Основные категории логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 14:01, реферат

Краткое описание

В 1960-х гг. в Лондонской школе экономики для моделирования экономических процессов использовались гидравлические модели, где потоки воды имитировали потоки денег и товаров. Отдельные резервуары отождествлялись экспериментаторами с такими категориями, как «объем промышленного производства», «налоговое обложение», «личное потребление» и т.д., при этом соединяющие эти резервуары трубки позволяли регулировать потоки воды. Задавая те или иные условия экономического развития, можно было моделировать динамику капиталовложений, покупательского спроса, личных доходов и т.д. путем пропускания пропорциональных объемов жидкости в соответствующие резервуары.

Вложенные файлы: 1 файл

Логистика реферат.docx

— 81.83 Кб (Скачать файл)

                          Основные категории логистики

Характеристики материальных потоков 
В 1960-х гг. в Лондонской школе экономики для моделирования экономических процессов использовались гидравлические модели, где потоки воды имитировали потоки денег и товаров. Отдельные резервуары отождествлялись экспериментаторами с такими категориями, как «объем промышленного производства», «налоговое обложение», «личное потребление» и т.д., при этом соединяющие эти резервуары трубки позволяли регулировать потоки воды. Задавая те или иные условия экономического развития, можно было моделировать динамику капиталовложений, покупательского спроса, личных доходов и т.д. путем пропускания пропорциональных объемов жидкости в соответствующие резервуары. 
Разумеется, сегодня использование компьютеров для моделирования подобных процессов дает значительно большие возможности, однако понятие потока используется еще с тех пор. 
В многочисленных работах по логистике в качестве главной категории называется именно поток. С этим нельзя не согласиться, но следует сделать существенное добавление: главными категориями логистики являются поток и запас, которые друг без друга существовать просто не могут. 
Поток представляет собой совокупность объектов, воспринимаемую как единое целое, существующую как процесс на некотором временном интервале и измеряемую 13 абсолютных единицах за определенный период. Параметры потока — это параметры, характеризующие происходящий процесс.

