Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 19:10, контрольная работа
Оперирование умозаключениями по аналогии занимает значительное место в теоретической и практической деятельности человека. Важное значение в этой связи приобретает знание видовой характеристики аналогии и умение ее использовать как в конкретном мыслительном процессе, так и в специфической профессиональной деятельности личности, особенно в экономической, юридической, филологической. Виды аналогий, исходя из конкретных критериев (оснований), можно классифицировать на две устойчивые группы.
1. Построение таблицы истинности сложного суждения…………….…3-7
2. Умозаключение по аналогии………………………………….…..…..7-13
3. Понятия………………………………………………………….…….14-15
4. Суждения…………………………………………………………..….16-18
5. Умозаключения……………………………………………………….18-24
6. Логический анализ фрагмента текста………………………….……24-27
A B A --> B
1 1 1
0 1 1
1 0 0
0 0 1
Если A, то D,
при 1 --> 1, а
при 0 --> ?, и наоборот, при
? <-- 1
0 <-- 0
Условное суждение записывается в виде формулы - "A -->B".
а). Если есть инфляция, то цены растут
Если цены растут, то на рубль можно купить меньше товаров и услуг
Если есть инфляция, то на рубль можно купить меньше товаров и услуг.
б). Если я сдам сессию вовремя и буду здоров, то поеду домой на каникулы
Я не сдал сессию вовремя
Если я здоров, то поеду домой на каникулы.
а)
Рассматриваются различные
б) Химик Рамзей установил, что атмосферный азот несколько тяжелее химически добытого чистого азота. Отсюда Рамзей сделал вывод, что здесь действует какое-то не открытое к данному моменту времени вещество. (Впоследствии этот вывод подтвердился. Веществом оказался аргон, примесь которого имеется в атмосферном азоте.)- Метод сопутствующих изменений.
Методы индуктивного исследования
Существует пять методов установления причинных связей: сходства, различия, соединенный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков. Каждый из этих методов можно выразить одной из следующих схем, где буквой «у» обозначено явление, причина которого устанавливается, а остальные буквы - это различные обстоятельства (причины), при которых явление «у» происходит или не происходит.
Метод сходства.
Первый случай: ABCD - явление «у» происходит. Второй случай: ЕРКА - явление «у» происходит. Третий случай: HATD - явление «у» происходит. Четвертый случай: BLXA - явление «у» происходит. Следовательно: А есть причина «у».
Метод различия
Первый случай: АВСН - явление «у» происходит. Второй случай: ВСН - явление «у» не происходит. Следовательно, А есть причина явления «у».
Соединительный метод сходства и различия
Первый случай: ABС - вызывает явление «у». Второй случай: МКВ - вызывает явление «у». Третий случай: МВС - вызывает явление «у». Четвертый случай: АС - не вызывает явление «у». Пятый случай: МК - не вызывает явление «у». Шестой случай: МС - не вызывает явление «у». По-видимому, В является причиной явления «у».
Метод сопутствующих изменений
Первый случай: АВСН - дает явление «у». Второй случай: A1 BCH - дает явление «y1». Третий случай: А2ВСН - дает явление «у2». Следовательно, А находится в причинной связи с «у».
Метод остатков
Первый случай: АВС - вызывает явление «abc». Второй случай: А вызывает «а». Третий случай: В вызывает «в». Следовательно, С вызывает «с».
В зависимости от того, по какой схеме получен данный индуктивный вывод, его следует отнести к тому или иному методу. Что касается оценки правильности применения методов индуктивного исследования, то надо руководствоваться следующим. Чем больше рассмотрено случаев и чем разнообразнее обстоятельства в них, если к тому же установлено точно, что сходны эти случаи, лишь в одном единственном обстоятельстве, тем строже соблюдены требования метода сходства. Чем строже обеспечена идентичность всех, кроме одного, из обстоятельств в обоих исследованных случаях, тем правильнее соблюдены требования метода различия. При этом должно быть точно установлено, что эти случаи различны лишь в одном единственном обстоятельстве.
Чем надежнее наши сведения:1) что все, кроме одного, обстоятельства в рассмотренных случаях неизменны; 2) что изменение этого единственного обстоятельства находится в правильном соответствии с изменением явления, причину которого мы ищем, тем точнее вывод по методу сопутствующих изменений. Чем надежнее наши данные о причинах уже изученных частей явления, тем надежнее будет умозаключение по методу остатков о существовании ранее неизвестного обстоятельства. Своеобразие метода остатков заключается в том, что по этому методу делается умозаключение о наличии такого обстоятельства, о существовании которого до того не было известно.
ПРОВЕСТИ ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФРАГМЕНТА ТЕКСТА
ПО СЛЕДУЮЩЕЙ СХЕМЕ
В этом задании необходимо проанализировать с точки зрения вопросов, изучаемых логикой как наукой, предложенный фрагмент текста. Для этого следует:
Если есть определение понятия, то определить его вид; если есть операция деления понятия, то определить, какое используется основание деления, является ли деление дихотомическим или классификацией и т.д.;если есть обобщение, ограничение или отношения между понятиями, то указать на них;
Операции с классами — это такие логические действия, которые приводят нас к образованию нового (в общем случае) класса. Существуют следующие операции с классами: объединение, пересечение, вычитание, дополнение.
Определение – логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Определить понятие – значит указать, какие признаки входят в его содержание.
Логическая операция, раскрывающая объем родового понятия путем
перечисления соответствующих ему видовых понятий называется Делением.
Отношения между понятиями определяются в зависимости от объемов и
изображаются в виде круговых схем (кругов Эйлера).
Если объемы двух понятий имеют общие элементы, понятия называются
совместимыми. В противном случае они несовместимы.
1.Ценовые ожидания и их изменения
также могут оказывать влияние на уровень инфляции.
2.Если потребители, инвесторы и деловые
круги начинают предвидеть возможность инфляции, S
то само
это предвидение может
связка
3.Например, если потребители посчитают, что цены вот-вот вырастут,
S
они могут
поспешить сделать покупки,
4. Волна подобных покупок увеличивает
спрос и раскручивает инфляционную спираль.
связка
5. С другой стороны, если какие-либо предприятия, рабочие или заимодавцы
увеличивают цены, заработную плату и процентные ставки, чтобы привести их в соответствие с ожидаемой инфляцией,
связка
то в
ответ на это и другие
связка
6. Таким образом, инфляционные ожидания могут сыграть ключевую роль в зарождении и развитии инфляции.
Логический вид данного текста Умозаключение по аналогии.
(Умозаключения по аналогии - это вывод о принадлежности единичному предмету определенного признака, основанный на сходстве этого предмета в существенных признаках с другим единичным предметом)
Нестрогая аналогия – это такое уподобление, когда зависимость
между сходными и переносимыми признаками мыслится как необходимая
лишь с большей или меньшей степенью вероятности.
Инфляция A
Уровень инфляции B
Рост инфляции C
Инфляционная спираль D
Инфляционные ожидания E
В данном тексте основным понятием является инфляция, также говориться о терминах входящих в данное понятие: уровень инфляции, рост инфляции, инфляционная спираль, инфляционные ожидания. Понятие Цена также является основным.
Производится логическая операция выявления отношений между понятиями . Так как в объём понятия инфляция входить объём понятий уровень инфляции, рост инфляции и инфляционные ожидания.