Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 14:33, реферат
Краткое описание
Для поддержания высокой конкурентоспособности логистическая цепь должна постоянно развиваться и совершенствоваться. Для этого необходимо иметь способ определения следующих моментов: 1) насколько хорошо логистическая цепь работает в настоящее время; 2) в каком направлении следует усовершенствовать логистическая цепь; 3) насколько успешно проходит процесс преобразований логистическая цепь в выбранном направлении.
Для поддержания высокой конкурентоспособности
логистическая цепь должна постоянно
развиваться и совершенствоваться. Для
этого необходимо иметь способ определения
следующих моментов:
1) насколько хорошо логистическая цепь
работает в настоящее время;
2) в каком направлении следует усовершенствовать
логистическая цепь;
3) насколько успешно проходит процесс
преобразований логистическая цепь в
выбранном направлении.
Ответы на все эти вопросы можно
получить, анализируя показатели логистической
деятельности, т.к. они отражают в сжатой
форме состояние функционирования логистики.
Показатели могут быть прямыми или косвенными,
абсолютными или относительными.
Косвенные показатели часто связаны с
финансами, например, рентабельность или
период окупаемости. С одной стороны финансовые
показатели легко определяются, выглядят
убедительно, позволяют производить сопоставление
полученных результатов, дают общую картину
текущего состояния логистической системы,
пользуются популярностью. Но при этом
они имеют ряд существенных недостатков:
они отражают прошлые результаты, медленно
реагируют на изменения, зависят от ряда
бухгалтерских приемов, не учитывают важных
аспектов логистики, не показывают конкретные
проблемы и способы их устранения.
Прямые показатели больше подходят
для анализа причин сложившейся ситуации
и поиска управленческих решений. К ним
относятся: вес доставленных грузов, скорость
оборачиваемости запасов, расстояние
перевозки груза, количество невыполненных
заявок, количество нарушений условий
поставки и т.п.
Абсолютные показатели включают единичные (например,
объем сбыта или наличия) и суммарные(показатели
баланса, цифры доходов и расходов) показатели.
Относительные показатели делятся наудельные (отношения
значений параметров к общему числу каких-либо
объектов), взаимосвязанные(соотношения
друг с другом разных величин), индексы (соотношения
друг с другом однородных величин, в знаменателе
находится базовая величина).
К наиболее общим показателям
деятельности цепей поставки относятся
показатели, характеризующие мощность
логистической цепи и производительность.
Мощность логистической
цепи и коэффициент использования мощности.
Мощность логистической цепи
не является заданной неизменной величиной,
как это может показаться на первый взгляд,
а действительно показывает эффективность
организации использования ресурсов.
Дело в том, что мощность, во-первых, зависит
от способа использования ресурсов, а
во-вторых, меняется со временем. Например,
профессионализм или непрофессионализм
менеджеров может соответственно увеличить
или снизить пропускную способность предприятия
при одних и тех же имеющихся ресурсах.
Кроме того, в течение рабочего дня работоспособность
сотрудников снижается, что приводит к
снижению мощности.
Помимо абсолютного значения
мощности для анализа эффективности логистической
деятельности используетсякоэффициент использования
мощности, показывающий долю проектной
мощности, используемой фактически. Например,
если парк транспортных средств спроектирован
на доставку 100 т материалов в неделю, но
реально доставляет только 60 т, то коэффициент
использования его мощности составляет
60%.
Производительность этот показатель – один из
наиболее широко используемых. Выделяют
несколько типов производительности:
общая производительность –
отношение общей пропускной способности
к общему количеству использованных ресурсов. Недостатки:
использование денежных единиц измерения
для сопоставления числителя и знаменателя,
что приводит к зависимости от бухгалтерских
приемов; трудности точного определения
значений для всех используемых составляющих,
особенно нематериальных, таких как квалификация
сотрудников, состояние окружающей среды,
репутация фирмы и т.д.; невозможность
выделения наиболее важных факторов;
· частичная производительность –
отношение общей пропускной способности
к числу единиц конкретного использованного
ресурса, а именно
- производительность
оборудования: число рейсов фургона;
вес груза, перевезенного грузоподъемником;
расстояние, которое пролетел самолет;
- производительность
труда: число доставок продукции на
одного сотрудника; число перевезенных
тонн за одну смену; число заказов, отгруженных
за час работы;
- производительность
капитала: число хранящейся продукции
на каждую денежную единицу инвестиций;
число доставок на каждую единицу капитала;
пропускная способность на каждый рубль,
инвестированный в оборудование;
- энергетическая
производительность: число доставок
на литр топлива; объем хранимой продукции
на киловатт-час электроэнергии; добавленная
стоимость на каждую денежную единицу,
затраченную на единицу энергии.
