Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 16:48, доклад
Средневековая логика - исторический этап развития традиционной (общей или аристотелевской) логики, возникший в Западной Европе периода Средневековья; логико-философское направление исследований средневековья ческих философов, связанный с новыми логико-семантическим и семиотическими проблемами, а также дальнейшее развитие формального аппарата традиционной логик. Относительно логики средневековья (как и всей тогдашней культуры) существуют противоположные точки зрения. Одни ученые рассматривают эту эпоху как время упадка культуры, другие, отмечая проявления прогресса, — как необходимый этап развития человечества.
Средневековая логика - исторический этап развития традиционной (общей или аристотелевской) логики, возникший в Западной Европе периода Средневековья; логико-философское направление исследований средневековья ческих философов, связанный с новыми логико-семантическим и семиотическими проблемами, а также дальнейшее развитие формального аппарата традиционной логик. Относительно логики средневековья (как и всей тогдашней культуры) существуют противоположные точки зрения. Одни ученые рассматривают эту эпоху как время упадка культуры, другие, отмечая проявления прогресса, — как необходимый этап развития человечества.
Цель средневековой логики заключалась не в нахождении истины, поскольку истина уже дана в божественном откровении, а в изложении и доказательстве этой истины посредством разума.
Средневековая логика, как и философия в целом, была поставлена на службу религии. Главное ее задание заключалось в обосновании догматов религии, доведении существования Бога, объяснении вопросов сотворения мира и бессмертия человеческой души и тому подобное.
Особенности средневековой логики:
1 Логика развивалась в
контексте дальнейшего
2 В контексте споров об универсалиях появились логико-философские проблемы о природе абстрактных понятий и их связи с объективной реальнос ю
3 Обособленные реальная
(материальная), формальная (общая сущность
вещи) и умозрительная (логическая)
разница существования
4 Дальнейшее й развитие формального аппарата традиционной логики из-за введения искусственных символов А, Е, И, О для обозначения четырех видов атрибутивных суждений и \"логического квадрата\" для схематического изображения логики ческих отношений между ними
5 Дальнейшее развитие модальной логики( МОДАЛЬНАЯ ЛОГИКА – область логики, в которой изучаются логические операторы, называемые модальностями ) 6 Разработка основ семиотики (Семио́тика, или семиоло́гия — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем) и логической семантики (ЛОГИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА - раздел логики, в котором изучаются отношения языковых знаков к обозначаемым ими объектам и выражаемому ими содержанию.)
Для средневековой логики характерно обращение к Библии как к основному источнику знаний, а также признание Аристотеля, с которым средневековые мыслители были знакомы через арабскую философию. Главной чертой средневековой логики была тесная связь ее с теологией. Средневековая логика основана на двух принципах - принципе согласования и принципе манифестации (прояснения). Средневековая логика является, по большей части, трактовкой и анализом античных философских теорий. В основном изучались вопросы модальной логики, теория логического следования, теория семантических парадоксов, а также проводился анализ выделяющих и исключающих суждений. Основными направлениями, рассматривающими вопросы логики, были направление реалистов и номиналистов. Первые считали, что общие понятия существуют независимо от единичных вещей. Номиналисты стояли на противоположных позициях и считали, что общие понятия лишь именуют единичные вещи, которые являются реальными Наиболее известными учеными, работавшими над вопросами логики в Средиземноморье, являются Вильям Оккам, Дунс Скотт, Раймунд Луллий, Жан Буридан, Альберт Саксонский. Следует особо выделить Вильяма Оккама, который известен благодаря тому, что создал логическое орудие под названием «лезвие Оккама».
Проводником между античной и арабоязычной логикой послужила наука, разрабатываемая в Сирии. Вопросами логики в арабском мире занимались такие ученые, как аль-Фараби, которого считают основателем сирийской логики, Ибн-Сина (Авиценна), Ибн-Рушд (Авер-роес).
Аль-Фараби являлся идейным последователем Аристотеля. Он комментировал главный труд Аристотеля «Органон». Логика аль-Фараби направлена на изучение научного мышления и рассматривает вопросы истинности, опираясь на концепцию истинности, разработанную Аристотелем. Структура его логики состоит из двух частей, одна рассматривает представления и понятия, а другая изучает теорию суждений, выводов и доказательств. Особое внимание аль-Фараби уделял вопросам теории познания и гарм-матики.
Трактовку работ Аристотеля продолжил Ибн-Сина. Он пользовался переводами и комментариями античных работ, созданных аль-Фараби. Авиценна изучал аристотелевскую силлогистику, прослеживал зависимости и связи между категорическими и условными суждениями, а также выражение импликации через дизъюнкцию и отрицание. Свои идеи ученый закрепил в учебнике «Логика».
Самой известной и используемой работой по логике является трактат «Summulae logicales», содержащий ряд новых идей в области логики высказываний. Эта работа принадлежит перу Петра Испанского.
Средневековая логика в истории философии получила название \"схоластическая логика\" (греч - школа, ученая беседа; лат - ученый, школьный) Весомый вклад в развитие традиционной логики сделали средневековые фил философ С Боэций, Т Аквинский, П Абеляр,П Испанский, Д Скотт