Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 22:25, лекция
Запасы требуют больших капиталовложений, являясь одним из факторов, определяющих политику предприятий и воздействующих на уровень логистического обслуживания в целом.
Товарно-материальные запасы, являясь своего рода страховкой, всегда считались фактором, обеспечивающим гибкое функционирование материально-технического снабжения. Есть три вида товарно-материальных запасов: сырье, продукция на стадии изготовления и готовая продукция.
Задача состоит в определении такого момента заказа, чтобы потери от дефицита покрывались издержками на содержание дополнительных запасов.
Вероятность появления дефицита является базой для определения момента заказа.
При этом необходимо определить
уровень риска. Если организация
хочет никогда не допускать дефицита
запасов, она обязана иметь излишние
страховые запасы, при этом их размер
таков, что более правильно
Момент заказов нужно устанавливать на границе, когда затраты на содержание и потери от дефицита являются самыми меньшими, или на границе, при которой сокращение потерь от дефицита, возникшее из-за прибавления лишней единицы в момент заказа, равно прибавочной стоимости содержания этой единицы.
5. Формы организации закупочной деятельности
Выбор формы закупок зависит от сложности конечного продукта, от набора комплектующих изделий и материалов.
Основными формами закупок являются:
1) закупки большими партиями (оптовые закупки);
2) периодические закупки мелкими партиями;
3) различные комбинации
перечисленных методов и
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся формы:
1. Закупка товара одной партией.
Преимущества оптовой поставки заключаются в простоте оформления документов, гарантии поставки всей партии, повышении торговых скидок из-за приобретения товара большой партией.
Недостатком является большая
потребность в складских
2. Периодические закупки
небольшими партиями. Покупатель
заказывает необходимое
Преимущества такой формы
закупки заключаются в
Недостатком этой формы закупки является вероятность заказа излишнего количества, необходимость оплаты всей партии товара сразу.
3. Ежедневные или ежемесячные
закупки по котировочным
Где закупаются дешевые и быстро используемые товары, широко применяется такая форма закупки.
Котировочная ведомость содержит сведения о полном перечне товаров, количестве имеющегося на складе товара, а также требуемом количестве товара.
Преимущество данной формы – в ускорении оборачиваемости капитала, своевременности поставок и снижении затрат на складскую деятельность.
4. Получение товара по
мере необходимости. Эта форма
имеет не только схожесть с
формой регулярной поставки, но
и ряд характерных
1) количество закупок здесь
не устанавливается, а
2) поставщики должны связываться
с покупателем перед
3) поставленное количество
товара подлежит оплате, заказчик
не обязан принимать и
Преимуществом является отсутствие конкретных обязательств по покупке определенного количества, ускорение оборота капитала, небольшое количество работы по оформлению документов.
5. Закупка товаров с
немедленной сдачей. Область применения
этой формы – покупка нечасто
используемых товаров, при
Минус этой формы состоит в увеличении издержек, связанных с необходимостью скрупулезного оформления документов при каждом заказе, увеличением количества поставщиков и измельченностью заказов.
6. Структура затрат в закупочной деятельности
Важнейший элемент в политике закупок – анализ цены приобретаемых товаров.
Используются различные виды расчетов для анализа стоимости собственного производства и цены закупок.
Показатель общих издержек делится на показатель произведенной продукции (простой метод калькуляции).
Издержки разбиваются по отдельным статьям и берутся усредненно (калькуляция по эквивалентным показателям).
Точный учет издержек по каждой операции (постоянная калькуляция).
Дополнительные работы и услуги, таможенные пошлины, затраты на транспортировку, подготовку документов и т. п. учитывает анализ цен.
Существует несколько видов анализа цены.
1. Постатейной оценкой
определяют цену нетто с
2. Дополнительный учет
расходов на контроль, финансирование,
хранение (анализ цены, рассчитанной
от общей стоимости
3. Сравнивается старое
и новое коммерческое
При разработке долгосрочных договоров с учетом переменчивости изменения цен (анализ с помощью скользящих цен).
4. Учет курса валют,
биржевых курсов, таможенной статистики
(анализ цен на основании
5. Анализ цены по первичным затратам на единицу продукции.
6. Анализ цены с помощью
изменяющейся тенденции
Покупатель при осуществлении
закупок не обязательно должен рассчитывать
составляющие цены приобретаемого товара.
Но в последнее время между
покупателем и продавцом
Такая практика получила особенно широкое применение при заключении долгосрочных договоров о поставках.
В поле зрения органов материально-
7. Документальное оформление заказа
Использование большинством фирм в условиях рыночной экономики сложившихся ранее документов во многих случаях не удовлетворяет современным требованиям.
Относительно ведения
документации по закупкам руководителям
соответствующих отделов
В них рекомендуется:
1) обозначить его, в
целях выделения бланка заказа
среди других документов
2) присвоить документу
порядковый номер. Он
Наличие порядкового номера поможет быстрому поиску нужного документа;
3) указать название и
адрес компании. Эти сведения
служат информацией поставщику,
с кем ему предстоит иметь
деловые отношения, куда
4) в бланке заказа должно
быть указано должностное лицо,
желательно, чтобы им являлся
человек, стоящий у истока
Ему же он может адресовать интересующие его вопросы, связанные с заказом;
5) указывается дата, наименование и адрес поставщика.
6) поставить сроки и
указать количество
7) описать товар. В заказе на поставку должны быть четко определены необходимые товары со ссылками не предложение о закупках и заявкой на спецификацию;
8) если адрес поставки
не тождественен основному
9) цена на товар должна быть проставлена в бланке заказа во избежание конфликта при расплате за поставленные товары;
10) нужно предоставить
свои банковские реквизиты,
Для правильного оформления операций поставок необходимо тщательно работать с документами, их отражающими.
Копия заказа направляется в подразделения потребителя для проверки на соответствие уведомлениям о поставке поступившего товара.
При проверке используется описание товара.
Уведомление об отгрузке направляется поставщиком после подготовки продукции к отправке. В этом документе указывают номер заказа и время поставки.
Когда поставщик пользуется транспортом другой фирмы, оформляется документ поставщика. В нем указывается:
1) адрес отправителя и
его название, описание продукции,
количество мест, вес продукции,
специфика транспортировки,
2) номер сопроводительного
письма, дата поставки, способ транспортировки,
отправитель – все это в
книге регистрации товаров
3) не будет лишним в
некотором документе описывать
брак и другие недостатки
8. Эффективность закупочной деятельности
Основу экономической эффективности закупочной логистики составляют поиск необходимых материалов удовлетворительного качества и закупка их по минимальным ценам.
Вопрос цен – главный
в изучении рынка, проводимом соответствующими
подразделениями предприятий, но анализ
возможных логистических
Успешное осуществление
закупок предполагает использование
обширной информации о рынках, где
они осуществляются. Оптимизация
звена логистической цепи закупок
влияет не только на внешние факторы,
но и на внутренние приоритеты, связанные
с разностью понимания
9. Приемка поставляемой продукции
Важное значение в реализации плана закупок имеют приемка продукции, документальное оформление поставок, проверка количества и качества товара.
При приемке продукции
необходимо убедиться, что полученный
товар соответствует
Эти меры позволят не отрывать рабочих от основного производства для разгрузки не вовремя прибывшего транспорта.
Приемка товара осуществляется на основании документов, составляемых при доставке.
Оглавление