Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:33, контрольная работа
Целью настоящей работы является:
выяснить, что такое суждение, и что такое термины суждения;
познакомиться с составом и видами суждений;
выяснить, что такое простое суждение, и что такое отношения между суждениями;
познакомиться с видами сложных суждений и с видами отношений между суждениями.
1. Общая характеристика суждения, как формы мышления
2. Простые суждения, их виды и состав
3. Сложные суждения, их виды и состав
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Общая характеристика суждения, как формы мышления……………....3-5
2. Простые суждения, их виды и состав…………………………………....6-9
3. Сложные суждения, их виды и состав………………………………...10-16
Заключение……………………………………………………
Использованная литература……………
Введение
Логика - наука о формах, приемах и методах теоретического познания на ступени абстрактного мышления, имеющих общенаучный характер, о законах, составляющих основу этих методов, а также о языке как средстве познания. Логику, в первую очередь, интересует не то, как мыслит человек, а то, как он должен мыслить для решения задач познавательного характера, для достижения истины. Постижение науки логики даёт возможность узнать законы, правила и приёмы мышления, которые помогают анализировать правильность рассуждений, оценивать истинность полученных заключений. Более того, человек, не владеющий логикой, не сможет грамотно пользоваться никакими знаниями, потому что в учебниках любых наук, как правило, излагаются основные факты и законы, но не все те факты и законы, которые можно из них вывести логически.
Однако этим значение логики не исчерпывается.
Проведенные в прошедшем
Целью настоящей работы является:
1. Общая характеристика суждения, как формы мышления.
Cуждение — это форма мышления, в которой отражаются отношения между предметами и их признаками посредством утверждения или отрицания. Из этого определения уже видно, что суждение как форма мышления существенно отличается от понятия. Это связано с тем, что данные логические формы по-разному отражают окружающую людей действительность. Если понятия отражают совокупность существенных признаков предмета, то суждения отражают отдельные отношения между предметами и их признаками.
Суждение истинно, если в нем утверждается связь между объектом и признаком, имеющая место в действительности или отрицается связь, не имеющая места в действительности. Суждение ложно, если в нем утверждается связь между объектом и признаком, не имеющая места в действительности, или отрицается связь, имеющая место в действительности.
По виду признака суждения делятся на:
В структуре суждения имеются три части, или три элемента:
- первый элемент суждения называется субъектом суждения. Субъект суждения выражает знания о предмете суждения, т.е. то, о чем говорится в данном суждении. Сокращенно субъект суждения обозначается буквой S (от латинского слова subjectum);
- вторым логическим элементом суждения является предикат суждения. Предикат суждения выражает знания о признаке предмета суждения, т.е. то, что говорится о субъекте суждения. Сокращенно предикат суждения обозначается буквой Р (от латинского слова praedicatum);
- третьим элементом суждения является связка суждения. Связка выражает отношение, которое устанавливается в суждении между субъектом и предикатом.
Благодаря такому расчлененному отношению, которое устанавливается с помощью логической связки между двумя основными элементами, создается возможность не механически (как это имеет место в ассоциативных связках), а сознательно устанавливать связь между субъектом и предикатом. Это придает органическое единство и законченность всей форме суждения.
Логическая связка, устанавливающая отношение между субъектом и предикатом, имеет две формы. Она может быть либо утвердительной, либо отрицательной. В русском языке связка, как правило, не высказывается, а лишь подразумевается. В тех же случаях, когда связка высказывается, то она в утвердительной форме выражается с помощью слов: «есть», «суть», «имеется» и т. п. Если же связка высказывается в отрицательной форме, то говорят «не есть», «не суть», «не имеется», «не является» и т. п.
Таким образом, структура простого категорического суждения, которое всегда состоит из трех элементов, может быть выражена в виде общей формулы: S — P, где тире обозначает связку. Другие два элемента (S и P), являясь основными частями суждения, несут смысловую нагрузку. В логике они называются переменными, так как могут выражать различное конкретное содержание. Связка в простом категорическом суждении не является переменной частью суждения, она выражает только утвердительное или отрицательное отношение между субъектом и предикатом и может быть названа постоянным элементом суждения.
Атрибутивные суждения делятся на собственно атрибутивные (признаковые) суждения и экзистенциальные суждения (суждения существования). Они делятся также на виды по двум основаниям:
- по качеству на утвердительные суждения — суждения, говорящие о принадлежности предиката субъекту суждения; и отрицательные суждения — суждения, говорящие об отсутствии у субъекта данного предиката;
- по количеству (количество суждения — характеристика суждения, определяющая, в каком объеме рассматривается субъект суждения.) на единичные атрибутивные суждения - соответствуют единичным понятиям; общие суждения — это суждения, в которых предикат высказывается обо всем объеме субъекта; частные суждения — это суждения, в которых предикат высказывается о некоторых элементах объема субъекта.
Реляционные суждения — это суждения с отношением. В структуру реляционного суждения входят два или более субъектов, и предикат, роль которого играет отношение. Субъекты реляционного суждения — это понятия предметов, между которыми утверждается или отрицается наличие отношения. Предикат реляционного суждения — это связь, которая утверждается или отрицается в суждении.
Категорическое суждение — это такое, у которого точно выяснено его качество и количество.
2. Простые суждения, их виды и состав.
Простое суждение — это суждение, ни одна часть которого не является суждением. Простым называется суждение, выражающее связь двух понятий.
В зависимости от того, что утверждается или отрицается в суждениях – принадлежность признака предмету, отношение между предметами или факт существования предмета, они делятся на атрибутивные суждения, суждения с отношениями и суждения существования (экзистенциальные).