Логистические затраты
(издержки) – это сумма всех затрат, связанных
с выполнением логистических операций:
размещением заказов на поставку продукции,
закупку, складирование поступающей продукции,
внутрипроизводственную транспортировку,
промежуточное хранение, хранение готовой
продукции, отгрузку, внешнюю транспортировку,
а также затраты на персонал, оборудование,
помещение, складские запасы, на передачу
данных о заказах, запасах, поставках.
Прямые затраты могут быть непосредственно
отнесены на продукт, услугу, заказ или
другой конкретный носитель.
Косвенные затраты могут быть непосредственно
отнесены на носитель только с помощью
выполнения вспомогательных расчетов.
Регулируемые издержки
– издержки, которыми можно управлять
на уровне центра ответственности (подразделения).
Нерегулируемые издержки
– издержки, на которые из центра
ответственности повлиять нельзя,
поскольку эти издержки регулируются
на уровне компании в целом или во внешнем
звене (на другом предприятии) ЛЦ.
Продуктивные затраты – затраты на работу, направленную
на создание добавленной ценности, которую
хочет иметь потребитель и за которую
он готов платить.
Затраты на поддержание
логистической деятельности сами по себе не создают ценности,
но они являются необходимыми, например,
затраты на транспортировку, оформление
заказов, проверку работы сотрудников,
ведение учета продукции.
Затраты на контроль – затраты на мероприятия, направленные
на предотвращение нежелательных результатов
обслуживания потребителей.
Убыточные затраты – затраты на работы, которые
не дают полезных результатов (простой,
ожидание).
Вмененные затраты (затраты упущенных возможностей)
характеризуют упущенную выгоду, потерю
прибыли от того, что ресурсы были использованы
определенным образом, что исключило применение
другого возможного варианта.
Частичные затраты
– это относимые на определенный
продукт, заказ, сферу деятельности части
затрат, выделенные по определенным признакам.
Фактические затраты – затраты, действительно приходящиеся
на данный объект в рассматриваемом периоде
при фактическом объеме выполняемых заказов.
Нормальные затраты – средние затраты, приходящиеся
на данный объект в рассматриваемом периоде
при фактическом объеме обслуживания.
Плановые затраты – затраты, рассчитанные для
определенного объекта и определенного
периода при запланированной программе
обслуживания и заданной технологии.
Другие показатели для каждой функциональной
области логистики выделяют конкретные
показатели, например:
· для закупочной логистики – затраты
на осуществление заказа, стоимость закупленных
материалов, размер полученных скидок,
число операций на одного сотрудника,
число ошибок, количество постоянных поставщиков,
надежность поставщика, возможность внеплановых
поставок, условия оплаты поставок, рейтинги
поставщиков, качество поставляемой продукции
и др.;
· для транспортной логистики – надежность
доставки, общее время и общее расстояние
доставки, затраты на доставку, степень
удовлетворенности заказчиков, частота
обслуживания, количество убытков и повреждений,
время на погрузку и разгрузку, общий перемещенный
вес, число ошибочных доставок, размеры
и грузоподъемность подвижного состава,
профессионализм водителей и др.;
· для логистики складирования – оборачиваемость
запасов, средний объем запасов, загрузка
складской площади, доля заказов, удовлетворяемых
из запасов, доля общего спроса, удовлетворяемого
из запасов, время выполнения заказа, ошибки
при комплектации заказов; возможность
специальных условий хранения др.
Существует огромное разнообразие
и количество показателей, которые не
обязательно использовать все сразу. При
использовании показателей для оценки
эффективности логистической деятельности
возникает проблема несогласованности
разных показателей, которые могут давать
разнонаправленные результаты. Например,
если грузовик едет быстрее, чем обычно,
то число километров на час поездки увеличивается,
но число километров на литр горючего
снижается; увеличение степени автоматизации
склада увеличивает производительность
труда, но уменьшает производительность
капитала; увеличение числа сотрудников
приводит к увеличению эффективной мощности,
но может снизить коэффициент использования
мощности и т.п.
