Виды денежной реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 20:52, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной мною темы обусловлена переходом Казахстана от административно-командной модели экономики к рыночной модели. Денежные реформы предусматривают не только внедрение в обращение новой денежной единицы, но и структурную перестройку действующей системы денежно-валютных и кредитных отношений. Они способствуют развитию отношений, характерных для рыночной экономики, а также повышают роль денег в развитии народного хозяйства.

Содержание

Введение
1. Денежная реформа как экономическая категория
1.1 Понятие, сущность и виды денежных реформ
1.2 Методы проведения денежных реформ
1.3 Необходимость и предпосылки успешного проведения денежных реформ
1.4 Роль денежных реформ в денежно-кредитной политике государства
2. Денежные реформы в Казахстане
2.1 Денежные реформы в Казахстане, проводимые во время его пребывания в составе СССР
2.2 Денежная реформа Казахстана 1993 года
2.3 Выпуск новых банкнот 2006 года
3. Программа улучшения денежно-кредитной политики Казахстана на 2006-2008 годы
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Фин.пр Виды денежной реформы.docx

— 56.03 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение

1. Денежная реформа как  экономическая категория

1.1 Понятие, сущность и  виды денежных реформ

1.2 Методы проведения денежных  реформ

1.3 Необходимость и предпосылки  успешного проведения денежных  реформ

1.4 Роль денежных реформ  в денежно-кредитной политике  государства

2. Денежные реформы в  Казахстане

2.1 Денежные реформы в  Казахстане, проводимые во время  его пребывания в составе СССР

2.2 Денежная реформа Казахстана 1993 года

2.3 Выпуск новых банкнот  2006 года

3. Программа улучшения  денежно-кредитной политики Казахстана  на 2006-2008 годы

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях рыночных отношений  без укрепления денежной системы  добиться устойчивого экономического роста экономики невозможно. Стабилизация денежного обращения и снижение инфляционных процессов достигается  за счет проведения центральными банками  денежно-кредитной и антиинфляционной политики. Изменение элементов денежной системы связано с денежными  реформами.

Актуальность выбранной  мною темы обусловлена переходом  Казахстана от административно-командной  модели экономики к рыночной модели. Денежные реформы предусматривают  не только внедрение в обращение  новой денежной единицы, но и структурную  перестройку действующей системы  денежно-валютных и кредитных отношений. Они способствуют развитию отношений, характерных для рыночной экономики, а также повышают роль денег в  развитии народного хозяйства.

Актуальность определила цель исследования - изучить денежные реформы в целом: их сущность, типологию, условия проведения.

В соответствии с целью  можно определить следующие задачи:

- определить, в чем заключается  сущность денежных реформ.

- выявить причины, по  которым обуславливается необходимость  проведения денежных реформ.

- рассмотреть основные  виды денежных реформ.

- изучить методы осуществления  денежных реформ.

- изучить денежные реформы,  проводимые в Казахстане, во время  его пребывания в составе СССР  и после приобретения независимости.

- рассмотреть программу  улучшения денежно-кредитной политики  Казахстана на 2006-2008 годы.

1. Денежная реформа как экономическая категория

1.1 Понятие, сущность и виды денежных реформ

Денежная реформа - преобразование денежной системы, проводимое государством с целью укрепления национальной валюты, упорядочения, повышения стабилизации денежного обращения и эффективности  экономики страны.

В ходе денежных реформ изымаются  из обращения обесцененные бумажные деньги, выпускаются новые, изменятся денежная единица страны или ее золотое содержание, происходит переход от одной денежной системы к другой.

Во всех этих случаях речь идет об изменении денежной единицы как в наличном денежном обороте, так и в безналичном. При этом необязательно изменение золотого содержания денежной единицы, но может изменится курс национальной валюты.

Радикальные денежные реформы, связанные с изменением принципов  организации денежной системы, как  правило, ориентированы на долговременную стабилизацию денежной единицы. Таким  реформам обычно предшествуют мероприятия, связанные с оздоровлением государственных  финансов, созданием условий для  укрепления экономики страны.

Частичные преобразования денежной системы устраняют на небольшой  срок отдельные отрицательные явления  в денежной сфере.

После отказа от золотого стандарта  и повсеместного перехода стран  на неразменные банкноты и казначейские билеты, которые подвержены хроническому обесценению, денежные реформы не могли  обеспечить длительную стабилизацию денежных систем. С помощью денежной реформы  удается добиться лишь временного и  частичного упорядочения некоторых  элементов денежной системы.

Денежные реформы осуществляются в соответствии с законодательными актами, направленными на укрепление денежной системы страны.

В современных условиях в  развитых странах денежные реформы  заменяются антиинфляционными программами  в рамках различных планов стабилизации и проведения денежно-кредитной  политики центральными банками.

В истории денежного обращения  известны следующие виды денежных реформ.

- переход от одного  денежного товара к другому  (от медных денег - к серебряным, от серебряных - к золотым либо  от биметаллизма - к монометаллизму, далее - к золотослитковому, золотодевизному  стандарту) или от одного типа  денежной системы к другому  (от металлического обращения  - к обращению кредитных и бумажных  денег).

- замена неполноценной  и обесцененной монеты на полноценную  или замена неразменных обесценившихся  денежных знаков на разменные  либо восстановление размена  бумажных денег на золото или  серебро. - частичные меры по стабилизации денежной системы (изменение порядка эмиссии, обеспечения банкнот, масштаба цен, золотого содержания или курса валют).

- формирование новой денежной  системы в связи с созданием  новых государств, а также объединением  денежных систем нескольких стран.

1.2 Методы проведения  денежных реформ

Денежные реформы осуществляются различными методами в зависимости  от формы обращающихся денег (деньги как товар - всеобщий эквивалент или  как знаки стоимости - кредитные  и бумажные деньги), общественно-экономического устройства страны, полного или частичного преобразования денежной системы, политики государства. Денежные реформы могут  сопровождаться изъятием из обращения  всех или части обесцененных бумажных денежных знаков и замены их новыми деньгами (бумажными или металлическими), изменением золотого содержания денег  или их валютного курса, порядка  эмиссии, обеспечения, а также валютного  регулирования.

Наиболее типичными методами стабилизации денежной системы являются следующие ( в соответствии с приложением А).

Нуллификация - объявление государством обесценившихся старых денежных знаков недействительными и выпуск новых бумажных денежных знаков в меньшем количестве. До начала 20 века она сопровождалась возвратом к полноценным металлическим деньгам и разменным банкнотам.

От нуллификации страдают те, кто имел денежные сбережения и  вклады в банки страны, внешние  инвесторы, зато государство выигрывает от заниженного и ограниченного  обмена аннулированных денег.

Нуллификация обычно проводится в период стабилизации экономики  после гиперинфляции для восстановления доверия к национальной валюте. Это  осуществляется после войны при  создании самостоятельных государств и в развивающихся странах. В  развитых странах в современных  условиях вследствие жесткого регулирования  денежного обращения и контроля за уровнем инфляции нуллификация не используется.

