При определении затрат, связанных с
выполнением перевозочного процесса,
необходимо учитывать технико-экономические
показатели используемого подвижного
состава (грузоподъемность, техническая
скорость, показатели использования подвижного
состава, время простоев под погрузочно-разгрузочными
операциями и др.), расстояние транспортирования,
затраты, связанные с выполнением погрузочно-разгрузочных
работ, с повреждением и потерей груза,
с нарушением срока доставки груза и др.,
т.е. затраты не только на транспорте, но
и других участников перевозочного процесса.8
На рис. 3 показан линейный граф
перевозочного процесса, отображающий
в более простом виде структуру взаимосвязи
и отношения как между компонентами перевозочного
комплекса, так и между транспортным комплексом
и средой.
Линейный граф
перевозочного процесса
Рисунок 3
На рис. 3 обозначено:
W(t) – грузопоток, т.;
WQ – транспортная продукция,
т.;
Sп.г – себестоимость подготовки
груза к перевозке, руб/т;
S – себестоимость транспортирования,
руб/т.;
Sп.р – себестоимость погрузочно-разгрузочных
работ, руб./т.;
Sx – себестоимость складирования
груза, руб/т.;
R1 - затраты, связанные с увеличением
расстояния транспортирование груза,
руб.;
R2 – затраты из-за несоответствия
подвижного состава роду и характеру
перевозимого груза, руб.;
R3 – затраты, связанные
с повреждением и потерей груза,
руб.;
R4 - затраты, связанные с выполнением
дополнительных погрузочно-разгрузочных
работ, руб.;
R5 - затраты, связанные с дополнительным
хранением груза, руб.;
R6 - затраты, связанные с
инерционностью перевозочного процесса,
руб.;
R7 - затраты, связанные с
увеличением себестоимости транспортирования,
руб.;
R8 - затраты, связанные с увеличением
себестоимости погрузочно-
разгрузочных работ, руб.;
R9 - затраты, связанные с
увеличением себестоимости подготовки
груза к перевозке, руб.;
R10 - затраты, связанные с увеличением
себестоимости складирования груза, руб.
Пути снижения издержек при
доставке грузов
Поскольку
расходы по доставке обусловлены многими
факторами, исключение которых из процесса
невозможно, то необходимо минимизировать
существующие.
В большинстве
расходы связывают с расстоянием, но которое
везут груз. Поэтому необходимо учитывать
количество (тоннаж) груза. Соответственно,
если тоннаж небольшой, а расстояние на
которое его везут достаточно большое,
то тогда не имеет смысла доставка, т.к.
расходы не покроются и получиться работа
в минус.
В этом случае,
чем больше тоннаж, тем выгоднее поездка.
Но не только один фактор играет при этом
– также необходимо смотреть цену товара,
по которой он будет поставлен. Соответственно,
по низкой цене везти товар на большое
расстояние тоже не выгодно, т.к. наценка
покроет только расходы по доставке и
выгоды с этого не будет.
При закупке
товаров, как уже было сказано, покупатель
и поставщик (или производитель и покупатель)
заранее договариваются между собой об
оплате расходов за поставку. При этом
если они (покупатель и поставщик) находятся
на достаточно больших расстояниях, т.е.
в разных городах или разных странах, где
километраж измеряется тысячами километров,
то играет важную роль каким транспортом
будет доставлен товар. Если цена товара
и километраж позволяют использовать
автомобильный транспорт, то доставка
происходит им. Если же автомобильный
транспорт использовать не выгодно, доставку
можно осуществить железнодорожным транспортом,
поскольку он дешевле. Однако при этом
время доставки будет более длительным
и следовательно заказываются большой
партией и за время, когда данный товар
на складах покупателя еще может терпеть
следующей поставки.
В местах,
где автомобильное или железнодорожное
транспортирование затруднено поставки
могут осуществляться либо речным (мореходным),
либо воздушным путем.
Соответственно
любые расходы должны быть оправданы.
Но все это
относиться в основном к крупным оптовым
поставкам, которые следуют от производителя
к оптовому покупателю. Что же касается
доставки в пределах одного города или
района, то тут идет другая специфика.
Как тоже
было сказано, прежде чем осуществить
поставку от оптового поставщика к розничному
магазину (или потребителю) обрабатывается
необходимая информация о поставках, запланированных
на день. При этом также учитывается тоннаж
и цена товара.
Чтобы минимизировать
расходы по доставке в пределах одного
города, составляется определенный маршрут,
на пути следования которого находятся
точки доставки. Если доставка происходит
в отдаленные районы города, то необходимо
максимизировать количество точек доставки
в данном районе.
Если доставки
идет в пригород, то данные точки можно
отправлять либо с большим тоннажем и
выгодной наценкой, либо с областными
клиентами.
При доставке
по области от районного или областного
города, составляются маршруты на определенные
дни, т.е. в один день едут одни точки районных
или областных городов. При этом также
учитывается тоннаж и наценка. Соответственно
небольшой тоннаж и низкая наценка здесь
не уместны.
Также при
доставке товаров клиентам или покупателям
выставляется норма отгрузки, которая
может исчисляться или тоннажем или стоимостью
всей отгрузки. Т.к. при меньшем количестве
отгрузки доставка является не выгодной.
Также, чтобы
минимизировать расходы можно учитывать
наличие в составе перевозочной группы
экспедиторов и грузчиков. Чтобы уменьшить
расходы по персоналу можно исключить
в составе группы грузчиков (если это возможно),
а так же использовать труд водителей-экспедиторов,
выполняющие функции 2 работников.