Запас - категория, характеризующая число объектов, имеющихся в наличии в некоторый конкретный момент времени и измеряемая в абсолютных единицах. 
Между статическими параметрами запасов и динамическими параметрами потоков существует тесная взаимосвязь. 
Категории потока и запаса широко используются в макроэкономических моделях, правда без столь глубокой и детализированной проработки, которая необходима в логистике. Так, Э. Дж. Долан и Д. Линдсей, рассматривая проблему кругооборота доходов и продуктов в экономической системе, определяют ее как модель, которая описывает поток товаров и услуг, которыми обеспечиваются фирмы и семейные хозяйства, сбалансированный контр потоком денежных платежей, совершаемых при этом обмене. Рассматривая важнейшие макроэкономические показатели, Н. Мэнкью отмечает: «Когда мы разрабатываем теоретические основы анализа каких-либо переменных, мы часто сталкиваемся с зависимостью между запасом и по-током...При изучении экономических показателей часто бывает необходимо определить, к какой категории они относятся — запас это или поток, и есть ли между ними зависимость». 
Широко использует категории потоков и запасов Л. Харрис при построении собственной концепции денежной теории, а также анализируя теории денег других авторов. Так, характеризуя чистую теорию спроса на деньги 
М. Фридмена, Харрис отмечает тот факт, что в этой теории денежные остатки рассматриваются как актив, сопоставимый с другими видами активов, а это, по его мнению, свидетельствует «что теория Фридмена выражена в значениях запасов, а не потоков». Для Харриса этот вывод является принципиальным. 
Сравнение двух различных теорий процента, предпочтения ликвидности и денежную теорию ссудных фондов Харрис начинает так: «Первый вопрос — о соответствии этих теорий концепциям потока и запаса. В теории предпочтения ликвидности спрос на деньги представляет собой желаемый запас денег, а предложение денег — существующий их запас. С другой стороны, теория ссудных фондов имеет дело со спросом и предложением ссудных фондов или облигаций за определенный период времени. Это — теория потока. Даже в той ее части, где речь идет о спросе и предложении денег, имеются в виду потоки — изменения в планируемом фактическом запасе денег за период. Следовательно, проблема сводится к тому, идентичны ли в содержательном плане концепции запаса и потока». 
Интегральный анализ приводит Харриса к выводу, что «модель может быть сформулирована как в терминах потока, так и в терминах запаса. Положение, согласно которому хозяйственные субъекты ориентируются в своем выборе на потоки за определенный период, можно заменить формально эквивалентным положением; это они озабочены созданием определенного запаса на конец периода, т.е., иначе говоря, любая модель может быть записана как в терминах потока, так и терминах запаса». 
Из вышеуказанного можно сделать следующие выводы: поток и запас — не локальные логистические категории, они имеют общеэкономический характер. Потоки и запасы в логистике — частный случай подобных обобщенных эко-номических категорий, впрочем, также как логистические закономерности — частное проявление общеэкономических законов. В ряде экономических исследований различие между потоком и запасом далеко не очевидно. 
Специфику размерностей запаса и потока можно представить на примере. Пусть коммерческая фирма для осуществления своей деятельности (поставки продукции потребителям) располагает определенным запасом материальных ресурсов. Объем материальных ресурсов, которым владеет фирма, — переменная запаса. В момент времени ? фирма располагает ресурсами Mt, объем которых в момент t + 1 может изменяться и стать равным Mt + г Не имеет смысла утверждение о том, что фирма располагает М ресурсами в год (ив час — величина временного отрезка не имеет значения); можно лишь констатировать наличие у фирмы М ресурсов в какой-то момент времени. С другой стороны, поставки ресурсов потребителям представляют собой переменную потока, который можно измерить только за определенный временной период (час, день, месяц, год). Объем поставок измеряется как объем материальных ресурсов, отпущенных потребителю за год. 
Однако может возникнуть некоторая неясность, ибо временные периоды вполне закономерно вклиниваются в анализ запасов, а определенные моменты времени могут использоваться при рассмотрении потоков. Так, когда мы анализируем запас, то в случае отсутствия поставок и расходов, можем сказать, что фирма располагает запасом М в течение года. Это не означает, что рассматриваемый пе-риод влияет на оценку запаса у денной фирмы. Речь идет лишь о том, что материальный запас М принадлежит фирме в каждый момент времени в течение года. Запас М был бы таким же, если бы в нашем случае (отсутствие поставок и расходов), ограничились хоть полугодом, хоть днем. 
Другое дело, когда мы рассматриваем потоки. Если поставки фирмы составляют величину П в год, то, в случае их равномерного характера, за полгода объем поставок составит 0,5 П, в квартал — 0,25 П и т.д. Таким образом, главное различие между запасом и потоком состоит в том, что поток не может быть измерен без учета соответствующего временного периода, тогда как запас — может. 
Рассматривая общее равновесие по Л. Вальрасу, М. Блауг утверждает, что Вальрас был первым, кто отчетливо сформулировал фундаментальное различие между запасами ресурсов и производимыми с их помощью потоками услуг и доходов. Л. Вальрас определил все имеющиеся ресурсы как «основной капитал или капитал как таковой», т.е. все формы общественного богатства, которые не расходуются вообще или расходуются через какой-либо промежуток времени. «Оборотный капитал или доход» он определял как «все блага недлительного пользования, все формы общественного богатства, которые расходуются мгновенно». 
В экономике нашла широкое применение теория запасов (theory of inventory) — раздел исследования операций, изучающий закономерности образования и расходования запасов и вырабатывающий рекомендации по оптимальному управлению ими. В любом предпринимательском, коммерческом процессе создаются запасы, выполняющие функцию своеобразного демпфера, сглаживающего неравномерности спроса, производства и снабжения. Теория за-пасов основывается на методах теории вероятностей и теории случайных процессов. 
Материальные запасы представляют собой находящиеся на различных стадиях производства и обращения продукцию производственно-технического назначения, предметы потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления. 
Основные параметры, характеризующие поток, следующие: начальный и конечный пункты его, геометрия пути (траектория), длина пути (мера траектории), скорость и время движения, промежуточные пункты, интенсивность. 
Для описания потоков и работы с ними необходима хотя бы самая простая классификация, которую целесообразно осуществлять по следующим признакам: 
по отношению к рассматриваемой системе: 
внутренние потоки — циркулируют внутри системы 
внешние потоки — поступают в систему извне и (или) покидают ее пределы 
по степени непрерывности: 
непрерывные потоки — в каждый момент времени по траектории потока перемещается определенное количество объектов 