Деноминация (изменение масштаба цен) - изменение нарицательной стоимости  денежных знаков с их обменом по определенному соотношению на новые, более крупные денежные единицы. Проще говоря, зачеркиваются нули на денежных знаках. При этом на протяжении определенного периода времени в таком же соотношении пересчитываются все денежные обязательства в стране (счета в банках, цены, тарифы, заработная плата и т.д.).

Деноминация предусматривает  также замену старых денежных знаков на новые, но без ограничения сумм. Формально она носит технический характер, поскольку облегчает и упрощает счет, снижает издержки обращения и не затрагивает экономические основы стабилизации денежного обращения. Вместе с тем она может быть важным этапом в укреплении денежной системы, если проводится на завершающем этапе стабилизации экономики, финансов и подавления гиперинфляции, поскольку является важным моментом повышения доверия к национальной валюте. Деноминации бывают полные - обмениваются все денежные знаки всех существующих номиналов, и частичные - обмениваются банкноты одного или нескольких номиналов.

Девальвация - снижение курса  национальных денежных знаков по отношению  к иностранной валюте (при золотом  стандарте - уменьшение металлического содержания денежной единицы, с прекращением размена кредитных денег на золото).

Девальвация при монометаллизме служила методом стабилизации внутреннего  денежного обращения страны, когда  государство снижало официальное  золотое (серебряное) содержание денежных знаков и возобновляло их размен на металл. Девальвация проводилась  после того, как окончательно прекращался  процесс обесценения денег и  определялся их новый курс. Однако не все авторы относят девальвацию  к методам проведения денежных реформ, мотивируя это тем, что при  девальвации, равно как и при  ревальвации, никаких изменений  в денежной системе страны не происходит - денежная единица, виды денег, порядок  эмиссии, масштаб цен, государственный  аппарат, регулирующий денежное обращение, остаются прежними.

Девальвация не устраняет  проблемы денежного обращения и  в современных условиях, не восстанавливает  устойчивость национальной валюты. Более  того, она ведет к снижению покупательной  способности денег в результате повышения цен на импортируемые  товары и раскручивает инфляционные процессы в стране. Она стимулирует  экспорт продукции и обостряет  конкуренцию на внешнем рынке.

Центральный банк страны объявляет  девальвацию при длительном дефиците платежного баланса страны из-за ее неконкурентоспособности на мировом  рынке, вызвавшем снижение резервных  активов до критической точки.

Девальвация может быть открытой и скрытой. При открытой девальвации  из обращения изымаются обесцененные бумажные деньги или происходит обмен  таких денег на новые, устойчивые кредитные деньги (но по курсу, соответствующему обесценению старых денег). При скрытой  девальвации государство снижает  реальную стоимость денежной единицы  по отношению к иностранным валютам, не изымая обесценившиеся деньги из обращения.

Ревальвация (реставрация) - повышение металлического содержания денежных единиц или курса бумажных денежных знаков по отношению к металлу  либо иностранной валюте.

Девальвация стимулирует  обесценение денег через механизм импортируемой инфляции, а ревальвация  используется для ее сдерживания  благодаря удешевлению ввозимых товаров. Если платежный баланс страны длительное время сводится с положительным  сальдо, то центральный банк может  принять решение о ревальвации  национальной валюты. Но ревальвация  не слишком выгодна государству. Ревальвация национальной валюты также  увеличивает безработицу, потому что  закрываются предприятия в отраслях экономики, не выдерживающих конкуренции  с подешевевшими импортными товарами.

1.3 Необходимость денежных реформ

Необходимость проведения денежной реформы в каждой стране обусловливается  различными причинами, в частности  следующими:

- экономическими, связанными с расстройством денежной, финансовой систем, подрывом доверия к национальной валюте, использованием параллельной валюты (чаще всего иностранной), завышенным курсом национальной валюты по отношению к иностранным валютам. Экономические причины обычно порождаются экономическими кризисами, направлением политики государства и центрального банка;

- политическими, связанными  с изменением политического устройства  или созданием нового государства;

- созданием наднациональных  денежных единиц или объединением  национальных денежных единиц.

Для успешного проведения денежной реформы необходимы определенные политические и экономические предпосылки, позволяющие кардинально улучшить экономические процессы в стране, функционирование финансовой и банковской систем.

Общими предпосылками  успешного проведения денежной реформы  для всех стран являются (в соответствии с приложением А):

- политическая стабилизация  в стране; рост доверия населения,  предпринимателей к политике, проводимой  правительством и центральным  банком;

- создание условий для  развития национальной экономики,  увеличение предложений на рынке  товаров и услуг, которые противостоят  деньгам;

- увеличение бюджетных  доходов и отказ от эмиссии  для покрытия бюджетного дефицита;

- восстановление доверия  к банкам и привлекательности  накоплений денежных средств в кредитной форме;

- наличие достаточных  золотовалютных резервов, позволяющих  поддерживать стабильность курса  валюты, сбалансированность товарной  и денежной массы.

1.4 Роль денежных  реформ в денежно-кредитной политике  государства

Негативные социально-экономические  последствия инфляции принуждают отдельные  государства влезть к денежным реформам, содержание которых сводится к полной или частичной перестройке денежной системы с целью стабилизации денежного обращения. Такой радикальный  образ используется государством исключительно  тогда, когда консервативные способы  стабилизации денег не срабатывают  или не дают соответствующего эффекта.

Денежные реформы сводятся к внедрению нового образца купюры с одновременным или постепенным  исключением функциональной. Главной  целью является замена через обмен  денежных купюр действующего масштаба цен. Целью денежной реформы является также предоставление национальной валюте характера действительно  единственного законного платежного средства и существенного повышения  ее покупательной способности и  конвертируемости. Поскольку “твердость”  национальной валюты имеет два тесно  связанных между собой, впрочем, не тождественных аспекта: стабильность обменного курса национальной валюты; стабильность цен.

Денежные реформы предусматривают  не только внедрение в обращение  новой денежной единицы, но и структурную  перестройку действующей системы  денежно-валютных и кредитных отношений. Такие реформы характерны при  осуществлении в отдельных странах  перехода от биметаллизма к монометаллизму и дальше к бумажно-денежному обращению. Проведение структурной денежной реформы в широком понимании предусматривает также переход от денег административно командной экономики к деньгам рыночной экономики. Они способствуют развитию отношений, характерных для рыночной экономики, а также повышают роль денег в развитии народного хозяйства.

2. Денежные реформы в Казахстане

2.1 Денежные реформы  в Казахстане, проводимые во время  его пребывания в составе СССР

Денежная реформа 1922-1924 гг.

