Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 01:42, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать основные аспекты информационных технологий в логистической системе управления организацией, показать опыт внедрения АСУП на архангельском предприятии. Для достижения цели поставлены следующие задачи: раскрыть теоретические основы логистических информационных систем; осветить особенности практического применения информационных технологий в управлении предприятием; рассмотреть современные информационные технологии управления и их применение на конкретном предприятии.
- СУБД – обеспечивающие функционирование ИСУП, вспомогательные СУБД
- прочие программные средства5
2) специализированные
программные средства
Они делятся на:
А) входящие в состав КИС - подавляющее
большинство существующих на данный момент
КИС содержат модуль Логистики или блок
Логистики, состоящий, в свою очередь из
нескольких модулей.
Б) самостоятельные программные
продукты, реализующие отдельные логистические
функции
Рассмотрим подробнее А) и Б).
А)
SAP R/3
В логистический блок здесь входит два
основных модуля:
MM (Управление материальными потоками,
Закупки)
SD (Сбыт).
MM - Управление материальными потоками.
Оптимизирует все
закупочные процессы с помощью управляемых
потоком операций функций обработки, позволяет
осуществить автоматическую оценку поставщиков,
сокращает путем точного ведения запасов
и управления складами заготовительные
и складские расходы и интегрирует контроль
счетов.
SD - Сбыт
Активная поддержка
бизнес-процессов реализации продукции
благодаря уникальным возможностям расчета
цен, непрерывной обработки заказов и
обеспечение своевременных поставок,
интерактивной многоступенчатой конфигурации
вариантов и непосредственной связи с
учетом возможностей производства.
BAAN
Подсистема «iBaan ERP - Склады» - представляет
собой многофункциональный комплекс взаимосвязанных
приложений, предназначенный для решения
задач планирования и управления движением
товарно-материальных потоков. Подсистема
«iBaan ERP - Склады» полностью интегрирована
с другими подсистемами iBaan ERP.
Функциональные модули подсистемы
«iBaan ERP - Склады»
Модуль «Обработка
запасов» (складские заказы, циклическая
инвентаризация);
Модуль «Отчетность запасов» (состояние запасов, трансакции с запасами, планирование и прогнозирование);
Модуль «Управление
партиями товаров» (информация о продукции).
Подсистема
«iBaan ERP - Управление заказами»
Подсистема «iBaan ERP - Управление
заказами» представляет собой многофункциональный
комплекс взаимосвязанных приложений,
предназначенный для решения задач планирования
и управления движением товарно-материальных
потоков. Подсистема «iBaan ERP - Управление
заказами» полностью интегрирована с
другими подсистемами iBaan ERP.
Функциональные модули подсистемы
«iBaan ERP - Управление заказами»
Модуль "Управление
ценообразованием"
Модуль «Управление
продажами» (формирование плана
продаж , коммерческие предложения, контракты,
заказы на продажу, статистика продаж).
Модуль «Управление
закупками» (заявки на закупку, запросы
на закупку. контракты, заказы на закупку,
статистика).
Модуль «Маркетинг
и торговля» предназначен для активизации
и оптимизации контактов компании на рынке,
а также для предоставления оперативной
информации о коммерческой деятельности
фирмы. Благодаря интегрированной структуре
системы iBaan ERP, информация по управлению
маркетинговой деятельностью является
не отдельным, а полностью интегрированным
с остальными модулями системы информационным
блоком.
J.D.Edwards.
Подсистема Управление
запасами (типы номенклатуры; описание
номенклатуры; места хранения и работа
с партиями; физические и логические склады;
инвентаризация номенклатуры и расчет
стоимости).
Подсистема Управление закупками (способы обработки закупок; цикл Обработки Закупки; дополнительные возможности системы закупок).
Подсистема Управление сбытом (возможность самообслуживания; обработка предоплаты; шаблоны; освобождение заказов; цикл обработки заказов; информация в заказах на продажу; завершение цикла продаж; ценообразование).
Подсистема Управления
сложным складом
Подсистема Оценки стоимости запасов
Подсистема Управления транспортом
Подсистема Учета затрат и анализа прибыли
Подсистема Обзора
системы электронного обмена данными.
Axapta
Модули логистики системы АКСАПТА поддерживают
следующие направления работы подразделений
логистики:
- Ежедневный учет: операции по закупке, продаже, прочие складские операции, работа со спецификациями;
- Настройку склада и номенклатурных единиц;
- Организацию работы складской инфраструктуры: управление размещением и упаковкой грузов по отдельным складским ячейкам, мониторинг подъемно-транспортного оборудования, учет тары;
- Анализ товарно-материальных потоков: получение информации о складских движениях и уровне запасов, использование специальных отчетов по логистике, таких как АВС-классификация и пр.;
- Планирование товарно-материального движения: составление планов и работа с ними, расчет потребностей в товаре и использование его результатов, а также прогнозирование уровня складских запасов.
