Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 22:36, курс лекций
Логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и др. материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до промышленных предприятий; внутризаводской переработки сырья, материалов, полуфабрикатов; доведения готовой продукции до потребителя в соответствии е его требованиями а также передачи, обработки и хранения соответствующей информации.
1. Понятие логистики. История появления и развития логистики а нашей стране и за рубежом.
2. Сущность логистики и ее значение для организации предпринимательской деятельности.
Товарооборачиваемость - понятие, усредняющее кругооборот товарной массы, который представляет собой законченный процесс.
Процесс вовлечения товара в сферу обращения, конечная цель - передача товара в сферу потребления.
На товарооборачиваемость влияют:
- соотношение спроса и предложения
- потребительские свойства товара
- сложность ассортимента товара
- организация завоза
товара в разные точки
- географические особенности
Показатели
- объем товарного запаса,
который выражен в
- резервный товарный запас
- Min уровень товарного запаса
- Max уровень товарного запаса
- структура товарного запаса (определяется поступлениями из всех источников)
Уровень товарного запаса - средний товарный запас за период времени
З месяц =(З нач + Зкон )/2 - средний запас за месяц
Зквартал=(З1+З2+З3)/3 - средний запаса за квартал (за 3 месяца)
Средний хронологический запас: регистрируется запас в определенные дни месяца, и берется их среднее.
Запасоемкость - устраняет
влияние факторов размерности торговой
организации и предназначен для
сравнения уровней запасов
Обеспеченность товарооборота товарным запасом - отражает число дней торговли, на которое хватает товарного запаса.
Зобесп i=Зк i /mi (Зк i - конечный товарный запас, mi - однодневный товарный запас i-го товара).
Характеристики процесса товарооборачиваемости:
- скорость обращения (количество оборотов товарной массы в единицу времени). Скорость зависит от продолжительности исследуемого периода.
- время обращения.
Время одного оборота характери
Эф=П/C - Эффективность (П - прибыль, С - количество оборотов).
Оптимальный размер товарного запаса. Простейший метод расчета - нахождение среднего значения.
Существуют также методы:
- опытно-статистический
(основывается на
- метод экспертных оценок, основан на субъективной оценке текущего момента и перспектив развития
- расчетно-экономический
метод. Сущность в том, что
объем товарного запаса
Ni=ai+bi+1/2ci+di
ai - запас на время приемки и предпродажной подготовки i-го товара
bi - рабочий запас i-го товара
1/2ci - половина текущего запаса
di - страховой запас i-го товара
N=SNi - общий оптимальный запас
Наиболее применяемый
- экономико-математический метод экстраполяции,
заключается в перенесении
Формула Уилсона:
R - размер покупательского спроса
С1 - (определяется по оптимальному рынку товара) считаются все статьи издержек, кроме транспортных. В розничной торговле С1 - затраты на хранение, сортировку, упаковку, содержание холодильников, % за кредит, порча товара, страховой запас и т.д. Для отдельной фирмы - все что куплено но не продано - весь товарный запас.
С2 - все затраты на транспортировку
Для решения задач оптимизации необходимо обеспечить контроль за всеми звеньями системы перемещения грузов.
Оптимизация по критериям:
- Прибыль. Этот критерий
дает количественную оценку
- Минимизация затрат обращения и товародвижения.
- Возможным направлением деятельности для увеличения прибыли считаются мероприятия:
- создание единой транспортно-
- экономическое объединение производства и сбыта
- выработка оптимальных
схем складирования и
Выбор схемы товародвижения зависит от целей оптимизации, поставленных предприятием; min сроки поставки или max уровень сервиса, max прибыли, min издержки.
Цели создания информационной системы:
- обеспечить выживаемость и дееспособность фирмы
- обеспечение работникам нормального трудового процесса
- устранение неразберихи в получении информации и ее использовании
- расширение функций предприятия в соответствии с требованиями рынка
Потребители информационной системы: подразделения маркетинга, отдел снабжения и сбыта, склад, разработчики изделий и технологий, управленческое звено предприятий.
Внешние потребители и поставщики информации: потребители продукции, поставщики сырья и комплектующих, посредники, предприятия-конкуренты, инвесторы, рекламодатели.
