Информационные потоки в логистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 20:31, реферат

Краткое описание

Основная задача информационной логистики заключается в доставке информации к системе управления предприятием и от нее. Каждый уровень иерархической структуры предприятия должен получать только необходимую информацию в требуемые сроки.
Информационная логистика должна выполнять следующие функции:
собирать возникающую информацию;
анализировать информацию;
перемещать информацию;
накапливать и хранить информацию;

Вложенные файлы: 1 файл

Логистика.docx

— 35.49 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Содержание

 

  
Введение

Информационная логистики - это часть логистики, которая организует поток данных (информации), сопровождающий материальный поток в процессе его перемещения. Информационная логистика является связующим звеном между снабжением, производством и сбытом на предприятии.

Информационная логистика управляет всеми процессами движения и складирования товаров на предприятии, тем самым обеспечивая своевременную доставку этих товаров в необходимом количестве, требуемой комплектации и нужного качества из мест их производства до места потребления с минимальными затратами и оптимальным сервисом.

Основная задача информационной логистики заключается в доставке информации к системе управления предприятием и от нее. Каждый уровень иерархической структуры предприятия должен получать только необходимую информацию в требуемые сроки.

Информационная логистика должна выполнять следующие функции:

  • собирать возникающую информацию;
  • анализировать информацию;
  • перемещать информацию;
  • накапливать и хранить информацию;
  • фильтровать поток информации, то есть отбирать необходимые для того или иного уровня управления данные и документы;
  • объединять и разъединять информационные потоки;
  • выполнять элементарные информационные преобразования;
  • управлять информационным потоком.

 

 

 

 

1. Информационные потоки в логистике

В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации, циркулирующей в логистических системах. В связи с этим одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока.

Информационный поток - это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов.

В логистике выделяют следующие виды информационных потоков:

- в зависимости от вида связываемых потоком систем:

Горизонтальный (поток сообщений между партнерами по хозяйственным связям одного уровня управления) и вертикальный (поток сообщений, поступающих от руководства в подведомственные ему звенья логистической системы ;

- в зависимости от места прохождения:

внешний (поток протекающий во внешней, по отношению к логистической системе, среде) и внутренний (поток сообщений, циркулирующих внутри одной логистической системы);

- в зависимости от направления  по отношению к логистической  системе: входной (поток сообщений, входящих в логистическую систему, либо в одну из подсистем) и выходной (поток сообщений, выходящих за пределы логистической системы, либо одной из подсистем);

- в зависимости от срочности:

обычные, срочные и очень срочные;

- в зависимости от степени  секретности:

обычные, содержащие коммерческую тайну и содержащие государственную тайну;

- в зависимости от значимости  почтовых сообщений:

простые, заказные, ценные;

- в зависимости от скорости  передачи:

традиционные(почта), быстрые (факс, электронная почта, телеграф, телетайп, телефон);

- в зависимости от области  охвата:

местные, иногородние, дальние, международные.

Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную:

- опережающий информационный поток  во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе;

- опережающий информационный поток  в прямом направлении -- это предварительные  сообщения о предстоящем прибытии  груза;

- одновременно с материальным  потоком идет информация в  прямом направлении о количественных  и качественных параметрах материального  потока;

- вслед за материальным потоком  во встречном направлении может  проходить информация о результатах  приемки груза по количеству  или по качеству, разнообразные  претензии, подтверждения.

Путь, по которому движется информационный поток в общем случае, может не совпадать с маршрутом движения материального потока.

Информационный поток характеризуется следующими показателями:

1) источник возникновения;

2) направление движения потока;

3) скорость передачи и приема;

4) интенсивность потока и др.

Формирование информационных систем невозможно без исследования потоков в разрезе определенных показателей. Например, решить задачу оснащения определенного рабочего места вычислительной техникой невозможно без знания объемов информации, проходящей через это рабочее место, а также без определения необходимой скорости ее обработки.

Информационные потоки характеризуются с помощью нескольких оценок:

1. Источники возникновения сообщений  могут быть различными: как от  участников логистических цепей, так и от смежных с ними  организаций;

2. По направлению информационные  потоки могут быть горизонтальными  и вертикальными, прямыми и косвенными. Горизонтальные - это сообщения между  участниками одного уровня. Вертикальные - это потоки между руководящим  и подчиненным уровнем управления. Прямое направление - для исполнения  требований, имеющихся в сообщении. Косвенное направление - отправка  копий сообщения только для  ознакомления с данным вопросом.

3. Объем информационных потоков  учитывают несколькими способами. Для больших информационных потоков  размеры определяют по числу  документов, листов в потоке, страниц. Для малых потоков объем определяют  числом строк в документе или  числом слов в сообщении. Третий  способ - учет числа знаков в  сообщении - оценивается в компьютерных  системах в особых единицах  измерения.

4. Периодичность информационных  потоков - характеризует частоту  их формирования.

5. Информационные потоки документального  характера проходят процедуру  согласования. Так, плановые сообщения  на предприятиях согласуют с  руководителями цехов и членами  дирекции предприятия.