дискретные потоки — образуются объектами, перемещаемыми с интервалами 
по степени регулярности: 
детерминированные потоки — характеризуются определенностью параметров на каждый момент времени 
стохастические потоки — характеризуются случайным характером параметров, которые в каждый момент времени принимают определенное значение с известной степенью вероятности: 
по степени стабильности: 
стабильные потоки — характеризуются постоянством значений параметров в течение определенного промежутка времени 
нестабильные потоки — характеризуются флуктуационным характером изменения параметров потока 
по степени изменчивости: 
стационарные потоки — характерны для установившегося процесса, их интенсивность является величиной постоянной 
нестационарные потоки — характерны для неустановившегося процесса, их интенсивность меняется в течение определенного периода 
по характеру перемещения элементов потока: 
равномерные потоки — характеризуются постоянной скоростью v перемещения объектов: в одинаковые отрезки времени / объекты проходят одинаковый путь S; 
неравномерные потоки — характеризуются изменением скорости перемещения, возможностью ускорения, замедления, остановок в пути, изменения интервалов отправления и прибытия: 
по степени периодичности: 
периодические потоки — характеризуются постоянством параметров или постоянством характера их изменения через определенный период Т 
непериодические потоки — характеризуются отсутствием закономерности изменения параметров потока 
по степени соответствия изменения параметров потока заранее заданному ритму: 
ритмичные потоки; 
неритмичные потоки; 
по степени сложности: 
простые (дифференцированные) потоки состоят из объектов одного вида: 
сложные (интегрированные) потоки — объединяют разнородные объекты: 
по степени управляемости: 
управляемые потоки — адекватно реагирующие на управляющее воздействие г со стороны управляющей системы: 
неуправляемые потоки — не реагирующие на управляющее воздействие гг. 
11) по степени упорядоченности элементов потока: 
ламинарные потоки — в них взаимное перемещение составляющих элементов отсутствует либо носит целенаправленный, управляемый характер; они имеют регулярный характер и способны меняться во времени лишь при изменении внешних условий или управляющих воздействий; 
турбулентные потоки — характеризуются хаотическими взаимными перемещениями элементов потока, вызывающими флуктуационные изменения практически всех показателей потока и существенно затрудняющими процесс управления потоком. 
По характеру образующих объектов выделяются следующие виды потоков: материальные, транспортные, энергетические, денежных средств, информационные, людские, космические, военные и др. Такая классификация, безусловно, может иметь место, но для логистики экономической сферы из перечисленных нужны не все, оставшиеся же требуют более пристального анализа. 
Рассматривая этапы становления логистики, мы указывали на стремление к комплексному управлению перемещением материальных объектов в рамках предпринимательской фирмы еще на первых этапах развития логистики. Именно тогда был введен термин «рохрематика» для характеристики системы, включающей весь материальный поток целиком. Рохрематика — это наука об управлении материальным потоком, рассматривающая основные функции производства и распределения в качестве интегрированной системы и изучающая наиболее эффективные комбинации таких подфункций, как перемещение, обработка, хранение и распределение товаров. 
Сравнивая логистику и рохрематику, мы видим, что их нельзя считать идентичными: во-первых, потому что рохрематика оперирует только материальными потоками, в то время как логистика имеет в виду совокупность потоков, присущую фирме как системе; во-вторых, рохрематика ограничивается границами фирмы, системой «производство — сбыт», логистика же ориентирована на значительно больший интервал: от первичного производства ресурсов до реализации конечной продукции. Таким образом, рохрематика не этап становления логистики, а ее составляющая часть. 
Наиболее распространенными параметрами материальных потоков являются: 
количество ресурсов, их номенклатура и ассортимент (для продукции черной металлургии — сортамент; для лесной и деревообрабатывающей промышленности — сортимент); 
габаритные характеристики (длина, ширина, высота, площадь, объем); 
весовые характеристики (масса, вес брутто, вес нетто); 
физико-химические характеристики груза (агрегатное состояние); 
характеристика тары (упаковки) и товароносителя; 
характеристика транспортного средства (грузоподъемность, тип двигателя, отношение собственности); 
условия договора купли-продажи (передача во владение, в пользование в полную собственность, поставка); 
условия договора транспортировки и страхования; 
финансовые характеристики. 
Современная логистика часто оперирует следующими категориями потоков: 
материальный поток (material flow) — продукция (в виде грузов, деталей, товарно-материальных ценностей), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических (транспортировка, складирование и др.) и (или) технологических (механообработка, сборка и др.) операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Выделяют следующие виды материальных потоков: 
внешний (external material flow) — материальный поток, протекающий во внешней по отношению к логистической системе среде; 
внутренний (internal material flow) — материальный поток внутри данной логистической системы; 
входной (inbound material flow) — внешний материальный поток, поступающий в данную логистическую систему из внешней среды; 
выходной (outbound material flow) — внешний материальный поток, поступающий из данной логистической системы во внешнюю для нее среду; 
грузовой поток (freight traffic) — количество грузов, перевезенных отдельными видами транспорта в определенном направлении от пункта отправления до пункта назначения за определенный период (обычно за год); 
информационный поток (information flow) — совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообще-ний, необходимых для управления и контроля логистических операций. В логистике различают горизонтальный, вертикальный, внешний, внутренний, входной, выходной информационные потоки. Межгосударственный информа-ционный поток (transborder data flow) — информационный поток между двумя или несколькими странами, играет положительную роль во внешней торговле, в международном разделении труда, позволяет оперативно перераспределять неликвидные запасы средств производства; 
поток однородных событий (flow of homogenous random events) — случайная последовательность событий, упорядоченных по не убыванию моментов времени (среди которых возможны совпадающие). Понятие возникло в математике как отражение различных физических явлений (грузового потока, потока клиентов и т.д.). Любая фиксированная последовательность моментов событий представляет собой реализацию потока; 
выходящий поток (outbound flow) — поток однородных событий, каждое из которых состоит в выходе из системы массового обслуживания обслуженного требования. При последовательном обслуживании выходящий поток одной системы оказывается входящим потоком другой.

