Военный этап развития логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 17:02, реферат

Краткое описание

Происхождение термина «логистика» и его смысловое значение не имеют однозначной трактовки, как за рубежом, так и у нас. В настоящее время можно утверждать, что существуют три основных направления её возникновения и развития: математика, военное дело и экономика. Если смотреть вглубь веков, то семантические корни этого слова на древнегреческом языке Logos-разум; Logismus - расчет, раздумье; Logo-думать, рассуждать. Именно в этом контексте термин логистика и начал применяться для обозначения систем математической логики

Содержание

Введение………………. ………………………………………………………3
Истоки возникновения науки в военном деле………………………………4-7

Заключение………………………………………………………….……………8

Список литературы………………………………………………………………9

Вложенные файлы: 1 файл

логистика.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского хозяйства РФ

 

 

Дисциплина : Логистика

Реферат

Тема: «Военный этап развития логистики»

 

 

 

 

 

 

 

                                            Исполнитель:

                                                            студентка БТЭТ 4 ТЭТ

                                               Вербовая. К. И.                                    

                                                                     Руководитель:

                                                                     профессор, доктор тех. н.

                                          ЗайцеваВ.В.

 

Новочеркасск, 2011

 

Содержание

 Введение………………. ………………………………………………………3

  Истоки возникновения  науки в военном деле………………………………4-7

 

  Заключение………………………………………………………….……………8

 

  Список литературы………………………………………………………………9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
  Происхождение  термина «логистика» и его смысловое значение не имеют однозначной трактовки, как за рубежом, так и у нас. В настоящее время можно утверждать, что существуют три основных направления её возникновения и развития: математика, военное дело и экономика. Если смотреть вглубь веков, то семантические корни этого слова на древнегреческом языке Logos-разум; Logismus - расчет, раздумье; Logo-думать, рассуждать. Именно в этом контексте термин логистика и начал применяться для обозначения систем математической логики. 

 

  В древних  Афинах существовало учреждение, - «логистерия», в функции которого входила проверка отчётов должностных лиц, а также специальная должность «логиста», в обязанности которого входила проверка отчетов различных чиновников, у которых истекали сроки полномочий. Под понятием «Logistea» в то время понималось искусство проведения расчетов. «Счетное искусство» или «искусство рассуждения, вычисления», осуществляли высшие чиновники, ведущие контроль за хозяйственной, торговой и финансовой деятельностью.       По оставленным свидетельствам Архимеда, в Древней Греции их было 10. В дальнейшем, математическое направление в логистике получило развитие в работах немецкого философа, математика, физика и языковеда Готфрида Вильгельма Лейбница(1646-1716), употребляющего термины “Logistica”,”Logica matematica” для обозначения исчисления умозаключений.   Впоследствии эти идеи легли в основу современной математической логики, а сам термин   «логистика» в данном значении был закреплён на философском конгрессе в Женеве в 1904 г.  

 

  В данном  качестве логистика широко используется  при изучении математических  закономерностей, конструировании  технических систем вычислительной техники, в робототехнике, программировании и т.д. В первом тысячелетии нашей эры термин «логистика» появился впервые в военном лексиконе ряда стран, – и с логистикой стали связывать деятельность по обеспечению вооруженных сил (ВС) материальными ресурсами.  
 

 

 

 

 

 

 

-3-

Истоки возникновения науки в военном деле

 

  Во времена византийского императора Леона (Льва) VI-го (865- 912), названного «Мудрым», считалось, что основными задачами логистики являются вооружение, снабжение армии военным имуществом и продовольствием, а также всесторонняя подготовка к каждому военному походу и его акту. Появляется и специальная должность - «логистас».  
 
  Военно – теоретический трактат этого императора «Тактика Льва», наряду с чисто военными дисциплинами содержит определения и функции ряда вспомогательных, к которым относили и логистику, характеризуя её, как науку о структуре войска, его снабжении, нормах продолжительности движения и отдыха. Надо отметить, что первая военная составляющая понятия «логистики», тесно связанная и с математическим направлением, проявила себя гораздо раньше, - в продовольственном и фуражном обеспечении армии, ещё в период великих завоевательных войн Римской империи. (330 г до н.э.-300г.н.э.).  
 