Модули логистики системы АКСАПТА:
- Модуль ^ Заказы;
- Модуль ^ Закупки;
- Модуль Управление запасами;
- Модули ^ Расчеты с клиентами и Расчеты с поставщиками;
- Модуль ^ Управление складом;
- Модуль ^ Сводное планирование;
- Модуль _ Спецификации.
Б) Наибольшее распространение в данном классе имеют:
- транспортная логистика (ИСУ транспортной логистикой). Задачи: оперативное управление перевозками (в т.ч. интермодальными).
- складская логистика (ИСУ складской логистикой). Задачи: обслуживание складского хозяйства (учет, оперативная документация).
- логистика макроуровня.6
2.3.Информационно-
2.3.1.Технологии мобильной
связи
Развитие мобильной
связи значительно повышает эффективность
информационных технологий в логистике.
В прошлом коммуникационные возможности
в логистике были весьма ограничены в
силу децентрализации операций снабжения
и сбыта и неспособности поддерживать
постоянную связь с транспортными средствами
в пути (так что в процессе транспортировки
и грузопереработки работникам приходилось
полагаться только на предварительные
инструкции, а менеджерам — надеяться
на то, что никакие непредвиденные события
не нарушат намеченный порядок действий).
Иными словами, из-за некачественных коммуникационных
средств между источниками информации,
реальными операциями и принятием решений
существовал пространственно-временной
разрыв. Ситуацию изменило появление мобильной
связи.
В настоящее
время крупнейшие фирмы-разработчики
компьютерных систем Intel и Microsoft разработали
глобальное стратегическое видение корпораций,
которое выражается формулой «конвергенции вычислительных
и коммуникационных технологий» (внедрение
коммуникационных возможностей в архитектуру
вычислительных устройств). Персональные
компьютеры (ПК), серверы, ноутбуки сегодня
немыслимы без коммуникационных возможностей,
да и стремление к слиянию карманных ПК
(КПК) и сотовых телефонов – также очевидная
тенденция (пример – появившиеся на рынке
смартфоны, мобильные телефоны со встроенными
функциями КПК).
Наиболее значимые
направления технологий мобильной связи,
имеющие место и оказывающие существенное
влияние на логистический процесс:
- Мобильная
телефонная связь;
- Спутниковые коммуникационные технологии;
- Технологии обработки и передачи графической информации.
Мобильные телефоны могут использоваться для передачи информации: в устной форме, в документированной форме (SMS – сообщения, WAP- протоколы передачи данных), при небольшом радиусе действия (двусторонняя связь на ограниченном расстоянии — например, в распределительных центрах или других логистических подразделениях), на значительном расстоянии при наличии дополнительных возможностей.
Мобильная телефонная
связь позволяет, например, водителям
погрузчиков получать оперативные распоряжения
от менеджеров и при необходимости вносить
коррективы в работу, не полагаясь исключительно
на инструкции, выдаваемые в начале рабочей
смены. Это делает логистические операции
более гибкими и чувствительными к изменению
внешних условий, а также дает возможность
повысить уровень сервиса с меньшей затратой
ресурсов.
Спутниковые коммуникационные
технологии позволяют наладить связь на
широком географическом пространстве
— например, в регионе или в мировом пространстве.
По каналам спутниковой связи в головной
офис компании из ее подразделений зачастую
передается информация о заказах, наличии
запасов, подтверждении кредитоспособности;
из иных – сообщения о местонахождении,
маршрутные указания, уведомления о доставке.
Преимущество
спутниковой связи - возможность быстро
передавать значительные объемы информации
в любую точку Земли.
Технологии обработки
и передачи графической информации базируются на технологии оптического
считывания (сканирования) и факсимильной
или компьютерной связи и используются
для передачи и хранения, например, транспортной
документации. 7
2.3.2. Технологии штрих-кодирования
и сканирования
Ярким
примером актуальности использования
данной технологии в логистических процессах
служат контроль складских поступлений
или продаж в розничной торговле. В прошлом
основным носителем информации служила
бумажная документация, ведение которой
требовало больших затрат времени и порождало
множество ошибок. Штриховое кодирование
и электронное считывание кодов облегчают
процессы сбора данных и обмена информацией.
Материальным носителем данной технологии являются наклейки со штрих-кодами,
помещаемые на отдельные товарные упаковки
(ящики, контейнеры и даже железнодорожные
вагоны) или отдельный товар. Большинство
потребителей знакомо с универсальными
товарными кодами, УТК (Universal Product Code, UPC),
которыми сегодня маркируют практически
все потребительские товары.
Штрих-коды
начали впервые применять в 1972 г. Каждый
такой код представлял собой пятизначное
число, однозначно обозначающее определенного
производителя и продукт. Стандартизованные
штрих-коды позволяют уменьшить количество
ошибок в процессе получения, обработки
и отправки грузов. Например, некоторые
штрих-коды содержат указания на размер
упаковки и даже вкус продукта. Основная цель штрих-кодов
- разместить максимальное количество
информации на минимальной площади.
Ограничением
достижения данной цели является то, что
чем компактнее код, тем больше вероятность
ошибки при его считывании. В новейших
кодах заложена возможность выявления
и исправления ошибок, возникающих при
сканировании.
