Определение, понятие, задачи и функции системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 21:34, реферат

Краткое описание

Многие считают, что логистика в сфере товарообращения - это все, что мы называли прежде планированием и организацией материально-технического снабжения и большинство авторов связывают данное понятие с материалопотоком и потоком информации и они по своему правы.

Содержание

Введение
1. Определение, понятие, задачи и функции системы
2. Виды систем
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие системы.docx

— 45.88 Кб (Скачать файл)

              В современных условиях западные специалисты выделяют несколько видов логистики: логистику, связанную с обеспечением производства материалами (закупочная логистика); производственную логистику; сбытовую (маркетинговую, или распределительную, логистику). Выделяют также и транспортную логистику, которая, в сущности, является составной частью каждого из трех видов логистики. Неотъемлемой частью всех видов логистики является также обязательное наличие логистического информационного потока, включающего в себя сбор данных о товарном потоке, их передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации. Эту подсистему логистики часто называют компьютерной логистикой. Если следовать логике западных специалистов, то число видов логистики можно было бы продолжить. Представляется, что оперирование такими понятиями имеет не только чисто терминологическое значение. Оно находит отражение в расширении сферы деятельности логистики, в создании соответствующих новых организационных структур управления фирмами, специальных подразделений для руководства перемещением грузов на складах предприятия, осуществления маркетинга и материального распределения при реализации готовой продукции. Поэтому, на наш взгляд, было бы корректнее вести речь не о видах логистики, а о ее функциональных областях.

 Между указанными областями  логистики существуют связь и  взаимозависимость. Например, если  в основном производстве используется  технология, не требующая наличия  существенных промежуточных запасов  материалов и сырья, то в соответствии  с логистикой поставки предусматривается  осуществлять в строго определенное  время через короткие интервалы. Для выполнения нерегулярных  заказов в минимальные сроки, когда для основного производства  характерно пространственное сосредоточение  оборудования, создание резервов  производственных мощностей (так  называемых систем «островов  производства»), в области закупок  используются соответствующие способы, позволяющие приобрести разнообразные  материальные ресурсы, с тем чтобы  выполнить индивидуальные заказы.

 В логистической цепи, т. е. цепи, по которой проходят  товарный и информационный потоки  от поставщика до потребителя, выделяются следующие главные  звенья: закупка и поставка материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции; потребление готовой продукции .

 Каждое звено логистической  цепи включает свои элементы, что в совокупности образует  материальную основу логистики. К материальным элементам логистики  относятся: транспортные средства  и обустройства, складское хозяйство, средства связи и управления. Логистическая система, естественно, охватывает и кадры, т. е. тех работников, которые выполняют все последовательные  операции.

 Возможность планирования  различных операций и проведения  анализа уровней элементов логистической  системы предопределила ее разделение  на макро - и микрологистику. Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов на, полигоне обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных средств, организацией транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с выбором транзитной или складской схемы доставки товаров.

 Микрологистика решает локальные вопросы в рамках отдельных фирм и предприятий. Примером может служить внутрипроизводственная логистика, когда в пределах предприятия планируются различные логистические операции, такие, как транспортно-складские, погрузочно-разгрузочные и др. Микрологистика обеспечивает операции по планированию, подготовке, реализации и контролю за процессами перемещения товаров внутри промышленных предприятий. Отличие между макро - и микрологистикой состоит еще и в том, что в масштабах первой взаимодействие между участниками процесса товародвижения происходит на основе купли-продажи товаров, а в рамках второй — на бестоварных отношениях.

 Усложнение производства  и обострение конкуренции в 1980-90-х  годах потребовали более точной  увязки логистики со стратегическими  целями фирм, а также активизации  роли логистики в повышении  гибкости фирм, их способности  быстро реагировать на рыночные сигналы. В связи с этим главной задачей логистики стала разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению ее рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами. Ибо, как показала практика, недоучет тесной связи концепции логистики с активной рыночной стратегией часто приводил и приводит к тому, что сама по себе закупка сырья, полуфабрикатов и комплектующих становится стимулом для начала выпуска той или иной продукции без наличия должного спроса на нее. В современной рыночной ситуации такой подход к выпуску продукции чреват коммерческим провалом. Разумеется, ориентация на минимизацию издержек остается в силе, но лишь при условии нахождения оптимального уровня сочетания издержек и рентабельности основного и оборотного капитала, задействованного в рамках рыночной стратегии. Одна из основных задач логистики заключается также в совершенствовании управления товародвижением, в создании интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции. С этой задачей самым тесным образом сопряжено решение таких проблем, как: соответствие друг другу материальных и информационных потоков; контроль за материальным потоком и передача данных о нем в единый центр; определение стратегии и технологии физического перемещения товаров; разработка способов управления операциями движения товаров; установление норм стандартизации полуфабрикатов и упаковки; определение объема производства, транспортировки и складирования; расхождение между намеченными целями и возможностями закупки и производства. Выполнить эту задачу можно с помощью решения научных проблем развития самой логистики, начиная от структуризации технологии ее цепей и заканчивая различными локальными задачами.

 В соответствии с  современными задачами логистики  различают два вида ее функций: оперативные и координационные. Оперативные функции связаны  с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения и, по существу, мало чем отличаются от функций традиционного материально-технического обеспечения. К функциям в сфере снабжения относится управление движением сырья и материалов, отдельных частей или запасов готовой продукции от поставщика или пункта их приобретения к производственным предприятиям, складам или торговым хранилищам. В фазе производства функцией логистики становится управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые склады и розничные рынки сбыта. Функции управления распределением продукции охватывают оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия-производителя к потребителям.