Анализ расходов по товародвижению
Анализ объемов перевозок
Общий объем
перевозок, число пройденных километров,
отработанных часов и другие показатели
в рамках установленных договорных отношений
служат обязательным заданием, или планом*,
на определенный период.
Формирование заданий по перевозкам
относиться к компетенции коммерческой
службы. Определение общего объема работ,
намеченных к выполнению, выявление тенденций
развития организации и изменение рынка
осуществляется на основе маркетингового
анализа. Изучение же выполнения объемов
перевозок, услуг и работ служит отправной
точкой проведения комплексного анализа
деятельности предприятия.9
План перевозок
образует ту базу, на основе которой строиться
вся система внутрипроизводственного
планирования, а выполнение заданий согласно
плану определяет уровень показателей,
характеризующих хозяйственную деятельность
предприятия, например доходов, себестоимости,
прибыли, рентабельности. Степень выполнения
заданий (плана) по перевозкам определяется
многочисленными факторами, как зависящими
от работы предприятия (организация маршрутов,
правильное использование подвижного
состава, организация технического обслуживания
подвижного состава и т.д.), так и не зависящими
от нее (номенклатура и структура грузооборота,
расстояние перевозок, т.д.).
Анализ
перевозок может осуществляться в различных
режимах: ежедневно, ежемесячно, ежеквартально
и за год. В проведении анализа принимают
участие все заинтересованные службы
и отделы.
Прежде
чем приступать к детальному анализу выполнения
перевозок, следует проверить, какие организационно-технические
мероприятия по лучшему использованию
подвижного состава, намеченные на анализируемый
период, реализованы.
Анализировать
выполнение заданий по перевозкам следует
в такой последовательности: характеристика
общих результатов; анализ годовой (суточной)
производительности грузовых автомобилей,
автобусов, такси; анализ среднесписочного
подвижного состава и степени его использования
на линии; изучение изменения технико-эксплуатационных
показателей и их влияние на результаты
работы подвижного состава; анализ качества
выполнения перевозок и транспортного
обслуживания.10
При анализе выполнения плана перевозок
грузов первоначально характеризуют общие
итоги и выполнения заданий по объему
перевозок, транспортной работе и числу
отработанных авточасов.
Для того, чтобы сделать правильный вывод
о производительной деятельности организации,
недостаточно установить степень выполнения
плана перевозок за анализируемый период.
Нужно сопоставить объемы перевозок за
ряд соответствующих периодов, что даст
представление о динамике указанного
показателя. При этом следует установит
причины, обусловившие ту или иную динамику
объема перевозок или грузооборота. Закономерным
является непрерывное увеличение транспортной
работы. Однако снижение темпов роста
показателей не всегда свидетельствует
об ухудшении работы организации. Уменьшение
ежегодного прироста объема перевозок
может явиться следствием изменения числа
автомобилей, структуры автомобильного
парка, расстояния перевозок и некоторых
других причин. Это обстоятельство должно
быть учтено при анализе темпов изменения
перевозок.
Полезные
данные, объясняющие динамику рассматриваемого
явления, могут быть получены при сравнении
фактических темпов роста с базисными.
Одно дело если фактическая динамика соответствует
намеченной, другое – если она сложилась
в результате отступления от заданных
темпов. Иногда некоторое снижение темпов
предусматривается в самой стратегии.
Чтобы установить насколько это обосновано,
рекомендуется проанализировать в динамике
показатели использования подвижного
состава по времени и производительности,
поскольку именно они оказывают решающее
влияние на темпы роста объема перевозок.
Поскольку
данными по годам, кварталам и месяцам,
можно исчислять абсолютный прирост перевозок,
темп роста, абсолютное значение, эластичность.
Указанные показатели характеризуют перевозки
за анализируемый период в сравнении с
прошлым периодом. Для определения динамики
объема перевозок и грузооборота принимают
за основу какой-либо год, первый месяц
года или первый квартал.
При анализе
представляет интерес исчисление среднего
темпа роста, особенно при сопоставлении
результатов работы различных производственных
подразделений или организаций. Средний
темп роста исчисляется как средняя геометрическая
из годовых темпов роста.
Показателями темпа роста удобно пользоваться
для характеристики выполнения плана
перевозок. Оно оценивается по базовым
показателям за истекшие годы и последний
год периода, а также по отчетам за истекшие
годы. По этим данным исчисляются темпы
роста по отношению к предыдущему периоду
и началу периода (цепные и базисные индексы).11
Анализ общей суммы расходов
1
http://www.ec-logistics.ru/logistika.htm
- 2 Вельможин, А.В. Теория организации
и управления автомобильными перевозками:
Логистический аспект формирования перевозочных
процессов.
3 Вельможин, А.В. Теория организации
и управления автомобильными перевозками:
Логистический аспект формирования перевозочных
процессов.
4
http://xreferat.ru/52/14-1-transportnaya-logistika.html
5 Вельможин, А.В. Теория организации
и управления автомобильными перевозками:
Логистический аспект формирования перевозочных
процессов.
6
Налоговый кодекс РФ
7 Гаджинский, А.М. Логистика /
А.М. Гаджинский. – М.: Дашков и Ко. 2003. –
408 с.
8 Гаджинский, А.М. Логистика /
А.М. Гаджинский. – М.: Дашков и Ко. 2003. –
408 с.
9 Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной
деятельности предприятия АПК / Г.В. Савицкая.
– Минск: Новое Знамя. 2006. – 495 с.
10 Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной
деятельности предприятия АПК / Г.В. Савицкая.
– Минск: Новое Знамя. 2006. – 495 с.
11 Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной
деятельности предприятия АПК / Г.В. Савицкая.
– Минск: Новое Знамя. 2006. – 495 с.