Необходимость использования ИТ в транспортной логистике
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 18:20, реферат
Краткое описание
Автотранспортные предприятия, в особенности те, которые связаны с международными перевозками, одними из первых в новых экономических условиях почувствовали необходимость внедрения информационных технологий в управление производственными процессами. Конкуренция на рынке транспортных услуг в связи с возникновением множества мелких частных компаний и активным освоением восточного направления перевозок иностранцами в сочетании с жесткой налоговой политикой и удорожанием ресурсов поставили транспортные компании перед необходимостью мобилизовать все внутренние резервы.
Необходимость использования
ИТ в транспортной логистике
Автотранспортные предприятия,
в особенности те, которые связаны с международными
перевозками, одними из первых в новых
экономических условиях почувствовали
необходимость внедрения информационных
технологий в управление производственными
процессами. Конкуренция на рынке транспортных
услуг в связи с возникновением множества
мелких частных компаний и активным освоением
восточного направления перевозок иностранцами
в сочетании с жесткой налоговой политикой
и удорожанием ресурсов поставили транспортные
компании перед необходимостью мобилизовать
все внутренние резервы. Стало очевидным
то, что без широкого использования информационных
технологий и персональных компьютеров
эффективная деятельность транспортных
компаний уже невозможна.
Транспортная логистика немыслима без
активного использования информационных
технологий. Трудно себе представить формирование
и организацию работы цепей доставки товаров
без интенсивного оперативного обмена
информацией между участниками транспортного
процесса, без возможностей быстрого реагирования
на потребности рынка транспортных услуг.
Сегодня практически невозможно обеспечить
требуемое потребителями качество обслуживания
и эффективность транспортных операций
без применения информационных систем
и программных комплексов для анализа,
планирования и поддержки принятия коммерческих
решений. Более того, именно благодаря
развитию информационных систем и технологий,
обеспечившему возможность автоматизации
типовых операций в транспортных процессах,
логистика стала доминирующей формой
организации товародвижения на технологически
высококонкурентном рынке транспортных
услуг.
Все более важным становится обеспечение
непрерывности управляемых процессов
в узловых точках, где осуществляется
прохождение грузов между сетями различных
транспортных агентов и тем самым там,
где осуществляется прохождение информации
между различными сетями. Это касается,
например, перевалочных пунктов (портов,
железнодорожных станций, аэровокзалов
и т.д.), а также организации бесперебойных
смешанных перевозок (железнодорожный/речной)
транспорт, железнодорожный/автомобильный
транспорт).
Информационные технологии в логистике
несут две полезные функции. Во-первых,
с их помощью ускоряется процесс получения
заказов, доставки грузов, управления
автопарком. Чем быстрее все это происходит,
тем меньше длительность цикла выполнения
работ с точки зрения заказчика, меньше
бумажной работы и ошибок, а значит, и затрат.
Если фирма может быстро отвечать на запросы
заказчиков, она уменьшает для себя неопределенность
в отношении колебаний спроса и сроков
выполнения заказов, и таким образом избавляется
от необходимости лишних страхующих запасов.
Во-вторых, информационные технологии
плодотворно сказываются на планировании
и оценке альтернатив. Для этого можно
использовать СППР[1], способные повысить скорость, точность
и полноту логистических решений.
Кроме того, сегодня все чаще говорят
об информационных технологиях и системах,
интегрированных информационных и коммуникационных
системах, подчеркивая тем самым приоритет
информации над техникой и технологией
обработки данных. Фокус все больше смещается
от наращивания вычислительных мощностей
к внедрению систем, обеспечивающих как
контроль над процессами транспортировки,
так и автоматизацию управления финансовыми,
хозяйственными и трудовыми ресурсами
предприятия. На фоне реформирования многих
предприятий и реализации их планов по
выходу на отечественный и западные финансовые
рынки, ИТ становится центральным инструментом,
обеспечивающим контроль за бизнес-процессами
организации. И это особенно важно для
повышения финансовой прозрачности и
инвестиционной привлекательности организации.
Обеспечение качества и доступности
необходимой информации для специалистов,
возможность её удобного представления
и использования для решения различных
производственных задач имеют сегодня
главенствующий приоритет. Намечается
создание новых информационно-коммуникационных
служб, внешне напоминающих бывшие кустовые
вычислительные центры, но с совершенно
новой концепцией и на иной технико-экономической
основе. Это так называемые логистические
центры, призванные обслуживать транспортные
процессы и обеспечивать перевозчиков
необходимой для их работы информацией
на коммерческой основе. С возникновением
логистических центров и интегрированных
транспортных систем концепция информационно-вычислительного
обслуживания транспортно - логистической
деятельности становится не только реальной,
но и востребованной. Ключевым направлением
в развитии логистических центров является
интеграция информационных потоков и
коммуникационное обеспечение транспортировки
товаров.
