«Экстраполяция».
Оказывается неправомерным приемом
в случае, когда действительно
установленная в пауке истина
неосторожно широко трактуется и
провозглашается доказанной для
объектов иной, хотя и близкой природы,
для которой научный вывод
перестает быть законом. Отдельно отметим,
что поле аргументации в случае полемики
любого типа отнюдь не совпадает со
всем классом известных человечеству
истин, как это имеет место
в случае доказательства. Самый добросовестный
полемист может по тем или иным
причинам не знать, выпустить из виду
какой-то вполне надежно удостоверенный
вывод науки. С другой стороны, он
в силу личного опыта может
благожелательно отнестись к
положению, истинность которого не доказана
или сомнительна. Обобщая, можно
сказать, что сфера аргументации
полемики представляет собой теоретико-множественное
пересечение областей аргументации
всех участников. Это положение особенно
важно, когда речь заходит о коммерческой
(деловой) полемике. То, что хорошо известно
одному, может быть неизвестно другому
или воспринимается им с сомнением,
с сожалением. Соперник отнюдь не расположен
считать предложенное говорящим
положение истинным и использовать
его в роли аргумента. Тот, которого
один из полемистов считает классиком,
не является авторитетным для другого.
Еще не зная формулировки мысли, оппонент
склонен считать ее заведомо ложной.
Положения науки, признанные и отмеченные
соответствующими поощрениями в
одной стране, могут пребывать
в науке другой страны в статусе
подозрительной гипотезы. В полемике
принципиальных соперников круг аргументов
сужается. Этот круг может быть потенциально
равен нулю.
Все
обманные приемы игровой полемики,
связанные с аргументами, так
или иначе, неоправданно повышают степень
правдоподобия, достоверности выдвигаемых
положений.
В
разговоре с теми, для кого авторитет
науки очень высок, названия (возможно,
придуманных) тем, проблем, теорий, изданий
и терминов имеет почти магическое
воздействие.
4.
Стратегия и тактика
В
реальной жизни мы нечасто сталкиваемся
с дискуссией или полемикой в
чистом виде как правило, эти два
вида спора сочетаются в рамках одного
и того же коммуникативного процесса.
По этой причине необходимо иметь
представление о стратегии и
тактике спора.
Стратегия спора - это общий
план его ведения. Нет какой-либо
единой и неизменной стратегии
спора, поскольку складывающаяся
в споре ситуация постоянно
меняется и невозможно предугадать
все аспекты и нюансы спора;
кроме того, в большинстве случаев
каждая из спорящих сторон
придерживается своей собственной
стратегии.
Пропонент - тот, кто выдвигает
и отстаивает некоторый тезис
- должен позаботиться о том,
чтобы обеспечить максимально
возможную степень его обоснованности.
Для этого необходимо заранее
продумать доводы в защиту
тезиса, а также последовательность
их выдвижения. Как и в "пауке
побеждать", следует побеспокоиться
о "резерве", разделив аргументы
на основные и резервные. Основными
являются аргументы, которые являются
достаточными для обоснования
тезиса; резервные аргументы используются
в случае осложнений.
Оппонент - это тот, кто оспаривает
тезис. Если оппонент заранее
ознакомлен с содержанием тезиса
или с темой предстоящего обсуждения,
ему можно рекомендовать заранее
продумать слабые места тезиса
и подобрать опровергающие доводы
(контраргументы) или сосредоточить
свое внимание на проблемных
пунктах темы обсуждения и
по возможности выработать проекты
решения проблемных ситуаций.
Выше уже указывалось, что не
стоит спорить по второстепенным
вопросам. Споры по принципиальным
вопросам редко бывают стихийными.
Поэтому организация процедуры
спора (как правило, в виде
дискуссии) является необходимым
элементом стратегии спора. Организационные
вопросы весьма разнообразны: предварительные
наметки круга лиц, компетентных
в обсуждаемых проблемах; последовательность
выступлений; в случаях известного
несовпадения точек зрения по
данному вопросу разумно отобрать
круг людей, которые могли бы
обеспечить наиболее плодотворное
обсуждение, и др.
Тактика спора - это подбор
и использование в споре определенной
совокупности логических и психологических
приемов. Скажем, если вы опровергли
точку зрения своего противника,
то это еще не значит, что ваша собственная
точка зрения верна - она должна быть обоснована.
Очевидно, что на разных этапах спора используются
и разные тактические приемы. Их характер
зависит от многих факторов: содержания
спора, состава его участников, интеллектуальных
и психологических особенностей спорящих
сторон и т.д. Рассмотрим наиболее важные
моменты тактики спора.
