Особенности перевозок промышленным транспортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Транспорт удолетворяет одну из важнейших потребностей человека – потребность в перемещение. Производственный транспорт промышленных предприятий, который обычно называют «промышленный транспорт», осуществляет перемещение предметов и продуктов труда на производственном объекте. Промышленный транспорт является важнейшим звеном любого производства, его неотъемлемой частью. Согласно статистике, примерно четвертая часть всех рабочих занята на производственном транспорте предприятий.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 51.44 Кб (Скачать файл)

1. В ценах соответствующих лет.

2. Все дороги с твёрдым покрытием.

3. Перевозки автобусами общего  пользования.

4. Подача товарного газа, млрд. м3

Виды промышленного транспорта, их функции и сферы рационального  использования

1.Железнодорожный транспорт, вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или мотор-вагонной тяги. Современный ж.-д. транспорт - результат длительного процесса развития сети железных дорог и усовершенствования отдельных их элементов: пути, станции, вагонов, средств тяги, сигнализации, связи и др. Возникновение ж.-д. транспорта тесно связано с развитием крупной промышленности, особенно горнодобывающей и металлургической. С развитием капитализма в конце 18 - начале 19 вв. существенно изменилась структура грузооборота, возникла потребность в массовых перевозках железной руды, угля, лесных и строительных материалов и др. «Жел. дороги, - указывал В. И. Ленин,- это итоги самых главных отраслей капиталистической промышленности, каменноугольной и железоделательной, итоги - и наиболее наглядные показатели развития мировой торговли...»

Первой в мире ж. д. общего пользования  с паровой тягой была линия  Стоктон - Дарлингтон (21 км, Англия), построенная  Дж. Стефенсоном в 1825. В 30-х гг. появились  ж. д. в Австрии, Германии, Бельгии, Франции  и др. В 1830 была открыта первая железная дорога в США. Россия также была в  числе первых стран, начавших строительство  железных дорог (1837). Скорость доставки грузов по ж. д. примерно вдвое выше, чем речным и трубопроводным транспортом, но ниже, чем автотранспортом и  тем более авиатранспортом. Скорость доставки грузов, например по ж. д. СССР, составляет (с учётом всех видов  простоя вагонов в пути следования) около 240-320 км/сут, или 10-12 км/ч (1970). Приблизительно такая же скорость доставки грузов и в большинстве зарубежных стран. Скорость движения пассажирских поездов (не считая экспрессов) близка к скорости движения современных автобусов. Огромна  провозная способность ж. д. - от нескольких миллионов тонн грузов в год (по однопутной линии) до сотен миллионов тонн в  каждую сторону (по двухпутной линии). Ж.-д. перевозки осуществляются регулярно  в любое время года и суток.

2.Автомобильный транспорт, вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям. Основные сферы всё более расширяющегося целесообразного применения Автомобильный транспорт — развоз и подвоз грузов к магистральным видам транспорта, перевозки промышленных и сельскохозяйственных грузов на короткие расстояния, внутригородские перевозки, перевозки грузов для торговли и строительства. На дальние расстояния Автомобильный транспорт перевозит скоропортящиеся, особо ценные, требующие быстрой доставки, неудобные для перегрузки другими видами транспорта грузы. Ныне без Автомобильный транспорт невозможна деятельность ни одной отрасли хозяйства.

Автомобильный транспорт начал  развиваться с 20 в. по мере роста  производства автомобилей и строительства  автодорог. В 1900 во всём мире было 11 тыс. автомобилей, 1826 тыс. в 1914, 10922 тыс. в 1921, 46 057 тыс. в 1940, 70 388 тыс. в 1950, 126 955 тыс. в 1960, 177 902 тыс. в 1965. В 1970 будет, предположительно, около 230 млн. автомобилей. В 1968 в мире было произведено свыше 15 млн. автомобилей. Если в 19 в. железнодорожный транспорт, вытеснив внутренний водный и гужевой  транспорт, был наиболее распространённым видом транспорта, то в 20 в. быстро развивающийся  автомобильный транспорт стал оттеснять  железнодорожный. Доля автомобильного транспорта с 1913 по 1965 возросла (во внутреннем грузообороте) во всём мире с 0,2% до 17,1%, а железнодорожного транспорта соответственно уменьшилась с 72,9% до 50,7%. Развитие автомобільного транспорта в капиталистических  странах происходит в конкурентной борьбе с другими видами транспорта, особенно с железнодорожным, и осуществляется (несмотря на принятые некоторыми государствами  ограничительные меры) более высокими темпами по сравнению с другими  видами транспорта.

Объём перевозок грузов автомобильным  транспортом в 1964 во всём мире превысил 53 млрд.т, а грузооборот — 1370 млрд.т.км, на долю экономически развитых капиталистических  стран приходилось 77,9% грузооборота.

