Теория речевых актов Джона Остина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:02, реферат

Краткое описание

Целью исследования является изучение перформативов на основе теории Джона Остина.
Задачи:
1. Изучить историю появления перформатива;
2. Определить понятие речевого акта;
3. Изучить классификацию речевых актов;
4. Выявить его структуру;
5. Узнать сферу применения перформатива.

Содержание

Введение………………………………………………………………..
§1.История появления перформатива……………………………………
1.1. Теория перформативности и речевой акт
§2.Понятие «речевой акт»…………………………………………………
§3.Классификация или аспекты речевых актов…………………………
§4.Структура речевого акта………………………………………………
§5.Речевые акты в сфере рекламы……………………………………….
Заключение
Список литературы…………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Теория перформативности и речевой акт.docx

— 36.60 Кб (Скачать файл)

 

Минобрнауки России

федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Иркутский  государственный лингвистический  университет»

(ФГБОУ  ВПО «МГЛУ»)

 

Институт  социальных наук

Кафедра английского языка 

 

 

 

Реферат

По  дисциплине: «Теория и практика аргументации»

на  тему:

«Теория речевых  актов Д. Остина»

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

дневной формы  обучения

1 курс ИББ

                                                                            ХХХ    

                                                                         

 

Защиту приняла

доцент, 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск

2013

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………..

§1.История появления перформатива……………………………………

1.1. Теория перформативности и речевой акт

§2.Понятие «речевой акт»…………………………………………………

§3.Классификация или аспекты речевых актов…………………………

§4.Структура речевого акта………………………………………………

§5.Речевые акты в сфере рекламы……………………………………….

Заключение

Список литературы…………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Джон Лэнгшо Остин – британский философ, один из основателей лингвистической философии, внесший большой вклад в теорию речевых актов, о которых и будет говориться подробно в этом реферате.

Целью моего исследования является изучение перформативов на основе теории Джона Остина.

Задачи:

1. Изучить историю появления  перформатива;

2. Определить понятие речевого акта;

3. Изучить классификацию  речевых актов;

4. Выявить его структуру;

5. Узнать сферу применения  перформатива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1.История появления перформатива

1.1.Теория перформативности и речевой акт

 

Теория речевых актов (действий) берет свое начало из аналитической философии повседневного языка, основанного на идеях Людвига Витгенштейна и окончательно сформировалась в рамках лингвистической философии в трудах представителей оксфордской школы (Дж. Остин, П. Стросон) и философов (Дж. Серль и др.) в начале 40-х годов. Создателем этой теории официально является философ Дж. Остин. Еще будучи преподавателем Гарвардского университета он излагал основные идеи этой теории в лекциях, позднее, в 1962 г их опубликовали в отдельную книгу «Как манипулировать вещами при помощи слов» или другой перевод – «Слово как действие».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2.Понятие «речевой акт»

 

Речевой акт представляет собой  некое высказывание, создаваемое  и выражающееся  посредством психолингвистического процесса  системы, созданной человеком, в форме звуковых элементов, представляющих собой устную речь, сменяющими друг друга. Однако, стоит заметить что это высказывание несет в себе точную цель, заданную  «творцом» конкретного речевого акта, преследуемое определенным мотивом для того чтобы свершить определенные операции посредством языка на практике или в уме.

Основой теории речевых актов можно  назвать такое понятие как  «перфоматива». Остин назвал данное свойство уникальным языковым явлением и сгенирализировал его для всех высказываний.

Но что же представляет из себя это особое свойство? Автор данной теории обнаружил существование в языке глаголов, которые, при изменении в первое лицо единственного числа, отменяют значение истинности всего предложения, а вместо этого становятся вершителями действия. Примером может послужить предложение “объявляю консилиум открытым” или “я объявляю перемирие”. Описание реальности отсутствуют в данном предложении, есть только сама реальность. Собственно, подобные глаголы Дж. Остин и определяет перформативными, а предложения, содержащие такие глаголы называются речевыми актами.

Перформативные высказывания по своему строению соответствуют повествовательным предложениям, но отличаются от последних тем, что не описывают действие, а являются эквивалентными  осуществлению действия. Примерами могут служить такие глаголы как: клянусь, обещаю, нарекаю, благодарю, хотя большая часть глаголов не обладает названным свойством. Ведь нельзя сказать, что фраза «Я пишу письмо» является действием, она является лишь описанием действия, в силу того что изречение такой фразы человеком не в состоянии заменить сам процесс написания письма.

Стоит отметить, что  открытие Дж. Остина «уничтожило» классическую установку соотношения языка и реальности, по правилам которой роли языка обязывалось представлять реальность и устанавливать положение дел, как в предложениях «ученица идет в школу» или «война закончилась в 1945». К речевым актам нельзя применять критерия истинности или ложности, как к прочим (описательным) предложениям, потому что даже пример, описанный выше, про ученицу, может быть оцененным как ложное или истинное.