Существуют
следующие разновидности штрих-кодов:
- Одномерные линейные (на одном дюйме размещается от 15 до 17 знаков);
- Многомерные. Имеют матричную структуру (на одном дюйме размещается до 1800 знаков). Это матричные коды (один штрих-код как бы «налагается» поверх другого). Представители этой группы: 49, 16К и PDF 417(portable data file, что буквально означает «переносной файл данных»);
- Контейнерные. Основной представитель - Универсальный контейнерный код UCC 128 (Serial Shipping Container Code), приобретающий большую популярность в качестве международного стандарта, позволяет идентифицировать каждый транспортируемый контейнер, что упрощает маршрутизацию и отслеживание грузов. По коду UCC 128 производителям и дистрибьюторам легко проследить за движением любого контейнера от производства до пункта продажи. Код UCC 128 используют в сочетании с электронным предуведомлением об отправке, в котором точно указывается ее состав. 8
Преимущества
применения штрих-кодирования для участников логистической
цепи:
Грузоотправители: облегчение процесса
подготовки и обработки заказов; устранение
ошибок при транспортировке; сокращение
трудовых затрат; совершенствование учета;
окращение времени хранения запасов.
Перевозчики: интеграция платежной информации; клиенты получают доступ к информации в реальном времени; улучшение учета транспортировок; контроль за транспортом в пути; упрощение обработки контейнеров; возможность выявления несовместимой продукции на борту транспортного средства; сокращение времени на передачу информации.
Склады: облегчение процесса подготовки, обработки и отправки заказов; повышение точности контроля за состоянием запасов; клиенты получают доступ к информации в режиме реального времени; зашита информации от несанкционированного доступа; сокращение трудозатрат; точность регистрации поступлений на склад.
Оптовая и розничная торговля: точность учета запасов и взимаемой оплаты; ускорение инвентаризации; сокращение времени хранения запасов, увеличение гибкости системы.
Проблемы применения штрих-кодирования для участников логистической цепи:
- Отсутствие единой стандартизованной системы штрих-кодирования;
- Нежелание отдельных организаций переходить на единую стандартизованную систему штрих-кодирования (разные запросы разных отраслей, потеря конкурентных преимуществ)
Другим ключевым компонентом технологии
автоматической идентификации грузов
и неотъемлемым продолжением штрих-кодирования
является сканирование
– считывание штрих-кодов и преобразование
его в пригодную для употребления информацию.
Существуют
два типа сканеров, используемых в логистическом
процессе:
- портативные (ручные);
- стационарные.
В сканерах обоих типов может применяться
либо контактная, либо неконтактная
технология считывания. У контактных сканеров
считывающее устройство должно касаться
штрих-кода. Это уменьшает количество
ошибок при считывании, но при этом утрачивается
и гибкость использования. В настоящее
время самыми популярными (65%) являются
портативные лазерные сканеры (неконтактные).
Технология сканирования
имеет две основных сферы применения в
логистике:
1) кассы магазинов розничной торговли,
то есть непосредственные места продажи.
Здесь не только печатают чеки для покупателей,
но и осуществляют строгий контроль за
движением запасов на уровне всего магазина.
С помощью сканеров удается вести точный
учет всего проданного и одновременно
поддерживать нужный уровень запасов,
поскольку данные с места продажи могут
быть сразу же переданы поставщикам. Точный
учет движения товаров сокращает неопределенность
и позволяет уменьшить объем страховых
запасов. Оперативная передача данных
с места продажи не только облегчает проведение
маркетинговых исследований и пополнение
запасов, но и обеспечивает всем участникам
логистической цепи конкурентные преимущества.
2) грузопереработка и контроль за грузопотоками.
Посредством сканирования можно следить
за перемещением грузов, получать информацию
о месте их хранения, времени отгрузки
и доставки. Более широкое применение
сканеров обещает рост производительности
и уменьшение числа ошибок. Например, по
отчетным данным компании Walgreens, внедрение
технологии сканирования позволило автоматизировать
систему пополнения запасов, повысило
качество маркетинга и привело к сокращению
совокупного объема запасов на 8%.9
2.3.3. Технологии радиочастотной
идентификации
Технология
радиочастотной идентификации (RFID)
начала свое наступательное развитие
около 10 лет назад (в начале 90-х годов 20
века). В настоящее время становится альтернативой
штрихкодированию.
Радиочастотная
идентификация имеет существенные преимущества
по сравнению штиховым кодированием:
- Радиометка содержит примерно в 20 раз больше информации чем штрих-код;
- Эта информация может быть изменена или полностью заменена на другую в процессе товародвижения;
- Считывание информации осуществляется автоматически, при любом положении метки, на большом (до 10 м) расстоянии, при высокой скорости движения объектов (до 100 ед/сек).;
- Радиосигналы метки проходят через древесину, бумагу, пластмассу, картон, стекло. Им не мешают грязь, пыль, пар.
Эти преимущества очень существенны
именно для управления цепочками поставок
(в логистике).
Важнейшим
условием применения RFID-технологии в логистике
является: