Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 15:32, реферат
«Преимущества в конкуренции нельзя понять, если смотреть на фирму в целом», – пишет М. Портер. Реальные преимущества в минимизации издержек и в дифференциации надо находить в цепи действий, которые совершает фирма, чтобы доставить своим потребителям определенную ценность. При проведении подробного стратегического анализа и выборе стратегии М. Портер предлагает обратиться именно к цепочке создания ценностей.
4. 4. Анализ цепочки создания ценности
Майкл Портер – самый влиятельный из специалистов по проблемам стратегии, определивший основное направление развития теории стратегии и конкуренции.
Первая ключевая концепция М. Портера выявляет пять основных конкурентных сил, которые, по его мнению, определяют интенсивность конкуренции в любой отрасли.
«Цель стратегии конкурентной борьбы для предприятия, действующего в какой-либо отрасли, состоит в том, чтобы найти в данной отрасли такую позицию, заняв которую компания сможет наилучшим образом защищаться от действия конкурентных сил или влиять на них с пользой для себя». Вот эти пять конкурентных сил:
Угроза появления в отрасли новых конкурентов.
Способность ваших покупателей добиваться снижения цен.
Способность ваших поставщиков добиваться повышения цен на их продукцию.
Угроза появления
на рынке заменителей ваших
Степень ожесточенности борьбы между существующими в отрасли конкурентами.
«Преимущества в конкуренции нельзя понять, если смотреть на фирму в целом», – пишет М. Портер. Реальные преимущества в минимизации издержек и в дифференциации надо находить в цепи действий, которые совершает фирма, чтобы доставить своим потребителям определенную ценность. При проведении подробного стратегического анализа и выборе стратегии М. Портер предлагает обратиться именно к цепочке создания ценностей.
Для обеспечения успеха на рынке компания должна предлагать потребителю продукт, имеющий для него ценность. В этом случае ценность понимается как совокупность получаемых потребителем выгод и понесенных им расходов, или часто говорят о лучшем (или худшем) соотношении «цена— качество». Чем выше ценность продукта или услуги для потребителя и чем в большей степени потребитель считает цену приемлемой, тем вероятнее, что компания будет действовать успешно в долгосрочной перспективе, поэтому повышение ценности товара или услуги является ключевой задачей стратегического планирования и выбора стратегии. Однако вклад в создание ценности отдельных процессов и структур организации, как правило, существенно различается. Разработчики стратегии должны учитывать эти различия, имея в виду, что компания остается прибыльной только в том случае, если создаваемая ею ценность превышает стоимость использованных ресурсов.
М. Портер предложил схему,
которая полезна при анализе
ресурсов в стратегическом плане. Эта
схема получила название «цепочка создания
ценности» (рис. 7). Цепочка приращения стоимости
– это модель, которая помогает проанализировать
конкретные действия фирмы по созданию
ценности и конкурентного преимущества. Основной идеей Портера является
то, что степень оценки продуктов
или услуг покупателями (пользователями)
Рис. 7. Структура цепочки создания ценности.
Основная деятельность группиру
Входящие поставки. Это такие действия, как приобретение, хранение и распределение исходных ресурсов для производства продукции или услуг.
Операции (производство). Они состоят из таких действий, как обработка, сборка, контроль качества и т.п., и их основная функция заключается в том, чтобы превратить исходные ресурсы в конечный продукт или услугу.
Исходящие поставки. Эта деятельность связана с распределением продукта между покупателями и включает хранение, погрузку и разгрузку и управление складскими запасами.
Маркетинг и продажи. Эта деятельность связана с ознакомлением потребителей с продуктом или услугой, а также включает решения в области ценообразования товара, его продвижения на рынке, дилерской поддержки и др.
Обслуживание. Эта деятельность направлена на повышение или сохранение ценности продукта или услуги и включает предпродажную подготовку, обслуживание в торговых точках, послепродажное обслуживание, ремонт и т.п.
Вот пять первичных действий.
Все виды основной деятельности
связаны со вспомогательной
деятельностью. Портер определяет
четыре вида вспомогательной деятельности: материально-
Материально-техническое снабжение — это мероприятия по приобретению ресурсов (компонентов производственного процесса).
Технические разработки — деятельность, связанная с созданием стоимости: обеспечение технологического процесса, разработка изделия, управление потоками сырья и материалов.
Управление трудовыми ресурсами — действия, которые включают набор, подготовку, развитие и стимулирование кадров.
Инфраструктура фирмы — обслуживание производства, обеспечение нормального хода производственного процесса. К ней относятся строения, коммуникации, оборудование, продуктопроводы и т.п.
Успех компании зависит не только от выполнения своих функций каждым отделом компании, но и от степени координации их действий; так, некоторые из них слишком часто ставят свои интересы выше интересов компании и потреби¬теля.
Для
решения данной проблемы необходимо
гибкое управление стержневыми процессами
бизнеса, большинство которых
• Процесс реализации
нового продукта. Все виды деятельности,
направленные на ис¬следования, конструирование
и начало выпуска продуктов высокого качества,
в крат¬чайшие сроки и в пределах установленного
бюджета.
• Процесс управления
материально-производственными запасами.
Все виды деятель¬ности, направленные
на управление материально-производственными
запасами, по¬луфабрикатами и конечной
продукцией, обеспечение необходимых
поставок и мини¬мизацию складских издержек.
• Процесс заказ-перевод
денег. Все виды деятельности, направленные
на получение и принятие заказов, своевременную
отправку продукции и контроль платежей.
ее поставщикам, которые
производят отгрузку продукции почти
с той же скорос¬тью, какая требуется покупателям
для того, чтобы снять товар с магазинной
полки.
Конечно, говорит Портер, указанные виды деятельности - всего лишь звенья стандартной цепочки создания ценностей. Каждую стандартную (или типовую) категорию можно и должно расчленить на уникальные, свойственные только данной конкретной компании действия. Например, маркетинг и продажи, составляющие вид первичной деятельности, подразделяются на управление маркетингом, рекламирование, управление продавцами, деятельность отдела продаж, подготовку технической литературы и продвижение товара на рынке. А эти отдельно взятые действия можно разделить на еще более частные действия. Цель такого расчленения (или, как говорит Портер, "дисагрегации") состоит в том, чтобы оказать помощь компаниям в выборе одной из трех типовых стратегий. Для этого нужно выделить те зоны потенциальных преимуществ в конкуренции, которые может обрести компания, противодействуя пяти конкурентным силам, уникальным для каждой отрасли и конкретной компании.
Постулаты, лежащие
в основе этой сложной теории, просты.
Если каждая компания будет заниматься
планированием и неуклонно