МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра информационных
технологий
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Информационные
технологии и системы в логистике
на тему: Информационные
технологии в логистике, предмет и задачи
Студент
ФМк, 5 курс, ЗМЛ-1
Руководитель
доцент
МИНСК 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………3
- Информационные технологии
в логистике……4
…………………………….4
Этапы технологии штрихового кодирования…………………….5
Практическое применение……………………………………………6
Преимущества штрихового кодирования…………………………7
Автоматическая идентификация…………………………………….8
Популяризация штрихового кодирования……………………...…9
Составляющие технологии штрихового
кодирования………...10
Сканеры штрих-кода……………………………………………….…11
Терминал сбора данных……………………………………………...14
Список
используемых источников…………………………………………16
Введение
Современная логистика немыслима без
активного использования информационных
технологий. Трудно представить себе формирование
и организацию работы цепей доставки товаров
без интенсивного, постоянного оперативного
обмена информацией, без быстрого реагирования
на потребности рынка. Сегодня практически
невозможно обеспечить требуемое потребителями
качество товаров и услуг без применения
информационных систем и программных
комплексов для анализа, планирования
и поддержки принятия коммерческих решений
в логистической системе. Более того, именно
благодаря развитию информационных систем
и технологий логистика стала доминирующей
формой организации товародвижения на
высоко-конкурентных рынках экономически
развитых стран.
1.Информационные
технологии в логистике
Информационные технологии – совокупность методов, производственных
и прогpамно-технологических средств,
объединенных в технологическую цепочку,
обеспечивающую сбор, хранение, обработку,
вывод и распространение информации для
снижения трудоемкости процессов использования
информационных ресурсов, повышения надежности
и оперативности работы с ними.
Предметом изучения информационной логистики являются
особенности построения и функционирования
ИС, обеспечивающих функционирование
ЛС.
Целью информационной логистики является построение
и эксплуатация информационных систем,
обеспечивающих наличие:
1)
нужной информации (для управления МП);
2)
в нужном месте;
3)
в нужное время;
4)
необходимого содержания (для лица принимающего
решение);
5)
с минимальными затратами.
Средства
информационной логистики должны позволять
планировать МП, управлять ими и контролировать
их. Поэтому основными задачами информационной
логистики являются:
-
планирование логистических потребностей
в области передачи и обработки информации;
-
анализ решений, связанных с продвижением
МП, и соответствующих информационных
потоков (ИП) и требований к параметрам
ИП;
-
управленческий контроль логистических
процессов;
-
интеграция участников ЛЦ.
Исследования
логистических процессов, проводившиеся
в научных центрах развитых стран, свидетельствуют
о том, что главные направления развития
логистических систем в ближайшие годы
будут тесно связаны с компьютерными технологиями.
Рассмотрим основные направления развития
информационных технологий.
- Интернет-технологии:
поисковые системы (Rambler, Yahoo), информационные
серверы (Web-cepвep ИКС МИР), интерактивные
магазины, браузеры (browseгs) – программы,
позволяющие находить и просматривать
гипертекстовые документы, помещенные
в Сети, на компьютере пользователя (МicrosоftInternetExplorer,
Opera), почтовые программы (MS Outlook, TheBat), программы
для общения (ICQ, IPhone) и др.
- Технология электронного
обмена данными (EDI – ElectronicDataInterchange)
позволяет автоматизировать создание,
отправку, получение и обработку любых
электронных документов и интегрировать
их с действующими бизнес-приложениями.
Технология EDI появилась для того, чтобы
преодолеть недостатки, присущие процессу
традиционного обмена документами в логистике,
который, к сожалению, для российской экономики
пока еще является весьма распространенным.
К ним можно отнести: долгий цикл получения/подтверждения
заказа, слабо формализованный и неподдерживаемый
процесс согласования изменений в заказе;
высокую стоимость за счет необходимости
постоянных телефонных перегoворов и уточнений,
длительное выставление счета.
- Электронная цифровая
подпись (ЭЦП) – реквизит электронного
документа, предназначенный для защиты
данного электронного документа от подделки,
позволяющий идентифицировать владельца
сертификата ключа подписи и установить
отсутствие искажения информации в электронном
документе. Электронный документ, заверенный
ЭЦП, допускается в арбитражный процесс
в качестве письменного доказательства
и имеет правовой статус документа.
- Маркировка – нанесение
знаков, надписей и рисунков на товар или
тару для их опознания и указания способов
перевозки, обработки и хранения для повышения
эффективности товародвижения продукции,
обеспечения ее безопасности, качества,
соответствия стандартам и международным
нормам, а также более эффективного контроля
состояния на всех стадиях логистической
цепи. Носители маркировки подразделяются
на этикетки, ярлыки, вкладыши, бирки, кольеретки,
контрольные ленты, клейма, штампы и др.
По своей структуре маркировка обычно
включает три элемента: краткий текст,
рисунок, условные обозначения товара
или информационные знаки. Текст маркировки несет
в себе информацию по использованию, качеству,
сроку годности, дате изготовления с идентификацией
продукта по стране, фирме-производителю. Рисунок не является
обязательным элементом маркировки, его
нанесение преследует, как правило, выполнение
мотивационной и эмоциональной функций
и значительно реже идентификационных
и информационных. Цельусловных обозначений – идентифицировать
товар конкретной фирмы, выделить его
из массы аналогичных товаров. Они включают
в себя: товарные знаки, знаки наименования
и происхождения товара манипуляционные
знаки, экологические знаки, предупредительные
знаки, знаки опасности, штриховое кодирование,
идентифицирующие и информационные знаки,
размерные знаки, эксплуатационные знаки,
компонентные знаки.
Компонентные знаки формируют достаточно обширный
перечень условных обозначений маркировок,
предназначенных для информации: о применяемых
пищевых добавках – «индекс Е», химическом
составе товара – краски, лаки, металлы,
шпатлевки и пр.
Размерные знаки введены для обозначения конкретных
физических величин, определяющих количественные
параметры товара: массу, вес, объем, длину
и пр.
Эксплуатационные
маркированные знаки предназначены для информации
потребителя о правилах эксплуатации,
монтажа, наладки и ухода за потребительскими
товарами.
Предупредительные
знаки маркировки предназначены для обеспечения
безопасности потребителя, товаров и сохранения
окружающей среды при перевозке, хранении
и использовании потенциально опасных
товаров путем предупреждения об опасности
или указания на выполнение обязательных
действий по предупреждению опасности.
Экологические маркированные
знаки (экомаркировка) – комплекс знаков, предназначенных
для информации потребителей об экологической
чистоте потребительских товаров или
экологически безопасных способах их
применения, эксплуатации или утилизации.
Манипуляционные
знаки формируют комплекс условных
обозначений, предназначенных для информации
о способах обращения (хранения, складирования,
перевозки, погрузки-выгрузки и др.) с грузами
(тарой) и товарами. Манипуляционные знаки
(предупредительные надписи), указывающие
на способы обращения с грузом, наносят
на каждое грузовое место в левом верхнем
углу на двух соседних стенках тары.
- Технологии бесконтактной
идентификации – технические средства,
организационные мероприятия, последовательность
действий, обеспечивающие распознавание
и регистрация объектов и прав, ввод этой
информации в компьютер без использования
клавиатуры в режиме реального времени.
В настоящее время известен ряд технологий
бесконтактной идентификации, среди них:
- карточные
технологии – на основе магнитной
полосы, смарт-карты (с интегральной микросхемой
для хранения информации), оптической
карты;
- биометрические
технологии, например, распознавание
подписи, доступ к персональным компьютерам
и сетям;
- технологии
штрихового кодирования – для эффективного
учета движения материальный ценностей
каждому товару присваивают уникальный
код и обеспечивают его быстрое считывание
при минимальных ошибках.
Штриховой код (ШК) – это символ, состоящий
из рисунка полос (штрихов) и пространства
между ними (пробелов), отображающий машинный
код букв и чисел в двоичной системе. Технология
сканирования ШК обеспечивает преобразование
изображения кода в компьютерные данные.
