Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:02, реферат
Целью исследования является изучение перформативов на основе теории Джона Остина.
Задачи:
1. Изучить историю появления перформатива;
2. Определить понятие речевого акта;
3. Изучить классификацию речевых актов;
4. Выявить его структуру;
5. Узнать сферу применения перформатива.
Введение………………………………………………………………..
§1.История появления перформатива……………………………………
1.1. Теория перформативности и речевой акт
§2.Понятие «речевой акт»…………………………………………………
§3.Классификация или аспекты речевых актов…………………………
§4.Структура речевого акта………………………………………………
§5.Речевые акты в сфере рекламы……………………………………….
Заключение
Список литературы…………………………………………………………
Минобрнауки России
федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Иркутский
государственный
(ФГБОУ ВПО «МГЛУ»)
Институт социальных наук
Кафедра английского языка
Реферат
По дисциплине: «Теория и практика аргументации»
на тему:
«Теория речевых актов Д. Остина»
Выполнила студентка
дневной формы обучения
1 курс ИББ
Защиту приняла
доцент,
Иркутск
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
§1.История появления перформатива……………………………………
1.1. Теория перформативности и речевой акт
§2.Понятие «речевой акт»…………………………………………………
§3.Классификация или аспекты речевых актов…………………………
§4.Структура речевого акта………………………………………………
§5.Речевые акты в сфере рекламы……………………………………….
Заключение
Список литературы…………………………………
Введение
Джон Лэнгшо Остин – британский философ, один из основателей лингвистической философии, внесший большой вклад в теорию речевых актов, о которых и будет говориться подробно в этом реферате.
Целью моего исследования является изучение перформативов на основе теории Джона Остина.
Задачи:
1. Изучить историю появления перформатива;
2. Определить понятие речевого акта;
3. Изучить классификацию речевых актов;
4. Выявить его структуру;
5. Узнать сферу применения перформатива.
§1.История появления перформатива
1.1.Теория перформативности и речевой акт
Теория речевых актов (
§2.Понятие «речевой акт»
Речевой акт представляет собой некое высказывание, создаваемое и выражающееся посредством психолингвистического процесса системы, созданной человеком, в форме звуковых элементов, представляющих собой устную речь, сменяющими друг друга. Однако, стоит заметить что это высказывание несет в себе точную цель, заданную «творцом» конкретного речевого акта, преследуемое определенным мотивом для того чтобы свершить определенные операции посредством языка на практике или в уме.
Основой теории речевых актов можно назвать такое понятие как «перфоматива». Остин назвал данное свойство уникальным языковым явлением и сгенирализировал его для всех высказываний.
Но что же представляет из себя это особое свойство? Автор данной теории обнаружил существование в языке глаголов, которые, при изменении в первое лицо единственного числа, отменяют значение истинности всего предложения, а вместо этого становятся вершителями действия. Примером может послужить предложение “объявляю консилиум открытым” или “я объявляю перемирие”. Описание реальности отсутствуют в данном предложении, есть только сама реальность. Собственно, подобные глаголы Дж. Остин и определяет перформативными, а предложения, содержащие такие глаголы называются речевыми актами.
Перформативные высказывания по своему строению соответствуют повествовательным предложениям, но отличаются от последних тем, что не описывают действие, а являются эквивалентными осуществлению действия. Примерами могут служить такие глаголы как: клянусь, обещаю, нарекаю, благодарю, хотя большая часть глаголов не обладает названным свойством. Ведь нельзя сказать, что фраза «Я пишу письмо» является действием, она является лишь описанием действия, в силу того что изречение такой фразы человеком не в состоянии заменить сам процесс написания письма.
Стоит отметить, что открытие Дж. Остина «уничтожило» классическую установку соотношения языка и реальности, по правилам которой роли языка обязывалось представлять реальность и устанавливать положение дел, как в предложениях «ученица идет в школу» или «война закончилась в 1945». К речевым актам нельзя применять критерия истинности или ложности, как к прочим (описательным) предложениям, потому что даже пример, описанный выше, про ученицу, может быть оцененным как ложное или истинное.
Однако, перформативные высказывания можно оценивать по принципу успешности: Речевые акты же можно оценить только с позиции успешности или неуспешности: то есть, если в примере про перемирие, оное было действительно объявлено, или война действительно окончилась в 1945, то такие речевые акты являются успешными, иначе – неуспешными. Также, речевые акты подразделяются на прямые и косвенные, например «Почему ты до сих пор не убралась в комнате?!» произносивший это человек, преследовал цель смягчить свою фразу, с помощью косвенного речевого акта, в прямом же варианте это выглядело бы так «Уберись в своей комнате сейчас же!»
