Методы управления запасами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 21:22, реферат

Краткое описание

Совокупность правил, по которым принимаются эти решения, называется моделью управления запасами. В настоящее время существует множество методов и моделей управления запасами, являющихся предметом изучения теории управления запасами. Реактивный подход к управлению запасами, иначе именуемый концепцией «вытягивания», заключается в том, что потребительский спрос буквально вытягивает соответствующий продукт через канал распределения от производителя к конечному потребителю. Альтернативу составляет плановый подход, который предполагает продвижение продукта и его распределение внутри маркетингового канала по определенному графику в соответствии с прогнозом спроса на продукт и его наличием на рынке. Третий, комбинированный, подход соединяет в себе черты первых двух и проявляется в такой политике управления, которая приспосабливается к изменению рыночных условий и позиций продукта.

Вложенные файлы: 1 файл

Методы управления запасами.docx

— 23.71 Кб (Скачать файл)

Методы управления запасами

          Расширение  задач  управления  запасами  достигается  логистическим менеджментом  фирмы  в  процессах  стратегического  и  оперативного планирования,  контроля  и  регулирования  некоторого  набора  параметров, связанных с запасами. 

Совокупность правил, по которым принимаются эти решения, называется моделью  управления  запасами.  В  настоящее  время  существует  множество методов  и  моделей  управления  запасами,  являющихся  предметом  изучения теории  управления  запасами. Реактивный подход к управлению запасами, иначе именуемый концепцией «вытягивания», заключается в том, что потребительский спрос буквально вытягивает соответствующий продукт через канал распределения от производителя к конечному потребителю. Альтернативу составляет плановый подход, который предполагает продвижение продукта и его распределение внутри маркетингового канала по определенному графику в соответствии с прогнозом спроса на продукт и его наличием на рынке. Третий, комбинированный, подход соединяет в себе черты первых двух и проявляется в такой политике управления, которая приспосабливается к изменению рыночных условий и позиций продукта.

Реактивные методы управления запасами продвигают продукты через каналы распределения в ответ на спрос, предъявленный другими участниками этих каналов. Поставки для пополнения запасов начинаются, когда складской запас сокращается ниже установленного минимального уровня. В общем, реактивная система управления запасами пребывает в ожидании сигнала о наличии потребительского спроса, который, таким образом, служит в подобной системе инструментом «вытягивания» продукта через канал распределения к потребителю. Например, каждый розничный торговец самостоятельно принимает решение о том, когда и сколько заказать у оптовика или в распределительном центре.

В свою очередь, каждый оптовик или распределительный центр независимо от других размещает свои заказы у поставщиков. В результате серии таких независимых действий создается неопределенность точек заказа на всем протяжении канала распределения. Подобная многоуровневая неопределенность порождает необходимость в содержании значительных по объему страховых запасов для обеспечения нормальной хозяйственной деятельности.

Первая и главная предпосылка в сути реактивной системы управления запасами заключается в том, что все потребители, рынки и продукты в равной мере участвуют в формировании прибыли.

Вторая предпосылка, на которой покоится реактивная система управления запасами, — безграничность ресурсов (то есть отсутствие сколько-нибудь существенных ограничений, обусловленных имеющимися производственными или складскими мощностями).

В-третьих, логика реактивного управления запасами предполагает неограниченное наличие продукции у поставщиков.

В-четвертых, предполагается, что продолжительность каждого функционального цикла предсказуема и не зависит от других циклов.

В-пятых, реактивная система управления запасами лучше всего работает в условиях стабильного и неизменного по структуре потребительского спроса. В идеале для нормальной работы системы спрос должен оставаться стабильным в течение всего планового периода. Если на деле спрос не отвечает критериям ни одного из эти распределений, статистическая логика управления запасами будет давать сбои.

В-шестых, реактивная система управления запасами определяет временные и количественные параметры пополнения запасов (включая и источники поставок) для каждого распределительного центра отдельно, независимо от других.

Наконец, реактивное управление запасами исходит из предпосылки, что не существует корреляции между спросом и продолжительностью функционального цикла.

Плановые методы управления запасами опираются на общую информационную базу для координации потребности в запасах в рамках всего канала распределения и в разных звеньях стоимостной цепочки. Рассмотрим два метода этой категории: пропорциональное распределение и планирование потребностей распределения.