Атрибутивным (от латинского слова atributio – свойство, признак) называется суждение о признаке предмета. В нем отражается связь между предметом и его признаком, причем эта связь утверждается или отрицается. Например: “Никто из судей не вправе воздержаться от голосования”. Оно состоит из субъекта, предиката и связки; его логическая схема S – Р, где S – субъект суждения, Р – предикат суждения, “ – ” – связка.
Суждением с отношением называется суждение, отражающее отношение между предметами. Это могут быть отношения равенства, неравенства, родства, пространственные, временные, причинно-следственные и другие отношения. Например: “А равно В”, “С больше D”, “Семен – отец Сергея”, “Казань восточнее Москвы”, “Мораль возникла раньше права”, “Пьянство – причина многих преступлений”.
Принята следующая запись суждения с отношениями: хRу, где х и у – члены отношения, они обозначают понятия о предметах, R– отношение между ними. (R – первая буква латинского слова relativus– относительный.) Запись читается: х находится в отношении R к у.
Суждения с отношениями имеют структуру, отличающуюся от структуры атрибутивных суждений. Тем не менее, они могут быть рассмотрены как атрибутивные. Например, суждение “А равно D” рассматривается как суждение о признаке предмета, где А – субъект суждения, “равно D” – его предикат; при такой интерпретации равенство предмету D выступает как признак предмета А. Суждение “Семен – отец Сергея” рассматривается так: “Семен (S) – отец Сергея (Р)”, отец Сергея – признак Семена.
В суждениях существования (экзистенциальных суждениях – от латинского слова existentia – существование) отражается сам факт существования или несуществования предмета суждения. Например: “Материя существует”; “Бога нет”; “Суждения без предложения не существует”. Предикатами этих суждений являются понятия о существовании или несуществовании предмета; связка, как правило, в языке не выражается, но путем преобразования грамматической формы суждения она может быть выражена словами “есть”, “не есть”, “является” и т. д. Например, суждения: “Материя существует” – “Материя (S) есть (связка) то, что существует (Р)”.
Атрибутивные суждения называются также категорическими (от греческого – kategorikos – ясный, безусловный, не допускающий иных толкований). В категорическом суждении знание о принадлежности или непринадлежности признака предмету выражается в безусловной форме. Например, “Обвиняемый имеет право на защиту”, “Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, не освобождается от уголовной ответственности”.
Категорические суждения делятся по качеству и по количеству. Существует, кроме того, объединенная классификация суждений по количеству и качеству.
По качеству суждения делятся на утвердительные и отрицательные. Утвердительным называется суждение, выражающее принадлежность предмету некоторого признака. Суждение, выражающее отсутствие у предмета некоторого признака, называется отрицательным.
Иногда в анализе
рассуждений возникает
Деление суждений по количеству: утверждать или отрицать что-либо можно об одном предмете, о части предметов некоторого класса и обо всех предметах класса. В соответствии с этим по количеству суждения делятся на единичные, частные и общие. Единичным называется суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается об одном предмете. Например: “Это здание – памятник архитектуры”. Частным называется суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается о части предметов некоторого класса. Частные суждения выражаются в предложениях, имеющих в своем составе слова: “некоторые”, “многие”, “немногие”, “большинство”, “меньшинство”, “часть” (например: “Некоторые свидетели дали показания”; “Часть преступлений относится к хозяйственным”). В зависимости от значения, в котором употребляется слово “некоторые”, различают два вида частных суждений: неопределенные частные и определенные частные. В неопределенном частном суждении слово “некоторые” употребляется в значении “некоторые, а может быть и все”, “по крайней мере, некоторые”. Например, суждение “Некоторые свидетели дали показания” может иметь следующий смысл: известная нам часть свидетелей дала показания, о другой их части мы ничего определенного сказать не можем, так как наши знания о данном факте являются неполными. Слово “некоторые” означает “некоторые, а может быть, и все”. В определенном частном суждении слово “некоторые” употребляется в значении “только некоторые”. Если, например, нам известно, что показания дали не все, а только некоторые свидетели, значит, другая их часть показания не давала. Поэтому определенное частное суждение содержит знание и о той, и о другой части свидетелей и может рассматриваться как сложное суждение: “Некоторые свидетели дали показания, а некоторые показаний не давали”. Схемы определенного частного суждения: “Только некоторые S суть Р” и “Только некоторые S не суть Р”. Общим называется суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается обо всех предметах некоторого класса. Например: “Все свидетели дали показания”, “Никто из судей не вправе воздержаться от голосования”. Схемы общих суждений: “Все S суть P” и “Ни одно S не есть Р”. Общие суждения выражаются в предложениях, в состав которых входят, как правило, слова “все” и “ни один”, а также другие близкие им по смыслу, указывающие на принадлежность или непринадлежность некоторого признака всем предметам данного класса: “каждый”, “любой”, “никто” и др. Однако эти слова могут отсутствовать. Например: “Приговор суда должен быть мотивирован”.
Отношения между простыми суждениями определяются, с одной стороны, их конкретным содержанием, а с другой – логической формой: характером субъекта, предиката, логической связки. По своему содержанию атрибутивные суждения могут находиться в двух важнейших отношениях – сравнимости и несравнимости. По своей логической форме – прежде всего по количеству и качеству – сравнимые суждения подразделяются на совместимые и несовместимые. Совместимые суждения содержат одну и ту же мысль полностью или частично. Между ними возникают следующие логические отношения: эквивалентности, подчинения, частичной совместимости. Несовместимые суждения имеют следующие логические отношения: противоположности и противоречия.