Шпаргалка по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 14:39, шпаргалка

Краткое описание

. Предмет формальной логики
2. Значение логики.
3. Понятие как форма мышления
4. Логическая структура понятия
5. Виды понятий
6. Логические отношения между понятиями
7. Обобщение и ограничение понятий.
8. Деление понятий.
9. При совершении деления необходимо соблюдать некоторые правила:
10. Определение понятий
11. Процесс образования понятий имеет четкие правила определения, которые обязательно
12. Структура и классификация простого суждения

Вложенные файлы: 1 файл

логика.doc

— 368.50 Кб (Скачать файл)

1. Предмет формальной  логики 

2. Значение логики.

3. Понятие как  форма мышления 

4. Логическая структура  понятия 

5. Виды понятий 

6. Логические отношения  между понятиями 

7. Обобщение и  ограничение понятий.

8. Деление понятий.

9. При совершении  деления необходимо соблюдать некоторые правила:

10. Определение  понятий 

11. Процесс образования  понятий имеет четкие правила  определения, которые обязательно

12. Структура и  классификация простого суждения

14. Распределенность  терминов в суждениях 

16. Сложное Высказывание

19. Интерпретация  предикатов

20. Бинарное отношение

22. Структура умозаключения

23. Непосредственное  Умозаключение

24.  ПКС: определение, структура, общие правила.

25. Фигуры и  модусы простого категорического  силлогизма 

27. II фигура силлогизма

28. III фигура силлогизма

29. IV фигура силлогизма

34. Популярная  индукция

35. Способы повышения  достоверности вывода по индукции

36.Методы установления  причинных связей 

37. Метод сходства. 
38. Метод различия. 
39. Метод сопутствующих изменений

40. Метод остатков

41. Виды умозаключений  по аналогии 

42. Степень достоверности  выводов по аналогии

43. Гипотеза

44. ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ  МЕТОД

45. Структура аргументации.

46. Ошибки в  доказательстве

47. Опровержение  и его виды.

48. ПОЛЕМИКА И  ЕЕ СТРУКТУРА

49. Полемические уловки

 

1. Предмет формальной  логики 

Логика есть наука о законах и формах правильного мышления.

Задача формальной логики - установить правила обеспечения стройности и последовательности истинного мышления. Не охватывая всех сторон познавательного процесса, формальная логика не представляет собой всеобщего метода познания. Законы этой науки остаются специфическими законами мышления, они не распространяются на всю окружающую действительность.

Особенностью предмета формальной логики служит также анализ форм и законов мышления вне их возникновения и развития.

Следует подчеркнуть, что логика берет уже сложившуюся форму, рассматривая ее как нечто устоявшееся, без всякой собственной истории. Сложный процесс формирования и совершенствования внутренней структуры мысли лежит за пределами предмета логики; она раскрывает форму мышления вне связи с историческим развитием познания.

Логическая форма и законы мышления являются общими для всех людей. Внутренняя структура мысли, как и синтаксические правила языка, непосредственно вплетены в конкретную деятельность человека, определяются свойствами и отношениями объективного мира.

Так, вполне очевидно, что в содержательном плане мысли юриста отличаются от мыслей биолога, музыкант думает иначе, нежели экономист; ученый использует в своих исследованиях такие понятия и термины, которые не употребляются в повседневном мышлении.

Однако во многих различных по содержанию мыслях можно обнаружить нечто существенно общее. Общее характеризуется не конкретным содержанием этих мыслей, а схемой, способом построения. Дело в том, что логический строй мышления человека обладает важнейшей особенностью - какую бы словесную оболочку не принимали наши мысли, на каком бы языке они не излагались, они обязательно должны принять общечеловеческие формы. Без этого невозможны осуществление "обмена" мыслями людей разных поколений и профессий, а также взаимное понимание представителей различных стран и народов. Единство человеческого мышления обусловлено единством материального мира и его законов, отражающихся в законах человеческого мышления.

Великий русский писатель-мыслитель Л.Н. Толстой не без основания считал, что "мысль - начало всего. И мыслями можно управлять. И потому главное дело совершенствования: работать над мыслями". Управлять мыслью можно по следующим направлениям:

  • со стороны содержания, т.е. предельно просто и всесторонне отражать основные признаки исследуемого объекта;
  • со стороны логической формы (структуры) нашей мысли, добиваясь ее определенности, непротиворечивости, последовательности и обоснованности.

Таким образом, логика - это наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области. Следовательно, предмет логики составляют:

1. Законы, которым подчиняется  мышление в процессе познания объективного мира.

