Понятие материального потока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 16:28, контрольная работа

Краткое описание

Логистика охватывает всю сферу и спектр деятельности предприятия и на всех стадиях развития производства стремится сократить затраты и выпустить продукцию, заданного количества и качества в установленные сроки и в установленном месте. На сегодняшний день практически никакая деятельность не обходится без использования систем логистики. Исходя из практики производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий и организаций-посредников, можно сделать вывод, что любая компания изготавливает товары и одновременно оказывает различного рода сервисные услуги. В связи с этим принято двухчастное определение логистики, отражающее два главных типа ее деятельности, — логистика цепи снабжения и логистика сервиса.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…..3
1. Понятие и сущность потока…………………………………………….4
2. Материальный поток: понятие, виды, единицы измерения…………..8
3. Система управления материальными потоками……………………...12
3.1 Толкающая система управления материальными потоками……….12
3.2 Тянущая система управления материальными потоками………….14
Заключение………………………………………………………………..17
Список используемой литературы………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по Логистике.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

По физико-химическим свойствам материальные потоки делят на:

- Насыпные грузы (например, зерно), которые перевозятся без тары. Их главное свойство - сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в Контейнерах и в автомашинах.

- Навалочные грузы как правило, минерального происхождения (соль, уголь, руда, песок и т. п.). Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Также, как и предыдущая группа, обладают сыпучестью.

- Тарно-штучные грузы, которые  имеют различные физико-химические  свойства, удельный вес, объем. Они  могут перевозиться в контейнерах, ящиках, мешках, а также и без тары: длинномерные и негабаритные грузы.

- Наливные грузы, перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например перегрузка, хранение и другие, выполняются с помощью специальных технических средств.

Схематически классификация материальных потоков представлена на рис. 1.

 

По характеристикам груза в процессе транспортировки материальные потоки могут быть отдельно классифицированы по транспортному фактору, включающему в себя такие признаки, как вид транспорта и способ транспортировки, условия транспортировки и др.

Каждому материальному потоку соответствует некоторый информационный поток, однако материальный и информационный потоки обычно смещены относительно друг друга во времени и по направленности. 

 

 

Рис. 1. Классификация материальных потоков

 

 

 

3. Система управления  материальными потоками

3.1 Толкающая система  управления материальными потоками

Под системой управления материальными потоками понимается организационный механизм формирования планирования и регулирования материальных потоков в рамках внутрипроизводственной логистической системы.

Толкающие (выталкивающие) системы нашли применение не только в сфере производства (в производственной логистике), но и в сфере обращения как на стадии осуществления закупок, так и реализации готовой продукции.

В процессе материально-технического обеспечения толкающая система представляет собой систему управления запасами на всем протяжении логистической цепи, в которой решение о пополнении запасов в складской системе на всех уровнях принимается централизованно.

При реализации готовой продукции толкающая система проявляется как стратегия сбыта, направленная на опережающее по отношению к спросу формирование товарных запасов в оптовых и розничных торговых предприятиях.

Помимо организационных и управленческих функций современные варианты толкающих логистических систем позволяют успешно решать различные задачи прогнозирования. Для этих и других целей широко используются методы исследования операций, в том числе имитационное моделирование.

Большинство систем управления производством принадлежат в настоящее время к выталкивающим, и чем крупнее такая система, тем характернее становится для нее следующее.

1. При резких изменениях спроса  или задержках в процессе изготовления  практически невозможно перепланировать  производство для каждой его  стадии. Следствием этого являются  избыточные запасы или даже  затоваривание.

2. Управленческому персоналу очень  трудно детально разобраться  во всех ситуациях, связанных  с нормами выработки и параметрами  материальных запасов. Следовательно, производственный план должен  предусматривать создание избыточных  страховых запасов.

3. Любые оперативные, срочные изменения  размера партий выпускаемых изделий, а также продолжительность производственно-логистических  операций вызывают большие осложнения, поскольку рассчитать в деталях  оптимальные производственные планы  очень трудно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Тянущая система управления  материальными потоками

 

"Вытягивающая" система была  задумана как средство решения  подобных проблем. Добиться этого  можно, если будут созданы условия  простого и надежного обеспечения  подачи изделий точно в сроки, соответствующие необходимости их поступления на следующий участок.

Тянущие (вытягивающие) системы отражают подходы к организации производства, в которых детали и полуфабрикаты подаются с предыдущей технологической операции на последующую по мере необходимости.

В данном случае жесткий график отсутствует, поскольку лишь на сборочном конвейере становится точно известно требуемое для изготовления одного изделия число необходимых узлов и комплектующих, а также время их производства. Именно с этой линии на предшествующие участки направляется тара за деталями нужной номенклатуры. Детали, взятые на предшествующем участке, вновь производятся, и их количество восполняется. И так по всей линии. Необходимые детали или материалы каждый участок "вытягивает" с предшествующего. Таким образом, нет необходимости в течение месяца составлять производственные графики одновременно для всех технологических стадий. Только на сборочном конвейере осуществляются изменения графика работы.

