Умозаключение по аналогии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 19:10, контрольная работа

Краткое описание

Оперирование умозаключениями по аналогии занимает значительное место в теоретической и практической деятельности человека. Важное значение в этой связи приобретает знание видовой характеристики аналогии и умение ее использовать как в конкретном мыслительном процессе, так и в специфической профессиональной деятельности личности, особенно в экономической, юридической, филологической. Виды аналогий, исходя из конкретных критериев (оснований), можно классифицировать на две устойчивые группы.

Содержание

1. Построение таблицы истинности сложного суждения…………….…3-7
2. Умозаключение по аналогии………………………………….…..…..7-13
3. Понятия………………………………………………………….…….14-15
4. Суждения…………………………………………………………..….16-18
5. Умозаключения……………………………………………………….18-24
6. Логический анализ фрагмента текста………………………….……24-27

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по логике.docx

— 88.59 Кб (Скачать файл)

 

  A  B   A --> B

1  1         1

0  1         1

1  0         0

0  0         1

Если A, то D,

при   1  --> 1, а

при   0  --> ?, и наоборот, при        

? <--  1        

  0 <--  0

Условное  суждение записывается в виде формулы - "A -->B".

 

а). Если есть инфляция, то цены растут

Если цены растут, то на рубль можно  купить меньше товаров и услуг

          Если есть инфляция, то на рубль можно купить меньше товаров и услуг.

    

б). Если я сдам сессию вовремя и буду  здоров, то поеду домой на каникулы

Я не сдал сессию вовремя

           Если я здоров, то поеду домой на каникулы.

    1. Для индуктивного умозаключения определите метод установления причинной связи (сходства, различия, сопутствующих изменений, метод остатков).

 

 

а) Рассматриваются различные маятники. Они могут быть изготовлены из разных материалов, иметь различные  формы и другие конструктивные особенности, но если при этом их длина одинакова, то они имеют одинаковый период колебания. Вероятно, одинаковая длина маятников  является причиной равенства периодов их колебания. – Метод сходства.

 

б) Химик Рамзей установил, что атмосферный азот несколько тяжелее химически добытого чистого азота. Отсюда Рамзей сделал вывод, что здесь действует какое-то не открытое к данному моменту времени вещество. (Впоследствии этот вывод подтвердился. Веществом оказался аргон, примесь которого имеется в атмосферном азоте.)- Метод сопутствующих изменений.

Методы индуктивного исследования

   Существует пять методов установления причинных связей: сходства, различия, соединенный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков. Каждый из этих методов можно выразить одной из следующих схем, где буквой «у» обозначено явление, причина которого устанавливается, а остальные буквы - это различные обстоятельства (причины), при которых явление «у» происходит или не происходит.

Метод сходства.

Первый случай: ABCD - явление «у»  происходит. Второй случай: ЕРКА - явление «у» происходит. Третий случай: HATD - явление «у» происходит. Четвертый случай: BLXA - явление «у» происходит. Следовательно: А есть причина «у».

Метод различия

Первый  случай: АВСН - явление «у» происходит. Второй случай: ВСН - явление «у» не происходит. Следовательно, А есть причина явления «у».

Соединительный метод сходства и различия

Первый  случай: ABС - вызывает явление «у». Второй случай: МКВ - вызывает явление «у». Третий случай: МВС - вызывает явление «у». Четвертый случай: АС - не вызывает явление «у». Пятый случай: МК - не вызывает явление «у». Шестой случай: МС - не вызывает явление «у». По-видимому, В является причиной явления «у».

Метод сопутствующих изменений

Первый  случай: АВСН - дает явление «у». Второй случай: A1 BCH - дает явление «y1». Третий случай: А2ВСН - дает явление «у2». Следовательно, А находится в причинной связи с «у».

Метод остатков

Первый  случай: АВС - вызывает явление «abc». Второй случай: А вызывает «а». Третий случай: В вызывает «в». Следовательно, С вызывает «с».

    В зависимости от того, по какой схеме получен данный индуктивный вывод, его следует отнести к тому или иному методу. Что касается оценки правильности применения методов индуктивного исследования, то надо руководствоваться следующим. Чем больше рассмотрено случаев и чем разнообразнее обстоятельства в них, если к тому же установлено точно, что сходны эти случаи, лишь в одном единственном обстоятельстве, тем строже соблюдены требования метода сходства.   Чем строже обеспечена идентичность всех, кроме одного, из обстоятельств в обоих исследованных случаях, тем правильнее соблюдены требования метода различия. При этом должно быть точно установлено, что эти случаи различны лишь в одном единственном обстоятельстве.

