Языковые особенности устной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 18:29, реферат

Краткое описание

Следовательно, можно сказать, что человек, познавший нормы родного языка, владеет культурой речи, и наоборот, владеющий культурой речи всегда придерживается нормы. Это не исключает, конечно, стилистического разнообразия его речи, а как раз и предполагает такое разнообразие как воплощение речевого мастерства.
Борьба за культуру речи не ослабевает ни на один день. Оценивая тот или иной языковый факт, то или иное речевое употребление, языковеды учитывают, во-первых, насколько этот факт находится в соответствии с языковой системой, с законами языка, его строем, а во-вторых - насколько массово и регулярно воспроизводится этот факт в речи образованных людей - носителей литературного языка.

Вложенные файлы: 1 файл

Логика речи.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Стихия разговорной  речи в письме сказывается в диссонансе линейных синтаксических связей; это  свидетельствует о «быстром проговаривании»  пишущего, о произвольном характере  тематических элементов в ходе изложения мыслей. Эта тенденция «нанизывания», тематически важных, с точки зрения автора письма, элементов характерно и для формирования всей структуры письма: письмо может быть тематически дискретным, насыщенным ассоциативными элементами и добавочными сообщениями.

Прагматическое  условие солидарности и согласия в жанре письма находит свое формальное выражение в «формулах» приветствия и прощания, берущих свое начало в глубине веков.

Вот мнение по этому  поводу известного лингвиста Д. М. Пешковского: «Говорить литературно, то есть в  полном согласии с законами письменной речи, и в то же время с учетом особенностей устной речи и отличия психики слушателей от психики читателей, не менее трудно, чем говорить просто литературно. Это особый вид собственно литературной речи - вид, который я бы назвал подделкой письменной речи под устную. Такая подделка действительно необходима в той или иной степени во всех публичных выступлениях, но она ничего общего не имеет с тем случаем, когда оратор не умеет справиться со стихией устной речи или не умеет ориентироваться в должной мере на письменную»

Разговорность может опустить ее до бытового уровня. И оратор должен постоянно балансировать, выбирая оптимальный стиль речи. Кстати, установлено, что при восприятии письменной речи человек воспроизводит  потом лишь 50% полученного сообщения. При восприятии того же сообщения, построенного по законам устного изложения мысли, воспроизводится уже 90% содержания.8

Установилось  своеобразное соотношение форм реализации с основными функциями специального языка: в функции накопления и передачи знаний «письменная (точнее, печатная) речь занимает почти монопольное положение»; в функции распространения знаний преимущество также на стороне письменной речи; в профессиональном общении ведущей остается устная речь.

Итак, деловая речь есть, по существу, совокупность стандартов письменной речи, необходимых в официально-деловых отношениях. Эти стандарты включают в себя как формы документации, так и соответствующие им способы речевого изложения. Тезис о высокой регламентированности официально-деловой речи находит свое подтверждение не только в обязательных требованиях к построению и составлению документов, но и в возможности нормализации - внесения изменений в правила построения и составления документов в процессе их унификации. Это касается обеих сторон документа его формы и его языка.

В настоящее  время текстовые и языковые нормы  деловой речи испытывают давление со стороны все шире развивающегося способа составления, хранения и передачи документов при помощи электронно-вычислительной техники.

Имеет место  «автоматизация информационных процессов в аппарате управления», академик А. П. Ершов называет это «компьютеризацией деловой прозы».9 По его мнению, деловая проза «всегда внутренне формализована», это «лингвистический феномен, который, сохраняя многие свойства языка в целом, в то же время самой своей сутью подготовлен для того, чтобы стать объектом механизации», благодаря «регламентирующему действию формальной модели, лежащей в основе данной области производственных отношений».Итак, деловая речь есть, по существу, совокупность стандартов письменной речи, необходимых в официально-деловых отношениях.

Эти стандарты  включают в себя как формы документации, так и соответствующие им способы речевого изложения.

Тезис о высокой  регламентированности официально-деловой речи находит свое подтверждение не только в обязательных требованиях к построению и составлению документов, но и в возможности нормализации - внесения изменений в правила построения и составления документов в процессе их унификации. Это касается обеих сторон документа - его формы и его языка.10

  1. Заключение

Разговорная речь имеет свою эстетическую атмосферу, которая обусловлена глубинными процессами, соединяющими человека с обществом и культурой.

Исторически сложились  относительно устойчивые формы речевого общения - жанры. Все жанры подчинены правилам речевой этики и языковым канонам. Этика речевого общения предписывает говорящему и слушающему создание благожелательной тональности разговора, которая приводит к согласию и успешности диалога.

