Методы решения логистических задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 20:17, реферат

Краткое описание

Объектом изучения логистики являются материальные и соответствующие им финансовые и информационные потоки. Эти потоки на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходят различные производственные, транспортные, складские звенья.

Содержание

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ РЕШЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 2
2. МОДЕЛИРОВАНИЕ В ЛОГИСТИКЕ 3
3. ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ 7
4. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНГО ПОДХОДА 8
5. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИЧЕСКОГО И СИСТЕМНОГО ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМ 9
6. ПРИМЕР КЛАССИЧЕСКОГО И СИСТЕМНОГО ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14

Вложенные файлы: 1 файл

МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

Экспертные  системы применяются на различных  стадиях логистического процесса, облегчая решение проблем, требующих значительного  опыта и затрат времени. Например, на складе, при принятии решения  о пополнении запасов, когда менеджеру необходимо оценить большой объем разнообразной информации: ожидаемые цены в разрезе закупаемых товаров, тарифы на доставку, необходимость одновременного пополнения запасов по разным позициям ассортимента и т. д. Использование здесь экспертных систем позволяет принимать не только правильные, но и быстрые решения, что зачастую не менее важно.

В качестве примера  использования экспертных систем в  складском хозяйстве приведем систему Inventory Management Assistant, IMA («помощник в  складском менеджменте»), разработанную для логистического отдела Военно-воздушных сил США. Отдел обслуживает свыше 19000 самолетов по всему миру. Складская система отдела содержит 916000 наименований запасных частей для самолетов. Цель создания IMA -- помощь персоналу складов при решении задач, связанных с управлением запасами. Использование названной экспертной системы позволило на 8-10% повысить эффективность решения обычных проблем. Эффективность решения вопросов в сложных ситуациях возросла на 15 - 18%.

4. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ  СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

Природа материального  потока такова, что на своем пути к потреблению он проходит производственные, складские, транспортные звенья. Организуют и направляют материальный поток  разнообразные участники логистического процесса.

Методологической  основой сквозного управления материальным потоком является системный подход, принцип реализации которого в концепции логистики поставлен на первое место.

Системный подход - это направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, что позволяет исследовать трудно наблюдаемые свойства и отношения в объектах.

Системный подход означает, что каждая система является интегрированным целым даже тогда, когда, она состоит из отдельных, разобщенных подсистем. Системный  подход позволяет увидеть изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.

Функционирование  реальных логистических систем характеризуется  наличием сложных стохастических связей как внутри этих систем, так и в их отношениях с окружающей средой. В этих условиях принятие частных решений, без учета общих целей функционирования системы и предъявляемых к ней требований, может оказаться недостаточным, а возможно и ошибочным.

 

Системный подход не существует в виде строгой методологической концепции. Это своего рода совокупность познавательных принципов, соблюдение которых позволяет определенным образом сориентировать конкретные исследования.

При формировании логистических систем должны учитываться следующие принципы системного подхода:

  • принцип последовательного продвижения по этапам создания системы. Соблюдение этого принципа означает, что система сначала должна исследоваться на макроуровне, т. е. во взаимоотношении с окружающей средой, а затем на микроуровне, т. е. внутри своей структуры;
  • принцип согласования информационных, надежностных, ресурсных и других характеристик проектируемых систем;
  • принцип отсутствия конфликтов между целями отдельных подсистем и целями всей системы.

5. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИЧЕСКОГО И СИСТЕМНОГО ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМ

 

Существо системного подхода отчетливо проявляется  при его сравнении с классическим индуктивным подходом к формированию систем.

Классический  подход означает переход от частного к общему (индукция). Формирование системы, при классическом подходе к этому процессу, происходит путем слияния ее компонентов, разрабатываемых отдельно (рис. 2).

рис. 2

 

На первом этапе  определяются цели функционирования отдельных  подсистем. Затем, на втором этапе, анализируется  информация, необходимая для формирования отдельных подсистем. И, наконец, на третьем этапе формируются подсистемы, которые в совокупности образуют работоспособную систему.

В отличие от классического системный подход предполагает последовательный переход  от общего к частному, когда в  основе рассмотрения лежит конечная цель, ради которой создается система (рис. 3).

Рис. 3.

Последовательность  формирования системы при системном  подходе также включает в себя несколько этапов.

Первый этап. Определяются и формулируются цели функционирования системы.

Второй этап. На основании анализа цели функционирования системы и ограничений внешней  среды определяются требования, которым  должна удовлетворять система.

Третий этап. На базе этих требований формируются, ориентировочно, некоторые подсистемы.

Четвертый этап. Наиболее сложный этап синтеза системы: анализ различных вариантов и выбор подсистем, организация их в единую систему. При этом используются критерии выбора. В логистике один из основных методов синтеза систем - моделирование.

