Специфика аргументации, познания, общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:02, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы: выявить специфику аргументации, познания, общества.
В ходе написания работы были поставлены следующие задачи:
1) выявить специфику аргументации;
2) дать характеристику теории познания;
3) выделить особенности общества как философского понятия.

Содержание

Введение
1. Специфика аргументации
2. Теория познания
3. Истина в уголовном процессе
4. Понятие общества
Общество
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

логика.rtf

— 132.27 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специфика аргументации, познания и общества

 

 

ПЛАН

 

Введение

1. Специфика аргументации

2. Теория познания

3. Истина в уголовном процессе

4. Понятие общества

Общество

Заключение

Список использованной литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление научного знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы знания.

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. - соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В самом общем смысле научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и периоды нормального развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Научные знания характеризуются объективность, универсальностью, претендуют на общезначимость.

Научное познание связано не только с расширением, но и с углублением знаний о внешнем мире, т.е. переходом с уровней явлений на уровни сущностей, с движением от знаний абстрактных к знаниям конкретным, от истин относительных к истинам абсолютным. Возможности формальной логики при описании этих процессов весьма ограничены, хотя без ее средств не может обойтись ни одна научная дисциплина. Здесь начинается сфера применения диалектической логики.

Цель данной работы: выявить специфику аргументации, познания, общества.

В ходе написания работы были поставлены следующие задачи:

1) выявить специфику аргументации;

2) дать характеристику теории познания;

3) выделить особенности общества как философского понятия.

 

1. Специфика аргументации

 

Решения по обсуждаемому вопросу, отдельные высказывания могут приниматься или не приниматься, подвергаться сомнению или находить горячую поддержку в зависимости от тог, насколько обстоятельно, разносторонне и убедительно они аргументированы, и, пожалуй, нет такой сферы человеческого общения, где бы ни присутствовала аргументация. Не случайно со времен Аристотеля в логике и риторике ей отводилось достойное место.

Аргументация - это речевая процедура, служащая обоснованию точки зрения аргументатора (т.е. человека, который нечто обосновывает) с целью ее принятия реципиентом (т.е. человеку, которому она адресована). При этом не исключается, что аргументатор и реципиент совпадают в одном лице, например, когда человек пытается убедить в чем-то самого себя.

Очевидно, что аргументация отличается от простой передачи информации (сообщения). С одной стороны, и повеления, приказа, команды, с другой. Информатор лишь пересказывает содержание некоторого текста и стремится к его адекватному восприятию и пониманию адресатом. Отдающий приказ имеет целью его безоговорочное выполнение. Аргументация обычно содержит в себе как элементы сообщения, так и поведения, но ее отличительная черта в том, что аргументатор стремится убедить реципиента в истинности свой точки зрения, своего суждения.

Аргументация - один из способов утверждений (суждений, гипотез, концепций и т.д.). Утверждения могут обосновываться путем непосредственного обращения к действительности (посредством наблюдения, эксперимента и других видов практической деятельности), а также с помощью уже известных положений (аргументов) и средств логики. Во втором случае обоснование тоже осуществляется путем обращения к действительности, но не непосредственного, а опосредованного.

Аргументация - это полное или частичное обоснование какого-либо утверждения с использованием других утверждений. Предполагается, что в хороших аргументациях другие утверждения полностью или хотя бы частично обоснованы и обосновываемое положение из них логически следует или, по крайней мере, они подтверждают его.

Задачей аргументации часто является выработка утверждения в истинности какого-либо утверждения. Особенно это относится к аргументации политической. Убеждение может быть полным, а может быть неполным. В последнем случае убеждение называется мнением. То есть мнение - это тоже уверенность в истинности, но не полная, при которой допускается некоторое сомнение в истинности утверждения. Убеждение и мнение могут вырабатываться не только на основе аргументации или наблюдения и практической деятельности, но и путем внушения, на основе веры.