§3.Классификация или аспекты речевых актов
Но вернемся непосредственно к самой книге Дж. Остина, после ее выхода в свет она получила широкий резонанс в лингвистических кругах, что стало следствием тщательного изучения и анализа всех глаголов. Одним из тех людей, кто рьяно заинтересовался этим фактом, был наш соотечественник – В.В. Богданов, в 1990 г он выдвинул мнение, что перформативным высказываниям свойственны:
- эквиакциональность;
- неверифицируемость;
- автореферентность;
- автономинативность;
- эквитемпоральность.
Помимо прочих его трудов он разделил речевые акты на институциональные (ритуальные) и неинституциональные (неритуальные). Но вернемся к основной теме изучения речевых актов Дж. Остина.
В 60-х годах была выдвинута «перформативная гипотеза», суть которой свелась к тому что все глаголы являются, вероятно, перформативными, из чего следует что все предложения являются возможными перформативами. Если данная гипотеза и верна, то следует, что вся реальность «вбирается» языком, и разделение перформативов, на описывающие реальность и те, которую эту реальность создают и предопределяют, обезличиваются, то есть уравнивается.
В общем плане, смысл любого речевого акта, заключен в высказывании говорящим предложения, для его слушателя определенной ситуации и конкретной обстановке с намеченными для говорящего намерениями и целями.
§4.Структура речевого акта
Говоря о структуре речевого акта, можно разделить его на 4 составляющие:
1. акт произнесения (локуция);
2. акт указания и предицирования (пропозиция);
3. акт придания высказыванию коммуникативной силы(приказание, обещание, утверждение, вопрос и т.п.);
4. перлокуция: эффект, оказываемый на адресата.
Однако, в реальности границы этих аспектов размыты что практически их объединяет и не определяет разницы, а выделить их можно только путем анализирования и наблюдения: всевозможным иллокутивным актам может быть эквивалентным один и тот же пропозициональный акт (он идет лесом; идет ли он в лес? шёл бы он лесом!); локутивным актам могут соответствовать один и тот же пропозициональный и иллокутивный акт (обещаю хорошо себя вести; даю обещание быть примерным ребенком.).
Иллокутивная составляющая речевого акта широко применима, так как является частью языка вообще, а не только конкретных языков. Выделяется 5 категорий иллокутивных актов:
1. ассертивы (утверждать, отрицать, отвечать, возражать и т.п.);
2. директивы (попросить, приказать, скомандовать, умолять, разрешить, пригласить, посоветовать);
3. комиссивы (обещать, давать зарок, обет, клятву, слово, ручаться, принять план действий);
5. экспрессивы (благодарить, поздравлять, извиняться, соболезновать);
6. декларации (давать имя, крестить, объявлять мужем и женой, издавать указ, подавать в отставку).
§5.Речевые акты в сфере рекламы
Речевые акты актуальны для рекламы, в связи с тем, что такая форма используется чаще в этой сфере (например, «я попробовала, а вы?»). В целом перформативные высказывания являются точным олицетворением деятельностного аспекта в языке, а реклама стремится воплотить действия на практике. Но так как язык отражает реальность, то использования перформативных глаголов в рекламе усиливает вероятность того, что потребитель исполнит перформативный призыв на практике.
Реклама – это то поле деятельности, где иллокутивная сила перформативов используется наиболее эффективно. К примеру, рекламный текст подразумевает под собой сочетание ассертивов, выраженных определенной информацией о продукте, в том числе и изображение, комиссивы может сочетать в себе ассертивы, которые будут выражены в информация о продукте, в том числе и изображение, комиссивы (например, гарантии качества или безопасности), экспрессивы (выражение восхищения товаром и его качествами, в том числе и через эстетику изобразительного ряда) и так далее. При этом прагматическим фокусом рекламы всегда является директив: пойди и купи, что демонстрирует предельное воплощение деятельного аспекта, который, как это было показано выше, в свою очередь может быть выражен через перформативы.
Заключение
На основе гипотез Джона Остина нам удалось понять, что из себя представляет речевой акт, где он употребляется и с какой целью. Мы смогли понять как его классифицируют и как правильно отличать подклассы перформативов между собой. Углубились в историю возникновения речевых актов и в сферу его применения.
В заключение можно сказать что все цели и задачи которые были поставлены в начале исследования – выполнены.
Список литературы