Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 15:45, реферат
Проще говоря, для того, чтобы произвести, а затем выгодно продать какой-либо продукт, нужно с оптимальными затратами и в заданные сроки доставить к месту производства все необходимые ресурсы (сырье, материалы, энергию и др.). После этого необходимо также с оптимальными затратами по хранению, перемещению и расходованию всех ресурсов произвести в установленные сроки готовый продукт (товар), который пользуется спросом потребителей. И, наконец, нужно через систему распределения доставить товар потребителям, используя транспорт и склады в рамках оптимальных затрат и сроков.
Логистика и транспорт
Под логистикой
понимают методологию эффективного управления
материальными и, связанными с ними информационными
и финансовыми потоками для полного удовлетворения
требований потребителей с оптимальными
затратами всех ресурсов.
Проще говоря, для того, чтобы произвести,
а затем выгодно продать какой-либо продукт,
нужно с оптимальными затратами и в заданные
сроки доставить к месту производства
все необходимые ресурсы (сырье, материалы,
энергию и др.). После этого необходимо
также с оптимальными затратами по хранению,
перемещению и расходованию всех ресурсов
произвести в установленные сроки готовый
продукт (товар), который пользуется спросом
потребителей. И, наконец, нужно через
систему распределения доставить товар
потребителям, используя транспорт и склады
в рамках оптимальных затрат и сроков.
Таким образом, материальный поток сначала
в виде необходимых ресурсов, затем предметов
труда и, наконец, товара проходит несколько
этапов (их называют звеньями) логистического
процесса.
В странах с развитой рыночной экономикой
начали использовать логистику как методологию
предпринимательства в начале второй
половины XX века. С переходом российской
экономики на рыночные рельсы, формированием
класса собственников, развитием свободного
ценообразования у предпринимательских
структур возник активный интерес к логистике.
Дело в том, что в структуре общих затрат
предприятий на содержание запасов сырья,
полуфабрикатов, готовой продукции в среднем
приходится около 40%, на их складирование
— примерно 20%, на перевозки магистральными
видами транспорта 20%, промышленным (технологическим)
транспортом 10%. Остальные
10% общих расходов связаны с операциями
в сфере сбыта. Фактор времени, наряду
с ценой и качеством продукции, определяет
успех предприятия в рыночной экономике.
Указанные выше затраты, а также временной
потенциал распределяют между транспортными,
производственными, оптовыми, сбытовыми
предприятиями. Они связаны между собой
финансовыми и информационными потоками.
Эти потоки и их звенья образуют логистические
системы, которые делятся на две большие
группы — микрологистические и макрологистические
системы. Первые предназначены для интегрированного
управления материальными и связанными
с ними финансовыми и информационными
потоками внутри предприятия, а также
вне его в бизнес-кооперациях снабжения
и сбыта.
Макрологистические системы образуются
для управления упомянутыми потоками
в рамках внутрирайонных, межрайонных,
региональных, межрегиональных, отраслевых
и межотраслевых связей при участии различных
видов транспорта.
На рис. 40 представлена общая структурная
схема макрологистической системы. В зарубежной
практике создаются глобальные макрологические
системы, к которым относятся государственные
(транснациональные) логистические системы,
формируемые на уровне страны в целом,
а также межгосударственные (международные)
логистические системы, охватывающие
несколько стран и трансконтинентальные,
создаваемые в пределах нескольких континентов.
Цели и задачи логистики во многом зависят
от масштабов логистических систем. Существует
несколько функциональных областей логистики:
допроизводственная, производственная,
постпроизводственная, транспортная,
складская, информационная, финансовая.
Применение логистических методов породило
новый подход к транспорту как составному
звену логистической системы. Оно включает
в себя перевозки в тесной органической
взаимосвязи с закупками, поставками,
сбытом, складированием, хранением сырья
и продукции.
Такие базисные требования логистики,
как приоритет потребителя, высокий уровень
сервиса, сокращение длительности выполнения
заказа в полной мере относятся как к производственным
предприятиям, снабженческо-сбытовым
организациям, так и к транспорту, задействованному
в логистических системах Основной экономический
эффект от применения логистической методологии
достигается за счет сокращения транспортно-складских
издержек, оптимизации запасов материальных
ресурсов и сокращения времени их доставки.
Этот эффект определяют на основе сравнительной
технико-экономической оценки различных
вариантов доставки и хранения грузов
с учетом размеров грузопотоков, дальности
перевозок, величин транспортных, складских,
страховых тарифов, таможенных пошлин
и сборов, а также условий, задаваемых
грузополучателями и грузовладельцами.
По каждому варианту логистической цепи
рассчитывают совокупные затраты и выбирают
вариант с наименьшими затратами.
Транспортные компании, принимающие участие
в логистических системах, стараются расширить
спектр своих услуг. Опыт многих транспортных
компаний, принявших на вооружение эту
логистическую концепцию, показывает,
что политика предоставления дополнительных
услуг повышает их возможности в привлечении
новых объемов работ, увеличивает прибыль,
способствует ускоренному внедрению прогрессивных
технологий, укрепляет имидж компаний.
В свою очередь, фирмы, доверившие часть
функций транспортным компаниям, могут
уделить больше внимания своей основной
деятельности. Транспортная компания,
как логистический партнер предприятия,
стремится представить ему весь необходимый
объем информации о продвижении грузопотока,
о доставке его товаров грузополучателю.
Предложению набора услуг обычно предшествует
изучение конкретных потребностей предприятия.
Эти функции взяли на себя транспортные
логистические центры. Во Франции, например,
такие центры были созданы на железных
дорогах еще в 80-е годы. Они проводят анализ
грузопотоков и распределение их по сети
железных дорог. На основе аналитических
данных центры вносят предложения по оптимизации
грузопотоков не только с использованием
железнодорожного, но и других видов транспорта.
Со спектром услуг, предоставляемых компаниями,
интегрируются услуги, оказываемые экспедиторскими
фирмами. Некоторые из них строят складские
терминалы с системами технического обслуживания
и ремонта прибывающего на терминалы автомобильного
подвижного состава, принимают на себя
функции по выполнению таможенных формальностей
для грузоотправителей и грузополучателей
В структурах экспедиторских фирм появляются
подразделения, закупающие товары для
обслуживаемых ими предприятий, а также
реализующие товары, изготовленные этими
предприятиями. В основе такого подхода,
который иногда называют корпоративной
логистикой, заложено следующее. Каждому
предприятию целесообразно освободиться
от несвойственных ему функций логистики,
передав их осуществление специализированным
транспортным, экспедиторским, складским
и упаковочным фирмам. Именно эти специализированные
фирмы должны взять на себя закупку и транспортировку
сырья, материалов, энергоносителей, хранение,
упаковывание, вывоз готовой продукции,
принять участие в ее распределении, складировании,
а также утилизации и ликвидации производственных
отходов. В ходе решения таких логистических
задач упомянутые фирмы иногда принимают
на себя и часть производственных функций.
Примером может служить созданный экспедиторами
на одном из складских терминалов цех
по раскрою завозимого сюда листового
металла в соответствии с размерами, заданными
покупателями этого металла.
Важная проблема транспортной логистики
— управление взаимосвязанными звеньями
«транспорт — складское хозяйство — товарные
запасы». На расположение складов и уровень
товарных запасов влияет фактор времени,
который, в свою очередь, зависит от скорости
и эффективности выполнения транспортных
операций.
Общая структурная схема макрологистической
системы материало- и товародвижения (МТ —
магистральный транспорт; ПТ — промышленный транспорт) представлена
далее