Основные принципы построения информационной системы:
- иерархия (подчиненность
задач и использования
- принцип агрегированности данных (учет запросов на разных уровнях)
- избыточность (построение с учетом не только текущих, но и будущих задач)
- конфиденциальность
- адаптивность к изменяющимся запросам
- согласованность и информационное единство (определяется разработкой системы показателей, в которой исключалась бы возможность несогласованных действий и вывод неправильной информации)
- открытость системы (для пополнения данных)
В составе системы действуют эксперты и моделирующие комплексы ЭВМ. Основным типом информационного продукта служат статистические данные, а также факты, знания, умения представляемые как в первичной, так и в обработанной форме. Система действует с учетом технических и правовых ограничений, может работать в нескольких режимах:
- информационно-справочный режим
- режим сортировки и группировки
- аналитический режим
(выдача аналитических
- расчетный режим (выполняются
расчеты по заранее
- советующий режим
(выдается несколько решений
- обучающий режим
- оптимизационный
Схема построения
БД ПсА Предметная база
знаний
Моделирующее
Входные Постановка
данные задач
Классификация основных задач производства и сбыта,
решаемых с помощью информационных систем
Содержание задачи |
Информационное обеспечение |
1.1 Сбор фактических данных, первичный анализ производства и потребления 1.2 Анализ динамики производства |
Статистические данные о фактическом производстве и поставках продукции за ряд периодов. Характеристики предприятий и продукции |
2.1 Анализ спроса на данный вид продукции по данному виду предприятий 2.2 ФСА продукции с точки зрения данного потребителя 2.3 Анализ эластичности
спроса на данный вид |
Статистика поставок данной продукции на данном предприятии, заявочная потребность отказа в поставке. Данные о поставках конкурентов Функциональная структура производства на предприятии заказчика. Статистика поставок и цен продукции и аналогов |
3.1 Анализ возможностей поставки на данную группу предприятий других видов продукции |
Данные о потребностях предприятий-заказчиков, технологические возможности поставщика |
4.1 Анализ новых рынков сбыта |
Данные об использовании продукции на других предприятиях. Данные о производстве конкурентов |
5.1 Анализ и прогноз функционирования предприятия. Анализ сбыта и |
Данные о технологии, предметах и средствах труда, данные о сбыте |
6.1 Общая задача формирования оптимальной номенклатурной производственной программы предприятия 6.2 Обобщенный анализ
технологических, сбытовых и 6.3 Определение стратегии предприятия по кадрам, по производству и по продвижению продукции |
Данные о технологических процессах, предметах и средствах труда, кадровом составе, финансовом состоянии, данные о возможностях привлечения рабочей силы нужной квалификации, капиталовложения. Данные о различных посреднических организациях |
7.1 Общий анализ и прогноз производства и сбыта данной продукции |
Данные о производстве и сбыте по всем изготовителям и потребителям |
Основные направления программы работ по реализации
функций логистики на предприятии
- Выбираются технические
средства для выполнения
- Устанавливаются требования к качественным характеристикам и определяется объем необходимых финансовых и трудовых ресурсов
- Определение базовых
методов формирования
- Выбор организационной
формы осуществления
- Составление сетевой модели выполнения этапов и работ
- Разработка системы критериев оценки и мотиваций действий
- Организация контроля, учета и оценки хода работ
Базы данных - содержат информацию по различным областям коммерческой деятельности: справочники номенклатур товара, справочники о потребителях, производителях, банках, биржах и т.д. Данные о заявках на сбыт, на рекламу и приобретение услуг. Могут также использоваться таблицы категорий
Базы знаний - отличаются
высокой структурированностью данных.
Называется расширенно-декларативно-
В системе математического обеспечения информационной системы представлены следующие модели:
- Модель факторного
анализа. Строится на базе
- Модель обобщения информации. Предназначена для построения интегральных показателей в соответствии с целями анализа.
- Модель прогноза. Для определения вариантов развития объекта, которые существенны для предпринимательской деятельности.
- Модель принятия оптимальных решений.
Факторный анализ помогает решить следующие задачи:
- модель эластичности спроса по цене и качественным параметрам изделия
- модель деятельности потребителей, поставщиков и конкурентов
Модели обобщения информации:
- интегральной оценки
конкурентоспособности и
- модель оценки риска
плановых и хозяйственных
Зарубежные информационные системы для решения
задач логистики, маркетинга, производства
Система фирмы SSA “Business planning and controlling system” - система планирования и управления предприятием любого профиля. Включает в себя 40 взаимосвязанных программных продуктов, модулей и т.д. Она рассматривает как непрерывные, так и дискретные производственные процессы. Для деятельности предприятий, состоящих из нескольких фирм. В 92г. система была установлена на 57 тыс. предприятий в 60 странах, в 150 городах. Ее используют L’Oreal, Proctor&Gamble, SONY, BASF, Shell.