Необходимость проведения денежной реформы. В дореволюционном Казахстане денежной реформой 1895--1897 гг. была введена  система золотого монометаллизма с  золотомонетным обращением. В обращении  находились золотая, серебряная и медная монеты. Основным видом денежных знаков были кредитные билеты Государственного банка, которые на 92 процента были обеспечены золотом. Основная часть денежной массы  состояла из номинальных средств  обращения, которые беспрепятственно разменивались на действительные деньги -- золотые монеты и поэтому пользовались доверием населения.

Летом 1917 г. Временное правительство  выпустило новые денежные знаки  достоинством 20 и 40 руб., похожие на бутылочные этикетки, которые в народе получили наименование "керенки". Помимо кредитных билетов и "керенок" Временное правительство усиленно внедряло в обращение разного  рода суррогаты: краткосрочные обязательства  государственного казначейства, купоны займов.

Для покрытия государственных  расходов правительство выпускало  бумажные деньги, главным образом  в крупных купюрах. В роли мелких денег выступали различного рода чеки, бонны, марки и другие денежные суррогаты. Начался процесс распада  денежной системы России в целом, а значит и Казахстана.

После Октябрьской революции  состояние денежного обращения  еще более ухудшилось. За 3 года (1913--1920) масса бумажных денег в обращении  увеличилась почти в 48 раз. Деньги обесценились в 10 тысяч раз. В 1919 г. были выпущены первые советские государственные  билеты, затем расчетные знаки  РСФСР, получившие в народе название совзнаки. Был разрешен выпуск местных денежных знаков в Туркестане, на Северном Кавказе, в Закавказье, на Дальнем Востоке и др. Денежная масса стала очень разнообразной. Местные денежные знаки выпускались в Семиречье, в городе Верном (ныне Алматы). Семиреченские кредитные билеты были обеспечены опием, хранящимся в Государственном банке, и всем достоянием области Семиречья. Об этом свидетельствует надпись на лицевой стороне кредитного билета. В мировой практике не было таких аналогов. В распоряжении местных властей имелось свыше 275 пудов этого ценного лекарственного сырья, которое считалось народным достоянием. Однако это не смогло укрепить финансовое состояние. "Верненский рубль" продолжал обесцениваться с каждым днем.

В условиях гражданской войны  и иностранной интервенции свои деньги печатали и интервенты, иностранные  и белогвардейские "правительства". Они имели разный курс и быстро обесценивались.

Результатом повсеместного  и сильного обесценения денег  явилась натурализация хозяйственных  отношений и вытеснение денег  из оборота. С конца 1920 г. начинается бесплатная выдача "трудовых пайков". В следующем году отменяется плата  за квартиру и коммунальные услуги. Производилась бесплатная выдача одежды школьникам. Даже на рынках происходил обмен продуктами без денег, по случайным  меновым эквивалентам (например, пара сапог менялась на 30 фунтов крупы, или  на 1 пуд ржаной муки, или на 3 фунта  махорки и т.п.).

На X съезде РКП(б), состоявшемся в марте 1921 г., была принята новая экономическая политика (НЭП). Замена продразверстки продналогом позволила крестьянам после уплаты налога государству продавать излишки своих продуктов на рынках. Стали развиваться рыночные отношения между городом и деревней. Был разрешен допуск частного капитала в торговлю и мелкую промышленность.

Постепенно восстанавливалась  денежная форма оплаты труда. Если весной 1921 г. денежная заработная плата составляла всего 10 процентов, то в первом квартале 1923 г. -- свыше 80 процентов общего фонда оплаты труда. Это стало возможным благодаря денежной реформе.

В октябре 1921 г. был организован  Государственный банк РСФСР с  учреждениями в союзных республиках, который сразу стал единым эмиссионным центром страны. Особой задачей Госбанка была подготовка к проведению денежной реформы.

Экономическими предпосылками  к проведению денежной реформы явилось  некоторое улучшение хозяйственного положения в результате проведения НЭПа: увеличился объем продукции  различных отраслей промышленности, повысилась производительность труда, выросло производство важнейших  продуктов сельского хозяйства (зерна, хлопка), увеличился товарооборот.

Другая предпосылка для  нормального денежного обращения  в товарном хозяйстве -- это золотое обеспечение денег. С 1 января 1922 г. по 1 января 1923 г. золотовалютные резервы Госбанка увеличились с 6,7 млн. руб. до 31 млн. руб. В апреле 1922 г. было разрешено свободное распоряжение драгоценными металлами и камнями, которые раньше население обязано было сдавать государству. Монопольное право на покупку и продажу монет из драгоценных металлов и иностранной валюты было сохранено за Госбанком.

Важнейшим шагом по пути к упорядочению денежного обращения  стал выпуск государственных денежных знаков образца 1922 г. Один рубль этого  выпуска приравнивался к 10 тысячам  рублей предыдущих выпусков. Пересчеты  сумм, выраженных в прежних деньгах, производились "зачеркиванием" четырех  знаков (метод зачеркивания нулей  называется деноминацией).

С 1 мая 1922 г. все исчисление стало производиться в новых  деньгах Находящиеся в обращении "старые" принимались кассами  до 1 января 1923 г.

При второй деноминации 1 рубль  образца 1923 г. приравнивался к 100 рублям 1922 г. или к одному миллиону прежних совзнаков.

Деноминации упростили счет денег и свидетельствовали о  стремлении упорядочить денежное обращение. Однако стабилизировать рубль они  не могли. В условиях дефицита государственного бюджета новые деньги выпускались  в больших количествах и поэтому  быстро обесценивались.

Содержание денежной реформы. Денежная реформа проводилась в  два этапа. Декретами Совнаркома от 25 июля и 11 октября 1922 г. Госбанку было предоставлено право выпуска  банковских билетов достоинством 1, 2, 3, 5, 10, 25 и 50 червонцев. Один червонец был приравнен к 10 руб. в довоенной  золотой монете (7,74234 г. золота). Выпуск червонцев производился Госбанком  при выдаче ссуд предприятиям под  вексельное и товарное обеспечение. Это позволило увязать выпуск червонцев с потребностями товарного  обращения.

Кредитный характер эмиссии  червонцев служил основой их возврата в банк при погашении ссуды. Кроме  векселей и товарно-материальных ценностей  червонцы на 25 процентов от суммы  эмиссии были обеспечены золотом  и иностранной валютой. Банковские билеты не обменивались на золото, но банк постоянно следил за курсом червонцев  в золотых рублях, регулировал  эмиссию и производил покупку  и продажу червонцев с тем, чтобы поддерживать их курс на уровне паритета: 10 руб. золотом. Червонец был  единственной за всю историю советского государства твердой и полностью  конвертируемой валютой.

По мере расширения торговли и банковских кредитов червонцы внедрялись в обращение. На 1 апреля 1923 г. они  составляли 15 процентов, на 1 июля 1923 г.-- 37 процентов, на 1 октября 1923 г.-- 74 процента реальной стоимости всей денежной массы  в обращении. Все денежные расчеты  между предприятиями, доходы и расходы  государства, и другие платежи стали  выражаться в червонном исчислении.

