Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 00:20, реферат
• Исторические предпосылки и этапы развития логистики.
• Ключевые логистические функции.
• Понятие «тянущих» и «толкающих» систем в логистике.
• Порядок обоснования выбора поставщика.
• Стратегия сбытовой логистики на сельскохозяйственном предприятии.
• Управление системой доставки сельскохозяйственной продукции.
• Ценовые стратегии в логистике.
4. Порядок обоснования выбора поставщика
Для оценки поставщика необходимо собрать максимально объективную информацию, по возможности не из одного источника. Источниками информации могут служить: собственное расследование, информация сторонних незаинтересованных организаций, банков, финансовых и налоговых органов, конкурентов потенциальных поставщиков, лицензионных служб и др.
Решение о первоначальном выборе поставщика, несмотря на наличие объективной информации, нередко скорее волевое, чем объективное. При выборе поставщика можно провести рейтинговую оценку. Для этого:
определяют наиболее важные критерии;
выбирают метод оценки деятельности поставщика;
оценивают относительную важность каждого параметра;
делают окончательные выводы.
При выборе поставщика возникает еще одна проблема. Нужно принять решение, получать ли требуемый товар от одного поставщика или воспользоваться услугами нескольких. Необходимо проанализировать преимущества и недостатки различных источников поставки и принять решение, исходя из стратегических целей производства.
Юридическое оформление поставок обеспечивается контрактом купли-продажи. В его условия закладывается коммерческий успех сделки, поэтому важно осуществить серьезную подготовительную работу (провести переговоры, сделать расчеты, обсудить условия контракта). Процесс заключения сделки в общем виде можно разделить на три этапа (при известном поставщике): подготовка, заключение контракта и реализация его условий.
Подготовку контракта проводят путем переговоров — уточняют все параметры поставляемых материальных ценностей, способы поставки, а также условия платежа, что в конечном итоге определяет цену контракта.
Заключение контракта происходит в несколько стадий:
согласование текста статей контракта и его парафирование (подписание уполномоченными лицами в подтверждение предварительных договоренностей);
проведение заключительных переговоров по цене сделки с учетом скидок.
Окончательный вариант контракта подписывают уполномоченные лица.
Контракт должен содержать следующие основные положения.
Предмет и объем поставки.
Способы определения количества и качества товара.
Срок, место и условия поставки.
Цена контракта.
Условия платежа и наименование валюты платежей.
Порядок сдачи и приемки товара.
Гарантии поставки, штрафные либо поощрительные санкции.
Арбитраж — разрешение правовых споров.
Форс-мажорные обстоятельства (пожары, землетрясения, эпидемии, катастрофы).
Юридические адреса и другие реквизиты сторон (наименование банка, номера счетов, факсов).
Подписи уполномоченных лиц (особые условия).
В контракте могут содержаться и сведения о порядке возмещения убытков, порядок его приостановки и расторжения и др.
5. Стратегия сбытовой
логистики на
В логистике под распределением (сбытом) понимается физическое, ощутимое, вещественное содержание этого процесса. Закономерности, связанные с распределением (сбытом) прав собственности, здесь также принимаются во внимание, однако не они являются основным предметом исследования и оптимизации. Главным предметом изучения в сбытовой логистике является рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов. Как упаковать продукцию, по какому маршруту направить, нужна ли сеть складов (если да, то какая?), нужны ли посредники — вот примерные задачи, решаемые сбытовой логистикой.
Логистика изучает и осуществляет сквозное управление материальными потоками, поэтому решать различные задачи распределительного характера, то есть делить что-либо между кем-либо, здесь приходится на всех этапах:
распределяются заказы между различными поставщиками при закупке товаров;
распределяются грузы по местам хранения при поступлении на предприятие;
распределяются материальные запасы между различными участками производства;
распределяются материальные потоки в процессе продажи и т. д.
Для того чтобы очертить границы распределительной логистики, необходимо рассмотреть схему процесса воспроизводства капитала, который имеет три стадии (рис. 3.)
Рис. 3. Процесс воспроизводства капитала и функциональные области логистики
Как видно из рис. 3., материальные потоки становятся объектом сбытовой логистики на стадии распределения и реализации готовой продукции.
Понятие сбытовой логистики легко сформировать на основе общего определения понятия логистики. Логистика определяется как наука (деятельность) о сквозном управлении материальными потоками, включающими в себя:
Доведение материального потока до производства:
Управление процессом прохождения потока внутри производства;
Управление процессом доведения готовой продукции до потребителя.
Специфика логистики заключается в объединении управления материальным потоком на названных трех участках, а также внутри каждого из них, в «одних руках».
Сбытовая логистика изучает последний этап (не в отрыве, а в глубокой системной взаимосвязи с предыдущими этапами), то есть представляет собой науку (деятельность) о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и не материальными операциями, совершаемыми в процессе доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.
Принципиальное отличие сбытой логистики от традиционных сбыта и продажи заключается в следующем:
подчинение процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга;
системная взаимосвязь процесса распределения с процессами производства и закупок (в плане управления материальными потоками);
системная взаимосвязь всех функций внутри самого распределения.
Определение сбытовой логистики формулируется следующим образом: распределительная логистика — это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи товаров.