 К числу функций  логистической координации относятся: выявление и анализ потребностей  в материальных ресурсах различных  фаз и частей производства; анализ  рынков, на которых действует  предприятие, и прогнозирование  развития потенциальных рынков.

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            2. Виды систем

 

Понятие логистической системы (ЛС) является одним из базовых понятий логистики. Система– множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Элемент системы часть системы, условно не расчленяемая на составные части.

Следует различать сложные и большие системы. Сложная система – система с разветвленной структурой и значительным количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (подсистем), имеющих разные по своему типу связи, способная сохранять частичную работоспособность при отказе отдельных элементов (свойство робастности). Большая система – сложная система, имеющая ряд дополнительных признаков: наличие подсистем, имеющих собственное целевое назначение, подчиненное общему целевому назначению всей системы; большое число разнообразных связей (материальных, информационных, энергетических и т. п.); внешние связи с другими системами; наличие в системе элементов самоорганизации.

 Существуют следующие  четыре свойства, которыми должен  обладать объект, чтобы его можно  было считать системой.

 

1.Целостность и членимость. Системой является целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом, но в целях анализа система может быть условно разделена на отдельные элементы.

 2. Интегративные качества (эмерджентность)– качества, присущие системе в целом, но не свойственные ни одному из ее элементов в отдельности.

 3.Связи – это то, что соединяет объекты и свойства в системном процессе в целое. Между элементами системы существуют связи, которые определяют интегративные качества системы. Связи между элементами системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой.

 4.Организация – это внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия элементов системы, определенная структура связей между элементами системы.

 

Логистическая система – это динамическая, открытая, стохастическая, адаптивная сложная или большая система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции (ЛФ), например, промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т. д. ЛС, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Цель ЛС– доставка товаров и изделий в максимальном соответствии с требованиями потребителей при минимальном (заданном) уровне издержек.

 Микрологистические системы – это подсистемы, структурные составляющие макрологистических систем. Они связаны с определенным предприятием и предназначены для управления потоками в процессе производства, снабжения и сбыта. В зависимости от целей ЛС и от степени охвата базисных ЛО различают следующие виды микрологистических систем:

 

- внутрипроизводственные ЛС оптимизируют управление МП в пределах технологического цикла производства продукции (снижение запасов МР и незавершенного производства, ускорение оборачиваемости оборотного капитала фирмы, уменьшение длительности производственного периода, управление запасами МР, оптимизация работы технологического транспорта);

- внешние ЛС решают задачи, связанные с управлением потоков от их источников к пунктам назначения вне производственного технологического цикла. Это снабженческие и распределительные задачи, такие как рационализация движения МР и ГП в товаропроводящих цепях, сокращение времени доставки МР и ГП и времени выполнения заказов потребителей, транспортировка, складирование, грузопереработка, согласование целей поставщиков, посредников и потребителей 
- интегрированные ЛС включают в качестве элементов внутрипроизводственные и внешние логистические системы.

 Макрологистическая система– крупная система управления МП, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных районах, регионах страны или в разных странах. Цели макрологистических систем могут отличаться от целей микрологистических систем, т. е. быть экологическими, социальными или политическими, а не связанными с извлечением прибыли. Макрологистические системы различают: 

- по признаку административно-территориального деления страны (районные, межрайонные, городские, областные и краевые, региональные и межрегиональные; республиканские и межреспубликанские;

- по объектно-функциональному признаку (для группы предприятий одной или нескольких отраслей, ведомственные, отраслевые, межведомственные, межотраслевые, военные и т. д.).

           Рассмотрим свойства системы в применении к ЛС.

 Целостность и членимость. ЛС имеет свойство целостности. Это означает, что ЛС может быть выделена из своего окружения как единый объект, который имеет собственные цели функционирования, развития, конечный результат деятельности. С другой стороны ЛС может быть разделена на отдельные элементы. Элементами ЛС на макроуровне, т. е. при прохождении МП от предприятия к предприятию, являются сами эти предприятия (поставщик и потребитель) и связывающий их транспорт. Если отдельные элементы ЛС рассматриваются как система, то их называют подсистемами. Элементами ЛС на микроуровне являются подразделения, службы предприятия.

 

Связи. В макрологистических системах связи между отдельными элементами устанавливаются на основе товарно-денежных отношений, оформленных в виде договора. Внутри микрологистической системы элементы связаны внутрипроизводственными отношениями, т. е. основа связей бестоварная, организационная.

 Организация. Связи между  элементами упорядочены различными  законодательными, нормативными документами, положениями, должностными инструкциями.

 Интегративные качества. Только ЛС в целом может  поставлять товар, выполнив все  требования поставки, а также  приспосабливаться (адаптироваться) к  изменяющимся условиям внешней  среды. Отдельные элементы ЛС  самостоятельно не могут решать  подобные задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Заключение

 

Направления развития логистики в современных условиях следующие:

- Сокращение количества складских объектов у производителей;

 В середине 80-х годов  многие крупные компании в  Европе имели 8-12 мощных складов  для обслуживания потребителей. В настоящее время эти компании  сократили их численность до 3-6. При сохранении этой тенденции  к 2000 году практически все компании  производители сократят свои  склады в 2-3 раза.

- Увеличение объемов услуг третьих участников;

 Разнообразие логистических  услуг, предоставляемых сторонними  фирмами, все более расширяется.

- Усиление глобальной логистической стратегии;

 Происходит формирование  устойчивых торгово-финансовых связей  между отдельными странами. Многие  крупные компании строят свои  предприятия на основе международного  разделения труда (сырье добывается  в одних странах, заготовки производятся  во вторых, комплектующие производятся  в третьих странах, сборка осуществляется  в четвертых).

Информация о работе Определение, понятие, задачи и функции системы