Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 17:03, реферат
Сегодня Управление Проектами (УП) - признанная во всем мире профессиональная дисциплина. Методология и средства УП широко используются во всех сферах целенаправленной и проектно-ориентированной деятельности.
К настоящему времени УП сформировалось как новая культура управленческой деятельности и стало своеобразным мостом в цивилизованном бизнесе и деловом сотрудничестве стран разных континентов с разной историей развития, традициями, экономикой и культурой. Сейчас уже трудно назвать хотя бы один значительный проект, который осуществлялся бы вне рамок идеологии и методологии УП. Трудно также назвать хотя бы одну известную в мире компанию, не использующую в своей практике методы и средства УП.
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1.Роль управления проектами в современном мире.............................................................3
1.2. Место и роль управления проектами в управленческой деятельности
2. СОСТОЯНИЕ ПОДГОТОВКИ И СЕРТИФИКАЦИИ КАДРОВ В ОБЛАСТИ УП В РОССИИ И
ЗА РУБЕЖОМ
2.1. Опыт Украины
2.2. Статус Управления Проектами в России............................................................................5
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ И СЕРТИФИКАЦИИИ СПЕЦИАЛИСТОВ.......................................................................................................................7
4. СЕРТИФИКАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТАМИ
4.1 Общие положения...................................................................................................................8
4.2. Сертификационная программа совнет.................................................................................9
4.3.Состояние и тенденция сертификации специалистов по управлению проектами
5. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В РОССИИ.....................10
6.ЛИТЕРАТУРА .........................................................................................
• программа сертификации зарегистрирована в Госстандарте России;
• в рамках сертификационной программы подготовлены и изданы НТК - «Управление проектами: Основы профессиональных знаний. Национальные требования к компетенции специалистов»;
• Ведется работа над созданием системы национальных стандартов по управлению проектами.
Сравнительная оценка образовательных услуг по УП, предлагаемых организациями Московской
области
На основании анализа, проведенного группой экспертов под руководством проф. Р. Гарриса (Австрия), можно сделать следующие выводы о существующем уровне образовательных услуг по управлению проектами в московском регионе. (Для сравнения уровня образовательных услуг приводятся данные по Австрии, Ирландии и Норвегии).
Страны
Услуги по УП |
Австрия |
Ирландия |
Норвегия |
Московский регион |
Образовательные услуги: |
||||
• колледжи |
предлагают отдельные |
предлагают |
предлагают отдельные | |
• университеты |
предлагают отдельные |
предлагают |
предлагают |
предлагают |
• аспирантуры |
- |
предлагают отдельные |
предлагают отдельные |
предлагают отдельные |
Сертификационные услуги по программе IPMA |
предлагаются |
предлагаются |
не предлагаются |
предлагаются |
Консалтинговые услуги: |
||||
• курсы по УП |
40 компаний |
10 компаний |
17 компаний | |
• консультирование по УП |
3 компании |
40 компаний |
40 компаний |
21 компания |
ТАБЛИЦА 2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ПО УП.
Как видно из таблицы, компании и организации московского региона предлагают полный набор услуг по управлению проектами.
Профессиональное управление проектами стало одним из общепризнанных, эффективных механизмов управления во всем мире, заняв свое место рядом с методами стратегического планирования, управления ресурсами, финансового менеджмента. В нашей стране, в условиях нестабильной, развивающейся рыночной среды управление проектами все еще остается конкурентным преимуществом немногих коммерческих организаций, которые используют его для снижения рисков, повышения гибкости и интеграции усилий с партнерами. Между тем, широкомасштабное использование профессиональных методов управления проектами могло бы дать большой эффект и в управлении государственными программами, компаниями, проектами и программами общественных организаций и международного сотрудничества.
Практика показывает, что от уровня культуры управления напрямую зависит благосостояние общества и развитие экономики. Дальнейшее социально-экономическое развитие России во многом будет зависеть от уровня развития и применения профессионального управления проектами и программами во всей вертикали власти, а значит и от количества подготовленных руководителей и специалистов, владеющих методологией и средствами управления проектами.
