Перспективы развития информационных технологий в области управления пассажирским транспортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 04:06, курсовая работа

Краткое описание

Развитие информационных технологий сильно облегчает повседневный быт. Однако технический прогресс не заканчивается только на модернизации предметов быта. В современном мире инновациям подвластны практически все сферы деятельности человека. Так и сфера транспорта не стоит на месте. Технологии вносят значительные изменения в эту отрасль.

Вложенные файлы: 1 файл

Перспективы развития информационных технологий в области управления пассажирским транспортом.docx

— 2.55 Мб (Скачать файл)

 

Эффективность внедрения  инновационных технологий в отрасль  закладывает огромный потенциал  в развитие сферы пассажирского  транспорта. Для полноценного функционирования систем необходимо создать следующие  элементы:

  • нормативная правовая база;
  • навигационная аппаратура и технологии;

Развитие транспортного  комплекса России в рамках принятой до 2020 года стратегии определяет особое значение спутниковой навигации  для решения задач повышения  качества услуг, экономической эффективности  и обеспечения безопасности перевозок  людей. Мировой опыт широкого использования  навигационных систем подтверждает этот курс.

Такие системы стали штатным  оборудованием всех транспортных средств, важным компонентом интеллектуальных транспортных систем, к масштабному  развитию которых приступили экономически развитые страны (США, Евросоюз, Япония). Уже в 2007 году в Европе было продано  около 8 млн.единиц навигационной аппаратуры пользователя.

Оценка ожидаемой экономической  эффективности использования спутниковых  навигационных технологий для организации  управления транспортными потоками и средствами показывает, что экономия ресурсов составляет от 10 до 25 % эффективного и безопасного функционирования транспортного комплекса, особенно при перевозке пассажиров.  Необходимо отметить, что эффект внедрения спутниковой  навигационной аппаратуры на транспорте достигается по направлениям:

  • экономии ресурсов и средств за счет создания диспетчерских систем, систем мониторинга транспортных средств, охранных систем, систем управления движением и др.
  • безопасности на транспорте за счет своевременного предупреждения об опасности, повышения точности данных, оперативности и полноты информации при розыскных мероприятиях, при внедрении охранных систем, систем коррекции и др. 

Основу современного навигационного обеспечения составляют спутниковые  средства определения координат  и навигационные карты.

К настоящему времени Минтранс России, федеральные агентства, подведомственные министерству, в рамках выполнения федеральной целевой программы  «Глобальная навигационная система» выполнили значительный объем работ.

Предприятия, выполняющие  картографо-геодезические работы, оснащены в основном спутниковой аппаратурой  ГЛОНАСС\GPS. За этот период создана высокоточная спутниковая геодезическая сеть (более 250 пунктов ФАГС и ВГС), на базе которых созданы 16 постоянно действующих  спутниковых дифференциальных станций. С 2007 года предприятия приступили к  созданию открытых навигационных карт.

В целом все эти данные свидетельствуют о том, что процесс  создания навигационных систем на транспорте идет достаточно активно. Общая потребность  в НАП для оснащения транспортных средств составляет порядка 70 тыс. единиц.

По мнению экспертов, внедрение  информационных транспортных систем (ИТС) будет способствовать более эффективному использованию существующей дорожно-уличной  сети и транспортных средств, повышению  безопасности движения, решению экологических  проблем и сохранению природных  ресурсов, позволит значительно сократить  затраты на строительство и реконструкцию  дорог. Ожидается, что ИТС будут  играть решающую роль при создании «интеллектуальной» транспортной инфраструктуры в 21 веке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практическая часть

2.1 Описание информационной модели функционального состава задач

Выполнение практической части основывается на построении  информационной модели базы данных. По выбранному кругу задач необходимо построить алгоритм работы определенного  АРМ.

Процесс постройки базы данных в курсовом проекте заключается  в разработке информационной модели для автобусных парков и машинную реализацию задач для выбранной  информационной системы. Для достижения оптимального результата перевозчику  необходимо разработать информационную модель функционального состава  задач. Она может выглядеть следующим  образом:

Управление реализацией  проекта

Этап 1 – Возникновение идеи.

Этап 2 – Проектирование.

Этап 3 – Тестирование.

       Этап 4 – Внедрение.

В данном курсовом проекте  объект информационного моделирования  будет рассмотрен на примере внедрения  систем ОИТП и АСКП.

Для наглядного понимания  задач построим схему технологического канала организации перевозок. Для  организации перевозки необходимо четко представлять процесс перевозки:

 

 

 

 

Билет


Пассажир (плательщик) основной объект перевозки


Учет, водитель, стаж водителя





Процесс перевозки (автобусные парки)


Средства перевозки 


(автобусы)


 

Анализ рентабельности и проектирование маршрутов



 

 

 

 

При сборе информации особое внимание уделяется анализу технологического канала процессов, которые будут  отображаться в базе данных. В нашем  случае база данных строится для процесса перевозки, который включает в себя основные технологические операции перевозки пассажиров до места назначения. Создание технологического канала обуславливается следующей схемой:

Детальный анализ внешней среды


Перевозка пассажиров по маршруту


Контроль  и учет перевезенных пассажиров


Возвращение автобусов в парк и последующее Т.О.


Подготовка  автобусов пред выходом на линию



 




Анализ  пассажиропотока


Мойка автобуса


Контроль  и учет пассажиров


Проведение  ежедневного Т.О.