В процессе функционирования данной системы центр управления не вмешивается в передачу материального потока по действующей логистической цепи. Он не устанавливает для соответствующих звеньев текущие производственные задания. Производственная программа каждого предыдущего технологического звена задается параметрами заказа, поступающего с последующего звена. Основной функцией центра управления является постановка задачи перед конечным звеном производственной технологической цепи. Основные цели "вытягивающей" системы:

* предотвращение распространения  возрастающих колебаний спроса или объема продукции от последующего процесса к предшествующему;

* сведение к минимуму колебания  параметров запасов между технологическими  операциями;

* максимальное упрощение управления  запасами в процессе производства  путем его децентрализации, повышение уровня оперативного цехового управления, т.е. предоставление цеховым мастерам или бригадирам полномочий оперативно управлять производством и материальными запасами.

Преимущество "тянущих" (вытягивающих) систем - они не требуют всеобщей компьютеризации производства. В то же время они предполагают высокую дисциплину и соблюдение всех параметров поставок, а также повышенную ответственность персонала всех уровней, особенно исполнителей. Объясняется это тем, что централизованное регулирование производственных логистических процессов ограничено.

К "тянущим" (вытягивающим) логистическим системам относятся широко известные системы KANBAN и ОРТ. Система ОРТ, разработанная израильскими и американскими специалистами, относится к классу микрологистических систем, интегрирующих процессы снабжения и производства. Основным принципом работы этой системы является выявление в производственном процессе так называемых "узких мест".

В качестве критических могут выступать запасы материальных ресурсов, незавершенное производство, готовая продукция, технологические процессы, производственные мощности и др. От эффективности использования критических ресурсов в основном зависит и эффективность логистической системы в целом, а остальные (некритические) ресурсы на функционирование системы практически не оказывают существенного влияния.

Многие специалисты в области логистики считают ОРТ компьютеризированной версией KANBAN с той лишь разницей, что система ОРТ препятствует возникновению "узких мест" в логистической сети "снабжение-производство", а система KANBAN может эффективно устранять уже возникшие узкие места.

Главные принципы "вытягивающей" системы:

1. Сохранение устойчивых запасов  на каждом этапе производства  независимо от воздействующих  факторов.

2. Продвижение заказа от последующего участка к предыдущему на израсходованные в процессе производства материальные ресурсы для выполнения очередного задания.

Необходимые требования для реализации "вытягивающей" системы:

* установление нормативного момента  возобновления заказа и стандартного размера партии заказываемых изделий;

* отслеживание параметров запасов  и объемов поставок по текущим  заказам;

* постоянный контроль параметров  динамичных потоков в процессе  выполнения очередного задания.

В сфере обращения широко применяются как толкающие системы, так и тянущие.

На стадии закупок они образуют системы управления материальными потоками с децентрализованным процессом принятия решений о пополнении запасов.

При реализации готовой продукции "тянущая" (вытягивающая) система представляет собой стратегию сбыта, направленную на опережающее по отношению к формированию товарных запасов стимулирование спроса на продукцию в оптовом и розничном звене. 
Заключение

 

Материальные потоки определены как грузы, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций. Большое разнообразие грузов и логистических операций осложняет изучение и управление материальными потоками. Решая конкретную задачу, необходимо четко обозначить, какие именно потоки исследуются. При решении одних задач объектом исследования может быть груз, рассматриваемый в процессе приложения большой группы операций. Например, при проектировании распределительной сети и определении количества и размещения складов.

Материальные потоки подразделяют по следующим основным признакам:

- отношению к логистической  системе, натурально-вещественному  составу потока, количеству образующих  поток грузов, удельному весу  образующего поток груза, степени  совместимости грузов, консистенции  грузов. - относительно конкретной логистической системы материальный поток может быть внешним и внутренним.

- по натурально-вещественному составу  материальные потоки делят на  одно - ассортиментные и много  ассортиментные.

-по количественному признаку  материальные потоки делят на  массовые, крупные, мелкие, средние.

- по удельному весу образующих  поток грузов материальные потоки  делят на тяжеловесные и легковесные.

- по совместимости образующих  поток грузов материальные потоки  делят на совместимые и несовместимые.

- по консистенции грузов материальные потоки делят на потоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и наливных грузов.

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Гаджинский А.М. Логистика: Учеб. для высш. и средн. специальн. учебн. заведений.- М.: "Дашков и Ко ", 2007.

2. Дегтяренко В.Г. Основы логистики и маркетинга. - Ростов на Дону: Экспертное бюро. - М.: Гардарика, 2001

3. Интегрированная логистика накопительно-распределительных  комплексов (склады, транспортные узлы, терминалы): Учебник для транспортных  вузов / Под общ. ред. Л.Б. Миротина. - М.: Экзамен, 2003.

4. Логистика: Учеб. / Под ред. проф  Б. А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2006.

5. Миротин Л.Б., Ташбаев И.Э. Системный  анализ в логистике: Учебник для  вузов.- М.: Экзамен, 2002.

6. Новиков О. А., Уваров С. А. Логистика. - СПб.: ИД «Бизнесс-npeсca», 1999, с. 208.:

7. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов.- М.: Велби, 2006.

8. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учеб. - М.: ИНФРА-М, 2001.

9. Складское и тарное хозяйство. Г.М. Демичев. М.: 1990 г., с. 61.

10. Смехов А.А. Эффективная логистическая система // Риск. - 2005г.. - №3.

11. Федотов Л.И. Логистическая стратегия управления материальными потоками. 2002 г.

 


 



Информация о работе Понятие материального потока