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ
ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ И
Для того чтобы быть профессиональной, дисциплина Управление Проектами должна иметь свод норм и правил, определяющих работу профессионалов по управлению проектами. Эти требования были определены путем сбора, обработки и систематизации прикладных знаний и опыта в области Управления Проектами. В Международных Требованиях по Компетентности специалистов по Управлению Проектами (ICB - International Competence Baseline), разработанных IPMA представлены требования к знаниям, навыкам и личным качествам управляющих проектами и членов команды проекта. ICB включает основные термины и понятия, задачи, обобщают передовой опыт, навыки, функции, процессы управления, методы, технологии и инструментарий, которые обычно используются в Управлении Проектами, а также специальные знания о нововведениях и их применении в управлении отдельными проектами. ICB открывает путь к знаниям, опыту и индивидуальному мастерству в сфере управления проектами. ICB это основа всех сертификационных программ национальных ассоциаций и их сертификационных центров, ратифицируемых IPMA.
Каждая национальная ассоциация разрабатывает и утверждает собственную детальную документацию для сертификационной программы и, прежде всего, Национальные Требования к Компетентности (NCBNational Competence Baseline). Эта документация ратифицируется IPMA для проведения сертификации. При этом, национальным ассоциациям предоставляется определенная свобода для учета особенностей национальной культуры и достижений в области компетентности по управлению проектами.
Национальные Требования к Компетентности специалистов по Управлению Проектами (НТК). разработаны группой сертифицированных специалистов СОВНЕТ на основе и в соответствии с Международными Требованиями к Компетенции специалистов по управлению проектами - ICB, IPMA и одобрены Сертификационной комиссией Ассоциации “СОВНЕТ”.
В процессе разработки НТК вышло за рамки предусмотренного содержания и объема и по существу переросло в Основы Профессиональных Знаний и Требования к Компетентности Специалистов по Управлению Проектами.
В основу структуры НТК положено представление об управлении проектами как о кибернетической системе. При этом элементы международных требований к компетентности были перенесены из ICB в НТК полностью или в частично измененном виде. При этом во всех случаях была обеспечена смысловая согласованность.
Структура НТК СОВНЕТ состоит из 43 элементов НТК, включающих 28 основных элементов ICB и 15 дополнительных элементов, охватывающих содержание 13 дополнительных элементов ICB и 4 новых элементов. Все элементы НТК сгруппированы в 4 раздела:
Раздел 1: Объекты управления
Раздел 2: Субъекты и инструментарий управления проектами
Раздел 3: Процессы управления проектами
Раздел 4: История и тенденции развития управления проектами.
Системная модель УП [4] и НТК послужили основой методического обеспечения процессов образования, делового обучения и сертификации специалистов в области УП и прошли апробацию на практике в течение более 3-х лет.
4.СЕРТИФИКАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТАМИ
4.1 Общие положения
Система сертификации предназначена для организации и осуществления деятельности по оценке и подтверждению компетентности специалистов, необходимой для проведения ими работ в области управления проектами.
Сертифицированный специалист по УП должен соответствовать установленным международным требованиям, которые охватывают: профессиональные знания; умения и навыки; личностные качества и этический кодекс руководителя проекта.
Сертификация специалистов направлена на достижение следующих целей:
• содействие юридическим лицам, занятым в области управления проектами, в отборе и подборе компетентных специалистов;
• определение и подтверждение уровня компетентности специалистов для обеспечения их конкурентоспособности на российском и зарубежном рынках услуг в области управления проектами;
• защита юридического лица, занятого в области управления проектами, от некомпетентного и недобросовестного специалиста.
Сертификация в Системе обеспечивает:
• Для специалистов в области управления проектами: международное признание их квалификации и компетентности; персональные преимущества для карьерного роста.
• Для компаний и организаций, предлагающих услуги по управлению проектами: демонстрация профессиональной квалификации и компетентности их служащих.
• Для компаний, использующих управление проектами: достижение и поддержание наилучшего уровня работы компании, развития ее персонала; повышение рейтинга и конкурентоспособности компании за счет профессионального управления проектами.
• Для клиентов: большая уверенность в получении качественных и современных услуг профессионалов в области управления проектами.