Червонцы были крупными деньгами и обслуживали в основном оптовый  хозяйственный оборот. Совзнаки, несмотря на свою высокую нарицательную стоимость, реально в золотом исчислении представляли собой мелкие доли копеек и обращались в мелком розничном и рыночном обороте. По существу в стране образовалась система параллельного обращения двух валют: червонцев, выпускаемых Госбанком при кредитовании, и совзнаков, выпускаемых Народным Комиссариатом финансов для покрытия бюджетного дефицита.

Параллельное обращение  двух валют отрицательно сказывалось  на положении населения и экономике  страны. Заработная плата, хотя и исчислялась  в червонцах или золотых рублях, выдавалась совзнаками. Крестьяне не хотели продавать свои продукты за обесцененные совзнаки.

Денежная масса в обращении  на 1 мая 1924 г. достигла астрономической  цифры -- 762,3 квадрильона руб. (квадрильон -- это единица с 15 нулями). Реальная ценность этой денежной массы (в червонцах) составляла всего 15,2 млн. руб.

Стремительные темпы обесценения  совзнаков создали острый недостаток в средних и мелких (по реальной ценности) купюрах. В качестве мелких денег выпускались различного рода денежные суррогаты, выраженные в твердой валюте.

Обесценение совзнаков наносило большой ущерб крестьянству. Червонцы были валютой города и по существу не проникали в деревню. Товарность сельского хозяйства стала снижаться. Все это требовало быстрейшего завершения реформы. Имелись и экономические предпосылки: сократился до 15 процентов бюджетный дефицит, наблюдался рост производства и товарооборота, увеличился золотой запас ( с 10,9 млн. руб. на 1 января 1923 г. до 153,6 млн. руб. на 1 февраля 1924 г.). Однако сумма золотого запаса составляла всего около 9 процентов по отношению к золотому запасу, которым располагала царская Россия накануне войны.

Декретом ЦИК и СНК  от 5 февраля 1924 г. денежная реформа  была завершена. В обращение были выпущены государственные казначейские билеты достоинством 1, 3 и 5 руб.; 10 казначейских рублей были приравнены к 1 червонцу. Прекратился  выпуск совзнаков. Их запасы, находившиеся в фондах Народного Комиссариата финансов, были уничтожены. С 22 февраля 1924 г. выпущены в обращение серебряные монеты достоинством в 10, 15, 20 и 50 коп. и медные монеты в 1, 2, 3, и 5 коп. Выкуп находящихся в обращении совзнаков производился по курсу 1 руб. казначейскими билетами за 50 тыс. руб. совзнаками образца 1923 г. (или 50 млрд. руб. совзнаками прежних выпусков). Величина эмиссии казначейских билетов не должна была превышать половину суммы выпущенных в обращение червонцев.

Организатором и теоретиком денежной реформы 1922-1924 гг. был Григорий Яковлевич Сокольников, 1888 г. рождения. С ноября 1921 г. он возглавлял Народный Комиссариат финансов. Под его  руководством была восстановлена и  развита финансово-кредитная система. Всего за 3 года, к концу 1924 г., государственный  бюджет стал бездефицитным. Это позволило  прекратить эмиссию совзнаков и перейти к устойчивой червонной валюте. Еще с начала 1922 г. он доказывал, что устойчивость валюты -- необходимое условие экономического подъема страны. В то время многие хозяйственники считали, что эмиссия обесценившихся совзнаков -- вполне допустимый способ перераспределения национального дохода на первоочередные государственные нужды. В противовес этой точке зрения Г.Я. Сокольников считал, что во всяком товарном хозяйстве деньги -- это не только средство обращения и платежа, но и мера стоимости и средство сбережения. Последние две функции обесценившиеся совзнаки выполнять не могут. Потребность оборота в средстве сбережения вызывает приток золота, устойчивой валюты, обращение которых находится вне сферы государственного регулирования. Он доказывал, что гиперинфляция, основанная на бюджетной эмиссии, может вызвать крах всей денежной системы. Поскольку нормальное развитие внешней торговли требует устойчивого соотношения между деньгами внутреннего оборота и деньгами мирового рынка, необходим устойчивый курс национальной валюты по отношению к золоту. Не будучи сторонником свободного размена валюты на золото, Г.Я. Сокольников считал тем не менее необходимым накопление золотых резервов. Запасы золота должны играть троякую роль: резервного фонда при международных расчетах; регулятора курса червонца на внутреннем рынке (золото наряду с иностранной валютой покупалось Госбанком на бирже); страхового резерва на случай непредвиденных обстоятельств.

Червонец вошел в историю  под названием "золотой" не только потому, что его содержание соответствовало  золотому содержанию царской десятирублевки. Госбанк продавал и покупал "на вольном рынке" золото и иностранную  валюту, стремясь поддержать валютный курс на неизменном уровне (1 червонец за 1 фунт стерлингов). Такое вмешательство  государства в соотношение спроса и предложения иностранной валюты и золота на рынке, именуемое валютной интервенцией, способствовало укреплению позиций червонца, повышению его  курса, хотя при этом затрачивалась  часть государственного запаса и  иностранной валюты.

Кроме того, червонцы принимались  в уплату таможенных пошлин. Возможность  купить за червонцы по стабильному  курсу иностранную валюту, а также  относительная стабильность червонных  цен обеспечили "доверие" к  червонцу и быстрое расширение сферы  его использования. На 1 июля 1923г. червонцы составляли уже 45 процентов всей денежной массы в стране. Но самое главное, червонец был признан как надежное средство сбережения. Начался усиленный  приток золота и иностранной валюты на валютный рынок.

Денежную реформу 1922--1924 гг. многие оценили как чудо, когда  вместо кип обесцененных бумажных появилась  серебряная монета.

Жесткая централизация планирования, эмиссии и всего денежного  регулирования позволили вступить в Великую Отечественную войну  с относительно устойчивой денежной системой.

Денежная реформа 1947 г.

Великая Отечественная война  нанесла огромный ущерб стране -- 679 млрд. руб., только прямые военные расходы составили 551,1 млрд. руб. (по довоенным ценам).

Резкое сокращение производства и объема реализации товаров народного  потребления сократило доходы, государственного бюджета. В то же время военные  расходы значительно возросли. Для  их покрытия, кроме подоходного налога с населения, были введены военный  налог, налог на бездетных, малосемейных и одиноких граждан. Среди населения  широко развернулась подписка на массовые государственные займы и добровольные взносы на создание военной техники. Всего за годы войны от населения  поступило 270 млрд. руб., или 25,4 процента государственных доходов.

Бюджетный дефицит покрывался за счет эмиссии. Денежная масса в  обращении увеличивалась при  сокращении объема производства. Это  вело к росту цен на неорганизованном (колхозном) рынке. В государственной  торговле были сохранены довоенные  цены на предметы потребления. Это было достигнуто путем введения карточной  системы продажи товаров народного  потребления. Покупательная способность  рубля падала.