Сегодня на отечественном рынке торгового
оборудования предлагается более 100 моделей
и модификаций разнообразных устройств
считывания ШК разных производителей:
-простейшие сканеры
контактного действия, которыми надо
дотронуться или провести по ШК;
- мобильные ручные
терминалы сбора данных, которые, как
правило, имеют встроенный лазерный сканер,
способный считывать ШК на расстоянии;
- настольные устройства (или
встраиваемые в стол);
- технологии радиочастотной
-идентификации (RFIDтехнологии, RadioFrequencyldentification) – микросхема RFID передает информацию
в радиодиапазоне на устройство считывания
или сканер. Традиционные печатные ШК
обычно считываются лазерным сканером,
которому для определения и извлечения
информации требуется прямая видимость.
При использовании технологии RFID сканер
может считать закодированную информацию,
даже когда бирка с ней скрыта, например,
встроена в корпус изделия или вшита в
одежду. RFID-технологии обеспечивают электронный
контроль доступа и перемещений персонала
на территории предприятий и складов;
выдачу и перемещение товаров и материальных
ценностей, контроль, защиту дорогих изделий
на складах и в магазинах; защиту и сигнализацию
на транспортных средствах и мн. др;
- Международная система
автоматической идентификации EAN UCC применяется
для идентификации единиц учета уникальным
глобальным идентификационным номером
товара GTIN (GlobalTrade ItemNumber).
Номер GTIN отображается на упаковке товаров
в виде штрихового кода международной
системы кодирования EAN/UCC–13. Основными
составляющими системы EAN UCC наряду с GTIN
являются код SSCC-18 и глобальный идентификационный
номер EAN/UCC GLN. Код SSCC-18 применяется
в логистических операциях и является
уникальным идентификатором на всех этапах
контроля передвижения грузовой отправки.
Он используется всеми сторонами, участвующими
в транспортировке, в качестве уникальной
ссылки на подробную информацию о грузе,
хранимую в перевозочном документе (компьютерном
файле). Глобальный идентификационный
номер EAN/UCC GLN (GlobalLocationNumber) представляет
собой 13-разрядный цифровой код (номер)
предназначенный для идентификации предприятий,
функциональных подразделений, физических
местоположений. Он не несет в себе содержательной
информации, а представляет собой ссылку
на данные, хранящиеся в компьютерной
базе данных. По номеру EAN/UCC GLN в базе данных
при необходимости можно быстро отыскать
более подробную информацию о предприятии
(организации) или подразделении, например,
юридический и почтовый адрес, финансовые
реквизиты, фамилии директора и управляющих,
xapaктеристики складских помещений и т.д.
Глобальный идентификационный номер GLN
используется в системах электронного
обмена данными EDI, где требуется точное
обозначение адресатов сообщений, участников
коммерческих транзакций и их местоположения.
Использование кодовых обозначений вместо
полных наименований является ключевым
условием работы системы EDI;
- сеть EPCglobalNetwork предположительно
должна стать основой глобальной цепи
управления поставок будущего. Сегодня
EPCglobal – это совместное некоммерческое
предприятие, которое основали международная
ассоциация товарной нумерации, EAN Intemational
и американский совет по унифицированному
коду, UCC. Задача EPCglobal состоит в разработке
и продвижении стандартов для всех
составляющих сети EPCglobalNetwork, к которым
относятся: система нумерации ЕРС; радиочастотные
метки, считывающие устройства, протоколы
взаимодействия; управление событиями
в реальном времени, архитектура сети
и др. Цель проводимой EPCglobal стандартизации
состоит в разработке технических спецификаций
и стандартов, с помощью которых пользователи,
представляющие широкий круг отраслей
промышленности, смогут повысить эффективность
своих операций в цепях поставок. Цель
создания сети EPCglobalNetwork заключается в
том, чтобы обеспечить немедленную, автоматическую
идентификацию товаров и обмен информацией
о них в цепи поставок;