Суждение как форма мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:45, контрольная работа

Краткое описание

Входят задания типа: Определите, содержаться ли суждения в приведенных высказываниях, укажите признаки суждения. Там, где суждения содержаться, выявите их структуру (логическую форму): S, P, логическую связку, квантор, зарисуйте логическую схему суждения.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по логике.doc

— 54.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по курсу  «Логика»

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2

ВАРИАНТ № 6

 

 

Задания раздела и  темы

Текст заданий

Оценка за каждое задание:

2 – выполнено,  1 – выполнено  не полностью, 0 – не выполнено

Раздел I. Тема 3. Суждение как форма мышления

 

1. Определите, содержаться ли суждения в приведенных высказываниях, укажите признаки суждения. Там, где суждения содержаться, выявите их структуру (логическую форму): S, P, логическую связку, квантор, зарисуйте логическую схему суждения.

«Большинство людей отвечает не на чужие суждения, а на собственные мысли».

  • Это предложение является суждением, т.к. содержит утверждение о людях и их мыслях. S – «люди» (исходная информация, имеющая предмет мысли), P – «не на суждения, а на собственные мысли» (новая информация в виде утверждения о предмете мысли). R – «отвечают». 〉| - «большинство» (показывает количественную меру суждения).

〉| S R P

 

«Что мне  делать? Как мне быть?

Как беду мою  избыть?

Приказал мне  царь доставить

То-чаво-не может  быть!»

  • В первых трёх предложениях суждения отсутствуют, так как в них ничего не утверждается и ничего не отрицается, в них содержатся вопросы как форма мышления. В четвёртом предложении суждение содержится, т.к. имеет место утверждение о действиях царя. S – «царь» (предмет мысли), P – «доставить то-чаво-не может быть». R – «приказал».

R S P

 

«Зачем  топтать мою любовь? Ее и так  почти не стало».

  • В первом предложении суждение не содержится, т.к. нет ни утверждения, ни отрицания, есть только вопрос как форма мышления. Второе предложение – это суждение, поскольку имеется суждение о состоянии любви автора. S – «её» (имеющийся предмет мысли). P – «не стало» (новая информация в виде утверждения о предмете мысли). 〉| – «почти» (количественная мера суждения).

S 〉| P

2. Дайте логическую характеристику простых суждений: по объединенной классификации, по предикату, по распределенности терминов, укажите тип  модальности, если она имеется.

«Большинство  людей отвечает не на чужие суждения, а на собственные мысли».

  • Логическая форма суждения имеет вид Некоторые S есть P. Слово «большинство» выражает квантор «некоторые», S – «люди», P – «отвечает не на чужие суждения, а на собственные мысли».
  • Это суждение по предикату – атрибутивное, т.к. содержит признак свойства «не на чужие суждения, а на собственные мысли»; по объединённой классификации - частноутвердительное, так как в нём утверждается информация о некоторой части класса понятия «люди».
  • Распределённость терминов: S¯ P+, т.к. в S сообщается лишь о части людей, в Р – подразумевается весь класс понятия.
  • Данное суждение не содержит модальность, т.к. в его структуре нет модальных операторов, указывающих на принадлежность к какому-либо виду модальности.

 

«Приказал мне царь доставить

То-чаво-не может быть!»

  • Логическая форма суждения имеет вид Это S суть P, где S – «царь», P – «доставить то-чаво-не может быть».
  • Данное суждение по предикату - атрибутивное, т.к. содержит признак свойства «то-чаво-не может быть»; по объединённой квалификации – общее, т.к. объём единичного понятия («царь») частичным быть не может.
  • Распределённость терминов: S+, P+, т.к. и в S, и в P сообщается о понятиях в полном объёме.
  • Это суждение содержит деонтическую модальность (т.е. содержит приказ, побуждение к действию), на что указывает модальный оператор, выраженный словом «приказал». 

 

«Ее и так  почти не стало».

  • Логическая форма суждения имеет вид Это S суть P, где S – «её», P – «не стало».
  • Данное суждение по предикату – суждение существования, т.к. утверждает об исчезновении любви; по объединённой квалификации – общее, т.к. объём единичного понятия («моя любовь») частичным быть не может.
  • Распределённость терминов: : S+ P¯, т.к. в S сообщается о полном объёме понятия, в Р – подразумевается лишь часть понятия.
  • Данное суждение содержит аксиологическую модальность (т.е. содержит оценку с точки зрения определённой системы ценностей), на что указывает модальный оператор, выраженный словом «почти».

3. Дайте характеристику вопроса: выявите структуру, определите тип вопроса по структуре, а также разновидность и степень его корректности.

«Что мне  делать?»

  • Предпосылка вопроса: Оператор вопроса выражен словом «Что?»
  • По виду вопрос простой, восполняющий («к-вопрос»)
  • Данный вопрос является корректным, т.к. его предпосылка представляет собой истинное и непротиворечивое знание («передо мной поставлена сложная задача, которую необходимо решить»).

«Как мне  быть?»

  • Предпосылка вопроса: «Передо мной поставлена сложная задача, которую необходимо решить». Оператор вопроса выражен словом «Как?»
  • По виду вопрос простой, восполняющий («к-вопрос»)
  • Данный вопрос является корректным, т.к. его предпосылка представляет собой истинное и непротиворечивое знание («передо мной поставлена сложная задача, которую необходимо решить»).

 

«Как беду мою избыть?»

  • Предпосылка вопроса: «Передо мной поставлена сложная задача, которую необходимо решить». Оператор вопроса выражен словом «Как?»
  • По виду вопрос простой, восполняющий («к-вопрос»)
  • Данный вопрос является корректным, т.к. его предпосылка представляет собой истинное и непротиворечивое знание («передо мной поставлена сложная задача, которую необходимо решить»).

 

«Зачем топтать  мою любовь?»

  • Предпосылка вопроса: «Любви почти нет, значит, нет смысла её топтать, уничтожать и дальше». Оператор вопроса выражен словом «Зачем?»
  • По виду вопрос простой, восполняющий («к-вопрос»)
  • Данный вопрос корректен, т.к. его предпосылка представляет собой истинное и непротиворечивое знание («любви почти нет, значит, нет смысла её топтать, уничтожать и дальше»).


Информация о работе Суждение как форма мышления