Для решения этой проблемы надо
помнить, что измерения показателей деятельности
– это не окончательная задача. Измерения
только предоставляют важную для менеджера
информацию, на основании которой он должен
сделать вывод о том, насколько цепь поставок
хорошо решает поставленные перед ней
задачи. Таким образом, необходимо выбирать
показатели на основании целей и задач,
которые поставила перед собой организация.
Для того чтобы реально отображать
ситуацию в цепи поставок, показатель
должен:
· быть связанным с целями цепи поставок;
· фокусироваться на существенных факторах;
· быть реально измеряемым;
· быть объективным;
· быть связанным с текущими, а не прошлыми
результатами;
· быть сравнимым с другими организациями
и другими временными срезами;
· быть понятным всем заинтересованным
лицам;
· затруднять манипулирование в целях
получения искаженных данных.
Сравнение показателей
логистической деятельности
Показатели логистической деятельности
помогают менеджерам:
· понять, насколько хорошо достигаются
установленные цели;
· сравнивать текущие показатели логистики
с прошлыми;
· сравнивать логистику в разных организациях;
· сравнивать показатели работы различных
частей ЛЦ;
· принимать решения об инвестициях и
предлагаемых изменениях;
· измерять влияние изменений на цепь
поставок;
· выявлять участки, требующие усовершенствования.
Использование показателей,
как правило, имеет смысл только в случае
их сравнения с аналогичными показателями
других предприятий или с этими же показателями,
полученными за другой период времени.
Существуют следующие способы
сравнения:
1) сравнение
с абсолютными стандартами, т.е. идеальными
результатами, которые вообще можно достичь;
2) сравнение
с целевыми показателями использует
труднореализуемые, но реальные цели по
достижению определенных значений показателей;
3) сравнение
с прошлыми достижениями анализирует
результаты, полученные в прошлом;
4) сравнение
со стандартами конкурентов (бенчмаркинг)
основывается на показателях лучших в
отрасли конкурентов. Бенчмаркинг может
быть внешним (сравнение показателей конкурентов)
и внутренним (сравнение показателей отдельных
подразделений одной организации).
Помимо анализа показателей
логистической деятельности существует
неформальный способ выявления участков,
где необходимы улучшения: опрос сотрудников,
наиболее тесно связанных с логистикой,
взаимный обмен идеями. В этой ситуации
можно получить ценные идеи и конкретные
предложения.
Сквозной МП проходит через
множество различных подразделений, но
традиционные методы учета осуществляют
калькуляцию расходов по отдельным функциональным
областям, т.е. известно лишь, во что обходится
реализация той или иной функции (рис.8.2,
a). Это не позволяет выделять затраты по
отдельным логистическим процессам, формировать
информацию о наиболее значимых затратах
и о характере их взаимодействия друг
с другом.
Например, для выполнения заказа
клиента необходимо осуществить следующие
операции: прием заказа, обработка заказа,
проверка кредита, оформление документов,
комплектация заказа, отгрузка, доставка,
выставление счета. Т.е. расходы, связанные
с процессом выполнения заказа, складываются
из множества издержек, возникающих в
разных сферах, и интегрировать их в единую
статью расходов в рамках функционального
учета сложно. Кроме того, традиционно
издержки объединяются в крупные агрегаты,
что не позволяет провести детальный анализ
различных по происхождению затрат, учесть
в деталях все последствия принятых управленческих
решений. В результате решения, принятые
в одной функциональной области, могут
привести к непредвиденным результатам
в других смежных с ней областях.
В отличие от традиционного
подхода к учету издержек логистика предусматривает
введение пооперационного учета издержек
на всем пути движения МП. В логистике
ключевым событием, объектом анализа является
заказ потребителя и действия по выполнению
этого заказа. Калькуляция издержек должна
позволять определять, приносит ли конкретный
заказ прибыль и каким образом можно сократить
издержки на его выполнение. Учет издержек
по процессам дает наглядную картину того,
как формируются затраты, связанные с
обслуживанием клиента, какова доля в
них каждого из подразделений. Суммируя
все расходы по горизонтали, можно определить
затраты, связанные с отдельным процессом,
заказом, услугой, продуктом и т.д. (рис.
8.2, b).
Основное внимание должно уделяться
сокращению издержек, занимающих наибольшие
доли в сумме всех логистических издержек.
Как показывает практика, основными составляющими
логистических издержек являются транспортно-заготовительные
расходы (до 60%) и затраты на содержание
запасов (до 35%).
Еще одной особенностью логистических
издержек является резкий рост их чувствительности
к изменению качества работы ЛС, что иллюстрируется
рис. 8.3.