Основная проблема, с которой сегодня
сталкивается система управления транспортными,
грузовыми, складскими и аналогичными
потоками, заключается, прежде всего, в
значительном увеличении количества людей
участвующих в сборе, обработке и передачи
данных, то есть занимающихся информационными
технологиями. Огромное количество различных
специалистов (менеджеров, аналитиков
и др.) организуются лишь для того, чтобы
принять решение. Но, так как у каждого
в этой группе свои интересы, часто несовпадающие
между собой, то возникают противоречия,
выход из которых? на первый взгляд, можно
было бы найти, выработав единый язык или
документ для всей системы, но исторический
опыт человечества показывает, что это
не реально. А вот выработать единые правила,
то есть организовать соответствующую
информационную технологию для обмена
данными между участниками управления
транспортным потоком вполне приемлемо.
Весь вопрос только в инструменте, который
бы позволил работать разным специалистам
одновременно, с учетом собственных интересов.
Как и любая технология, информационная
требует соответствия между способами,
методами, методологией ее использования
и объектом управления. Начиная с элементарных
учетных систем и заканчивая сложными
многофакторными системами статистической
обработки, проблемы возникали практически
только на уровне мощности технического
оснащения (например, мощности процессора,
объема памяти и т.д.). Сами алгоритмы работы
с данными особо не изменились. И пока
количество людей участвующих в управлении
информационными технологиями не превышал
определенного уровня, своевременность
ответной реакции информационных систем
удовлетворяла лиц, принимающих решение
(ЛПР). Но, с появлением логистики, которая
потребовала от таких систем соответствия
изменения и измерения (то есть события,
которые происходят, допустим, в транспортном
потоке должны быть отслежены, проанализированы,
оценены и одобрены ЛПР в приемлемое время).
Оказалось, что соответствующих алгоритмов,
отвечающих этим требованиям, практически
нет. Даже появившиеся системы OLAP[2], к сожалению, положения в управлении
информационными потоками существенно
не изменили. Ошибка, которую делают проектировщики
таких систем, заключается в том, что они
пытаются превратить «живую» динамичную
систему в жестко фиксированную систему
объектов и их отношений, часто не понимая,
что один и тот же объект для различных
управленцев (отправитель груза, таможенник,
экспедитор, заказчик) транспортного потока
будет иметь разные свойства и характеристики.
А это значит, что информационная система,
отражающая ситуации в транспортном потоке
должна быть, прежде всего, динамичной
и предоставлять данные и их обработку
в соответствии с виденьем управленцев,
отсюда, требования к информационным технологиям
с точки зрения логистики должны быть
следующими:
• анализировать ситуацию и поведение
взаимодействующих элементов системы
в реальном масштабе времени;
• в динамическом режиме обеспечивать
мониторинг и диагностику управленческих
процессов;
• моделировать реальные действия и
события;
• прогнозировать и предупреждать критические
ситуации.
ИТ на современном транспортном
предприятии
Единое интегрированное информационное
пространство[3] современного автотранспортного предприятия
является «виртуальным» по своей сути
и основывается на технологии реляционных
баз данных и клиент-серверной архитектуре
локальной вычислительной сети. «Виртуальность»
информационного пространства проявляется
в том, что материальный носитель информации
перестает играть решающую роль в процессе
обработки информации. Сотрудники работают
преимущественно не с документами, а с
конкретными показателями, состав и структура
которых необходимы и достаточны для решения
данной производственной проблемы (причем
данные в процессе манипулирования выводятся
на монитор компьютера в режиме реального
времени). Каждое изменение ситуации принятия
решения уже не требует длительного дополнительного
сбора существенных данных, которые зачастую
являются «собственностью» отдельных
специалистов или функциональных подразделений,
поскольку вся необходимая информация
для решения принципиально неограниченного
круга производственных проблем содержится
в базе данных, доступ к которой при помощи
индивидуального автоматизированного
рабочего места осуществляется за секунды
и минуты, а не за дни и недели (сроки, за
которые собирается информация из документов
при бумажной технологии обработки информации).
Формирование и ведение базы данных обеспечивается
технологией реляционных баз данных, благодаря
которой осуществляется объединение разнообразных,
зачастую «пересекающихся» информационных
представлений, отдельных специалистов
и руководителей, необходимых для решения
частных проблем управления производством,
в единую непротиворечивую информационную
картину. Данная картина позволяет получить
целостное представление о работе предприятия,
создает условия для оперативного анализа
первичных глубинных производственных
явлений, которые при бумажной технологии
обработки информации вряд ли вообще могли
быть обнаружены (например, ежедневные
изменения доходов по каждому маршруту
автобусов). В свою очередь, клиент-серверная
архитектура обеспечивает одновременный
доступ к базе данных множества пользователей
(зачастую разделенных географически,
но объединенных информационно) и координацию
их взаимодействия.
