиции придерживались И. Росцелин (1050-1120), У. Оккам (1285-1349) и др. Однако в итоге этих споров как одна, так и другая сторона принижали роль логического знания.
Основателем арабо-язычной логики считается сирийский математик аль-Фараби (870-950), прокомментировавший весь аристотелевский "Органон". Его логика направлена на анализ научного мышления. Аль-Фараби выделяет в логике две ступени: одна охватывает представления и понятия; другая - теорию суждений, выводов и доказательств.
Развивает логику в этот период известный
таджикский мыслитель Ибн Сина (Авиценна,
980-1037). В работе "Логика"он стремится
обобщить аристотелевскую силлогистику,
установить зависимость между
В XV - XVI вв., в эпоху Возрождения, происходит активизация эмпирических тенденций в логике и методологии научного знания. В этот период происходит бурное развитие науки, она сближается с практикой. Все значительнее место среди других наук начинает занимать математика.
В развитии логики большую роль сыграл
английский философ-материалист Ф.
Бэкон (1561-1626). Он разработал основы индуктивной
логики в своем труде "Новый
Органон", который, по мысли автора,
должен был заменить старый аристотелевский
"Органон". Если прежние философы
подчеркивали в логике только средство
проверки и обоснования истины, то
Ф. Бэкон предложил использовать
логику в качестве эффективного средства
для осуществления научных
Успехи опытного естествознания ХVI-ХVII вв. характеризовались прежде всего развитием математики и механики земных и небесных тел. Ограниченность научного познания того времени привела к установлению метафизического взгляда на природу как на застывшую и неизменную систему. Метафизический способ мышления впоследствии сказался на понимании предмета формальной логики. Ее законам придали абсолютный характер, т.е.распространили их сферу действия не только на мышление, но и на окружающий человека природный мир. Весомый вклад в развитие логики внесли французские исследователи, прежде всего Р. Декарт (1596-1650). Он сформулировал четыре основных правила любого научного исследования:
1) истинно лишь то, что познано, проверено и доказано;
2) расчленять сложное на простое;
3) восходить от простого к сложному, от более очевидного к менее очевидному;
4) исследовать предмет во всех деталях.
Последователи Р. Декарта Арно и Николь в 1662 г. написали книгу "Логика, или Искусство мыслить", где поставили задачу освобождения логики Аристотеля от внесенных в нее последующими представителями логической науки схоластических ошибок.
Немалая заслуга в развитии логики
принадлежит представителям немецкой
классической философии, особенно И. Канту
(1724-1804) и Г.В.Ф. Гегелю (1770-1831). Так, И.
Кант выступил, в частности, против
абсолютизации законов логики. По
взглядам И.Канта, логика представляет
собой науку о необходимых
законах, правилах рассудка вообще. Вот
почему логика, по его рассуждениям,
должна изучать форму мышления в
отрыве от его содержания, т.е. независимо
от объекта мышления. Он утверждал,
что логика отвлекается от всякого
содержания, а следовательно, и от
самих вещей. И. Кант выдвинул новый
тип логики, которую назвал трансцендентальной
(от лат. transcendere - переступать). В ней
логические формы рассматриваются
как априорные (доопытные) свойства
рассудка, обусловливающие возможность
всеобщего и необходимого знаний
явлений опыта. Позитивным вкладом
в логику является то, что немецкий
ученый отличал логическое основание
и логическое следствие от реальной
причины и реального следствия.
И. Кант признавал также существование"
Обстоятельную критику взглядам И. Канта на сущность формальной логики дал Г.В.Ф. Гегель. В то же время он критически относился вообще к формальной логике. Свое отношение к этой науке как "метафизической" он строил исходя из объективно-идеалистического положения о тождестве законов мышления и бытия. Критику законов формальной логики Г.В. Ф. Гегель дал во второй книге своей работы "Наука логики", в разделе "Учение о сущности". По мнению Гегеля, законы логики носят всеобщий характер, распространяются на все сферы действительности. Однако такой универсальной логикой должна стать не формальная логика, а диалектика саморазвития, "инобытием" которого является внешний мир.
Определенное внимание развитию логики
уделяли К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895),
а позже В.И. Ленин (1870-1924). В своих
философских работах они
Крупными русскими исследователями
в области логики были М.И. Каринский
(1840-1917) и Л.В. Рутковский (1859-1920). Так,
М.И.Каринский внес значительный вклад
в разработку классификации умозаключений.
Основной замысел его логической
теории характеризуется стремлением
построить аксиоматико-
Л.В. Рутковский - автор труда "Основные типы умозаключений" (1888). Если М.И. Каринский строил теорию выводов, используя лишь отношения тождества, то Л.В. Рутковский считает возможным признать равноправными с отношениями тождества и такие, как отношения сходства, сосуществования и др. Умозаключения делятся им на интенсивные (т.е. рассматриваемые в логике содержания) и экстенсивные (рассматриваемые в логике объема).
С начала XX столетия формальная логика
получает дальнейшее развитие. Возникла
математическая логика, широко применившая
метод математической формализации
и специальный аппарат символов
к определенному кругу
Формализация и предельное абстрагирование от конкретного содержания высказываний позволили решить ряд трудных логических задач в области математики и нашли применение в работе электронно-вычислительных машин, теории программирования и т.п. Значительный вклад в разработку современной математической логики внесли наши отечественные ученые математики: А.П. Колмогоров, А.А. Марков, П.С. Новиков, М.В. Келдыш и др. Однако математическая логика не охватывает всех проблем естественной логики мышления. За формальной логикой остается ее познавательная функция и методическая роль как науки о законах и формах правильной мысли, ведущей к утверждению истины.
Освоение проблем формальной логики,
в первую очередь, требует глубокого
понимания ее объекта и предмета
как науки, уяснения ее методологической
роли для практической деятельности
специалиста любого профиля, понимания
специфики формально-
Абстрактное мышление как объект логики
Человек, обладая сознанием, отражает
действительность и получает знания
о природе, обществе самом себе. Полученные
знания не имеют самостоятельной
ценности для человека; они необходимы
ему для осуществления своей
жизнедеятельности путем
Есть знания, истинность которых очевидна. Такие, например, суждения, как: "Я ощущаю, что на улице холодно, или "Я слышу какой-то звук", отражают факты, которые человек познает в процессе непосредственного физического взаимодействия с объектом познания при помощи органов чувств. Такого рода факты принято называть очевидными, потому что они не нуждаются в доказательстве. К числу очевидных воспринимаемых непосредственных знаний относятся прежде всего те знания, которые являются результатом чувственного познания, а также внутреннего опыта ("Это воспоминание для меня неприятно"). Путем чувственного отражения, которое основано на психических процессах, человек может познать отдельные предметы и их свойства.
Информация о работе Предмет логики, ее роль в практической и теоретической практике