Однако, перформативные высказывания можно оценивать по принципу успешности: Речевые акты же можно оценить только с позиции успешности или неуспешности: то есть, если в примере про перемирие, оное было действительно объявлено, или война действительно окончилась в 1945, то такие речевые акты являются успешными, иначе – неуспешными. Также, речевые акты подразделяются на прямые и косвенные, например «Почему ты до сих пор не убралась в комнате?!» произносивший это человек, преследовал цель смягчить свою фразу, с помощью косвенного речевого акта, в прямом же варианте это выглядело бы так «Уберись в своей комнате сейчас же!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3.Классификация или аспекты речевых актов

 

Но вернемся непосредственно  к самой книге Дж. Остина, после ее выхода в свет она получила широкий резонанс в лингвистических кругах, что стало следствием тщательного изучения и анализа всех глаголов. Одним из тех людей, кто рьяно заинтересовался этим фактом, был наш соотечественник – В.В. Богданов, в 1990 г он выдвинул мнение, что перформативным высказываниям свойственны:

- эквиакциональность;

- неверифицируемость;

- автореферентность;

- автономинативность;

- эквитемпоральность.

Помимо прочих его трудов он разделил речевые акты на институциональные (ритуальные) и неинституциональные (неритуальные). Но вернемся к основной теме изучения речевых актов Дж. Остина. 

В 60-х годах была выдвинута «перформативная гипотеза», суть которой свелась к тому что все глаголы являются, вероятно, перформативными, из чего следует что все предложения являются возможными перформативами. Если данная гипотеза и верна, то следует, что вся реальность «вбирается» языком, и разделение перформативов,  на описывающие реальность и те, которую эту реальность создают и предопределяют, обезличиваются, то есть уравнивается.

В общем плане, смысл  любого речевого акта, заключен в высказывании говорящим предложения, для его слушателя определенной ситуации и конкретной обстановке с намеченными для говорящего намерениями и целями.

 

 

 

§4.Структура речевого акта

 

Говоря о структуре  речевого акта, можно разделить его  на 4 составляющие:

1. акт  произнесения (локуция);

2. акт указания и предицирования (пропозиция);

3. акт придания высказыванию коммуникативной силы(приказание, обещание, утверждение, вопрос и т.п.);

4. перлокуция: эффект, оказываемый на адресата.

Однако, в реальности границы этих аспектов размыты что практически их объединяет и не определяет разницы, а выделить их можно только путем анализирования и наблюдения: всевозможным иллокутивным актам может быть эквивалентным один и тот же пропозициональный акт (он идет лесом; идет ли он в лес? шёл бы он лесом!); локутивным актам могут соответствовать один и тот же пропозициональный и иллокутивный акт (обещаю хорошо себя вести; даю обещание быть примерным ребенком.).

Иллокутивная составляющая речевого акта широко применима, так как является частью языка вообще, а не только конкретных языков. Выделяется 5 категорий иллокутивных актов: 

1. ассертивы (утверждать, отрицать, отвечать, возражать и т.п.); 

2. директивы (попросить, приказать, скомандовать, умолять, разрешить, пригласить, посоветовать);

3. комиссивы (обещать, давать зарок, обет, клятву, слово, ручаться, принять план действий);

5. экспрессивы (благодарить, поздравлять, извиняться, соболезновать);

6. декларации (давать имя, крестить, объявлять мужем и женой, издавать указ, подавать в отставку).

 

 

§5.Речевые акты в сфере рекламы

 

Речевые акты актуальны для рекламы, в связи с тем, что такая форма используется чаще в этой сфере (например, «я попробовала, а вы?»). В целом перформативные высказывания являются точным олицетворением деятельностного аспекта в языке, а реклама стремится воплотить действия на практике. Но так как язык отражает реальность, то использования перформативных глаголов в рекламе усиливает вероятность того, что потребитель исполнит перформативный призыв на практике.

Реклама – это то поле деятельности, где иллокутивная сила перформативов используется наиболее эффективно. К примеру, рекламный текст подразумевает под собой сочетание ассертивов, выраженных определенной информацией о продукте, в том числе и изображение, комиссивы может сочетать в себе ассертивы, которые будут выражены в информация о продукте, в том числе и изображение, комиссивы (например, гарантии качества или безопасности), экспрессивы (выражение восхищения товаром и его качествами, в том числе и через эстетику изобразительного ряда) и так далее. При этом прагматическим фокусом рекламы всегда является директив: пойди и купи, что демонстрирует предельное воплощение деятельного аспекта, который, как это было показано выше, в свою очередь может быть выражен через перформативы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На основе гипотез Джона  Остина нам удалось понять, что из себя представляет речевой акт, где он употребляется и с какой целью. Мы смогли понять как его классифицируют и как правильно отличать подклассы перформативов между собой. Углубились в историю возникновения речевых актов и в сферу его применения.

В заключение можно сказать  что все цели и задачи которые были поставлены в начале исследования – выполнены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Остин Дж. Л. Слово как действие. — В кн.: Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII. — М., 1986;
  2. Олешков М.Ю. Основы функциональной лингвистики: дискурсивный аспект: учеб. пособие для студентов фак. рус. яз. и лит. / авт.--сост. М.Ю. Олешков: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия. – Нижний Тагил, 2006. - 146 с.
  3. http://emotionsmyblog.ru/2011/07/problema_klassifikacii_rechevyh_aktov_v_so3. vremennoi_pragmalingvistike-4/
  4. http://www.dialog-21.ru/Archive/2004/Shatunovskij.htm
  5. http://www.proza.ru/2011/12/26/284
  6. http://www.pedlib.ru/Books/4/0465/4_0465-44.shtml#book_page_top
  7. http://textb.net/51/15.html

Информация о работе Теория речевых актов Джона Остина