Для ликвидации последствий  войны в области экономики  требовалось восстановить устойчивость рубля и повысить его покупательную  силу. Рост объема производства в промышленности и сельском хозяйстве, увеличение товарооборота, рост доходов госбюджета позволили  провести денежную реформу (в соответствии с постановлением Совета Министров  СССР и ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1947 г. "О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары"). В обращение были выпущены новые денежные знаки достоинством 1, 3, 5, 10, 25, 50, 100 рублей. Наличные деньги обменивались на старые в соотношении 1 : 10. Таким путем масса денег в обращении сократилась в 10 раз. Страна избавилась от фальшивых денег. Вклады населения в сберегательные кассы до 3000 руб. не подвергались переоценке, от 3000 до 10000 руб. переоценивались по льготному соотношению 3 : 2, свыше 10000 руб. -- по соотношению 2 : 1. Денежные средства на счетах государственных предприятий и организаций не были переоценены. Денежные средства на счетах колхозов, кооперативных предприятий и кредитных учреждений обменивались по льготному соотношению 5:4.

Обмен денег был осуществлен  в короткий срок -- с 15 по 22 декабря 1947 г. Производился он в специально организованных обменных пунктах.

Ранее выпущенная в обращение  металлическая монета обмену не подлежала  и осталась в обращении по номиналу. Заработная плата за первую половину декабря выплачивалась уже новыми деньгами и в прежних размерах.

Одним из элементов реформы  была конверсия всех ранее выпущенных государственных займов (кроме займа 1947 г.) в единый новый 2 процентный заем 1948 г. Облигации всех прежних займов обменивались в соотношении 3:1.

Одновременно с проведением  денежной реформы была отменена карточная  система на все продовольственные  и промышленные товары и снижены  цены на хлеб на 10-12 процентов против карточных.

Под влиянием свободной государственной  торговли снизились цены на колхозных  рынках. Покупательная сила рубля  в I квартале 1943 г. повысилась против I квартала 1947 г. на 41 процента.

Денежная реформа 1947 г. не означала коренной перестройки денежной системы. После ее проведения полностью  сохранилась та структура денежного  обращения, которая существовала до реформы. Отличие состояло лишь в  том, что билеты Государственного банка  стали выпускаться в рублях, а  не в червонцах.

Реформа укрепила денежную систему страны и повысила значение всех функций денег. Она в очередной  раз позволила сохранить в  течение нескольких последующих  лет неустойчивое равновесие между  платежеспособным спросом и предложением в скудной потребительской сфере. Однако уже в начале пятидесятых  годов оно было нарушено из-за непродуманной  политики снижения розничных цен.

Повышение курса рубля  и перевод его на золотую базу в 1950 г. Достигнутые успехи в развитии экономики в первые годы после  денежной реформы 1947 г. и отмены карточной  системы привели к снижению себестоимости  продукции, к обилию продуктов в  магазинах. Началось ежегодное снижение розничных цен. Как правило, оно  проводилось весной с 1948 г. по 1954 г. За этот период цены на продовольственные  товары снизились в 2,6 раза, на промтовары -- в 1,9 раза. Однако снижение цен привело к превышению платежеспособного спроса населения над возможностями производства и особенно сельского хозяйства.

В целях сдерживания роста  массы денег в обращении из заработной платы всех категорий  работающего населения удерживалось 10 процентов на оплату облигаций  займов "восстановления и развития народного хозяйства".

Правительство признало необходимым  повысить официальный курс рубля  в отношении иностранных валют  и перевести его исчисление на золотую базу. До этого курс рубля  в отношении иностранных валют  устанавливался не непосредственно  на базе золота, а на базе какой-либо одной иностранной валюты, имеющей  фиксированное золотое содержание и обмениваемой на золото.

Первоначально в качестве базы для определения курса рубля  был принят французский франк, поскольку  валюта Франции, возглавлявшей так  называемый "золотой блок", имела  твердое золотое содержание, а  доллар и фунт стерлингов были девальвированы в 1931-1933гг. Однако в октябре 1936 г. французский  франк также был девальвирован, курс его значительно понизился. С 1937 г. было введено исчисление курса  рубля на базе доллара США в  соотношении 1 доллар - 5 руб. 30 коп.

С 1 марта 1950 г. правительством было установлено золотое содержание рубля в 0,222168 г. чистого золота. Исходя из этого фиксированного золотого содержания рубля и стали определять курс в отношении иностранных валют. Так, новый курс рубля был установлен 4 руб. за 1 доллар (который содержал в то время 0,888671 г. золота) вместо прежних 5 руб. 30 коп. По отношению к английскому фунту стерлингов - 11 руб. 20 коп. вместо прежних 14 руб. 84 коп. Соответственно был изменен курс и по отношению к другим иностранным валютам. В случае дальнейших изменений золотого содержания иностранных валют или их курсов Госбанк СССР должен был вносить изменения в свою котировку.

Повышение курса рубля  в иностранных валютах имело  важное значение. Твердо фиксированное золотое содержание рубля расширило его использование в международных расчетах.

Деноминация 1961 г.

На протяжении десятилетия  после перевода курса рубля на золотую базу (1950-1960 гг.) гигантски  выросли денежные обороты страны, размеры государственного бюджета, а также объемы (в денежном выражении) производства, национального дохода и т.д. Многие показатели экономической деятельности были выражены в сотнях миллиардов и триллионах рублей. Счет в таких больших суммах осложнял практическую работу финансово-банковских и хозяйственных органов. Масштаб цен оказался слишком мелким. Поэтому правительство приняло решение укрупнить масштаб цен в 10 раз, повысить золотое содержание рубля и заменить находившиеся в обращении деньги новыми.

С января 1961 г. в обращение  были выпущены денежные билеты нового образца: казначейские государственные  билеты достоинством 1, 3, 5 руб. и билеты государственного банка (банкноты) достоинством 10, 25, 50 и 100 руб., а также разменная  монета 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20 и 50 коп. Денежные билеты и разменные монеты старого образца  обменивались на новые по соотношению 1: 10. Монеты достоинством 1, 2, 3, 5 коп. обмену не подлежали и остались в обращении по номиналу.

Обмен производился в течение 3 мес.: с 1 января по 1 апреля 1961 г. без  каких-либо ограничений. Поэтому в  течение I квартала 1961 г. в обращении  были старые и новые деньги. Все  денежные операции производились в  установленном соотношении 1:10. Одновременно в этом же соотношении был произведен перерасчет цен на товары и услуги, тарифы заработной платы, размеры пенсий, стипендий, все платежные обязательства, договоры и т.д.

Укрупнение масштаба цен  упростило счет денег и техническое  обслуживание их обращения. Из-за меньшего формата денежных билетов они  стали удобнее в обращении.