Зарубежные и отечественные
достижения в области ИТ
Крупные зарубежные транспортные и товарораспределительные
компании сегодня ориентируются на применение
сложных интегрированных информационных
систем. На их разработке специализируются
отдельные фирмы. Устойчивость экономического
положения, стабильность и единая технология
расчетов делают эти программные продукты
тиражируемыми, что существенно снижает
их стоимость. В Западной Европе существуют
фирмы, разрабатывающие и специальное
программное обеспечение для управления
транспортными компаниями. К сожалению,
использовать сегодня в нашей стране эти
программы в большинстве случаев затруднительно
из-за несовместимости технологий учета
и расчетов. На отечественном рынке имеются
разработки, подобные американским бухгалтерским
системам для малых и средних предприятий
(например, "Турбобухгалтер", "Инфобухгалтер",
"1С Бухгалтерия" и др.), однако они
позволяют выполнять лишь часть операций
типового характера и их полная адаптация
к нынешним условиям работы транспортных
компаний достаточно сложна.
Все более широкое применение на транспорте
в Германии и Бельгии, например, находит
технология дифференцированного экономического
учета работы транспортных средств с анализом
производительности, рентабельности и
управлением использования путем ремонта,
списания и комбинирования маршрутов.
Дифференцированный контроль на трассе
с помощью бортовых ЭВМ и электронный
обмен данными позволяют существенно
увеличить оборот информации, отказаться
от путевых документов и тем самым экономить
огромные суммы. В Шотландии, Ирландии
и Англии, а теперь и во всех странах ЕС
применяются бортовые вычислительные
системы с магнитными носителями информации,
позволяющие автоматизировать учет работы
транспортного средства и водителей, оперативно
контролировать соблюдение режимов труда
и отдыха. Кроме того, многие фирмы занимаются
разработкой и продажей специальных программ
маршрутизации и калькуляции себестоимости
перевозок, оптимальной загрузки транспортных
средств, снабжения запасными частями.
С их помощью можно выполнять расчеты
протяженности маршрутов, времени их прохождения,
остановок на пограничных переходах и
заправках. Они также позволяют оперативно
оценивать дорожные условия, расход топлива
на маршруте и разработку подробной легенды
прохождения маршрутов для водителей,
а также блокировать нежелательные направления
движения или отдельные автодороги, исключая
из рассмотрения при планировании маршрута.
Новые задачи, связанные с внедрением
логистических принципов в сфере перевозок,
требуют создания информационной инфраструктуры,
позволяющей организовывать, собирать
и передавать информацию всем участникам
логистической сети. Это предполагает
идентификацию и стандартизацию источников
информации, средств ее обработки и передачи.
Ядром интегрированной информационной
системы является модуль автоматизированной
обработки товарно-транспортных документов.
Он в большой степени определяет эффективность
всей интегрированной информационной
системы, поскольку максимально задействован
в повседневных бизнес-операциях.
Благодаря развитию сети Интернет и активизации
деятельности многочисленных виртуальных
служб цикл услуг по доставке товаров
конечному потребителю начинает приобретать
вполне конкретные, основанные на типизации
транспортно-технологических, информационных
и финансовых операций формы. В силу этого
логистика все теснее связывается и все
чаще ассоциируется с разработкой сложных
проектов доставки - распределения товаров,
ресурсов. Начинают создаваться центры
по разработке и продаже таких проектов.
Причем предметная область проекта может
быть различной - от разработки системы
управления транспортно-экспедиторской
компанией до организации выставки в другой
стране, на другом континенте. Иными словами,
публикуемые сегодня в сети Интернет предложения
крупных проектно-логистических, информационных
и программно-технических центров и фирм
свидетельствуют о начале нового этапа
в развитии логистики и транспортной логистики
в частности. Этот этап характеризуется
не только широким использованием Интернет-технологий
в классической логистике, но и активизацией
исследований в области логистического
проектирования и интерактивного обеспечения
логистических цепей.
В России сегодня активно распространяется
внедрение ERP-систем для управления бухгалтерией,
финансами и материально-технической
базой. Помимо повышения качества управления
предприятием в целом, наличие подобных
систем является необходимым условием
для первичного размещения акций компании
на бирже и заключения значимых контрактов
на международном рынке перевозок грузов.
С появлением в отрасли автоматизированных
систем класса ERP транспортные компании
получили инструмент управления финансами.
Главное требование к таким системам —
достоверность, оперативность и прозрачность
всех финансовых данных. И, что важно, в
режиме реального времени: руководитель
хочет в каждый конкретный момент видеть
состояние счетов, отслеживать работу
с контрагентами и т.д. Привлекательность
систем, работающих в режиме онлайн, заключается
в возможности контролировать ситуацию,
вносить срочные коррективы в бизнес-процессы,
оперативно использовать появившиеся
излишки ресурсов с целью получения дополнительного,
незапланированного дохода.