Современное общество характеризуется интенсивным развитием  речевых коммуникаций. Техника рождает  новые формы речевой связи, следствием чего становится появление не только новых видов и жанров общения, но и новых учебных коммуникативных дисциплин. ХХ век существенно обогатил состав наук, занимающихся речью.

Разобрав структуру  речи, можно сделать вывод, что  хорошее и эффективное выступление- выступление цельное в ритмико-интонационном  отношении и в этическом плане. Но без знания правил построения ораторской речи, эффективность воздействия на аудиторию быстро снижается. Также нельзя забывать и о лексических и синтаксических особенностях, которые также помогают построить свою речь грамотно, правильно и профессионально.

 Таким образом,  готовясь к выступлению, мы должны позаботиться об убедительной содержательной разработки темы, ее хорошем информационным обеспечении. Речевое оформление выступления должно обеспечивать постоянный контакт с аудиторией и способствовать быстрому и надежному усвоению содержания.

Итак, ораторское выступление должно быть логично  построено, автор не имеет права  нарушать этические нормы речевого поведения, принятые в данном коллективе. Использование выразительных средств  украшает речь, усиливает ее воздействие  на слушателей, помогает более точно и ярко выразить авторское отношение к поставленной проблеме.

Культура человека наиболее ярко и непосредственно  проявляется в его речи. В определенном смысле культура речи человека, манера выражать свои мысли и чувства являются его визитной карточкой. Первое представление о человеке и его первоначальная характеристика, как правило, формируются на основании впечатления, которое возникает от речевой манеры собеседника.

Сегодня важно  не только уметь построить свое устное высказывание, убедительно отстаивая собственную позицию (естественно, с соблюдением правил культуры речевого общения), но и уметь понимать чужую речь и адекватно реагировать на нее. Причем если при контактном общении слушающий в какой-то степени может регулировать темп новой информации, переспрашивая собеседника, прося его говорить медленнее, прокомментировать какое-либо не очень понятное высказывание, то при дистанционном восприятии речи (радио, телевидение) такой возможности нет. Слушающий  вынужден  воспринимать речь в том темпе, языковом оформлении и объеме, которые не учитывают его индивидуальных возможностей.

 

 

 

 

 

Список литературы:

1 Якубинский  Л.П. О диалогической речи// Избранные  работы: Язык  и его функционирование. М., 2006

 

2 Якубинский  Л.П. О диалогической речи// Избранные работы: Язык  и его функционирование. М., 2006

3 Свинцов В.И. Логика. Элементарный курс для гуманитарных специальностей. М., 2008

4 Свинцов В.И. Логика. Элементарный курс для гуманитарных специальностей. М., 2008

5 Русский язык в его функционировании. Уровни языка. М., 2006

6 Русский язык  в его функционировании. Уровни  языка. М., 2006

7 Верещагин  Е. М., Костомаров В. Г. Язык  и культура.- М.: Рус. яз., 1976

8 Акишина А.  А., Формановская Н. И. Русский  речевой этикет.- М.: Рус. яз. 1978

9 Акишина А.  А., Формановская Н. И. Русский  речевой этикет.- М.: Рус. яз. 2008

10 Русский язык  в его функционировании. Уровни  языка. М., 2006

11 Русский язык  в его функционировании. Уровни  языка. М., 2006

12 Гольдин В.  Е. Этикет и речь /Сарат. ун-т, Саратов, 2008

13 Русский язык  в его функционировании. Уровни  языка. М., 2006

1 Якубинский Л.П. О диалогической речи// Избранные работы: Язык  и его функционирование. М., 2006

2 Якубинский Л.П. О диалогической речи// Избранные работы: Язык  и его функционирование. М., 2006

3 Свинцов В.И. Логика. Элементарный курс для гуманитарных специальностей. М., 2008

4 Свинцов В.И. Логика. Элементарный курс для гуманитарных специальностей. М., 2008

5 Акишина А. А., Формановская Н. И. Русский речевой этикет.- М.: Рус. яз. 1978

6 Акишина А. А., Формановская Н. И. Русский речевой этикет.- М.: Рус. яз. 2008

7 Русский язык в его функционировании. Уровни языка. М., 2006

8 Русский язык в его функционировании. Уровни языка. М., 2006

9 Гольдин В. Е. Этикет и речь /Сарат. ун-т, Саратов, 2008

10 Русский язык в его функционировании. Уровни языка. М., 2006


Информация о работе Языковые особенности устной речи