Потоки материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции как составляющие логистического потока

Оптовая торговля средствами производства рассматривает логистику как свой действенный инструмент и отводит ей вполне определенное место. В этом аспекте логистика представляет собой планирование и обеспечение материально-технического снабжения. Она охватывает ключевые функции управления запасами, определения потребностей при меняющейся загрузке производственных 
мощностей и планировании приоритетов. Эта система является высокоэффективным инструментом управления запасами, ее достоинства таковы: 
инвестиции в товарно-материальные запасы могут быть сведены до минимума; 
система планирования материальных потребностей реактивна, т.е. чувствительна к изменениям; 
система позволяет предвидеть будущее по каждой номенклатурной позиции; 
в условиях планирования материальных потребностей контроль за товарно-материальными ценностями ориентирован на действия, а не просто на бухгалтерский учет; 
заказываемые количества соответствуют потребностям. 
Заметим, что вышеуказанные преимущества имеют действительно логистический характер и вряд ли могут быть обеспечены инструментарием традиционной систе-мы материально-технического снабжения. Более того, конкурентоспособная фирма с помощью логистического подхода может по необходимости переложить издержки складских, погрузо-разгрузочных и транспортных операций на поставщиков и потребителей, или, напротив, оценить эти операции как предоставление дополнительных услуг. В логистической экономике такие услуги сами по себе являются немаловажным товаром, и даже принятие решения об их выполнении самостоятельно или с помощью специализированной фирмы носит характер аль-тернативной стоимости. 
В соответствии с этим, нам представляется необходимым определить особую, рабочую категорию логистики, которую предлагаем назвать логистический поток. Отличие логистического потока от материального мы сформулируем ниже, сейчас же покажем идентичность «логистического» и «материально-снабженческого» материальных потоков. Для решения этого вопроса необходимо понять, когда материальные ресурсы становятся материальным потоком и когда такие потоки распоточиваются и превращаются в материальные ресурсы. Отметим также, что по-нятия «материальные ресурсы» и «материальный поток» не идентичны и не являются синонимами. Материальные ресурсы не всегда превращаются в материальный поток, они становятся таковым лишь при особых условиях и пе-рестают быть материальным потоком, когда эти условия исчезают. 
Материальным потоком называют массу материальных ресурсов, находящуюся в процессе перемещения (транспортировки). 
Отсюда следует, что материальные ресурсы в моменты, когда они не перемещаются (хранятся на складе), материальным потоком не являются. Когда их начинают ком-плектовать в отпускную партию, то материального потока также еще нет. Пограничным (переходным) является момент, когда отпускная партия сформирована и находится на складе, готовая к отправке. По учетным данным материальные ресурсы в это время еще являются складским запасом, но фактически они уже представляют собой готовый к отправке материальный поток. Это переходное состояние можно назвать материальными ресурсами, оформленными в потенциальный материальный поток. В момент начала отгрузки отпускной партии, т.е. с начала погрузочных операций по загрузке транспортного средства материальные ресурсы тоже еще не становятся материальным потоком, этот переход совершается позднее, а при погрузочных работах ресурсы все еще числятся за складом, как их запас. 
Когда же отпускная партия погружена в транспортное средство, подготовленное к отправке, и оформлены документы, свидетельствующие об отгрузке ресурсов со склада, они списываются со складских запасов и превращаются в транспортный запас в пути. Переход к такому состоянию и есть признак образования материального потока. Отметим этот момент — начало существования материального потока. 
Материальный поток существует в течение всего периода перемещения материальных ресурсов. Вопрос о прекращении потоком своего существования трактуется следующим образом: в то время, в течение которого прибывший поток разгружается и принимается на склад покупателя, он еще остается материальным потоком. Но когда процесс приемки прибывшего материального потока на складе завершен и находившиеся в нем материальные ресурсы учтены и стали считаться запасами склада, материальный поток считается расформированным (распоточенным) и вещная масса, входившая в него, вновь становится материальными ресурсами — это конец существования материального потока. 