Табл. 1. — Рост мирового грузооборота автомобильного транспорта (без социалистических стран, млрд. т км)

 

1950

1960

1965

Всего

В т. ч. междугородный

Всего

В т. ч. междугородный

Всего

В т. ч. междугородный

Европа

87

77

210

187

285

255

Азия

10

6

43

30

97

55

Африка

8

4

18

10

29

16

Сев. Америка

353

264

587

455

752

596

Лат. Америка

16

13

50

40

78

56

Австралия и Океания

20

11

38

24

48

34

Всего

494

375

946

746

1289

1012


Концентрация автомобилей в  крупных транспортных предприятиях сделала возможным не только увеличивать  долю участия Автомобильный транспорт  в перевозках, но и постоянно совершенствовать транспортный процесс, вводить прогрессивные  методы перевозок (централизованные по системе тяговых «плеч», широкое  применение контейнеров, поддонов и  т. п.), улучшать транспортно-экспедиционное обслуживание, сокращать нерациональные перевозки, организовывать прямые перевозки  грузов от производителя к потребителю.

Табл. 2. — Перевозки грузов и  пассажиров, грузооборот и пассажирооборот  автомобильного транспорта СССР

 

Единица измерения

1913

1928

1940

1950

1960

1967

Перевозки грузов

млн. т

10,0

20,0

858,6

1859,6

8492,7

11947,0

Грузооборот

млрд. т · км

0,1

0,2

8,9

20,1

98,5

170,2

Перевозки пассажиров (автобусы)

млн. чел.

590

1053

11316

22013

Пассажира- оборот (автобусы)

млрд. пассажира - километров

3,4

5,2

61,0

153,0


3. Морской транспорт, вид транспортной сферы материального производства; осуществляет перевозки грузов и пассажиров судами. Морской транспорт широко применяется для международных и внутренних (каботажных) перевозок.

История развития морского транспорта восходит примерно к 6—4-му тыс. до н. э., когда у человека появилась необходимость  в изучении и освоении морей. Первые морские суда были гребными, имевшими в качестве движителя вёсла. Около 3 тыс. лет до н. э. был изобретён  парус, ставший на многие столетия главным  движителем судов. С 3 в. до н. э. по 5 в. н. э. большие размеры приобретает  морская торговля средиземноморских  стран с Индией и Китаем. Племена, населявшие территорию СССР, стали  ходить водным путём из Балтийского  в Чёрное море. К 9 в. восточные славяне  освоили водные пути по Чёрному и  Каспийскому морям, поморские славяне  совершали рейсы в Англию, а  южные — по Средиземному морю. В  начале 17 в. русские моряки начали исследовать  и осваивать побережье Северного  Ледовитого океана, а в середине того же века — побережье Охотского  и других дальневосточных морей. Особенно быстро развивался морской  транспорт в России в конце 17 и  начале 18 вв. в связи с преобразованиями Петра I. Оживилась торговля с Западом  через Архангельск; с основанием Петербурга (1703) центр торговли переместился на Балтийское море. Начало развиваться  торговое мореплавание и на Чёрном море, где были сооружены важные порты — Херсон (1778), Севастополь (1784), Одесса (1794). В 19 в. появились пароходы, вытеснившие парусные суда. В начале 20 в. построены первые в мире теплоходы, сначала речные («Вандал», 1903, и др.), а потом и морские («Дело», 1908, и др.); транспортные суда специализировались для перевозки руды, леса, скоропортящихся  грузов, нефти и т. д. Однако в целом  морской транспорт дореволюционной  России был слабо развит. Каботажных перевозок было мало, экспортно-импортные  перевозки осуществлялись главным  образом на иностранных судах. В 1913 торговый флот составлял около 1 млн. регистровых т, удельный вес  его в общем мировом тоннаже  составлял около 2%. Перегрузочные  работы в портах производились большей  частью ручным способом. К морскому транспорту относятся также многочисленные и разнообразные по типам и  конструкции суда служебно-вспомогательного и технического флота, используемые для буксировочных, аварийно-спасательных, дноуглубительных, ледокольных и  др. работ, связанных с обеспечением судоходства. В этой категории судов  особое место занимают ледоколы. Крупнейшим в мире ледокольным флотом располагает  СССР. Самый мощный ледокол и первый атомоход в мире — «Ленин» (1959) с  эффективной мощностью на валах 32,3 Мвт (44 тыс. л. с.). В СССР строится (1974) новый атомоход «Арктика» с  эффективной мощностью 55 Мвт (75 тыс. л. с.). Ледокольный флот имеют также  Канада, Швеция, Финляндия, Дания и  США.