Метод пропорционального распределения - это упрощенный вариант планового управления запасами, при котором каждому распределительному центру выделяется пропорциональная его сбытовым возможностям, или «справедливая», доля запасов из общего источника — например, заводского склада. Пользуясь этим методом, плановик определяет долю запасов, которую можно выделить каждому распределительному центру из наличного запаса заводского склада. Формула для расчета обеспечения суммарной потребности:

                                                                                           [4]

где:   – обеспечение суммарной потребности распределительных центров в днях;

 – подлежащий  распределению запас на заводском  складе в единицах продукции;

 – запас  в распределительном центре j в единицах продукции;

 – суточная  потребность распределительного  центра  j в единицах продукции.

Хотя метод пропорционального распределения позволяет координировать размещение запасов среди разных складских мощностей, он не учитывает такие специфичные для каждого предприятия факторы, как продолжительность функционального цикла, экономичный размер заказа и потребность в страховых запасах. Это ограничивает возможности данного метода в управлении многоуровневыми запасами.

Планирование потребностей распределения (ППР) – это более изощренный подход к планированию, учитывающий множественность уровней распределения и специфику каждого уровня. Система ППР является логическим развитием системы планирования производственных потребностей в материальных ресурсах (ППП), хотя между ними есть одно принципиальное различие. Определяющим фактором системы ППП служит производственный график, который составляет и контролирует само предприятие, тогда как система ППР подчинена требованиям неподвластного предприятию потребительского спроса. Стало быть, система ППП действует преимущественно в условиях зависимого спроса, а система ППР — в неуправляемой среде, в которой потребности в запасах определяются изменчивым спросом конечных потребителей. Система ППП координирует производственный график и график поставок материальных ресурсов, требуемых для выпуска готовой продукции. Система ППП распоряжается запасами лишь до тех пор, пока не завершен процесс производства или сборки конечного продукта, то есть пока он не отправлен на заводской склад. Ответственность за скоординированное размещение запасов с заводского склада переходит уже к системе ППР. Функция системы ППР - координация уровней запасов, планирование их потоков и (при необходимости) перераспределение запасов между разными звеньями и уровнями распределительной сети.

Основополагающий инструмент планирования в системе ППР - календарный график, который служит для координации потребностей в запасах в рамках всего горизонта планирования. Графики составляют на каждую выделенную единицу хранения и на каждый распределительный склад. Отдельные графики на одну и ту же единицу хранения затем сводят вместе, чтобы определить суммарную потребность в ней, - это нужно для источника поставок (скажем, заводского склада), обеспечивающего пополнение запасов. Интегрированная система планирования запасов, каковой по сути является система ППР, создает для руководителей компаний ряд преимуществ, и прежде всего в области маркетинга и логистики:

1. Повышение качества обслуживания: увеличение доли своевременных  поставок и сокращение потока  жалоб от потребителей.

2. Повышение эффективности внедрения  на рынок новых продуктов.

3. Возможность предвидеть возникновение  дефицита.

4. Совершенствование координации  управления запасами.

5. Возможность предложить потребителям  скоординированные услуги по  управлению запасами.

При всех несомненных достоинствах возможности системы ППР все же не безграничны. Во-первых, планирование потребности в запасах требует точных и скоординированных прогнозов для каждого распределительного центра. Во-вторых, система ППР надежно работает только в условиях равномерных и бесперебойных функциональных циклов, обеспечивающих движение товарных потоков между распределительными центрами. В-третьих, необходимость интеграции плановых процессов создает напряжение в системе, ибо требует постоянного пересмотра плановых графиков для преодоления «узких мест» в производстве или предотвращения срыва намеченных сроков поставок. Подобная неустойчивость ведет к колебаниям в загрузке мощностей, бюджетных расходах и графиках поставок. Причем эти колебания еще усиливаются под воздействием подвижной хозяйственной среды в сфере распределения. Из-за неопределенности, скажем, функционального цикла транспортировки заказов или надежности источника поставок система ППР может оказаться чрезвычайно нестабильной. Адаптивная логика – это комбинированная система управления запасами позволяет отчасти преодолеть недостатки, присущие как реактивным, так и плановым методам. В реальной жизни условия, которым лучше всего отвечает, скажем, реактивная система, со временем меняются — и вот уже сложилась ситуация, благоприятствующая использованию плановой системы. Понятно, что в подобных обстоятельствах идеальный метод управления запасами должен соединять в себе черты обеих систем и давать возможность проводить разные стратегии применительно к разным потребителям, рыночным сегментам и продуктам. Адаптивная система управления запасами сочетает в себе свойства реактивных и плановых методов. Уникальная черта адаптивной системы управления запасами заключается в том, что она способна видоизменяться, приспосабливаясь к изменениям хозяйственных условий. Скажем, на протяжении некоторой части года наиболее эффективной политикой может быть продвижение продуктов на склады вблизи местных рынков, а в другое время наилучшая тактика — придержать запасы на заводском складе, дожидаясь, пока потребительский спрос сам не начнет «вытягивать» их на рынки через канал распределения.