6. Каждое документальное сообщение  утверждается определенными лицами. Без соответствующей подписи  документ силы не имеет.

7. Документы имеют различные  сроки действия и сроки хранения.

8. Различен и порядок хранения  информационных сообщений. Некоторые  сообщения собирают в отдельные  пачки, другие хранят на магнитных  носителях.

Информационные потоки в логистике формируются в соответствии с материальными.

Но иногда материальный поток может прибыть в заданное место, а документы на него могут быть еще не доставлены. Такой материальный поток считается неотфактурованной поставкой, и принимается получателем на хранение до прибытия документов. Может быть и наоборот: документы прибывают на место назначения раньше самого груза.

Опережение информационным потоком материального предпочтительней. Это дает возможность лучше подготовится к приему грузов.

Управлять информационным потоком можно следующим образом:

- изменяя направление потока;

- ограничивая скорость передачи  до соответствующе скорости приема;

- ограничивая объем потока до  величины пропускного способности  отдельного узла или участка  пути.

Измеряется информационный поток количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени.

Способы измерения количества информации, содержащейся в каком-либо сообщении, изучаются в разделе кибернетики, который называется теорией информации. Согласно этой теории за единицу количества информации принята так называемая двоичная единица - бит. При использовании электронно-вычислительной техники информация измеряется байтами. Байт -- это часть машинного слова, состоящая обычно из 8 бит и используемая как одно целое при обработке информации в ЭВМ.

Применяются также производные единицы количества информации: килобайт, мегабайт и гигабайт.

В практике хозяйственной деятельности информация может измеряться также:

- количеством обрабатываемых или  передаваемых документов;

- суммарным количеством документострок  в обрабатываемых или передаваемых  документах.

 

 

2. Информационные системы в логистике

Значимым элементом любой логистической системы является подсистема, обеспечивающая прохождение и обработку информации, которая при ближайшем рассмотрении сама разворачивается в сложную информационную систему, состоящую из различных подсистем. Так же, как и любая другая система, информационная система должна состоять из упорядоченно взаимосвязанных элементов и обладать некоторой совокупностью интегративных качеств. Декомпозицию информационных систем на составляющие элементы можно осуществлять по-разному. Наиболее часто информационные системы подразделяют на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую (рис. 1).

Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели. Обеспечивающая подсистема, в свою очередь, включает в себя следующие элементы:

- техническое обеспечение, т. е. совокупность  технических средств, обеспечивающих  обработку и передачу информационных  потоков;

- информационное обеспечение, которое  включает себя различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства  формализованного описания данных;

- математическое обеспечение, т. е. совокупность методов решения  функциональных задач. Логистические  информационные системы, как правило, представляют собой автоматизированные  системы управления логистическими  процессами. Поэтому математическое  обеспечение в логистических  информационных системах -- это комплекс  программ и совокупность средств  программирования, обеспечивающих  решение задач управления материальными  потоками, обработку текстов, получение  справочных данных и функционирование  технических средств.

Организация связей между элементами в информационных системах логистики может существенно отличаться от организации традиционных информационных систем.

Это обусловлено тем, что в логистике информационные системы должны обеспечивать всестороннюю интеграцию всех элементов управления материальным потоком, их оперативное и надежное взаимодействие. "Информационно-техническое обеспечение логистических систем отличается не характером информации и набором технических средств, используемых для их обработки, а методами и принципами, используемыми для их построения" [3].

Определение информационной системы можно сформулировать следующим образом: информационная система -- это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников и необходимых средств программирования, обеспечивающая решение тех или иных функциональных задач (в логистике -- задач по управлению материальными потоками).

В задачи информационных систем входит:

1) постоянное обеспечение управляющих  органов логистической системы  достоверной, нужной и адекватной  информацией о движении заказа;

2) постоянное обеспечение сотрудников  предприятия адекватной информацией  о движении продукции в режиме  реального времени;

3) оперативное управление предприятием;

4) предоставление руководству наглядной  информации об использовании  инвестиций;

5) предоставление информации для  стратегического планирования;

6) предоставление информации о  расходах;

7) помощь в выявлении «узких  мест»;

8) обеспечение возможности перераспределения  ресурсов предприятия;

9) предоставление возможности оценки  сроков исполнения полученных  заказов;

10) обеспечение прибыльной работы  предприятия за счет оптимизации  логистических процессов.

Для решения поставленных задач логистическая система должна удовлетворять следующим требованиям:

- масштабируемости - способность системы поддерживать как единичных пользователей, так и множество пользователей;

- распределенности - способность системы обеспечивать совместную обработку документов удаленными друг от друга подразделениями предприятия или рабочими местами;

- модульности - способность системы , состоящей из отдельных объединенных модулей предоставлять пользователям возможность настраивать и выбирать функции системы, исходя из специфики предприятия;

- открытости - система имеет открытые интерфейсы для разработки новых приложений и объединения с другими системами.

 

Литература

1.Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений, 20-е изд. 2012, 484 с.

2.Тебекин А.В. Логистика, 2012, 355 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Информационные потоки в логистике