Морской транспорт включает: порты  — транспортные узлы, где происходит перевалка грузов с одного вида транспорта на другой и осуществляется обслуживание флота; судоремонтные предприятия, оснащенные судоподъёмными средствами (доки, слипы, эллинги); устройства связи, сигнализации и др. На 1 января 1973 насчитывалось  свыше 7000 морских портов, в том  числе более 500 с грузооборотом  свыше 1 млн. т в год. Общий объём  грузов, погруженных и выгруженных  в портах мира, увеличился с 3350 млн. т в 1965 до 5349 млн. т в 1971, в том  числе в портах промышленно развитых капиталистических стран — соответственно с 1835 до 2894 млн. т, развивающихся стран  — с 1339 до 2193 млн. т, социалистических стран — со 176 до 262 млн. т.

4. Речной транспорт, вид транспорта, осуществляющий перевозки пассажиров и грузов в основном по внутренним водным путям, как естественным (реки, озёра), так и искусственным (каналы, водохранилища, шлюзованные участки рек). Выделяются магистральные речные пути, в том числе международные, обслуживающие внешнеторговые перевозки нескольких государств (например, Дунай, Одер, Рейн, Амур, Парагвай, Нигер), межрайонные, обслуживающие перевозки между крупными районами внутри страны (например, Волга, Янцзы, Миссисипи), и местные, обслуживающие внутрирайонные связи. Речной транспорт, несмотря на сезонность его работы в ряде стран, обладает рядом преимуществ по сравнению с другими видами транспорта. Первоначальные затраты на организацию судоходства по крупным рекам в 8—10 раз меньше соответствующих затрат на создание железных дорог. Себестоимость перевозок на магистральных реках на 35% ниже ж.-д. перевозок и в 3—5 раз — автомобильных. Люди с давних времён используют реки для передвижения. За тысячи лет до н. э. в Месопотамии, Древнем Египте, Древнем Китае применялись гребные и парусные суда. С развитием средневековых городов (12— 14 вв.), расположенных на реках Европы, и торговли росли перевозки грузов водными путями на судах грузоподъёмностью 10—20 т. строительство шлюзованных речных путей (16 в.) значительно улучшило судоходство. Для дальнейшего развития Речной транспорт и удешевления речных перевозок большую роль сыграло применение на судах парового двигателя (нач. 19 в.).

В России речное судоходство имеет  многовековую историю. Древние славяне  селились преимущественно по берегам  рек и озёр, которые были удобными естественными путями сообщения. Уже  в 9 в. славяне совершали плавания на речных судах по Дону, Волге и  Каспийскому морю с торговыми  целями. По Волховско-Днепровскому пути, связывавшему Балтийское море с Чёрным морем (великому водному пути «из  варяг в греки»), шли караваны судов. Размеры судов, плававших  по русским рекам, возрастали, и в 16 в. грузоподъёмность речных судов  на Волге достигла 250—300 т. В период царствования Петра 1 (кон. 17 — нач. 18 вв.), который поощрял развитие судостроения, речной флот был качественно улучшен. Взамен судов, предназначенных для  одного рейса, начали строить долговечные  суда из пиленных досок, прочной конструкции, с хорошими судоходными качествами. В 18 — начале 19 вв. на месте волоков  были построены первые искусственные  водные системы: Вышневолоцкая (1708), Тихвинская (1811), Мариинская (1810) и др. В начале 19 в. в русском речном судостроении начинают применять металл. По времени  это совпало с использованием на судах механического двигателя. До введения механической тяги (пароходов) и в начальный период её применения (1840—80-е гг.) перемещение судов  на реках, особенно на Волге, производилось  конной и ручной тягой. Пароходы начали строить в Петербурге (1815), а затем  в Пожве на Каме (1817). На Волге был  создан ряд пароходных обществ: «Общество  по Волге» (1843), «Кавказ и Меркурий» (1850—59), «Самолёт» (1853), Камско-Волжское пароходное общество «Польза» (1854) и  др. В 1913 число пароходов на Речной транспорт России достигло 5467, число  несамоходных речных судов превышало 23 тыс. Речной транспорт в СССР. Декретом Совнаркома от 26 января (8 февраля) 1918 речной флот был национализирован. Управление им было возложено на Отдел водных сообщений ВСНХ, преобразованный  в Главвод (май 1918), который управлял и морским флотом. На базе национализированного флота была создана Волжская военная  флотилия, которая активно участвовала  в Гражданской войне 1918—20. Разработанный  по указанию В.И. Ленина (1920) план ГОЭЛРО предусматривал приведение в совершенный  вид внутренних водных путей Европейской  части РСФСР, широкое использования  гидроресурсов страны. В плане  намечалось создание основной транспортной сети, выбор типа судов, организация  движения, строительство речных портов. Первым был введён в эксплуатацию Волховский гидроузел (декабрь 1926), значительно  улучшивший условия плавания судов  на р. Волхов. Высоконапорной плотиной Днепрогэс им. В. И. Ленина был поднят уровень воды на порогах, и Днепр  стал судоходным на всём протяжении. Ввод в действие первого гидроузла  на р. Свирь (1933) обеспечил увеличение глубины в её нижнем течении. В  том же году вступил в строй  Беломорско-Балтийский канал, соединивший  Белое море с Балтийским морем.