Одновременно с укрупнением  масштаба цен было повышено золотое  содержание рубля и его курс по отношению к иностранным валютам. С 1 января 1961 г. было установлено золотое  содержание рубля в 0,987412 г. золота вместо прежних 0,222168 г., т.е. повышено в 4,4 раза.

Новое золотое содержание рубля выравнивало официальную  мировую цену золота, выраженную в  рублях, и устранило необходимость  сложных перерасчетов во внешней  торговле с государственным бюджетом.

С образованием в 1964 г. Международного банка экономического сотрудничества был введен переводной рубль - условная денежная единица, применяемая для  многосторонних клиринговых расчетов между странами СЭВ до 1991 г.

2.2 Денежная реформа Республики Казахстан 1993 года

После распада СССР советская  валюта - рубль - была унаследована на первом этапе независимого развития всеми  постсоветскими государствами, включая  страны, не вошедшие в СНГ. В силу ряда причин, прежде всего политического  характера, обусловленных стремлением  новых государств к политической независимости, а также невозможностью в условиях перехода от модели социалистической директивной экономики к рыночной быстрой унификации законодательства, сохранение единой валютной (рублевой) зоны было обречено на неудачу.

С распадом в декабре 1991 г. Советского Союза Казахстан с  рядом других стран СНГ продолжал  оставаться в "рублевой зоне". В 1992 г. выпущены в обращение купюры крупного достоинства - 200, 500, 1000 рублей. Эмитентом  на них указывался уже несуществующий Госбанк СССР. В июне 1992 года выходит  в обращение первая российская купюра -- 5000 рублей, а позднее 10 000 и 50 000 рублей.

Таким образом, в Российской Федерации и за ее пределами в  обращении находились деньги трех видов: советские 1961-1991 гг., советские образцы 1992 г., выпущенные Центробанком России (50, 200, 500, 1000 руб.), и российские 1992 г. -- первой половины 1993 гг.

23 июля 1993 г. Центральный  банк России сообщил об изъятии  советских денежных знаков образца  1961--1992 гг., а также российских  купюр достоинством 5000 и 10000 рублей  образца 1992 г. На обмен первоначально  отводилась неделя. Сумма, подлежащая  обмену, не могла превышать 35 тыс.  рублей.

Правда, спустя два дня, Указом президента срок обмена был продлен  до 1 сентября 1993 г., а лимит обмена увеличен до 100 тыс. рублей на человека.

Денежная реформа в  России привела к массовому сбросу денег старого образца в страны СНГ, в том числе и в Казахстан.

Еще в первой половине 1992 г. руководство республики Казахстан, понимая, что было бы опрометчиво  полагаться только на российский рубль, предприняло шага к выпуску собственной  валюты. Контракт на выпуск новых денег  был подписан с английской фирмой "Харрисон". В 1993г. купюры достоинством 1, 3, 5, 10, 20, 50 и 100 тенге были доставлены в Казахстан. Они были снабжены 18 степенями защиты от подделок.

12 ноября 1993 г. Президент  Н.А. Назарбаев подписал указ "О  введении национальной валюты  Республики Казахстан". Этим указом  с 8 часов 15 ноября была введена  национальная валюта -- тенге.

Было объявлено, что тенге  станет законным платежным средством  с первого дня периода обмена, а рубль может использоваться в качестве законного платежного средства все пять дней периода обмена. При этом старались принять меры по предотвращению массового сброса рублей и скупки товаров в этот день.

Было продумано и обеспечение  национальной валюты из четырех источников: золотовалютные резервы Национального  банка, республиканский валютный фонд, внешний стабилизационный фонд (если он будет предоставлен международными организациями) и положительное  сальдо платежного баланса. Главной  последующей задачей было увеличение объемов экспорта и наведение  порядка с поступлением валютной выручки от экспорта.

Обмен казначейских и банковских билетов Госбанка СССР и банка  России образца 1961--1992 гг. на тенге был  завершен к 18 часам 20 ноября.

Обмен наличных рублей, а  также рублевые счета, вклады и обязательства  обменивались на тенге по обменному  курсу 1 тенге за 500 руб. Все граждане Республики Казахстан старше 16 лет  могли обменять сумму в пределах 100 тыс. руб. Обмен производился только один раз, о чем делалась отметка  в паспорте. Суммы свыше 100 тыс. руб. зачислялись в тенге на специальный  лицевой счет в банке без права  использования на срок до 6 мес. Законность происхождения этих сверхлимитных  средств рассматривалась специальной  комиссией. По решению комиссии эти  средства могли быть разблокированы досрочно.

С 15 до 18 ноября население  могло рассчитываться и тенге  и рублями. Поэтому выручка юридических лиц, а также лиц, осуществляющих розничную торговлю и оказание платных услуг населению, принималась банками ежедневно: в тенге -- без ограничений, в банкнотах образца 1961 -- 1993 гг. достоинством 1, 3, 5, 10, 25, 50, 100, 200, 500 руб. -- в размере, не превышающем среднедневную выручку за июль 1993 г., скорректированную на коэффициент 1,3.

В балансах предприятий рублевые активы и пассивы были пересчитаны  в тенге за двое суток (15-16 ноября). В период обмена наличных денег и  пересчета активов и пассивов банки не проводили операции с  клиентурой.

Национальный Банк Республики Казахстан установил валютный курс тенге: 1 доллар - 4,7 тенге. В последующие  годы он резко вырос. Соответственно росли цены и заработная плата.

Растущая инфляция вызвала  потребность в более крупных  денежных купюрах. Начиная с 1994 г. были выпущены купюры в 200, 500, 1000 и 2000 тенге. Разменная монета мелкого достоинства  постепенно "уходила" из обращения  и перечеканивалась в монеты достоинством 1, 3, 5, 10, 20 тенге, выполненные из медно-никелевого сплава в 1995 г. Кроме того, в честь  ста пятидесятилетия Абая Кунанбаева было выпущено пять юбилейных серебряных монет достоинством 100 тенге. В конце 1995 г. выпущены четыре золотых монеты высокой пробы, составивших комплект "Шелковый путь". В комплект общей массой 57, 54 г. вошли золотые монеты достоинством 1, 2, 5 и 10 тыс. тенге. Стоил комплект 816 долларов.

Успешное введение собственной  национальной валюты в Казахстане требует  дальнейшего обеспечения его  внутренней и внешней устойчивости.

2.3 Выпуск новых  банкнот 2006 года

15 ноября 2006 года в обращение  были выпущены банкноты нового  дизайна. Одновременно был установлен  порядок замены ими банкнот  старого образца. Замена банкнот  осуществлялась в период параллельного  хождения в течение одного  года - с 15 ноября 2006 года по 14 ноября 2007 года включительно. В этот период  все банкноты старого образца  являлись законным платежным  средством и были обязательны  к приему по номиналу. После  14 ноября 2007 года банкноты старого  образца (оставшиеся у населения)  можно обменять во всех банках  второго уровня и во всех  филиалах Национального банка  Республики Казахстан в течение  еще одного года - с 15 ноября 2007 года по 14 ноября 2008 года. Филиалы  Национального банка в течение  10 лет, начиная с 15 ноября 2008 года, производят прием банкнот старого  образца от юридических и физических  лиц и после подтверждения  их подлинности экспертизой обменивают  на действующие банкноты нового  дизайна.