Проверка  давления в шинах



Выбор и  подготовка парка автобусов



Высадка/посадка пассажиров


Техническое состояние водителя




Проверка  уровня масла



Разработка  маршрутной сети



Оформление  маршрутных листов



 

Медицинский осмотр водителя.


Расчет  предполагаемого объема перевозок



 

Выпуск  автобуса на линию




Расчет  предполагаемых провозных возможностей парка автобусов


Перевозка пассажиров по маршруту





Заключительным этапом подготовки технологического канала перевозки  является:

Оформление и сдача отчетной документации


Проверка технического состояния  парка


Анализ необходимости модернизации парка



 


 

        В  данном курсовом проекте в  качестве объекта информационного  моделирования рассматривается  этап  перевозки пассажиров до  нужной остановки:

Парк автобусов


Производственный  запас парка



 

 


Перевозка пассажиров до нужной остановки



Характеристика  маршрута


Система информации и контроля



 



Характеристика  водителя



 

 

 

 

2.2 Математическая модель функционального состава задач. Описание информационных взаимосвязей входной, промежуточной и выходной информации

Процесс накопления данных состоит из следующих процедур:

• выбор хранимых данных.

• хранение данных.

• актуализация и извлечение.

Информационный фонд систем управления должен формироваться на основе принципов необходимой полноты  и минимальной избыточности хранимой информации. Эти принципы реализуются  процедурой выбора хранимых данных, в  процессе выполнения которой проводится анализ циркулирующих в системе  данных, и на основе их группировки  на входные, промежуточные и выходные, определяется состав хранимых данных.

Входная информация — это данные, получаемые из первичной информации и создающие информационный образ предметной области. Они подлежат хранению в первую очередь.

Промежуточная информация —   это данные, формирующиеся из других данных при алгоритмических преобразованиях. Как правило, они не хранятся.

Выходная информация является результатом обработки первичных (входных) данных по соответствующей  модели, они входят в состав управляющего информационного потока своего уровня и подлежат хранению в определенном временном интервале.

Вообще, данные имеют свой жизненный цикл существования, который  фактически и отображается в процедурах процесса накопления.

Процедуры хранения, актуализации и извлечения данных должны периодически сопровождаться оценкой необходимости  их хранения, так как данные подвержены старению. Устаревшие данные должны быть удалены.

Процедура хранения состоит  в том, чтобы сформировать и поддерживать структуру хранения данных в памяти системы. Современные структуры  хранения данных должны быть независимы от программ, использующих эти данные, и реализовывать принципы - полнота  и минимальная избыточность.

Такие структуры получили название баз данных. Процедуры создания структуры хранения, актуализации, извлечения и удаления данных осуществляются с помощью специальных программ, систем управления базами данных (СУБД).

 

2.2.1 Создание таблиц 

При разработке модели необходимо выделить атрибуты, которые будут  характеризовать каждый элемент  выбранного процесса. Для этого в  меню Access выбираем вкладыш «Таблицы», затем «Создание таблицы в  режиме конструктора» и строим 5 таблиц, которые характеризуют процесс. Используем следующие таблицы:

  1. «Информация о водителях»
  2. «Производственный запас парка»
  3. «Системы информации и контроля»
  4. «Характеристика маршрутов автобусов»
  5. «Характеристика парка автобусов»

Таблица №1 Информация о водителях

Таблица №2 Производственный запас парка

 

Таблица №3 Системы информации и контроля

 

 

 

Таблица №4 Характеристика маршрутов автобусов

 

Таблица №5 «Характеристика парка автобусов»

Для обеспечения связей в  таблицах № 2 – 5 необходимо создать  ключевые поля.

в таблице 2 – № автобуса;

в таблице 5 – Марка автобуса;

После создания таблиц  и  ключевых полей в них осуществляется взаимная увязка таблиц между собой, причем, при создании связей необходимо обеспечить целостность данных.

 

2.2.2 Запросы

Для создания запросов в  меню Access выбираем вкладыш «Запросы», затем «Создание запроса в  режиме конструктора».

Первый запрос. Будет выводить количество заказанных комплектующих, а также суммарную стоимость по каждому виду комплектующих.

В режиме конструктор добавляются  необходимые таблицы «Производственный  запас парка». Затем поля – «Стоимость комплектующих» и «Количество комплектующих». Затем необходимо задать параметр рассчитывающий суммарную стоимость.

В режиме Конструктора:

В режиме работы (результат):

Второй запрос. Будет выводить данные о автобусах на которых установлена информационная система «АСКП». В режиме конструктор добавляется необходимая таблица «Системы информации и контроля», затем поля – «№ автобуса», «Марка автобуса» и «Информационная система». Далее в условием отбора в поле «Информационная система» служит система - “АСКП”.

В режиме Конструктора:

В режиме работы (результат):

 

Третий запрос. Будет выводить информацию водителях работающих на конкретном маршруте. В режиме конструктор добавляются необходимые таблицы «Информация о маршрутах», «Характеристика парка автобусов» и «Характеристика маршрутов автобусов». Затем поля – «№ автобуса», «ФИО водителя автобуса», «Марка автобуса» и «№ маршрута следования».

Информация о работе Перспективы развития информационных технологий в области управления пассажирским транспортом