Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 18:55, контрольная работа
Под названием “транспортная задача” объединяется широкий круг задач с единой математической моделью. Данные задачи относятся к задачам линейного программирования и могут быть решены симплексным методом. Однако матрица системы ограничений транспортной задачи настолько своеобразна, что для ее решения разработаны специальные методы. Эти методы, как и симплексный метод, позволяют найти начальное опорное решение, а затем, улучшая его, получить оптимальное решение.
В общей постановке транспортная задача состоит в отыскании оптимального плана перевозок некоторого однородного груза с m баз A1,A2,…,Am n потребителям B1,B2,…,Bn.
Обозначим через хij количество тонн груза, предназначенного к отправке из пункта Аi в пункт Вj. Тогда количество груза, планируемое к доставке в пункт Вj из всех пунктов отправления, составит
х1j + х2j +…+ xmj = Хij . (1)
Так как потребность пункта назначения Вj составляет bj, то при планировании перевозок должно соблюдаться равенство
Xij = bj .
Сказанное справедливо для любого пункта Вj. Поэтому получаем n уравнений
х 11 + х 21 +…+ х m1 = b 1
х 12+ х 22 +…+ хm2 = b 2
….……………………… (2)
х 1n + х 2n+…+ х mn = b n
С другой стороны, общее количество груза, отправляемого из пункта Аi во все пункты назначения Вj составит
хi1+хi2+...+xin= Х ij. (3)
По условиям задачи эта сумма должна быть равна количеству груза в пункте =Аi,т.е.
Х ij=ai .
Так как приведённое рассуждение относится к любому пункту отправления, имеем m уравнений
х 11 + х 21 +…+ х 1n = a 1
х 21+ х 22 +…+ х2n = a 2
……………………. (4)
х m1 + х m2+…+ х mn = a m
Более компактно уравнения (1.1) - (1.4) можно записать следующим образом:
Х ij= bj, j = 1, 2, …, n; (5)
Х ij= ai, i = 1, 2, …, m; (6)
P = 111x11 +112 x12+…+1ij xij +…+1mn xmn = lij X ij. (7)
Очевидно, что объем каждой поставки не может быть отрицательным числом, т.е.
xij >0, i=1,2, ..., m; j=1,2,..., n. (8)
Таким образом, в математической форме транспортная задача формулируется следующим образом: определить значения переменных xij минимизирующих линейную форму
lij X ij, j = 1, 2, …, n, i = 1, 2, …, m (9)
при условиях
X ij= bj, j = 1, 2, …, n; (10)
Xij= ai, i = 1, 2, …, m; (11)
xij>0, i =1, 2, ..., m; j=1, 2,..., n. (12)
Соблюдение равенства (1.10) обеспечивает полное удовлетворение запросов всех потребителей. Уравнения (1.11) гарантируют полный вывоз из пунктов отправления, а уравнения (1.9) - неотрицательность переменных. Для совместности системы уравнений (1.9 - 1.12) необходимо, чтобы
ai = bj . (13)
Равенство (1.13) является не только необходимым, но и достаточным условием для совместности системы уравнений (1.9 – 1.12).
Поскольку уравнения (1.10 - 1.12) содержат неизвестные только в первой степени, а показатель Lij в формуле (1.9) не зависит от xij, сформулированная задача является задачей линейного программирования. Формулировка задачи, в которой спрос и предложение равны, получила название закрытой модели.
Модель транспортной задачи имеет следующие особенности:
1. Модель выражается
2. Модель совместна, т.е. имеет решение.
3. Элементами матрицы системы являются единицы и нули.
4. Система является линейно-
5. Число линейно независимых
уравнений всегда на одно
6. Целевая функция выражается линейной формой. Матрица целевой функции — это матрица-строка, элементами которой могут быть расстояния, время или стоимость перевозки.
Для решения транспортной
задачи разработаны специальные
методы, позволяющие из бесчисленного
множества решений найти
Разновидности распределительного метода отличаются в основном способом выявления оптимального решения.
Список используемой литературы
1. Акулич И.Л. Математическое программирование в примерах и задачах. – М.: Высшая школа, 2009.
2. Вентцель Е.С. Исследование операций. – М.: Наука, 2007
3. Горелик В.А., Ушаков И.А. Исследование операций. – М: Машиностроение, 2010. – 286 с.
4. Давыдов Э.Т. Исследование операций: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Высшая школа, 2008. – 383 с.
5. Ермолаев Ю.М. Математические методы исследования операций. – К.: Наука, 2005.
6. Костина Г.П. Коммерческая логистика: Учеб. пособие / Г.П. Костина – 2-я ред. – М.: Доброе слово, 2007
7. Кузнецов Ю.Н. Математическое программирование. – М.: Наука, 2008.
8. Михайлов Ю.И., Федорков А.И.
Границы конкуренции логистических систем
/ Экономика и менеджмент на предприятиях
химической промышленности: сборник научных
трудов/ Под ред. М.Л.Колесова.-СПбГИЭА.-СПб.-
9. Таха Х. Введение в исследование операций. – м.: Мир, 2003.
10. Толбатов Ю.А. Эконометрика в Excel. – К.: Четверта хвиля, 2011.
Информация о работе Общая постановка производственно-транспортной задачи