Аргументация представляет собой процесс формирования убеждения или мнения относительно истинности какого-либо утверждения (суждения, гипотезы, концепции и т.д.) с использованием других утверждений.

То утверждение, которое обосновывается, называется тезисом аргументации. Утверждения, используемые при обосновании тезиса, называются аргументами или основаниями. Логическую структуру аргументации, т.е. способ логического обоснования тезиса посредством аргументов, называют формой аргументации или демонстрацией.

Частным случаем аргументации является доказательство. Доказательство - это установление истинности какого-либо положения с использованием логических средств и утверждения, истинность которых уж установлена.

Таким образом, доказательство - это аргументация, в которой аргументы являются утверждениями, истинность которых установлена, а формой является демонстративное рассуждение (рассуждение которое обеспечивает получение истинного заключения при истинных посылках; к демонстративным относятся, например, дедуктивные умозаключения, некоторые виды индукции и аналогии). Следовательно, можно различать доказательную аргументацию и недоказательную.

Недоказательные (правильные) аргументации бывают трех типов.

Первый: аргументы являются не достоверными, а лишь правдоподобными утверждениями, а форма - демонстративным рассуждением. Тезис в такой аргументации лишь правдоподобен из-за недостоверности аргументов.

Ко второму типу недемонстративных аргументаций относятся аргументации, в которых аргументы - достоверные утверждения, а форма - недемонстративное рассуждение. В этих аргументациях тезис является только правдоподобным утверждением из-за недемонстративности формы.

В недоказательных аргументациях третьего типа аргументы являются не полностью обоснованными утверждениями, а форма - недемонстративным рассуждением.

В экономических науках и праве широко распространены недоказательные аргументации второго типа.

Доказательство - это рассуждение, обосновывающее истинность некоторого суждения путем выведения его из других суждений, принимаемых за истинные. Доказательство связано с убеждением, но не тождественно ему: доказательства должны основываться на данных науки и общественно-исторической практики, убеждения же могут основаны, например, на религиозной вере, на предрассудках, на неосведомленности людей.

Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация.

Тезис - это суждение, истинность которого обосновывается. Аргументы - это те истинные суждения, которыми пользуются при доказательстве тезиса. Формой доказательства, или демонстрацией, называется способ логической связи между тезисом и аргументацией.

Аргументы, используемые в доказательствах, бывают следующих видов: установленные общие положения (философские принципы, принципы рассматриваемой области науки, нормы права), суждения, принимаемые в качестве очевидных (аксиомы научной теории, знания о психологии человека), удостоверенные суждения о фактах.

Доказательства по форме делятся на прямые и непрямые (косвенные). Прямое доказательство идет от рассмотрения аргументов к доказательству тезиса, т.е. истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументами. Схема такая: из данных аргументов (а, в, с, …) необходимо следует доказываемый тезис. Например, изложение материала учителем.

Непрямое (косвенное) доказательство - это доказательство, в котором истинность выдвинутого тезиса обосновывается путем доказательства ложности антитезиса.

Опровержение - логическая операция установления ложности или необоснованности ранее выдвинутого тезиса.

Опровержение должно показать, что: 1)неправильно построено само доказательство (аргументы или демонстрация), 2)выдвинутый тезис ложен или не доказан.

Правила по отношению к тезису

1. Тезис должен быть логически определенным, ясным и точным.

2. Тезис должен оставаться тождественным, т.е. одним и тем же, на протяжении всего доказательства или опровержения.

Правила по отношению к аргументам

1. Аргументы, приводимые для доказательства тезиса, должны быть истинными и не противоречащими друг другу.

2. Аргументы должны быть достаточным основанием для доказательства тезиса.

3. Аргументы должны быть суждениями, истинность которых доказана самостоятельно, независимо от тезиса.

 

2. Теория научного познания

 

Особое значение для науки, в том числе юридической, имеет научное познание.

Поиски сверхразумных средств познания, сверхъественных сил, иррационализм и мистика не совместимы с научным познанием, с наукой, представляющей собой высшую форму познания и знания.

