Информационные технологии в логистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 01:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать основные аспекты информационных технологий в логистической системе управления организацией, показать опыт внедрения АСУП на архангельском предприятии. Для достижения цели поставлены следующие задачи: раскрыть теоретические основы логистических информационных систем; осветить особенности практического применения информационных технологий в управлении предприятием; рассмотреть современные информационные технологии управления и их применение на конкретном предприятии.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 89.21 Кб (Скачать файл)

-   СУБД – обеспечивающие функционирование ИСУП, вспомогательные СУБД

-   прочие программные средства5

2) специализированные  программные средства 
Они делятся на: 
А) входящие в состав КИС - подавляющее большинство существующих на данный момент КИС содержат модуль Логистики или блок Логистики, состоящий, в свою очередь из нескольких модулей. 
Б) самостоятельные программные продукты, реализующие отдельные логистические функции 
Рассмотрим подробнее А) и Б). 
А) 
SAP R/3 
В логистический блок здесь входит два основных модуля:  
MM (Управление материальными потоками, Закупки) 
SD (Сбыт). 
MM - Управление материальными потоками. 
       Оптимизирует все закупочные процессы с помощью управляемых потоком операций функций обработки, позволяет осуществить автоматическую оценку поставщиков, сокращает путем точного ведения запасов и управления складами заготовительные и складские расходы и интегрирует контроль счетов.

SD - Сбыт 
       Активная поддержка бизнес-процессов реализации продукции благодаря уникальным возможностям расчета цен, непрерывной обработки заказов и обеспечение своевременных поставок, интерактивной многоступенчатой конфигурации вариантов и непосредственной связи с учетом возможностей производства. 

BAAN 
     Подсистема «iBaan ERP - Склады» - представляет собой многофункциональный комплекс взаимосвязанных приложений, предназначенный для решения задач планирования и управления движением товарно-материальных потоков. Подсистема «iBaan ERP - Склады» полностью интегрирована с другими подсистемами iBaan ERP. 
     Функциональные модули подсистемы «iBaan ERP - Склады» 
Модуль «Обработка запасов» (складские заказы, циклическая инвентаризация);

 Модуль «Отчетность запасов» (состояние запасов, трансакции с запасами, планирование и прогнозирование);

Модуль «Управление  партиями товаров» (информация о продукции). 
     Подсистема «iBaan ERP - Управление заказами» 
Подсистема «iBaan ERP - Управление заказами» представляет собой многофункциональный комплекс взаимосвязанных приложений, предназначенный для решения задач планирования и управления движением товарно-материальных потоков. Подсистема «iBaan ERP - Управление заказами» полностью интегрирована с другими подсистемами iBaan ERP. 
     Функциональные модули подсистемы «iBaan ERP - Управление заказами» 
Модуль "Управление ценообразованием" 
Модуль «Управление продажами» (формирование  плана продаж , коммерческие предложения, контракты, заказы на продажу, статистика продаж). 
Модуль «Управление закупками» (заявки на закупку, запросы на закупку. контракты, заказы на закупку, статистика). 
Модуль «Маркетинг и торговля» предназначен для активизации и оптимизации контактов компании на рынке, а также для предоставления оперативной информации о коммерческой деятельности фирмы. Благодаря интегрированной структуре системы iBaan ERP, информация по управлению маркетинговой деятельностью является не отдельным, а полностью интегрированным с остальными модулями системы информационным блоком. 
J.D.Edwards. 
Подсистема Управление запасами (типы номенклатуры; описание номенклатуры; места хранения и работа с партиями; физические и логические склады; инвентаризация номенклатуры и расчет стоимости).

Подсистема Управление закупками (способы обработки закупок; цикл Обработки Закупки; дополнительные возможности системы закупок).

Подсистема Управление сбытом (возможность самообслуживания; обработка предоплаты; шаблоны; освобождение заказов; цикл обработки заказов; информация в заказах на продажу; завершение цикла продаж; ценообразование).

Подсистема Управления сложным складом 
Подсистема Оценки стоимости запасов 
Подсистема Управления транспортом 
Подсистема Учета затрат и анализа прибыли 
Подсистема Обзора системы электронного обмена данными. 
Axapta 
Модули логистики системы АКСАПТА поддерживают следующие направления работы подразделений логистики:

-   Ежедневный учет: операции по закупке, продаже, прочие складские операции, работа со спецификациями;

-   Настройку склада и номенклатурных единиц;

-   Организацию работы складской инфраструктуры: управление размещением и упаковкой грузов по отдельным складским ячейкам, мониторинг подъемно-транспортного оборудования, учет тары;

-   Анализ товарно-материальных потоков: получение информации о складских движениях и уровне запасов, использование специальных отчетов по логистике, таких как АВС-классификация и пр.;

-   Планирование товарно-материального движения: составление планов и работа с ними, расчет потребностей в товаре и использование его результатов, а также прогнозирование уровня складских запасов.