Так обстоит дело с ресурсами и потоками во внешней логистике. Во внутренней (внутризаводской, внутрискладской, внутрибазовой и др.) логистике протекают те же процессы, имеющие определенное своеобразие. Логистика имеет дело, таким образом, не только с материальными потоками, которые характеризуют лишь определенное состояние материальных ресурсов, но и с материальными ресурсами, еще не ставшими потоком или уже переставшими быть им. 
превращения материальных ресурсов в материальный поток и обратно. Это по-зволяет четко установить границы между заготовительной (для одной фирмы) и сбытовой (для другой) логистиками. 
формирования нового понятия логистики — логистического потока. Как видно, между материальным и логистическим потоками есть довольно существенные различия: 
материальный поток однороден, по нашей классификации он является простым, дифференцированным; логистический поток — сложный, интегрированный, он представляет собой совокупность, по крайней мере, материального, финансового, правового и информационного потоков (чтобы не усложнять ситуацию, здесь нами опущены, к примеру, энергетическая, трудовая составляющие логистического потока); 
материальный поток соединяет между собой совокупности материальных ресурсов; логистический же поток функционирует между складскими запасами фирмпоставщика и потребителя; 
материальный поток охватывает погрузочноразгрузочные операции только у потребителя («распоточивание»); логистический — и у поставщика (назовем это «запоточивание» ); 
материальный поток включает в себя чисто «технологические» логистические операции (комплектование поставки, погрузо-разгрузочные работы, транспортировку); логистический поток помимо них включает также ряд вышеназванных операций, имеющих трансакционный характер. 
Введение категории логистического потока, во-первых, с большей полнотой отражает как сущность логистических связей между фирмами, так и их отличие от хозяйствен 
ных, транспортных и пр. связей; во-вторых, позволит избежать необходимости особого учета переходных моментов, характерных для использования материального потока, что будет способствовать упорядочению топологии логистических цепей. 
На основании вышеизложенного для формального построения логистических цепей следует сформулировать следующие условия: 
величина запаса не может изменяться без наличия входного или выходного потока; 
для взаимодействия двух запасов необходимо существование хотя бы одного потока между ними; 
для существования потока необходимо наличие хотя бы двух запасов; 
изменение параметров потока невозможно без взаимодействия его на своем пути хотя бы с одним запасом; 
изменение направления движения потока может быть объяснено как пересечение им запаса, величина которого равна нулю. 
Итак, материальный поток рассматривается в процессе приложения совокупности логистических операций на протяжении определенного временного интервала. С экономической точки зрения эти временные интервала интересны нам как этапы воспроизводственного процесса. В соответствии с этим элементы материального потока могут представлять собой материальные ресурсы, товарно-материальные ценности, средства производства и предметы потребления и т.д. 
Логистический подход предполагает классификационную интерпретацию составляющих материальных потоков в зависимости от конкретного их местонахождения в конкретной зоне логистической системы. Именно в этом аспекте мы выделяем материальные ресурсы (МР), составляющие незавершенного производства (НП) и готовую продукцию (ГП). 
Материальные ресурсы представляют собой предметы труда предприятия: сырье, материалы (основные и вспомогательные), покупные полуфабрикаты и комплектующие, топливо, запасные части для ремонта и обслуживания основных фондов, отходы производства. 
Незавершенное производство — продукция, находящаяся на разных стадиях производственного процесса данного предприятия — от запуска материальных ресурсов в производство до выпуска готовой продукции и включения ее в состав товарного выпуска. 
Готовая продукция — продукция, прошедшая полный производственный цикл, технический контроль и комплектацию на данном предприятии, поступившая на склад готовой продукции или отгруженная потребителю (торговому посреднику). 
Формой существования материальных потоков в логистике является движение (преобразование) «материальные ресурсы — незавершенное производство — готовая продукция» согласно этапам воспроизводственного процесса «снабжение — производство — сбыт»