Процесс розничной продажи в логистике, как правило, не рассматривается. Эффективность этого процесса в основном зависит от факторов, лежащих за пределами логистики, например, от знания психологии покупателей, от умения оформить торговый зал, организовать рекламу и т. п. Рациональная организация материальных потоков в процессе розничной продажи, конечно же, необходима, но здесь значимость ее гораздо ниже, чем на более ранних стадиях движения материального потока.
Необходимо уточнить, что сказанное выше относится не к процессу розничной торговли в целом, который включает в себя и оптовую закупку и розничную продажу, а только к розничной продаже, то есть к обслуживанию покупателя.
Объект изучения в сбытой логистике — материальный поток на стадии движения от поставщика к потребителю. Предмет изучения — рационализация процесса физического продвижения продукта к потребителю.
Распределение материального потока уже достаточно давно является существенной стороной хозяйственной деятельности, однако положение одной из наиболее важных функций оно приобрело лишь сравнительно недавно. В странах с развитой рыночной экономикой в 50-х — начале 60-х годов системы распределения развивались в значительной степени стихийно. Вопросы выбора каналов распределения, упаковки товаров, подготовки их к транспортировке и доставки получателю; вопросы производства и закупок материалов решались в слабой взаимосвязи друг с другом. Отдельные подфункции, которые в совокупности образуют функцию распределения, трактовались как самостоятельные функции управления. Интегрированный взгляд на функцию распределения получил развитие в 60-х — начале 70-х годов. В этот период пришло понимание того, что объединение различных функций, касающихся распределения произведенного продукта в единую функцию управления, несет в себе большой резерв повышения эффективности.
Результатом интегрированного подхода к реализации различных функций распределения стало включение распределения в структуру функционального управления организаций и предприятий.
В торговле примером интеграции различных подфункций распределения может служить выделение и развитие специальных структур, занимающихся снабжением магазинов. В странах с развитой рыночной экономикой такие структуры распределения в 70-е годы стали создавать и развивать крупные цепи розничной торговли. Отечественный опыт представлен организацией централизованной доставки товаров в магазины экспедиционными подразделениями торговых оптовых баз.
6. Управление системой доставки сельскохозяйственной продукции
Основные функции транспортного отдела:
аудит транспортных операций и претензионноисковая работа (основные претензии грузоотправителя к перевозчику можно разделить на три категории: претензии к сохранности груза, претензии по срокам до ставки, претензии по оплате);
составление графиков выпуска на линию подвижного состава (помимо составления графиков, нужно также обеспечивать работоспособность погрузочно-разгрузочного оборудования, парка транспортных средств, в случае привлечения сторонних перевозчиков — предварительное согласование условий перевозок);
переговоры о величине тарифных ставок (в рамках заданных условий сроки, объемы перевозок и т. д. Транспортный отдел должен путем оптимизации маршрута доставки, выбора транспортных средств, перевозчика и т. п. минимизировать издержки, не забывая, что транспортные издержки — лишь составляющая общих логистических издержек);
исследование и анализ рынка (с точки зрения надежности поставщиков, транспортных тарифов, предлагаемых дополнительных услуг, возможности установления более тесных партнерских связей). Возможности, на которые следует обратить внимание, представлены ниже:
• интеграция перевозчика — это практика включения новых транспортных услуг и технологий в логические операции предприятия (например, маркировка продукции);
• интеграция транспортных служб (поиск совместных с перевозчиком возможностей для снижения стоимости перевозки);
5) отслеживание и экспедирование
доставки — мониторинг
Одной из важнейших задач, возникающих в деятельности транспортного отдела, является выбор видов и типов транспортных средств, осуществляющих перевозку.
На выбор транспортных средств влияют:
характер груза (вес, объем, консистенция);
количество и частота отправляемых партий;
климатические, сезонные характеристики;
расстояние, на которое перевозится груз;
близость расположения точки доставки груза к железнодорожной сети, автомагистрали, реке или морю, аэропорту;
сохранность груза;
риск невыполнения поставок для груза.
Факторы, влияющие на выбор вида транспортных средств
Виды транс- |
Факторы | |||||
порта |
время |
частота |
надеж- |
способ- |
способ- |
стои- |
доставки |
отправле- |
ность соб- |
ность до- |
ность до- |
мость | |
ния грузов |
людения |
ставки пе- |
ставить |
перевозки | ||
графика |
ревозить |
товар |
||||
разнооб- |
в любую |
|||||
разные |
точку |
|||||
грузы |
||||||
Железно- |
6 |
3 |
4 |
1 |
5 |
2 |
дорожный |
||||||
Автомобиль |
2 |
3 |
6 |
4 |
1 |
5 |
ный |
||||||
Водный |
5 |
4 |
3 |
2 |
6 |
1 |
Трубопровод- |
5 |
4 |
3 |
6 |
2 |
1 |
ный |
||||||
Воздушный |
1 |
3 |
2 |
4 |
5 |
6 |
Поставщики транспортных услуг. Далеко не всегда компания может себе позволить содержать собственный парк транспортных средств. Кроме того, некоторые перевозки осуществляются с использованием очень дорогих транспортов (морские суда, грузовые самолеты и т. д.), поэтому предприятия часто прибегают к привлечению сторонних перевозчиков.
Поставщики транспортных услуг:
• перевозчики на одном виде транспорта (мелкие компании, частные перевозчики, специализированные монополисты);
смешанные перевозчики, использующие несколько видов транспорта (например: автомобильные и авиаперевозки, морские и автомобильные и т. д.);