Если говорить о чисто  техническом аспекте ввода нового дизайна банкнот, то сейчас предпочтение ведущих мировых фирм по обслуживанию производства денег отдано безпортретной концепции. Главной целью обмена является противодействие фальшивомонетничеству. Интерпол настоятельно рекомендует центральным банкам всех стран мира периодически, через каждые 5-7 лет, менять дизайн и технические характеристики своих валют. Замена старых денег на новые - обычная мировая практика. Так, при изготовлении банкнот нового дизайна в общей сложности было использовано 16 различных элементов защиты - на разных номиналах определенное количество и определенная степень.

Тенге вписал свою собственную  страницу и в мировую историю, вернее, в историю мировых денег. Казахстанский монетный двор уже  имеет в мире репутацию одного из самых современных предприятий  в отрасли. Казахстанский монетный двор два года назад был сертифицирован по международному стандарту ISO 9001:2000 сертификационным органом TUV CERT. Его представители  участвуют во многих выставках монет. Порой спрос нумизматов на казахстанские  монеты столь велик, что они, бывают, раскупаются еще до закрытия ярмарки. В отличие от первой для Казахстана ярмарки, когда сенсацией стала  не столько продукция, сколько само участие далекой азиатской страны в элитарном событии (одном из четырех ведущих мировых мероприятий  в области нумизматики), нынешней интерес к казахстанским монетам  уже профессионален и очень высок. Прежде всего, из-за их дизайна, отсутствия какой-либо политизированности и безупречного качества чеканки.

Таким образом, казахстанский  тенге уже несколько лет является надежным платежным средством, неограниченно  обменивается на свободно конвертируемую валюту и входит в число достаточно устойчивых валют.

денежная реформа валюта экономика

3. Программа улучшения денежно-кредитной политики Казахстана на 2006-2008 годы

Завершение денежной реформы  не дает гарантии стабильности и устойчивости денежной системы в последующем.

После проведения денежных реформ необходимо систематическое  осуществление определенных мер  по укреплению достигнутого результата. Немалую роль в этом играет денежно-кредитная  политика государства, с помощью  которой может быть осуществлено регулирование денежной сферы.

В 2006 - 2008 годы в области  денежно-кредитной политики основной целью Национального Банка Республики Казахстан является обеспечение  стабильности цен.

Для достижения данной цели Национальный Банк Республики Казахстан  усиливает меры воздействия на операции денежно-кредитной политики и способствует дальнейшему повышению регулирующей роли своих основных ставок.

В целом за 2006 - 2008 годы денежная база и денежная масса увеличилась  почти в два раза. Однако вследствие наблюдаемой в последние годы тенденции ослабления влияния монетарных факторов в формировании инфляции и инфляционных ожиданий такое значительное расширение денежной базы не оказывает инфляционного давления. Тем не менее, в долгосрочном периоде в целях недопущения накапливания инфляционного потенциала за счет монетарных факторов, Национальный Банк Республики Казахстан принимает меры по снижению темпов расширения денежной базы путем стерилизации избыточной ликвидности банковской системы.

Для снижения остроты проблемы избыточной ликвидности и более  гибкого регулирования ликвидности  банков внесены соответствующие  изменения в механизм формирования минимальных резервных требований. В этих целях Национальным Банком Республики Казахстан рассмотрены  различные варианты определения  структуры обязательств банков, по которым они должны соблюдать  нормативы минимальных резервных  требований, а также порядок их выполнения и выбран наиболее оптимальный вариант для проведения эффективной денежно-кредитной политики.

Кроме того, Национальный Банк Республики Казахстан фокусирует свои усилия на согласовании ставок по различным  видам инструментов денежно-кредитной  политики и повышению регулирующей роли краткосрочных ставок. С целью  повышения точности прогнозов по инфляции Национальный Банк Республики Казахстан продолжает работы по разработке модели трансмиссионного механизма. Расширяются  операции открытого рынка, приняты  меры по увеличению собственного портфеля ценных бумаг и развитию новых  финансовых инструментов.

В области валютной политики Национальный Банк Республики Казахстан  сохраняет режим плавающего обменного  курса без определения какого-либо долговременного установленного коридора.

В области валютного регулирования  и валютного контроля продолжена политика, направленная на дальнейшую либерализацию валютного режима в Казахстане. В настоящее время  в Парламенте Республики Казахстан  находится на рассмотрении проект нового Закона Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле». Данный законопроект разработан в целях  создания эффективной базы для поэтапного перехода на принципы полной конвертируемости национальной валюты.

В настоящее время в  соответствии с концепцией нового законопроекта  Национальный Банк Республики Казахстан  подготовил проекты подзаконных  нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения валютных операций, вопросы лицензирования, регистрации  валютных операций, уведомления о  валютных операциях и процедур экспортно-импортного валютного контроля.

С 1 января 2007 года режим лицензирования валютных операций заменен иными  режимами валютного регулирования (регистрация, уведомление).

Таким образом, Национальным Банком Республики Казахстан осуществлено:

- лицензирование деятельности, связанной с использованием валютных  ценностей;

- установление требования  репатриации валютной выручки  в зависимости от сроков, определенных  во внешнеторговых контрактах, что  значительно упрощает порядок  осуществления валютных операций  и сокращает издержки участников  внешнеэкономической деятельности  на выполнение требований валютного  законодательства.

Происходит сокращение административного  вмешательства государства в  принятие частным сектором инвестиционных решений и создание условий для  более активной экспансии казахстанского капитала на зарубежные рынки.

Одним из обязательных условий  полной либерализации валютного  режима является наличие системы, ограничивающей и отслеживающей операции, которые  имеют признаки их не легитимности. В настоящий момент на рассмотрении в Правительстве Республики Казахстан  находится законопроект, включающий комплекс мер по построению системы  противодействия легализации (отмыванию) денег, полученных незаконным путем. Он предусматривает построение эффективной системы по борьбе с отмыванием денег с участием и с учетом интересов всех заинтересованных сторон, в том числе и банков, поскольку их информационные потоки являются фундаментом создаваемой системы.

В области содействия обеспечению  стабильности финансовой системы Национальный Банк Республики Казахстан тесно  координирует свою деятельность с Агентством Республики Казахстан по регулированию  и надзору финансового рынка  и финансовых организаций (далее - Агентство).

Началом этой работы было принятие в 2005 году Закона Республики Казахстан  «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные  акты по вопросам лицензирования и  консолидированного надзора».