Сопутствующие потоки. Характеристики сопутствующих потоков. Понятие неизоморфности потоков

как неоднократно указывалось ранее, логистика как наука и практическая деятельность представляет собой в функциональном плане комплекс активностей по управлению системой материальных и адекватных им сопутствующих (финансовых, информационных и прочих) потоков во времени и пространстве от первичного источника до конечного потребителя. 
Рассмотренные нами этапы становления и развития логистики, эволюция конкурентной политики фирмы позволяют сделать вывод об определенной очередности востребования различных категорий потоков. Основным объектом в логистике всегда был материальный поток. Именно в целях оптимизации процесса управления им стали широко применяться информационный и финансовый потоки, а позднее, в рамках сервисной экономики, и сервисные потоки. В определенных условиях может оказаться эффективным управление правовыми потоками (скажем, в таможенной и около таможенной сферах), потоками трудовых ресурсов, энергетическими потоками. 
Количество и сложность управления могут в значительной степени перераспределяться между видами потоков в зависимости от специфики бизнес-процессов. Так, в случае управления операцией купли-продажи целесообразно сосредоточиться на выполнении условий поставки в ее материальном исполнении, используя информационные и финансовые потоки лишь как инструментарий. 
В логистике лизинга, при всей сложности лизинговой сделки, материальный поток всего один — отражающий процесс поставки имущества от поставщика (производителя — лизингополучателю). Но для надлежащей реализации этого потока существует сложная система сопутствующих (финансовых и правовых) потоков, связывающих лизингодателя, лизингополучателя, поставщика (продавца) имущества между собой, а также с коммерческими банки и другими финансовыми институтами, а также страховыми компаниями. 
Каждому материальному потоку соответствует определенный информационный (финансовый, правовой и пр.) поток (потоки), но это состояние не является изоморфным, что вносит существенную специфику в логистический менеджмент. Изоморфизм характеризует системы объектов с заданными в них операциями или отношениями (в логистических системах — функциями и операциями). Изучение свойств одной из изоморфных реальных систем в значительной степени (а абстрактно-математических систем — полностью) сводится к изучению свойств другой системы. 
Как покажет дальнейшее изложение, структуры материальных подсистем логистических систем неизоморфны информационным, финансовым и пр. подсистемам. Различия в структуре, периодичности и характере управления в материальной, информационной, финансовой и прочих подсистемах логистических систем требуют их самостоятельного изучения и функционального проектирования. Завершенное воплощение неизоморфность составляющих логистических потоков находит в программных продуктах информационного обеспечения логистических систем. 
В реальной практике изоморфность основных и сопутствующих потоков также отсутствует: движение материальных ресурсов и готовой продукции не является синхронным (не совпадает во времени и пространстве) с адекватными им потоками информации и денежных средств. Так, информация об отгрузке и отправке товара поступает к получателю раньше самого товара. В случае предоплаты процессы купли-продажи и оказания логистических услуг не совпадают с моментом получения самого товара. Проблемы неизоморфности материальных и сопутствующих потоков в системе единого логистического потока являются объектами постоянного внимания менеджеров по логистике. 
Исходя из трактовки понятия потока как системы перемещающихся объектов, воспринимаемой как единое целое, положение о неизоморфности потоков в прагматическом плане будем понимать как принципиальную несводимость управления потоком к сумме управляющих воздействий на его отдельные составляющие.

 

 

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ

 

Информационные ресурсы составляют одну из важнейших подсистем ресурсного потенциала фирмы, а информация является ключевым элементом логистических операций. Информация конкретизирует потребности объектов логистических систем и звеньев цепей поставок. Главная задача информационного обмена заключается в согласовании требований различных субъектов к размерам заказов, доступности запасов, скорости перемещения ресурсов. 
Информационный поток, будучи неотъемлемой составляющей интегрированного логистического потока, должен адекватно отражать реальную практическую деятельность в сферах физического распределения, производства и материально-технического снабжения. 
По нашему мнению, перспективы информационной логистики весьма велики, потому хотя бы, что фирма, как система, по определению требует взаимосвязи между частями для образования сложного интегрированного целого. Поэтому структура информационного потока должна обеспечивать информацией все другие подсистемы логистики и создавать механизм обратной связи. 
С традиционно сложившейся точки зрения основная задача предпринимательской фирмы — производить продукцию, приносящую прибыль, и увеличивать выработку. В этом случае менеджмент, включая незначительный технический и вспомогательный персонал, функционально может быть сведен к генеральному менеджеру, лицу принимающему решение (ЛПР). 