2. Формы мыслительного  процесса - понятия, суждения и умозаключения.

3. Методы получения нового  выводного знания -сходства, различия  сопутствующих изменений, остатков  и другие.

4. Способы доказательства  истинности полученных знаний: прямое и косвенное доказательство, опровержение и т.д.

Итак, логика (в наиболее широком понимании ее предмета) исследует структуру мышления, раскрывает лежащие в его основе закономерности. При этом абстрактное мышление, обобщенно, опосредствованно и активно отражая действительность, неразрывно связано с языком. Языковые выражения являются той реальностью, строение и способ употребления которой дает нам знание не только о содержании мыслей, но и об их формах, о законах мышления. Поэтому в исследовании языковых выражений и отношений между ними логика видит одну из своих основных задач. А язык в целом является при этом косвенным объектом ее внимания и интереса.

2. Значение логики.

Достижения формальной логики применяются в юриспруденции, психологии, лингвистике, теории управления, педагогике и др. науках. Некоторые разделы логики являются теоретической основой математики, теории информации, кибернетики.

При изучении логики развиваются:

  • точное мышление и ясная речь;
  • умение убеждать и обосновывать свои идеи;
  • умение спорить;
  • привычка анализировать свои и чужие рассуждения, что помогает нам справиться с софистикой и ложью.

Но все же главное значение логики в том, что она приучает думать и усиливает мыслительные способности человека.

3. Понятие как  форма мышления 

Предметом мысли может быть любая вещь, явление или процесс объективной действительности о них. Мысли о свойствах и отношениях предметов называются признаками. Признаки бывают двух видов: существенные и несущественные.

  • Существенные - это необходимые признаки, без которых предмет не может существовать в своей качественной определенности. Например, одним из существенных признаков понятия "человек" является наличие сознания.
  • Несущественные - это преходящие, второстепенные признаки, приобретая или теряя которые, предмет остается самим собой. Например, несущественным признаком понятия "человек" является цвет его волос, вес, рост и др. Несущественные признаки делятся на собственные и случайные. Собственными называются такие признаки, которые свойственны всем предметам данного рода и выражают какую-либо характерную и важную черту этих предметов. Поскольку они обусловлены существенными признаками и органически вытекают из них, то в содержание понятия собственные признаки обычно не включаются.

Случайные признаки характеризуют преходящие индивидуальные черты предметов; включение их в содержание понятия лишило бы это понятие устойчивости, необходимой для всякой закономерной формы мышления. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что различия между существенными и несущественными признаками имеют относительный характер. В определенных условиях (а также с развитием предмета и нашего познания о нем) они могут меняться местами. Критерием существенности признаков, отражаемых понятием, является социальная практика.

Исходя из наличия множества признаков предмета, человек выделяет в ходе мыслительного процесса самые характерные в каком-либо отношении и фиксирует их в понятии. Каждый из существенных признаков необходим, а в своей совокупности они достаточны для выделения предмета мысли из общей предметной среды. Понятие представляет собой сочетание этих признаков в единой мысли.

Таким образом, понятие - это мысль о предмете, отражение предмета в его существенных признаках.

Важно иметь в виду, что совпадение существенных признаков понятия с признаками предмета служит показателем истинного понятия. Если мысленное сочетание признаков не отражает объективно существующего их единства, то такое понятие будет ложным. Истинность понятия определяется тем, насколько полно и всесторонне оно отражает реальную действительность. Ложные понятия не соответствуют действительности. Например: "вечный двигатель", "мировой эфир".

Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета. Но существенное не лежит на поверхности. Чтобы выявить его используют следующие логические приемы: сравнение, анализ, синтез , абстрагирование и обобщение.

  • Сравнение - мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
  • Анализ - мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков.
  • Синтез - мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.
  • Абстрагирование - мысленное выделение одних признаков предмета (существенных) и отвлечение от других (несущественных).
  • Обобщение - мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии. В процессе обобщения человек как бы отходит от конкретного многообразия предметов, отвлекается от множества деталей, чтобы глубже познать основное, наиболее важное. Закрепляются и выражаются понятия с помощью слова.

7. Обобщение и  ограничение понятий.

Обобщение - логическая операция перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом. Другими словами, логическая операция перехода от видового понятия к родовому посредством усечения содержания исходного понятия.