Денежно-кредитная политика способствует сохранению стабильности финансового рынка. Дальнейшее развитие финансового рынка в соответствии с Концепцией развития финансового  сектора Республики Казахстан проводиться  в направлении приближения всех его сегментов к международным  стандартам. Продолжено формирование устойчивой и эффективно функционирующей  финансовой системы, удовлетворяющей  потребностям реального сектора  экономики.

С переходом к режиму инфляционного  стратегирования органично сочетаются меры Национального Банка по либерализации валютного режима, которые позволяют снять имеющиеся ограничения при проведении валютных операций и перейти на полную конвертируемость казахстанского тенге. Либерализация валютного режима способствует активному участию Казахстана на международных рынках капитала, росту отечественного рынка, развитию финансовых инструментов и привлечению дополнительных средств в реальный сектор экономики страны.

Основная цель либерализации  валютного режима заключается в  содействии государственной политике по достижению устойчивого экономического роста и обеспечению экономической  безопасности.

Долгосрочный эффект от либерализации  валютного режима состоит в повышении  производительности реального сектора  и эффективности финансового  сектора экономики за счет:

- снижения административных  затрат;

- более глубокой интеграции  экономики в мировые товарные  рынки, рынки капитала;


 

 

- расширения коммерческого  присутствия отечественных производителей  на международных рынках сбыта;

- реализации конкурентных  преимуществ финансового сектора  на рынках соседних стран.

В области денежно-кредитной  политики и развития финансового  сектора основные усилия Правительства, Национального Банка и Агентства  по регулированию и надзору финансового  рынка и финансовых организаций  направлены на повышение эффективности  регулирования инфляционных процессов  и обеспечение стабильности развития финансового сектора.

Денежно-кредитная политика сориентирована на решение таких  задач, как повышение эффективности  мер денежно-кредитной политики для поддержания прогнозируемого  уровня инфляции, обеспечение валютного  регулирования и контроля, функционирование платежных систем на высоком технологическом  уровне, содействие обеспечению стабильности финансовой системы в целом.

Продолжается работа по дальнейшему  усилению влияния принимаемых мер  на состояние денежного рынка, согласованию ставок по различным видам инструментов денежно-кредитной политики.

В условиях полной конвертируемости тенге по текущим и капитальным  операциям значительно расширен мониторинг ситуации на валютном и  финансовом рынках, а также продолжены работы по совершенствованию информационной базы по внешнеэкономическим операциям.

С целью поддержания эффективного функционирования платежных систем особое внимание будет уделено развитию Национальной системы платежных  карточек и созданию нового Резервного центра для платежных систем. Продолжится  работа по реализации Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан на 2007-2011 годы. При этом, Правительством будут предприняты  все усилия для становления Казахстана как основного финансового центра региона, обеспечивающего эффективное  перераспределение финансовых потоков  в СНГ и Центральной Азии.

Дальнейшее развитие финансового  сектора республики связано с  повышением качества услуг и их доступностью, а также стандартов регулирования  финансового сектора, формированием  ликвидного фондового рынка и  его составляющих, либерализацией финансового  сектора в целях повышения  конкуренции на рынке финансовых услуг.

Заключение

В самом общем виде денежная реформа - это преобразование денежной системы, проводимое государством с  целью укрепления национальной валюты, упорядочения, повышения стабилизации денежного обращения и эффективности  экономики страны. Денежные реформы  предусматривают не только внедрение  в обращение новой денежной единицы, но и структурную перестройку  действующей системы денежно-валютных и кредитных отношений. Они способствуют развитию отношений, характерных для  рыночной экономики, а также повышают роль денег в развитии народного  хозяйства.

В современных условиях в  развитых странах денежные реформы  заменяются антиинфляционными программами  в рамках различных планов стабилизации и проведения денежно-кредитной  политики центральными банками.

Виды денежных реформ определяются в зависимости от масштаба стабилизации денежной системы.

Радикальные денежные реформы, связанные с изменением принципов  организации денежной системы, как  правило, ориентированы на долговременную стабилизацию денежной единицы. Таким  реформам обычно предшествуют мероприятия, связанные с оздоровлением государственных  финансов, созданием условий для  укрепления экономики страны.

Частичные преобразования денежной системы устраняют на небольшой  срок отдельные отрицательные явления  в денежной сфере.

Методы осуществления  денежных реформ изменялись по мере эволюции денежных систем от золотого (серебряного) стандарта к современным неразменным  кредитным деньгам. Наиболее типичными  методами стабилизации денежной системы  являются нуллификация, деноминация, девальвация, ревальвация.

Целью денежной реформы является предоставление национальной валюте характера  действительно единственного законного  платежного средства и существенного  повышения ее покупательной способности  и конвертируемости. Поскольку “твердость”  национальной валюты имеет два тесно  связанных между собой, впрочем, не тождественных аспекта: стабильность обменного курса национальной валюты; стабильность цен.

Основная денежная реформа, проведенная в независимом Казахстане, - это денежная реформа 1993 года, согласно которой тенге является национальной валютой Республики Казахстан и  признан законным платежным средством.

Таким образом, можно сделать  вывод, что денежные реформы играют немаловажную роль в экономике страны. Они стабилизируют денежную систему  государства, но для обеспечения  ее устойчивости необходимо постоянно  регулировать денежную сферу при  помощи денежно-кредитной политики.

Список использованных источников

1 Деньги, кредит, банки: учебник  / под ред. О.И. Лаврушина. - М.: КНОРУС, 2005. - 560 с.

2 Деньги, кредит, банки: учебник / под ред. Г.С. Сейткасимова. - Алматы: Экономика, 1999. - 432 с.

3 Алмазова О.Л., Дубоносов Л.А. Золото и валюта: прошлое и настоящее. -- М.: Финансы и статистика, 1988. - 325 с.

4 Дробозина Л.А., Окунева Л.П., Андросова Л.Д. Финансы. Денежное обращение. Кредит. / под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. - 479 с.

5 Долан Э.Д. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. - Спб.: Санкт-Петербург Оркестр, 1994. - 578 с.

6 Антонов П.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит, банки. - М.: Финстатинформ, 1995. - 486 с.

7 Бержанов С.А. Валютная система. Валютный рынок и валютные операции. - Нукус: Каракалпак, 1996. - 316 с.

8 Бержс П. Денежный механизм. - М.: Прогресс, Универс, 1993. - 283 с.

9 Бункин М.К. Деньги. Банки. Валюта. - М.: Дис, 1994. - 465с.

10 Общая теория денег  и кредита: учебник дя ВУЗов / под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 369 с.

11 Деньги, кредит, банки: учебник  / под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 600 с.

12 О Национальном Банке Республики Казахстан: Закон РК от 30 мар.

1995 г. № 2155 с изм.  и доп. - Алматы: ЮРИСТ, 2001. - 108 с.

13 О валютном регулировании: Закон РК от 24 дек. 1996 г. № 54-1 с изм. И доп. - Алматы: ЮРИСТ, 2001. - 92 с.


Информация о работе Виды денежной реформы