В годы Великой Отечественной войны 1941—45 речной транспорт перевез для  фронта и тыла около 200 млн. т грузов. Речники работали на боевых переправах Сталинграда и на Ладожском озере, через которое проходила «Дорога  жизни» в осажденный Ленинград. Война  нанесла огромный ущерб речному  транспорту. Фашистские оккупанты затопили и захватили более 8,3 тыс. речных судов, разрушили сотни портов, пристаней, плотин, дамб и шлюзов. За годы 4-й  пятилетки (1946—50) Речной транспорт  был восстановлен.

Речной транспорт— составная часть  единой транспортной системы страны. Большое значение имеет речной транспорт  для развития промышленности и сельского  хозяйства восточных районов; он обслуживает промышленность, особенно освоение нефтегазоносных районов  Западной Сибири; доставляет грузы  для Норильского горно-металлургического  комбината и экспортные лесоматериалы  в Игарку, грузы для горнорудной  промышленности Якутии и др. В 50—60-е  гг. Развернулись гидротехнические работы на восточных реках. Построены гидроузлы: Иркутский и Братский на Ангаре, Новосибирский на Оби, Бухтарминский  и Усть-Каменогорский на Иртыше. Закончено строительство первой очереди крупнейшего в мире Красноярского  гидроузла на Енисее (1972). Мощные сибирские  реки из путей сообщения местного значения превратились в транзитные магистрали, связанные Северным морским  путём с портами Европейской  части СССР. В 1973 удельный вес перевозок  по рекам восточных бассейнов  в общем объёме перевозок Речной транспорт составил 24,5%.

5.Воздушный транспорт, один из  видов транспорта, осуществляющий  перевозки пассажиров, почты и  грузов воздушным путём. Главное  его преимущество — обеспечение  значительной экономии времени  за счёт высокой скорости полёта. Воздушный транспорт возник в  государствах Европы и Америки  после 1-й мировой войны 1914—18. Во Франции и Германии, например, как вид транспорта стал развиваться  с 1920—21. В СССР первая воздушная  линия открыта в 1923 Москва —  Нижний Новгород (ныне г. Горький)]. В 1970 Воздушный транспорт СССР  связывал более 3500 городов и  населённых пунктов. Одна из  таких линий (Москва — Хабаровск  — Владивосток) вместе с ответвлениями  охватывает районы Урала, Западной  и Восточной Сибири, Крайнего  Севера, Якутской АССР, Дальнего  Востока (включая Курильские острова,  о. Сахалин и Камчатку). Подобные  магистрали, идущие от Москвы  и некоторых других центров  страны во всех направлениях, так называемые союзные авиалинии,  связаны между собой. Кроме  союзных, в СССР действует свыше  2 тыс. так называемых местных  авиалиний. Ежегодно открывается  30—40 новых линий. Москва —  один из крупнейших международных  узлов, прямыми авиалиниями связана  почти с 200 городами. Крупными  узлами Воздушный транспорт являются  столицы союзных республик, а  также Ленинград, Новосибирск,  Свердловск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск,  Омск и многие др. Общая сеть  внутренних воздушных линий СССР  в 1940 составляла 144 тыс. км, в 1950 — 300 тыс., в 1960 — 360 тыс., а к  1970 она составила около 600 тыс.  км. По этим линиям гражданской  авиацией СССР (Аэрофлотом) в 1940 было  перевезено 400 тыс. чел., в 1950 —  1,6 млн. чел., в 1960 — 16 млн., в  1969 — 68 млн. чел. Аэрофлот стал  крупнейшей авиакомпанией мира. Увеличились число и протяжённость  международных воздушных линий.  В 1958 транспортные самолёты СССР  совершали полёты в 16, а в  1970 в 60 стран Европы, Азии, Африки, Америки. Основной международный  порт Воздушный транспорт СССР  — Шереметьевский аэропорт Москвы; международные авиаперевозки осуществляют  Ленинградский, Киевский, Иркутский,  Одесский, Ташкентский, Хабаровский  и другие аэропорты.

Информация о работе Особенности перевозок промышленным транспортом