Пример: Если из содержания понятия "Аграрный университет" исключить видовой признак "аграрный", то получим родовое понятие "университет", дальнейшим обобщением будет "высшее учебное заведение". Аграрный университет (А) Университет (В) Высшее учебное заведение (С)

Ограничение - логическая операция (обратная обобщению) перехода от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. Другими словами это есть переход от родовых понятий к видовым путем прибавления к содержанию родового понятия видообразующего признака.  
Пример: Если в вышеприведенном примере взять за исходное понятие "Высшее учебное заведение", то понятие "университет" можно рассматривать как его ограничение, а понятие "Аграрный университет" будет ограничением последнего.

8. Деление понятий.

Деление - логическая операция, раскрывающая объем понятия посредством разбиения его на виды. Например, органы чувств разделяются на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса; Пища - вкусная и невкусная; Вещи - дорогие и дешевые. Понятие, подвергающееся данной операции, называется делимым, понятия, являющиеся результатом деления, - членами деления. Признак, по которому происходит деление, называется основанием деления. Операция деления выделяет виды, ближайший род которых определяется исходным понятием (делимым).

Деление бывает двух видов: дихотомическое и по видоизменению признака.  
Дихотомия - это деление понятия на два противоречащих, например, "студент: успевающий и неуспевающий", "человек: плохой и неплохой".  Дихотомическое деление - простая и очевидная операция, но ее существенным недостатком является недостаточная определенность второго (отрицательного) члена деления, а при последующих шагах его четкость и последовательность еще более снижаются.  Деление по видоизменению признака - это деление понятия на виды по какому-то определенному признаку (основанию деления). Частным случаем деления по видоизменению признака является классификация.  Классификация - это распределение предметов по группам (классам), где каждый элемент имеет свое определенное место. Различают 2 вида классификации: Естественная классификация - это распределение предметов по группам (классам) на основании их существенных признаков (Таблица Менделеева, в ней хим. Элементы расположены в порядке возрастания их атомного веса), Вспомогательная классификация - на основании несущественных признаков  Пример: Классификация по алфавиту - вспомогательная, классификация по росту или группе крови естественная.

 

4. Логическая структура понятия

Понятие представляет собой отражение единой мысли существенных признаков предмета. Оно может распространяться на один, несколько групп (класс) однородных предметов и явлений, обладающих одинаковыми признаками. Исходя из этого, в структуре каждого понятия нужно разделять две стороны: содержание и объем.

Содержание понятия - это совокупность существенных признаков предмета, мыслимого в понятии. Так, содержанием понятия "человек" является общественное существо, способное производить орудия труда. А содержанием понятия "государство" выступает власть экономически господствующих социальных сил и т.д.

Для раскрытия содержания необходимо путем сравнения установить признаки, которые необходимы и достаточны для выделения данного предмета и выяснения его отношения к другим предметам.

Объемом понятия называется совокупность (класс) предметов, которая мыслится в данном понятии. Например, объем понятий "растение", "животное", "товар" выражает всю безграничную совокупность соответствующих предметов реальной действительности.

Другие понятия имеют гораздо более узкий объем, например, "планеты солнечной системы", "экономически развитые страны", "справедливые войны" и т.д.

Совокупность предметов, на которые распространяется данное понятие, составляет логический класс предметов. Логический класс - это такая совокупность предметов, которые имеют общие признаки, вследствие чего они выражаются общим понятием. Логический класс и объем соответствующего понятия совпадают. Например, класс реактивных самолетов, класс позвоночных животных, класс землеройных машин - эти совокупности однородных предметов составляют объем соответствующих понятий.

Логические классы предметов бывают менее широкие и более широкие, ограниченные и безграничные.

Так, класс химических элементов или класс грузовых автомобилей ограничены определенным числом, а класс деревьев - безграничен, ибо он включает все деревья, которые росли, растут и будут произрастать на нашей земле.

Более широкий логический класс может включать в себя, другие, менее широкие. В такой трактовке более широкий класс называется высшим, подчиняющим менее широкие, низшие классы. К примеру, класс "частные науки" выше класса "гуманитарные науки", класс космических тел выше класса звезд и т.д. Следует иметь в виду, что если два общих понятия по своим объемам находятся в отношении подчинения, т.е. объем одного понятия входит в объем другого, тогда более широкое по объему понятие (подчиняющее) называется родовым. А подчиненное понятие выступает в качестве видового. Например, понятие "государство" будет родом, а понятие "Российское государство" - видом; понятие "несправедливый мир" есть вид родового понятия "мир". Необходимо отметить, что "род" и "вид" - категории соотносительные.

Информация о работе Шпаргалка по "Логике"