КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2
ВАРИАНТ № 6
|
Задания раздела и
темы |
Текст заданий
Оценка за каждое задание:
2 – выполнено, 1 – выполнено
не полностью, 0 – не выполнено |
Раздел I. Тема 3. Суждение как форма мышления |
|
1. Определите, содержаться ли суждения
в приведенных высказываниях, укажите
признаки суждения. Там, где суждения содержаться,
выявите их структуру (логическую форму):
S, P, логическую связку, квантор, зарисуйте
логическую схему суждения. |
«Большинство людей отвечает не на чужие
суждения, а на собственные мысли».
- Это предложение является суждением, т.к. содержит утверждение о людях и их мыслях. S – «люди» (исходная информация, имеющая предмет мысли), P – «не на суждения, а на собственные мысли» (новая информация в виде утверждения о предмете мысли). R – «отвечают». 〉| - «большинство» (показывает количественную меру суждения).
〉| S R P
«Что мне
делать? Как мне быть?
Как беду мою
избыть?
Приказал мне
царь доставить
То-чаво-не может
быть!»
- В первых трёх предложениях суждения отсутствуют, так как в них ничего не утверждается и ничего не отрицается, в них содержатся вопросы как форма мышления. В четвёртом предложении суждение содержится, т.к. имеет место утверждение о действиях царя. S – «царь» (предмет мысли), P – «доставить то-чаво-не может быть». R – «приказал».
R S P
«Зачем
топтать мою любовь? Ее и так
почти не стало».
- В первом предложении суждение не содержится, т.к. нет ни утверждения, ни отрицания, есть только вопрос как форма мышления. Второе предложение – это суждение, поскольку имеется суждение о состоянии любви автора. S – «её» (имеющийся предмет мысли). P – «не стало» (новая информация в виде утверждения о предмете мысли). 〉| – «почти» (количественная мера суждения).
S 〉| P |
2. Дайте логическую характеристику
простых суждений: по объединенной классификации,
по предикату, по распределенности терминов,
укажите тип модальности, если она
имеется. |
«Большинство
людей отвечает не на чужие суждения,
а на собственные мысли».
- Логическая форма суждения имеет вид Некоторые S есть P. Слово «большинство» выражает квантор «некоторые», S – «люди», P – «отвечает не на чужие суждения, а на собственные мысли».
- Это суждение по предикату – атрибутивное, т.к. содержит признак свойства «не на чужие суждения, а на собственные мысли»; по объединённой классификации - частноутвердительное, так как в нём утверждается информация о некоторой части класса понятия «люди».
- Распределённость терминов: S¯ P+, т.к. в S сообщается лишь о части людей, в Р – подразумевается весь класс понятия.
- Данное суждение не содержит модальность, т.к. в его структуре нет модальных операторов, указывающих на принадлежность к какому-либо виду модальности.
«Приказал мне царь доставить
То-чаво-не может быть!»
- Логическая форма суждения имеет вид Это S суть P, где S – «царь», P – «доставить то-чаво-не может быть».
- Данное суждение по предикату - атрибутивное, т.к. содержит признак свойства «то-чаво-не может быть»; по объединённой квалификации – общее, т.к. объём единичного понятия («царь») частичным быть не может.
- Распределённость терминов: S+, P+, т.к. и в S, и в P сообщается о понятиях в полном объёме.
- Это суждение содержит деонтическую модальность (т.е. содержит приказ, побуждение к действию), на что указывает модальный оператор, выраженный словом «приказал».
«Ее и так
почти не стало».
- Логическая форма суждения имеет вид Это S суть P, где S – «её», P – «не стало».
- Данное суждение по предикату – суждение существования, т.к. утверждает об исчезновении любви; по объединённой квалификации – общее, т.к. объём единичного понятия («моя любовь») частичным быть не может.
- Распределённость терминов: : S+ P¯, т.к. в S сообщается о полном объёме понятия, в Р – подразумевается лишь часть понятия.
- Данное суждение содержит аксиологическую модальность (т.е. содержит оценку с точки зрения определённой системы ценностей), на что указывает модальный оператор, выраженный словом «почти».
|
3. Дайте характеристику вопроса:
выявите структуру, определите тип вопроса
по структуре, а также разновидность и
степень его корректности. |
«Что мне
делать?»
- Предпосылка вопроса: Оператор вопроса выражен словом «Что?»
- По виду вопрос простой, восполняющий («к-вопрос»)
- Данный вопрос является корректным, т.к. его предпосылка представляет собой истинное и непротиворечивое знание («передо мной поставлена сложная задача, которую необходимо решить»).
«Как мне
быть?»
- Предпосылка вопроса: «Передо мной поставлена сложная задача, которую необходимо решить». Оператор вопроса выражен словом «Как?»
- По виду вопрос простой, восполняющий («к-вопрос»)
- Данный вопрос является корректным, т.к. его предпосылка представляет собой истинное и непротиворечивое знание («передо мной поставлена сложная задача, которую необходимо решить»).
«Как беду
мою избыть?»
- Предпосылка вопроса: «Передо мной поставлена сложная задача, которую необходимо решить». Оператор вопроса выражен словом «Как?»
- По виду вопрос простой, восполняющий («к-вопрос»)
- Данный вопрос является корректным, т.к. его предпосылка представляет собой истинное и непротиворечивое знание («передо мной поставлена сложная задача, которую необходимо решить»).
«Зачем топтать
мою любовь?»
- Предпосылка вопроса: «Любви почти нет, значит, нет смысла её топтать, уничтожать и дальше». Оператор вопроса выражен словом «Зачем?»
- По виду вопрос простой, восполняющий («к-вопрос»)
- Данный вопрос корректен, т.к. его предпосылка представляет собой истинное и непротиворечивое знание («любви почти нет, значит, нет смысла её топтать, уничтожать и дальше»).
|