Должным образом организованная система способна проявлять себя по-разному по отношению к разным рынкам или объектам логистической инфраструктуры, а также в разное время года. Реальная приспособляемость такой системы зависит от того, насколько интегрирована ее информационная база. Современные технические средства передачи и обработки информации позволяют поддерживать любой уровень информационного обеспечения. Главная сложность внедрения подобной системы — выработка четких правил принятия решений по поводу ее корректировки.

В процессе управления запасами обязательно надо учитывать относительный вклад в продажи или относительную прибыльность отдельных рыночных сегментов.

Самое подходящее правило принятия решений применительно к наиболее прибыльным или обеспечивающим стабильный объем продаж сегментам и продуктам — «проталкивать» запасы на рынки, поскольку в данном случае риск неправильного размещения запасов довольно мал. Во-первых, при таком порядке можно наладить прямое движение запасов из источника поставок в объемах, обеспечивающих экономию за счет масштабов транспортировки и к тому же гарантирующих поставщика от переполнения складских мощностей. Во-вторых, адаптивная и избирательная логика помогает избежать проталкивания на рынок неходовых продуктов и товаров нерегулярного спроса.

Второй фактор, влияющий на выбор подходящей логики управления запасами, — различие между независимым и зависимым спросом. Коль скоро адаптивная система различает два разных типа спроса, она позволяет в каждой конкретной ситуации применять наиболее подходящую логику.

На каждом участке взаимодействия в канале распределения неопределенность может принимать разнообразные формы. Три наиболее общих типа неопределенности связаны с предложением, спросом и продолжительностью функционального цикла. Реактивная система учитывает неопределенность спроса и функционального цикла, но упускает из виду неопределенность предложения, или доступности запасов. Плановая система хорошо работает с неопределенностью предложения, но придает недостаточное значение неопределенности спроса и функционального цикла. Вместе с тем идеальная система управления запасами должна справляться со всеми тремя типами неопределенности в разные моменты времени.

Последний фактор, который нужно принимать в расчет при выборе наиболее подходящей системы управления запасами, — это емкость, или производительная способность, мощностей на различных участках канала распределения. Это относится как к производственным мощностям предприятий и сборочных линий, так и к складским мощностям распределительных центров и различных хранилищ.

Поскольку реактивная логика исходит из допущения безграничности мощностей в каналах распределения, ее применение может создать проблемы в ситуациях, когда ограничения по мощности в действительности существуют. Стало быть, при наличии ограничений по мощности на уровне производственных предприятий или хранилищ плановые методы позволяют наладить более эффективное движение запасов из переполненных мощностей в менее загруженные.

Выделяют три типа корректировок системы управления запасами: по временным параметрам, по пространственным параметрам, по характеристикам продукта. Во-первых, система должна «уметь» приспосабливаться к хозяйственным условиям в разные периоды времени.

Во-вторых, приспособительные возможности системы должны распространяться на особенности разных участков и звеньев канала распределения. Подобные модификации называют пространственными корректировками. Как правило, в звеньях, приближенных к производителю, лучше всего работают плановые методы, а в звеньях, более близких к рынкам, — реактивные методы. Однако участок или звено, где следует переходить от одной логики управления запасами к другой, может со временем меняться.

В третьих, корректировки адаптивной системы управления запасами обязательно должны опираться на характеристики продукта. При изменении уровня доступности продукта или спроса на него нужно менять и методы управления запасами, чтобы в каждой ситуации обеспечить наиболее эффективное распределение. Иначе говоря, к высокодоходным и быстро расходящимся продуктам следует применять плановые методы управления, а для продуктов с небольшим объемом продаж и медленным оборотом лучше подходят реактивные методы.

 

 

 

 


Информация о работе Методы управления запасами