    Чем надежнее наши сведения:1) что все, кроме одного, обстоятельства в рассмотренных случаях неизменны; 2) что изменение этого единственного обстоятельства находится в правильном соответствии с изменением явления, причину которого мы ищем, тем точнее вывод по методу сопутствующих изменений. Чем надежнее наши данные о причинах уже изученных частей явления, тем надежнее будет умозаключение по методу остатков о существовании ранее неизвестного обстоятельства. Своеобразие метода остатков заключается в том, что по этому методу делается умозаключение о наличии такого обстоятельства, о существовании которого до того не было известно.

 

 

 

ПРОВЕСТИ  ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФРАГМЕНТА ТЕКСТА

ПО  СЛЕДУЮЩЕЙ СХЕМЕ

 

В этом задании  необходимо проанализировать с точки  зрения вопросов, изучаемых логикой  как наукой, предложенный фрагмент текста. Для этого следует:

  • выделить основные понятия (о чем идет речь);
  • определить, какие логические операции производятся над этими понятиями (если они есть),  а именно, операция определения понятий, операция деления понятий, выявление отношения между понятиями, операции над объемами (классами) понятий и т.п.;

Если есть определение понятия, то определить его вид; если есть операция деления понятия, то определить, какое  используется основание деления, является ли деление дихотомическим или классификацией и т.д.;если есть обобщение, ограничение или отношения между понятиями, то указать на них;

  • выделить все суждения и составляющие их простые суждения;
  • определить логический вид текста (умозаключение, доказательство, опровержение, аргументация и т.п.);
  • если это умозаключение, то выделите посылки, заключение (в случае необходимости сформулируйте его) и определите, к какому роду (дедуктивное, индуктивное, по аналогии) и виду (категорический силлогизм, условный, лемматический и др., полная или неполная индукция и др.) оно относится. Проверьте логическую состоятельность умозаключения;
  • если это доказательство или опровержение, то выделите тезис, аргументы, способ демонстрации. Определите, нет ли ошибок в доказательстве, а если есть, то какого они вида. Проверьте логическую состоятельность доказательства.

 

 

 

 

 

 

 

Операции с классами — это такие логические действия, которые приводят нас к образованию нового (в общем случае) класса. Существуют следующие операции с классами: объединение, пересечение, вычитание, дополнение.

Определение – логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Определить понятие – значит указать, какие признаки входят в его содержание.

   Логическая  операция,  раскрывающая  объем   родового   понятия   путем

перечисления  соответствующих ему видовых  понятий называется Делением.

    Отношения между понятиями  определяются  в зависимости от  объемов и

изображаются в виде круговых схем (кругов Эйлера).

    Если объемы  двух  понятий  имеют  общие   элементы,  понятия  называются

совместимыми. В противном  случае они несовместимы.

 

                                          

                                        S                        связка                                                 P

      1.Ценовые ожидания и их изменения также могут оказывать влияние на уровень инфляции.                                         S                                                         P

     2.Если потребители, инвесторы и деловые круги начинают предвидеть возможность инфляции,  S                                                 P

 то само  это предвидение может превратить  ожидаемый рост инфляции в самореализующееся пророчество.

              связка                                S                           P

3.Например, если потребители посчитают, что цены вот-вот вырастут,

S                                             P

 они могут  поспешить сделать покупки, надеясь  успеть воспользоваться старыми ценами. S                                                                              P

     4. Волна подобных покупок увеличивает спрос и раскручивает инфляционную спираль.            связка                                                                                S

     5. С другой стороны, если какие-либо предприятия, рабочие или заимодавцы

                                      P связка

  увеличивают цены, заработную плату и процентные ставки, чтобы привести их в соответствие с ожидаемой инфляцией,

            связка                                            S                                       P

 то в  ответ на это и другие продавцы  попытаются защитить себя от роста цен, увеличивая свои цены.

                   связка                           S                                        P

    6. Таким образом, инфляционные ожидания могут сыграть ключевую роль в зарождении и развитии инфляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логический вид данного текста Умозаключение по аналогии.

  (Умозаключения по аналогии - это вывод о принадлежности единичному предмету определенного признака, основанный на сходстве этого предмета в существенных признаках с другим единичным предметом)

Нестрогая аналогия – это такое уподобление, когда зависимость

между сходными и переносимыми признаками мыслится как необходимая

лишь с  большей или меньшей степенью вероятности.

 

Инфляция A                                  Цена F

Уровень инфляции B

Рост инфляции C

Инфляционная  спираль D

Инфляционные  ожидания E

    В  данном тексте  основным понятием  является  инфляция, также говориться  о терминах входящих в данное  понятие: уровень инфляции, рост инфляции, инфляционная спираль, инфляционные ожидания. Понятие  Цена также является основным.

Производится  логическая операция выявления отношений между понятиями . Так как в объём понятия инфляция входить объём понятий уровень инфляции, рост инфляции и инфляционные ожидания.


 

 


Информация о работе Умозаключение по аналогии