4.2. Сертификационная программа совнет
Отметим следующие основные элементы и шаги сертификационной программы СОВНЕТ:
Национальная программа сертификации специалистов по управлению проектами стартовала в 1999 г.
Нормативную базу программа сертификации составляют следующие документы:
• Управление проектами: Основы профессиональных знаний, Национальные Требования к Компетентности (НТК) специалистов;
• Международными Требованиями к Компетенции специалистов по управлению проектами (International Competence Baseline of the International Project Management Association - ICB, IPMA).
Сертификационная программа включает 4-е уровня, к каждому из которых разработаны свои требования соответствия.
По результатам сертификации специалисту может быть присвоено звание, в зависимости от уровня сертификации:
• сертифицированный директор программ или проектов (Уровень А);
• сертифицированный управляющий проектами (Уровень В);
• сертифицированный управляющий международными проектами (Уровень В1);
• сертифицированный профессионал по управлению проектами; (Уровень С);
• сертифицированный специалист по управлению проектами (Уровень D).
4.3.Состояние и тенденция сертификации специалистов по управлению проектами
Медленно, но верно приходит осознание необходимости применения методологии управления проектами на практике, а вместе с ним и в необходимости использования услуг сертифицированных специалистов. Все это подтверждает тенденция роста числа сертифицированных специалистов, которая представлена в таблице 4.
Уровни сертификации Дата сертификации |
A |
B |
B1 |
C |
В |
ВСЕГО |
1999 г. |
2 |
3 |
6 |
11 | ||
2000 г. |
4 |
3 |
7 |
14 | ||
2001 г. |
4 |
14 |
36 |
54 | ||
2002 г. |
1 |
2 |
8 |
15 |
26 | |
2003 г. |
6 |
35 |
41 | |||
ИТОГО: |
1 |
10 |
2 |
29 |
99 |
146 |
ТАБЛИЦА 4.СЕРТИФИЦИРОВАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТАМИ В РОССИИ НА АПРЕЛЬ 2003 ГОД.
При проведении сертификации СОВНЕТ-СЕРТ строго соблюдает все утвержденные требования сертификационной программы при оценке кандидатов. На сегодня в среднем 15% кандидатов не соответствуют установленным требованиям.
В числе компаний и организаций, сертифицировавших своих специалистов, такие как ООО «Информационные бизнес - системы», Концерн «Росэнергоатом», ЗАО «Фирма АйТи. Информационные технологии», ХОЛДИНГ ЛАНИТ, ОАО « Казахтелеком», Фонд «Международный центр развития - Железногорск», OAO «ГАЗПРОМ», ЗАО «ТЕКОРА», Администрация Воронежской области, ЗАО «Торговый дом Рамзай», ТОО «Стройсистема», ОАО «Новосибирский завод химконцентратов», ГУП «Моспроект - 2» и др. Эти компании занимаются различной деятельностью. В их числе: информационные технологии, строительная сфера, образовательная сфера, топливно-энергетическая деятельность, промышленная сфера, сфера торговли и др.
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В РОССИИ.
И так, за последние 13 лет созданы объективные предпосылки для широко масштабного развития и применения УП в России.
Очевидно, что дальнейшее социально-экономическое развитие России во многом будет зависеть от уровня развития и применения профессионального управления проектами и программами во всей вертикали власти, а значит и от количества подготовленных руководителей и специалистов, владеющих методологией и средствами управления проектами.
Вот еще и почему управление проектами сегодня нужно ставить в разряд государственной политики, как одно из важнейших, основных ее направлений. И поддерживать его на уровне государства. Для этого необходимо:
Разработать и утвердить основы государственной политики в области развития управления проектами и программами.
Ввести специальность Управление Проектами в профессионально - квалификационный перечень специальностей Минобразования и ВАКа.
Создать государственную систему обучения и переподготовки кадров специалистов по УП
Создать систему мотивации и обеспечить поддержку развития и применения в Управлении Проектами со стороны законодательной и исполнительной власти, деловых кругов, общественности и средств массой информации, как одному из приоритетных направлений социально-экономического развития России в третьем тысячелетии.
Интенсифицировать
Информация о работе Перспективы развития управления проектами