  Так, ярким примером хорошо продуманной логистики в военной сфере, по словам Тео Минг Киана, председателя Сингапурского совета по экономическому развитию, может служить египетский поход через пустыню Александра Македонского в 330 г.до н.э., когда он со своими соратниками смог организовать бесперебойное снабжение своей армии, состоящей из 65 000 воинов, 8900 животных, едой, водой, фуражем , амуницией , а также вооружением и повозками.

 

  Если мы обратимся к истории XI-го века, то можем убедиться, что в противовес этому, пренебрежительное отношение к материальному обеспечению войск, вело к катастрофическим последствиям. Так в первом крестовом походе (1096-1099 гг.) из 600 тыс. крестоносцев, вступивших в Малую Азию, лишь около 50 тыс. достигли Иерусалима, - остальные погибли от голода, болезней и лишений. Этот опыт был учтён, и в третьем крестовом походе армия уже комплектовалась только состоятельными воинами и знатью, имевшими кроме оружия не менее 3-х марок серебра, достаточных для обеспечения их продовольствием в течении 2-х лет. Примечательно, что с правителями государств, расположенных по пути следования войск, уже заключались договора на поставку продовольствия.

   

  На примере военной составляющей понятия «логистики», можно достаточно хорошо можно проследить её эволюцию от рабовладельческого строя до современных армий крупных стран. Так, на начальном этапе, при рабовладельческом строе, походу предшествовала долгая работа по

-4-

изготовлению и накоплению необходимого количества оружия, запасов продовольствия и фуража. А основным источником пополнения запасов считалась дань с покоренных народов. Однако уже в XV-XVI веке в наемных армиях европейских стран появляется «маркитанская» система снабжения, при которой за воюющими подразделениями тянулись обозы торговцев (маркитанов), продававших воинам продовольствие и фураж. Оружие и боеприпасы при этом, войска брали с собой на весь период боевых действий. Дальнейший опыт войн 17-18 вв., убедительно доказал, что ни запасы материальных средств, создаваемых заблаговременно, ни местные источники их пополнения в завоеванных странах уже не могли удовлетворить возраставшие материальные потребности вооруженных сил. Это обусловило появление системы эшелонирования запасов материальных средств в военном деле.

  Эшелонирования запасов материальных средств в военном деле – это проведение организационных и практических мероприятий по распределению войск (сил) и запасов материальных средств частей, объединенных по глубине оперативного построения (боевого порядка), согласно принятому решению на операцию (бой).

  Эшелонирование запасов материальных средств в бою состоит в распределении запасов материальных средств по глубине построения, звеньям тыла в целях своевременного удовлетворения потребностей сил в боеприпасах, горючем, продовольствии и др. материальных средствах, лучшего сохранения этих запасов от воздействия противника.

  В начале 18 века для обеспечения войск продовольствием и фуражом существовали различные типы складов: стационарные, открываемые во многих городах на пути следования, временные и подвижные склады, называемые в то время магазинами. Появляются и нормативы содержания запасов. Так, в подвижных складах, следовавших в обозе за войсками, предписывалось иметь месячные запасы продовольствия.

 

  В классическом понимании термин «военная логистика» стал применяться в первой половине 19 века, после опубликования трудов военного теоретика и историка, швейцарца по происхождению, Антуан-Анри Жомини, который обобщил опыт войн конца XVIII-го - начала XIX-го века. Во время наполеоновских войн А.-А. Жомини служил с 1798 г. в швейцарской армии, с 1804-1813гг.- во французской, а после поражения Наполеона в 1813 гг., - на российской военной службе. Именно в России, последовательно находясь на службе у Александра I, Николая I, и будучи личным преподавателем

-5-

цесаревича Александра II, он пишет один из основополагающих трудов о военной логистике «Precis de l`art de la guerre”(«Краткий курс военного искусства»). В данном труде, переведенном впоследствии на многие языки мира, А.-А. Жомини систему управления войсками подразделяет на стратегию, тактику и логистику. Понятие «логистика» при этом, включает в себя не только перевозки, но и планирование, управление и снабжение войск, определение места их дислокации, а также строительство мостов и дорог.  
 