При этом предполагалось, что большинство ресурсов фирмы должно быть направлено на производство, т.е. на человеческие и материальные ресурсы, полностью сосредоточенные на поставке товаров потребителю. Информационные 
затраты уходили лишь на координацию процессов производства, их рассматривали как некий «налог» на производственные операции. Заметим, что экономическая теория относительно недавно стала рассматривать информацию в качестве ресурса наряду с землей, трудом и капиталом. 
Однако современная стадия развития экономики заставила изменить отношение менеджмента к информации. Организация производства стала гораздо сложнее, выросла межфирменная конкуренция, ускорились темпы научно-технического прогресса, изменился характер государственного регулирования. Стремление использовать новых специалистов, чтобы справиться с возникающими проблемами, привело к значительному увеличению численности управленческого персонала и к образованию новых уровней и функциональных направлений управления. Фирмы стали включать в штат специалистов, функциональных и технических работников, сливавшихся с менеджментом, так как их главной задачей стала обработка информации, а не прямое производство товаров или оказания услуг. Информация, которой оперирует современная фирма, приобрела новый смысл. Ни одна подсистема фирмы не может отвечать требованиям эффективного управления, если не будет сориентирована в альтернативах, возникающих из всего массива информации. Возникла проблема организации объема информационной работы, созданного ростом внутрифирменных взаимодействий, да и число внешних хо-зяйственных связей возрастало достаточно быстро. Это объясняет существенный рост экономического, юридического персонала, а также специалистов маркетинга и логистики. 
В сфере логистики вследствие этого оказалась востребованной информационная логистика. Она может оказаться эффективной лишь в том случае, если в структуре фирмы ей будет предоставлен высокий уровень комплектации в лице главного функционального менеджера — директора но логистике (на правах заместителя директора фирмы). Только в этом случае смогут быть выполнены такие задачи логистики как рационализация материальных потоков предприятия, максимальная загрузка производственных мощностей заказами потребителей, экономия материальных затрат на всем протяжении логистического потока, а также оптимизация затрат на снабжение, производство п реализацию готовой продукции. 
Следует заметить, что на современном этапе логистика выполняет, кроме всего прочего, функцию целеполагания. Логистическая структура управления не просто обменивается информацией с прочими структурами фирмы: в ряде случаев информационные потоки, исходящие из логистической структуры, носят характер документов функционального менеджмента. Система информационной логистики предусматривает комплекс информации, потоки которой являются для службы логистики входящими. Ход развития научно- 
ной технологии — использования вычислительной техники и систем связи для создания, сбора, передачи, хранения, обработки информации для всех сфер общественной жизни. Сложные сочетания рыночных взаимоотношений, суще-ствующей инфраструктуры и стратегического управления сформировали следующие доминирующие направления развития информационной технологии: 
формирование и развитие новой категории — информационного продукта, существующего в виде программных средств, баз данных и служб экспертного обеспечения; хорошо выполненный информационный продукт сохраняет свою ценность дольше, чем конкретные носители информации; 
способность к взаимодействию логических элементов информационной технологии; она означает возможность для двух или более сторон, представленных машиной или человеком, провести идеальный обмен информационным продуктом; 
ликвидация промежуточных звеньев, обусловленная внедрением новых технологий, которые обеспечивают преобразование информации в формы, доступные и удобные для немедленного использования потребителем; использование новых информационных технологий ведет к созданию более совершенного рынка, под которым понимается рынок с минимальным количеством промежуточных звеньев между покупателем и продавцом; 
глобализация на базе транспьютерных систем и нейрокомпьютеров позволяет фирмам и транснациональным корпорациям успешно вести дела в мировом масштабе, проводить выгодные операции на периферии, покупать и продавать более эффективно, используя знания о состоянии рынка; 
конвергенция — результат совместного развития четырех вышеназванных тенденций; она проявляется в исчезновении различия между изделиями и услугами, информационным продуктом и средствами, использованием информации в быту и в производственных целях. 
Постепенно эти тенденции начинают оказывать влияние на информационную составляющую коммерческой сделки. Эффективность обращений к системам обеспечения информационной технологии при осуществлении торговых операций на 30% выше, чем при использовании традици 
онного подхода. 
Помимо вышеописанных задач с помощью информационных систем и технологий могут быть решены и такие актуальные на сегодняшний день вопросы, как: 
детальное управление производственными запасами (с одновременным повышением эффективности использования складских мощностей); 
оптимальное использование внутризаводского и внутрискладского транспорта; 
автоматизированный отбор грузов и их позаказное комплектование; 
учет отправляемых грузов и постоянное диспетчерское сопровождение на всем пути следования к заказчику.