- Во-первых, в любом споре тактически
верным будет корректное поведение
его участников. Спокойствие, уравновешенность,
рассудительность, способность сдерживать
возникающие эмоции - черты, проявление
которых улучшит имидж каждой
из спорящих сторон. Кроме того,
в случае всплеска эмоций демонстрация
одной из сторон спора названных
выше качеств будет способствовать
затуханию волн эмоционального
возбуждения, и, следовательно,
уменьшит возможность трансформации
спора в свару.
- Во-вторых, беспроигрышным тактическим
приемом является внимательное
и доброжелательное отношение
к высказываниям противной стороны.
Эффект этого приема можно
усилить с помощью типичных
для таких случаев выражений:
"Мне нравится ваша мысль
(предложение, тезис), над ней следует
хорошенько подумать", "Это
свежий взгляд на проблему, неплохо
бы обсудить перспективы, которые
она открывает" и т.п.
- В третьих, инвариант тактики
спора составляет открытость (восприимчивость)
одной стороны для убедительных
доводов другой. Демонстрируя это
качество, вы воздействуете на
психологический настрой противоположной
стороны, заставляя ее быть
более "сговорчивой", как бы
подготавливая ее к принятию
ваших собственных доводов, и,
в конечном итоге, вашей точки
зрения.
- В-четвертых, распространен тактический
ход, называемый "условное принятие
доводов противника". Этот прием
позволяет избежать прямого опровержения
точки зрения соперника в споре.
Условно соглашаясь с доводами
противника, мы вместе с ним
выводим из его посылок сомнительные
следствия, подводя к нужному
окончательному выводу. Таким образом,
противник превращается в соучастника,
опровергающего свои собственные
рассуждения.
Возможна другая вариация тактического
приема "условное принятие доводов
противника". Довольно часто оказывается,
что контрдовод соперника совместим
с нашей собственной позицией.
В таком случае отпадает необходимость
его опровержения. Рассматриваемый
тактический ход позволяет избежать
траты сил, энергии, времени.
Следовательно, стратегия и тактика
спора - две стороны одной медали.
Не стоит пренебрегать ни одной
из них. Как бы хорошо ни
были продуманы стратегия или
тактика по отдельности, только
их взаимная увязка, сплавленность
позволят достичь успеха в
споре, пусть не абсолютного,
но все же успеха.
Таким образом, спор является
одним из основных видов речевой
коммуникации. С его помощью достигается
более глубокое понимание того
предмета, по поводу которого
происходит общение; более четко
обозначаются позиции людей, которые
участвуют в данном коммуникативном
процессе; кроме того, спор является
эффективным средством выработки
оптимального решения тех или
иных вопросов. В конце концов,
спор вносит разнообразие в
общение людей, украшает речевые
коммуникации, делая их живыми
и запоминающимися.
Заключение
Все люди
различны между собой и поэтому
они по разному воспринимают ситуацию,
в которой оказываются.
Различия
в восприятии часто приводят к
тому, что люди не соглашаются друг
с другом по определенному поводу.
Это несогласие
возникает тогда, когда ситуация
несет конфликтных характер. конфликт
определяется тем, что сознательное
поведение одной из сторон вызывает
расстройство интересов другой стороны.
Изучая
природу конфликтов, специалисты
составили определенные правила ведения
споров.
Интеллигентность
не только в знаниях, но и в способности
к пониманию другого. Она проявляется
в тысяче и тысяче мелочей: в умении
уважительно спорить, вести себя
скромно за столом, в умении незаметно
помочь другому, беречь природу, не мусорить
вокруг себя - не мусорить окурками или
руганью, дурными идеями.
Интеллигентность
- это терпимое отношение к миру
и к людям.
В
основе всех хороших манер лежит
забота о том, чтобы человек не
мешал человеку, чтобы все вместе
чувствовали себя хорошо. Надо уметь
не мешать друг другу. Воспитывать в
себе нужно не столько манеры, сколько
то, что выражается в манерах, бережное
отношение к миру, к обществу,
к природе, к своему прошлому.
Вывод:
Не надо запоминать сотни правил, а
запомнить одно - необходимость уважительного
отношения к другим.
Библиографический
список
- Проф. С.И.
Поварнин – «Искусство спора. О теории
и практике спора»
- А.В. Стешов
– «Как победить в споре. О культуре полемики».
Лениздат, 2006
- Алексеев
А.П. - «Аргументация. Познание. Общение.»
1991.
- Михальская
А.К. - «Основы риторики.» 2001.
- Сопер П.Л.
- «Основы искусства речи.» 2008
- Введенская
Л.А., Павлова Л.Г. – «Культура и искусство
речи.» 1999.
- http://www.i-u.ru/biblio/archive/graudina_shiryaev_spiking_culture/21.aspx
- http://sahvatkin.narod.ru/SR/18.htm
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%BE%D1%80