6. ПРИМЕР КЛАССИЧЕСКОГО И СИСТЕМНОГО ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА

 

Различные подходы  к организации материального  потока проиллюстрируем на примере  снабжения магазинов бакалейными  товарами со складов оптовой базы. Участники этого процесса: оптовая  база, транспортное предприятие и сеть обслуживаемых продовольственных магазинов.

Рассмотрим  два варианта организации материального  потока, имеющие принципиальное отличие  друг от друга. Первый вариант носит  традиционное название «самовывоз», второй -«централизованная доставка».

Вариант 1 (самовывоз) характеризуется следующими признаками:

отсутствует единый орган, обеспечивающий оптимальное  использование транспорта. Магазины самостоятельно договариваются с транспортными  организациями и, получив машину, приезжают по мере необходимости  на базу за товаром;

на складах  базы, на транспорте и в магазинах применяются исторически сложившиеся технологические процессы грузопереработки, не согласованные между собой. Некоторое согласование имеет место лишь в местах передачи груза;

ни оптовая  база, ни магазины не предъявляют жестких  требований к типам используемого транспорта -- главное вывезти товар;

отсутствует необходимость  использования строго определенных видов тары;

возможно, что  в ряде магазинов не созданы условия  для беспрепятственного подъезда транспорта, быстрой разгрузки и приемки  товара.

Анализ характерных признаков «самовывоза» показывает, что у участников логистического процесса отсутствует единая цель -- рациональная организация совокупного материального потока. Каждый из участников организует материальный поток лишь в пределах участка своей непосредственной деятельности.

Очевидно, что  здесь имеет место классический способ формирования системы, обеспечивающей прохождение совокупного материального  потока. Действительно, мы видим здесь  три, самостоятельно сформированные подсистемы :

-- подсистема, обеспечивающая прохождение материального потока на складах оптовой базы;

-- подсистема, обеспечивающая  его обработку на транспорте;

-- подсистема, обеспечивающая  его обработку в магазинах.

Эти подсистемы соединены между собой в значительной степени механически. Несмотря на это, в целом они образуют работоспособную систему, обеспечивающую прохождение совокупного материального потока по всей цепи:

Вариант 2 (централизованная доставка) характеризуется следующими признаками:

участники логистического процесса создают единый орган, цель которого -- оптимизация именно совокупного материального потока. Например, в потребительском союзе для организации централизованной доставки создается рабочая группа, в состав которой входят директора автотранспортных, оптовых и розничных предприятий. Организационное руководство рабочей группой возлагается на заместителя председателя правления потребсоюза;

Исторически сложившиеся  технологические процессы на предприятиях -- участниках логистического процесса корректируются в соответствии с требованиями оптимальной организации именно совокупного материального потока;

Разрабатываются схемы завоза товаров в магазины, определяются рациональные размеры  партий поставок и частота завоза;

Разрабатываются оптимальные маршруты и графики  завоза товаров в магазины;

Создается парк специализированных автомобилей, а  также выполняется ряд других мероприятий, позволяющих оптимизировать совокупный материальный поток.

Анализ характерных  признаков второго варианта организации  материального потока показывает, что для централизованной доставки товаров участники логистического процесса задаются общей целью формирования логистической системы, обеспечивающей рациональную организацию совокупного материального потока. Изучаются требования, которым он должен удовлетворять. Формируются варианты его организации, из которых по специальным критериям отбирается лучший. Таким образом, второй вариант является примером системного подхода к формированию логистической системы, обеспечивающей прохождение совокупного материального потока по цепи:

Не останавливаясь на доказательстве, отметим, что второй вариант организации материального  потока, т. е. системный подход к товароснабжению  розничной торговой сети, позволяет:

-- повысить степень  использования материально-технической базы, в том числе транспорта, складских и торговых площадей;

-- оптимизировать  товарные запасы у всех участников  логистического процесса;

-- повысить качество  и уровень логистического сервиса;

-- оптимизировать  размеры партий товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Афанасьева  Н.В. Логистические системы и  российские реформы. - СПб.: Изд-во  Санкт-Петербург, ун-та экономики и финансов. 2008.

2. Васильев Г.А. и др. Логистика. - М.: Экономическое образование. 2009.

3. Гаджинский  А.М. Основы логистики: Учеб. пособие - М.: ИВЦ «Маркетинг». 1995.

4.. Голиков Е.А.. Пурлик В.М. Основы логистики и бизнес-логистики: Монография.-- М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2009.

5. Гончаров П.П.  и др. Основы логистики: Учеб. пособие. - Оренбург. 2008 (Издат. центр ОГАУ).

6. Гордон М.П  . Тишкин Е.М.. Усков Н.С. Как  осуществить экономичную доставку  товаров отечественному и зарубежному  покупателю: Справочное пособие  для предпринимателя. - М.: Транспорт, 2006.

7. Дегтяренко  В.П. Основы логистики и маркетинга. - Ростов н/Д: Экспертное бюро, - М.: Гардарика. 2006.

 


Информация о работе Методы решения логистических задач