Информационная логистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 12:36, контрольная работа

Краткое описание

В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации, циркулирующей в логистических системах. Необходимым условием согласованной работы всех звеньев логистической цепи является наличие информационных систем, которые подобно центральной нервной системе, в состоянии быстро и экономично подвести нужный сигнал к нужной точке в нужный момент.

Вложенные файлы: 1 файл

для Лены.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

Третья – информационные системы  для исполнения повседневных дел (так  называемые исполнительные системы). Они  используются главным образом на административном и оперативном  уровнях управления, но иногда содержат также некоторые элементы краткосрочной диспозиции. Особенно важны для этих систем скорость обработки и фиксирование физического состояния без запаздывания (т.е. актуальность всех данных), поэтому они в большинстве случаев работают в режиме on-line. Речь идет, например, об управлении складами и учете запасов, подготовке отправки, оперативном управлении производством, управлении автоматизированным оборудованием. Управление процессами и оборудованием требует интеграции информационных систем коммерческого характера и систем управления автоматикой.

Создание информационных систем требует системного мышления. Роль регулятора при принятии решений оставляет за собой человек, а вычислительная техника предоставляет ему нужную информацию. Взаимная связь средств вычислительной техники на территории предприятия или между несколькими близко расположенными частями предприятия (например, в одном городе) реализуется, как правило, стационарной линией (сеть), предназначенной только для этой цели. Для передвижных средств и бортовых вычислительных машин используется беспроводная связь.

При проектировании информационных систем возникает опасность сохранения традиционных процессов, в то время как необходимо добиться коренных изменений в организации. Надо иметь в виду, что вычислительные системы не являются универсальным лекарством от плохо управляемых операций. Кроме того, при неконтролируемом использовании новых информационных технологий легко возникает разлив излишней информации и в результате возрастает стоимость обработки данных без заметного эффекта для предприятия. Недостаточная эффективность информационных систем может иметь и другие причины: например, организационные барьеры между подразделениями предприятия, низкое качество (по критериям "верность" и "актуальность") данных, неподготовленность подразделений предприятия к внедрению системы.

В соответствии с концепцией логистики информационные системы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую информационную систему. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию. Вертикальной интеграциейсчитается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами посредством вертикальных информационных потоков. Принципиальная схема вертикальных информационных потоков, связывающих плановые, диспозитивные и исполнительные системы.

Горизонтальной  интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков.

Принципы построения логистических информационных систем

В соответствии с принципами системного подхода любая система  сначала должна исследоваться во взаимоотношении с внешней средой, а уже затем внутри своей структуры. Этот принцип – последовательного продвижения по этапам издания системы – должен соблюдаться и при проектировании логистических информационных систем.

Используемое на малом  предприятии информационное обеспечение  можно разделить на первичные и вторичные.

К первичным функциям относятся:

  • организация массивов информации;
  • организация потоков информации;
  • организация процессов и средств сбора, хранения, обработки и транспортировки информации.

При организации массивов информации используются унифицированные системы документации и классификаторы, с помощью которых создаются структурированные массивы данных, используемых при организации баз данных.

Массив представляет собой совокупность однородных данных, имеющих единую технологическую основу и объединенные единым смысловым содержанием. Данные (процессы, явления, факты, и т.п.) представленные в формализованном виде, пригодном для передачи по каналам связи и для обработки на компьютере. Основными элементами массивов, определяющими их содержание, являются записи.

Функции организации  потоков информации предлагает выполнение следующих управленческих процедур:

  • определение источников и потребителей информации в соответствии со специальными функциями и задачами управления;
  • определение состава информации, периодичности её циркуляции и форм представления;
  • разработку документооборота;
  • использование комплекса технических средств для организации потоков информации;
  • установление порядка составления, оформления, регистрации, согласования и утверждения документов.

 

  • Организация процесса сбора, хранения, обработки и транспортировки информации предполагает:
  • обеспечение технологических процессов необходимыми техническими средствами;
  • распределение между подразделениями и отдельными исполнителями задач по подготовке и передаче информации от места её возникновения до потребителя.

Вторичными функциями  подсистемы информационного обеспечения  является обеспечение управленческого  персонала научно-технической информацией  о новейших отечественных и зарубежных достижениях науки, техники, экономики, технологии производства, передовом отечественном и зарубежном опыте в области управления.

Конечно, что подсистема информационного обеспечения для  выполнения вышеперечисленных функций  должна быть соответствующим образом  организована. Специфика деятельности подсистемы информационного обеспечения состоит в том, что в процессе своей деятельности она должна иметь возможность оказывать воздействие на все функциональные подсистемы организации. Таким образом, сразу возникает вопрос: какое место данная подсистема должна занимать в иерархии предприятия?

В настоящее время  возможны три варианта организации  подсистемы информационного обеспечения  на предприятиях:

  • централизованный;
  • децентрализованный;
  • специализированный.

При централизованном способе организации вся деятельность по информационным технологиям сосредоточена в одном управлении (подразделении) и подчиняется непосредственно высшему руководству компании ответственному за информационные системы и технологии.