        Модули логистики системы АКСАПТА:

-   Модуль ^ Заказы;

-   Модуль ^ Закупки;

-   Модуль Управление запасами;

-   Модули ^ Расчеты с клиентами и Расчеты с поставщиками;

-   Модуль ^ Управление складом;

-   Модуль ^ Сводное планирование;

- Модуль _ Спецификации.

Б) Наибольшее распространение в данном классе имеют:

-   транспортная логистика (ИСУ транспортной логистикой). Задачи: оперативное управление перевозками (в т.ч. интермодальными).

-   складская логистика (ИСУ складской логистикой). Задачи: обслуживание складского хозяйства (учет, оперативная документация).

-   логистика макроуровня.6

 

 

2.3.Информационно-коммуникационные  технологии

2.3.1.Технологии мобильной связи 
        Развитие мобильной связи значительно повышает эффективность информационных технологий в логистике. В прошлом коммуникационные возможности в логистике были весьма ограничены в силу децентрализации операций снабжения и сбыта и неспособности поддерживать постоянную связь с транспортными средствами в пути (так что в процессе транспортировки и грузопереработки работникам приходилось полагаться только на предварительные инструкции, а менеджерам — надеяться на то, что никакие непредвиденные события не нарушат намеченный порядок действий). Иными словами, из-за некачественных коммуникационных средств между источниками информации, реальными операциями и принятием решений существовал пространственно-временной разрыв. Ситуацию изменило появление мобильной связи. 
         В настоящее время крупнейшие фирмы-разработчики компьютерных систем Intel и Microsoft разработали глобальное стратегическое видение корпораций, которое выражается формулой «конвергенции вычислительных и коммуникационных технологий» (внедрение коммуникационных возможностей в архитектуру вычислительных устройств). Персональные компьютеры (ПК), серверы, ноутбуки сегодня немыслимы без коммуникационных возможностей, да и стремление к слиянию карманных ПК (КПК) и сотовых телефонов – также очевидная тенденция (пример – появившиеся на рынке смартфоны, мобильные телефоны со встроенными функциями КПК). 
        Наиболее значимые направления технологий мобильной связи, имеющие место и оказывающие существенное влияние на логистический процесс: 
-   Мобильная телефонная связь;

-   Спутниковые коммуникационные технологии;

-   Технологии обработки и передачи графической информации.

        Мобильные телефоны могут использоваться для передачи информации: в устной форме, в документированной форме (SMS – сообщения, WAP- протоколы передачи данных), при небольшом радиусе действия (двусторонняя связь на ограниченном расстоянии — например, в распределительных центрах или других логистических подразделениях), на значительном расстоянии при наличии дополнительных возможностей.

         Мобильная телефонная связь позволяет, например, водителям погрузчиков получать оперативные распоряжения от менеджеров и при необходимости вносить коррективы в работу, не полагаясь исключительно на инструкции, выдаваемые в начале рабочей смены. Это делает логистические операции более гибкими и чувствительными к изменению внешних условий, а также дает возможность повысить уровень сервиса с меньшей затратой ресурсов.  
        Спутниковые коммуникационные технологии позволяют наладить связь на широком географическом пространстве — например, в регионе или в мировом пространстве. По каналам спутниковой связи в головной офис компании из ее подразделений зачастую передается информация о заказах, наличии запасов, подтверждении кредитоспособности; из иных – сообщения о местонахождении, маршрутные указания, уведомления о доставке.  
        Преимущество спутниковой связи - возможность быстро передавать значительные объемы информации в любую точку Земли.

         Технологии обработки и передачи графической информации базируются на технологии оптического считывания (сканирования) и факсимильной или компьютерной связи и используются для передачи и хранения, например, транспортной документации. 7 
        

 

 

2.3.2. Технологии штрих-кодирования и сканирования  
           Ярким примером актуальности использования данной технологии в логистических процессах служат контроль складских поступлений или продаж в розничной торговле. В прошлом основным носителем информации служила бумажная документация, ведение которой требовало больших затрат времени и порождало множество ошибок. Штриховое кодирование и электронное считывание кодов облегчают процессы сбора данных и обмена информацией.  
            Материальным носителем данной технологии являются наклейки со штрих-кодами, помещаемые на отдельные товарные упаковки (ящики, контейнеры и даже железнодорожные вагоны) или отдельный товар. Большинство потребителей знакомо с универсальными товарными кодами, УТК (Universal Product Code, UPC), которыми сегодня маркируют практически все потребительские товары.  
           Штрих-коды начали впервые применять в 1972 г. Каждый такой код представлял собой пятизначное число, однозначно обозначающее определенного производителя и продукт. Стандартизованные штрих-коды позволяют уменьшить количество ошибок в процессе получения, обработки и отправки грузов. Например, некоторые штрих-коды содержат указания на размер упаковки и даже вкус продукта. Основная цель штрих-кодов - разместить максимальное количество информации на минимальной площади.  
         Ограничением достижения данной цели является то, что чем компактнее код, тем больше вероятность ошибки при его считывании. В новейших кодах заложена возможность выявления и исправления ошибок, возникающих при сканировании.  
          Существуют следующие разновидности штрих-кодов:

-   Одномерные линейные (на одном дюйме размещается от 15 до 17 знаков);

-   Многомерные. Имеют матричную структуру (на одном дюйме размещается до 1800 знаков). Это матричные коды (один штрих-код как бы «налагается» поверх другого). Представители этой группы: 49, 16К и PDF 417(portable data file, что буквально означает «переносной файл данных»);

-   Контейнерные. Основной представитель - Универсальный контейнерный код UCC 128 (Serial Shipping Container Code), приобретающий большую популярность в качестве международного стандарта, позволяет идентифицировать каждый транспортируемый контейнер, что упрощает маршрутизацию и отслеживание грузов. По коду UCC 128 производителям и дистрибьюторам легко проследить за движением любого контейнера от производства до пункта продажи. Код UCC 128 используют в сочетании с электронным предуведомлением об отправке, в котором точно указывается ее состав. 8

         Преимущества применения штрих-кодирования для участников логистической цепи: 
        Грузоотправители: облегчение процесса подготовки и обработки заказов; устранение ошибок при транспортировке; сокращение трудовых затрат; совершенствование учета; окращение времени хранения запасов.

        Перевозчики:   интеграция платежной информации; клиенты получают доступ к информации в реальном времени; улучшение учета транспортировок; контроль за транспортом в пути; упрощение обработки контейнеров; возможность выявления несовместимой продукции на борту транспортного средства; сокращение времени на передачу информации.

        Склады: облегчение процесса подготовки, обработки и отправки заказов; повышение точности контроля за состоянием запасов; клиенты получают доступ к информации в режиме реального времени; зашита информации от несанкционированного доступа; сокращение трудозатрат; точность регистрации поступлений на склад.

        Оптовая и розничная торговля:   точность учета запасов и взимаемой оплаты;  ускорение инвентаризации; сокращение времени хранения запасов, увеличение гибкости системы.

         Проблемы применения штрих-кодирования для участников логистической цепи:

-   Отсутствие единой стандартизованной системы штрих-кодирования;

-   Нежелание отдельных организаций переходить на единую стандартизованную систему штрих-кодирования (разные запросы разных отраслей, потеря конкурентных преимуществ)

         Другим ключевым компонентом технологии автоматической идентификации грузов и неотъемлемым продолжением штрих-кодирования является сканирование – считывание штрих-кодов и преобразование его в пригодную для употребления информацию.  
          Существуют два типа сканеров, используемых в логистическом процессе:

-   портативные (ручные);

-   стационарные.

          В сканерах обоих типов может применяться либо контактная, либо неконтактная технология считывания. У контактных сканеров считывающее устройство должно касаться штрих-кода. Это уменьшает количество ошибок при считывании, но при этом утрачивается и гибкость использования. В настоящее время самыми популярными (65%) являются портативные лазерные сканеры (неконтактные). 
        Технология сканирования имеет две основных сферы применения в логистике: 
1) кассы магазинов розничной торговли, то есть непосредственные места продажи. Здесь не только печатают чеки для покупателей, но и осуществляют строгий контроль за движением запасов на уровне всего магазина. С помощью сканеров удается вести точный учет всего проданного и одновременно поддерживать нужный уровень запасов, поскольку данные с места продажи могут быть сразу же переданы поставщикам. Точный учет движения товаров сокращает неопределенность и позволяет уменьшить объем страховых запасов. Оперативная передача данных с места продажи не только облегчает проведение маркетинговых исследований и пополнение запасов, но и обеспечивает всем участникам логистической цепи конкурентные преимущества. 
2) грузопереработка и контроль за грузопотоками. Посредством сканирования можно следить за перемещением грузов, получать информацию о месте их хранения, времени отгрузки и доставки. Более широкое применение сканеров обещает рост производительности и уменьшение числа ошибок. Например, по отчетным данным компании Walgreens, внедрение технологии сканирования позволило автоматизировать систему пополнения запасов, повысило качество маркетинга и привело к сокращению совокупного объема запасов на 8%.9 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.3. Технологии радиочастотной идентификации 
         Технология радиочастотной идентификации (RFID) начала свое наступательное развитие около 10 лет назад (в начале 90-х годов 20 века). В настоящее время становится альтернативой штрихкодированию. 
        Радиочастотная идентификация имеет существенные преимущества по сравнению штиховым кодированием:

-   Радиометка содержит примерно в 20 раз больше информации чем штрих-код;

-   Эта информация может быть изменена или полностью заменена на другую в процессе товародвижения;

-   Считывание информации осуществляется автоматически, при любом положении метки, на большом (до 10 м) расстоянии, при высокой скорости движения объектов (до 100 ед/сек).;

-   Радиосигналы метки проходят через древесину, бумагу, пластмассу, картон, стекло. Им не мешают грязь, пыль, пар.

Эти преимущества очень существенны  именно для управления цепочками поставок (в логистике).  
        Важнейшим условием применения RFID-технологии в логистике является:

Информация о работе Информационные технологии в логистике