 

 

 

Финансовые

В условиях как формирующейся, так и стабильно развивающейся рыночной экономики повышение эффективности движения товарных потоков достигается в значительной мере за счет улучшения их финансового обслуживания, что, в свою очередь, обусловливает необходимость выделения и изучения логистических финансовых потоков, соответствующих перемещению товарно-материальных и товарно-нематериальных ценностей. Следует отметить, что товарно-материальные ценности включают в себя все виды материальных товаров, в том числе и такой их специфический вид, как недвижимость, а к товарно нематериальным ценностям в настоящее время относятся услуги, капитал и нематериальные активы. В процессе перемещения от одного хозяйствующего субъекта к другому совокупность определенных товарно-материальных или товарно-нематериальных ценностей может рассматриваться в качестве соответствующего товарного потока, движение которого обусловлено выполнением целого ряда логистических операций. 
Механизм финансового обслуживания товарных потоков является в настоящее время наименее изученной областью логистики: часть вопросов, касающихся его содержания, вообще не рассматривается в специальной литературе, по другой части вопросов существуют значительно различающиеся точки зрения. Различия наблюдаются уже при определении сущности финансовых потоков. Можно выде-лить два основных подхода к изучению данной проблемы: 
под финансовым потоком понимается любое перемещение финансовых средств в макро или микроэкономической среде; 
под финансовым потоком понимается движение финансовых средств только в логистических системах или между ними. 
Специалисты, придерживающиеся первой точки зрения, сущность финансового потока связывают, прежде всего, с изменениями совокупности финансовых средств во времени. На наш взгляд, указанный подход, безусловно, заслуживает внимания и может применяться при проведении различных макро и микроэкономических исследований, однако он совершенно не учитывает особенностей логистических процессов и, следовательно, его нельзя использовать п логистике при разработке финансового механизма обслуживания товарных потоков. 
В свою очередь, специалисты, придерживающиеся второй точки зрения, пока еще не пришли к единому мнению относительно сущности финансового потока. Чаще всего и специальной литературе финансовый поток либо рассматривается как составная часть объекта управления в коммерческой логистике, либо не рассматривается вообще. 
Мы считаем, что финансовые потоки в том или ином виде существовали всегда, при любых способах организации предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Однако, как показала практика, наибольшая эффективность их движения достигается при применении логистических принципов управления материальными и финансовыми ресурсами, что и обусловило появление новой экономической категории — логистический финансовый поток. Следовательно, логистические финансовые потоки создаются и используются для обеспечения эффективного прохождения товарными потоками всего пути следования — от момента возникновения до момента прекращения существования в виде потока. При этом их специфика заключается, в первую очередь, именно в потребности обслуживать процесс перемещения в пространстве и во времени соответствующего потока товарно-материальных или товарно-нематериальных ценностей. 
Таким образом, под финансовым потоком в логистике мы понимаем направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного товарного потока. 
Из этого определения следует, что: 
логистический финансовый поток — это направленное движение финансовых ресурсов; 
направленность движения финансовых ресурсов в логистике обусловливается необходимостью обеспечения перемещения соответствующего товарного потока; 
движение финансовых ресурсов осуществляется либо в логистической системе, либо между ней и внешней средой. 
Логистические финансовые потоки неоднородны по своему составу, направлениям движения, назначению и ряду других признаков. Потребность в определении наиболее эффективных способов управления логистическими финансовыми потоками обусловливает необходимость их подробной классификации. Для классификации финансовых потоков в логистике нами были выбраны следующие основные признаки: отношение к логистической системе, направление движения, назначение, способ переноса авансированной стоимости, форма расчета, вид хозяйственных связей. 
По отношению к конкретной логистической системе различают внешние и внутренние финансовые потоки. Внешний финансовый поток существует во внешней среде, т. е. за границами рассматриваемой логистической системы. Внутренний финансовый поток существует внутри логистической системы и видоизменяется за счет выполнения с соответствующим товарным потоком целого ряда логистических операций. 
В свою очередь, внешние логистические финансовые потоки по направлению движения подразделяются на входящие и выходящие финансовые потоки: 
входящий финансовый поток поступает в рассматриваемую логистическую систему из внешней среды; 
выходящий финансовый поток начинает свое движение из рассматриваемой логистической системы и продолжает свое существование во внешней по отношению к ней среде. 
По назначению логистические финансовые потоки можно разделить на следующие группы: 
обусловленные процессом закупки товаров; 
инвестиционные; 
связанные с воспроизводством рабочей силы; 
связанные с формированием материальных затрат в процессе производственной деятельности предприятий; 
возникающие в процессе продажи товаров. 
По способу переноса авансированной стоимости на товары логистические финансовые потоки подразделяются на потоки финансовых ресурсов: 
сопутствующие движению основных фондов предприятия (к ним относятся инвестиционные финансовые потоки и частично финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат); 
обусловленные движением оборотных средств предприятия (к ним относятся все остальные группы финансовых потоков, выделяемые нами при их классификации по назначению). 
В зависимости от применяемых форм расчетов все финансовые потоки в логистике можно дифференцировать на две большие группы: 
денежные финансовые потоки, характеризующие движение наличных финансовых средств; 
информационно-финансовые потоки, обусловленные движением безналичных финансовых средств. 
В свою очередь, денежные финансовые потоки делятся па потоки наличных финансовых ресурсов по рублевым расчетам и по расчетам валютой, а к информационнофинансовым потокам относятся потоки безналичных финансовых ресурсов по расчетам платежными поручениями, платежными требованиями, инкассовыми поручениями, документарными аккредитивами и расчетными чеками. 
Следует отметить, что выбор той или иной формы безналичных расчетов зависит главным образом от эффективности их применения в различных условиях и необходимости воздействия на неаккуратных плательщиков. 
Наряду с денежными и информационно-финансовыми потоками существуют учетно-финансовые потоки. В отличие от первых двух видов, образующихся при организации финансовых расчетов между контрагентами, учетно-финансовые потоки возникают при производстве товаров или при оказании услуг на стадии увеличения авансированной стоимости. Под увеличением авансированной стоимости мы понимаем процесс формирования материальных затрат в производ-ственной деятельности коммерческой организации. Движение финансовых ресурсов в рамках названного процесса и характеризует логистические учетно-финансовые потоки. 
По видам хозяйственных связей различаются горизонтальные и вертикальные финансовые потоки. Первые отражают движение финансовых средств между равноправными субъектами предпринимательской деятельности, вторые — между дочерними и материнскими коммерческими организациями. 
Следует отметить, что можно и дальше продолжить классификацию финансовых потоков, используя для этой цели такие признаки, как стадия кругооборота капитала, источники получения финансовых средств, сроки их прохождения и т.д. Однако поскольку необходимость классификации финансовых потоков обусловливается потребностью определения наиболее эффективных способов управления ими, то мы считаем, что в каждом конкретном случае следует устанавливать свой, особый состав классификационных признаков логистических финансовых потоков.

Информация о работе Основные категории логистики