Наука возникла в результате отмежевания от мифологии и религии, от объяснения явлений сверхъестественными причинами. Она опирается на рациональное объяснение действительности, отвергая веру в сверхразумные средства познания - мистическую интуицию, откровение и т.д.

Наука - это сфера исследовательской деятельности, направленной на производство знаний о природе, обществе, человеке. Наряду с учеными с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, она включает научные учреждения с их экспериментальным оборудованием и приборами, со всей суммой достигнутых знаний, методы научного познания, понятийный и категориальный аппарат.

Современная наука обладает мощными материальными и интеллектуальными средствами познания, она не только противостоит различным ненаучным учениям, но и отличается от обыденного познания.

Эти отличия состоят в следующем.

Объектом обыденного познания являются преимущественно наблюдаемые явления, а полученные знания представляют собой совокупность сведений, не приведенных в систему, они не всегда обоснованы и нередко уживаются с отжившими представлениями и предрассудками. Научное познание имеет дело не только с наблюдаемыми, но и с ненаблюдаемыми объектами (элементарная частица, ген). Оно характеризуется последовательностью и систематичностью, стремлением обосновать свои положения законами. Специальными способами проверки (научный эксперимент, правила выводного знания).

Цель обыденного познания ограничена главным образом непосредственными практическими задачами, оно не способно проникнуть в сущность явлений, открыть законы, формировать теории. Научное познание ставит и решает коренные проблемы, выдвигает обоснованные гипотезы, вырабатывает долговременные прогнозы. Его цель - открытие законов природы, общества, мышления, познание сущности явлений, создание научных теорий.

Средства обыденного познания ограничены естественными познавательными способностями, которыми располагает человек: органами чувств, мышлением, формами естественного языка. Оно опирается на здравый смысл, элементарные обобщения, простейшие познавательные приемы. Научное познание использует, кроме того, научную аппаратуру, специальные методы исследования, создает и использует искусственные языки, специальную научную терминологию.

Наука - не простое развитие обыденного знания, а явление особого рода, существенно отличающееся от обыденного и других видов познания не только по объекту, целям и средствам, но и по уровням познавательной деятельности. В научном познании принято выделять два уровня познания: эмпирический и теоретический. Они различаются по объектам, видам знания и методам познания.

На эмпирическом уровне объект исследуется со стороны, доступной наблюдению и экспериментированию. Полученный эмпирический материал обобщается и систематизируется. И хотя в формировании эмпирического объекта существенную роль играет чувственное познание, опираясь на которое исследователь - непосредственно и опосредованно, с помощью приборов - получает эмпирический материал, существенная роль принадлежит рациональной, мыслительной деятельности, без которой обработка и систематизация эмпирических данных была бы невозможной.

Теоретический объект представляет собой мысленную реконструкцию эмпирического объекта. Это абстракция, логическая модель реального объекта, выраженная, как правило, на специальном языке науки: научными терминами, знаками искусственного языка. Теоретическими объектами могут быть предполагаемые свойства и связи, которые еще не обнаружены, но существование, которых с определенной степенью вероятности выводятся из имеющейся теории. Такие объекты называются ненаблюдаемыми.

Различия по видам знания заключаются в следующем.

На эмпирическом уровне содержанием знания являются научные факты и сформулированное на их основе эмпирические законы. Содержанием теоретического уровня являются научные понятия, категории, законы науки, развитое научное знание выражается в форме научной теории.

Эмпирический и теоретический уровни различаются также по методам, которые делятся на эмпирические (наблюдение, описание, сравнение, измерение, эксперимент), с помощью которых осуществляется накопление, фиксация, обобщение и систематизация опытных данных, их статистическая и индуктивная обработка, и теоретические (аналогия и моделирование, формализация, идеализация, аксиоматический, гипотетический и др. методы); с их помощью формируются законы науки, теории.

Информация о работе Специфика аргументации, познания, общения