Термин «логистика», имеющий и французские корни от производного «Loger»-квартировать, размещать, характерен также в трудах французских военачальников,- от Наполеона до генерала Франции и президента Французской Республики Шарль Де Голля (1890-1970гг.), который применял этот термин в значении управлением снабжением армии и военными перевозками. В наиболее широких масштабах принципы и подходы логистики в военном деле получили развитие во время Второй мировой войны. Особенно наглядным примером логистики в перевозках, уже в международном масштабе, стала историческая операция поставки США, Великобританией и странами Британского Содружества продовольствия, техники и материальных средств по «Ленд-Лизу» и проработка путей подвоза, приема и распределения их со стороны СССР. Основные маршруты и объём транспортированных грузов показаны в таблице ниже. 

 
Маршруты поставки

 
тоннаж, тыс. т

 
 % от общего

 
Тихоокеанский

 
8 244

 
47,1

 
Трансиранский 

 
4 160

 
23,8

 
Арктические конвои 

 
3 964

 
22,6

 
Чёрное море

 
681

 
3,9

 
Советская Арктика

 
452

 
2,6

 
Всего

 
17 501

 
100,0


 
 

   Три маршрута — тихоокеанский, трансиранский и арктические конвои — обеспечили в сумме 93,5 % общих поставок. Самым быстрым (и самым опасным) маршрутом были арктические конвои . В июле-декабре 1941 года  40 % всех поставок шло именно этим маршрутом, и около 15 % отправленных грузов из-за деятельности германских боевых

-6-

соединений Люфтваффе  и Кригсмарине  оказывалось на дне океана. Морская часть пути от восточного побережья США до Мурманска  занимала около 2 недель. Груз с северными конвоями шёл также через Архангельск  и Молотовск (ныне Северодвинск ), откуда по спешно достроенной ветке железной дороги грузы шли на фронт. Моста через Северную Двину  ещё не существовало, и для переброски техники зимой намораживали метровый слой льда из речной воды, так как естественная толщина льда (65 см зимой 1941 года) не позволяла выдержать рельсы с вагонами. Далее груз направлялся по железной дороге на юг, в центральную, тыловую часть СССР.

 

Тихоокеанский маршрут, обеспечивший около половины поставок по ленд-лизу, был относительно безопасным. Однако все незамерзающие проливы контролировались Японией , и советские суда подвергались принудительному досмотру, а иногда и топились. Морская часть пути от западного побережья США до дальневосточных портов СССР занимала 18-20 суток. Первые поставки в СССР по Трансиранскому маршруту начались в ноябре 1941 года, когда было отправлено 2 972 тонн грузов. Чтобы увеличить объёмы поставок, требовалось провести масштабную модернизацию транспортной системы Ирана, в частности, портов в Персидском заливе  и трансиранской железной дороги. С этой целью союзники (СССР и Великобритания) в августе 1941 оккупировали Иран . С мая 1942 года поставки составляли в среднем 80-90 тысяч тонн в месяц, а во второй половине 1943 — до 200 000 тонн в месяц. Далее доставка грузов осуществлялась судами Каспийской военной флотилии , до конца 1942 года подвергавшимися активным атакам немецкой авиации . Морская часть пути от восточного побережья США до берегов Ирана занимала около 75 дней. Специально для нужд ленд-лиза в Иране было построено несколько автомобильных заводов, которые находились под управлением General Motors . Самые крупные назывались TAP I (Truck Assembly Plant I) в Андимешке  и TAP II в Хорремшехре . Всего за годы войны с иранских предприятий в СССР было отправлено 184 112 автомобилей. Автомобили перегонялись по следующим маршрутам: Тегеран — Ашхабад, Тегеран — Астара — Баку, Джульфа — Орджоникидзе.

 

  В наше время самыми яркими примерами военной логистики стали операции армии США в Ираке в 1991 г. «Буря в пустыне» и 2003г. и «По принуждению к миру». Именно здесь наиболее ярко сыграла свою роль эффективная система снабжения военнослужащих, при которой на одного

боевого военнослужащего приходилось примерно 3-4 специалиста-логистика.  
 

 

 

-7-

Заключение

 

  Логистика, хотя и имеет глубокие исторические корни, тем не менее сравнительно молодая наука. Особенно бурное развитие она получила в период второй мировой войны, когда была применена для решения стратегических задач и четкого взаимодействия оборонной промышленности, тыловых и снабженческих баз и транспорта с целью своевременного обеспечения армии вооружением, горюче-смазочными материалами и продовольствием.

Информация о работе Военный этап развития логистики