Преимуществом централизованного  способа организации является обеспечение высокой эффективности работы по внедрению новых информационных систем и технологий. К недостаткам можно отнести высокие затраты на содержание аппарата управления.

При децентрализованном способе организации подсистемы информационного обеспечения специалисты разных функциональных подразделений выполняют функции управления информационными системами каждый в своем направлении.

Преимуществом такого способа  организации является высокий уровень  знаний предметной области менеджера по информационным системам, недостатком – дублирование однотипных задач и функций в разных подсистемам.

При специализированном способе организации отсутствует  подразделение по информационным системам (технологиям). При необходимости  внедрения автоматизированной системы данные организации обращаются в специализированные фирмы и выполняют работы на договорной основе. Это характерно для небольших организаций, которые не могут иметь собственных специалистов в области информационных технологий, занятых полный рабочий день, и прибегают к услугам консультантов.

Преимуществом данного  способа организации подсистемы информационного обеспечения является высокий уровень научных и  методических разработок, недостатком  – сложность учета всех специфических  особенностей объекта.

Выбор того или иного  способа организации подсистемы информационного обеспечения на предприятии зависит от многих факторов, и, прежде всего, размеров организации, системы управления, существующих в  ней бизнес-процессов, наличия свободных  денежных средств. Следует лишь отметить, что подсистема информационного обеспечения в настоящее время достигла такого уровня специализации, что требует пристального внимания к своей организации. Современные руководители понимают это, и любая даже самая маленькая организация имеет в своем составе информационные службы.

Информационные  технологии в логистике

Использование компьютерной техники и современного программного обеспечения позволяет значительно  улучшить скорость и качество управленческих решений. Современное состояние логистики и её развитие во многом сформировалось благодаря бурному развитию и внедрению во все сферы бизнеса информационно-компьютерных технологий. Реализация большинства логистических концепций (систем) таких как SDP, JIT, DDT, и других была бы невозможна без использования быстродействующих компьютеров, локальных вычислительных сетей, телекоммуникационных систем и информационно-программного обеспечения.

Разнообразные информационные потоки, циркулирующие внутри и между  элементами логистической системы, логистической системой и внешней средой, образуют своеобразную логистическую информационную систему, которая может быть определена как интерактивная структура, состоящая из персонала, оборудования и процедур (технологий), объединенных связанной информацией, используемой логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы.

Если в информационной системе осуществляется автоматизированная обработка информации, то техническое  обеспечение включает в себя компьютерную технику и средства связи между компьютерами.

Широкое проникновение  логистики в сферу управления производством в существенной степени  обязано компьютеризации управления материальными потоками. Компьютер  стал повседневным орудием труда для работников самых разнообразных специальностей, с ним научились обращаться ему поверили. Программное обеспечение компьютеров позволяет на каждом рабочем месте решать сложные вопросы по обработке информации. Эта способность микропроцессорной техники дает возможность с системных позиций подходить к управлению материальными потоками, обеспечивая обработку и взаимный обмен большими объемами информации между различными участниками логистического процесса.

При реализации функций  логистики на предприятии составляют основные направления программы работ:

  • определяются технические средства для выполнения программного задания;
  • составляются требования к качественным характеристикам и определяется необходимый объем финансовых и трудовых ресурсов;
  • определение базовых методов формирования программных заданий;
  • выбор организационной формы осуществления программных заданий;
  • составление сетевой модели выполнения этапов и работ;
  • разработка системы критериев оценки и мотиваций действий;
  • организация контроля, учета и оценки хода работ.

Логическая система  на производстве эффективна только тогда, когда создаются условия для  ее интеграции в текущие производственные и коммерческие процессы. Эта проблема решается путем создания информационного  базиса соответствующего данному виду производства и его объему и прочим характеристикам производственной структуры предприятий. Также к этому относятся "актуальные обзоры" фондов (наличие фактических и планируемых заказов, содержание производственных основных и промежуточных складов) и сроков (поставки, обработки, ожидания, простои, соблюдение сроков). Для сбора этих данных производственная система по всему предприятию располагает "датчиками и измерительными инструментами", которые контролируют объемы и сроки текущих процессов.

В настоящее время между партнерами широко распространяются технологии безбумажных обменов информацией. На транспорте вместо сопровождающих груз многочисленных документов (особенно в международном сообщении) по каналам связи (Интернет) синхронно с грузом передается информация, содержащая о каждой отправляемой единице все необходимые для нее характеристики товара и реквизиты. При такой системе на всех участках маршрута в любое время можно получить исчерпывающую информацию о грузе и на основе этого принимать управленческие решения. Логистическая система дает возможность грузоотправителю получать доступ к файлам, отражающим состояние транспортных услуг и загрузку транспорта.

Возможен автоматический документальный обмен между производителями  товаров и крупными магазинами, включающий обмен накладными и транспортными конторами при прямой отправки товаров от производителя к покупателю. С помощью технологии безбумажных обменов информацией покупатель может непосредственно оформить заказы на покупку.

Информация о работе Информационная логистика