Понятие, цели, формы и виды таможенного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 13:53, реферат

Краткое описание

Цель исследования – раскрыть механизм осуществления таможенного контроля.
Достижение поставленной цели обусловило постановку и необходимость решения следующих основных задач:
- обоснование сущности таможенного контроля, цели с которой он проводится;
- уточнение видов и форм таможенного контроля.
Перейдем к рассмотрению первого вопроса.

Содержание

Введение
Сущность таможенного контроля
Формы таможенного контроля
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие, цели, формы и виды таможенного контроля..doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий механики и оптики»

 

Институт международного бизнеса и права


 

 

Реферат

 

по дисциплине: «Административное и таможенное право»

 

на тему: «Понятие, цели, формы и виды таможенного контроля»

 

Выполнил: студент 3-ого курса очной формы обучения ИМБИП группы 3442 Репин Владимир

 

Оценка______________________

Подпись_____________________

       «_____» ________________201___г.

 

Санкт – Петербург

         2013 год

Содержание

 

  1. Введение
  2. Сущность таможенного контроля
  3. Формы таможенного контроля
  4. Заключение
  5. Список литературы

 

 

  1. Введение

 

Таможенные органы России - это государственные органы, представляющие собой единую федеральную централизованную систему и регулирующие правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела. Одной из функций таможенных органов РФ является осуществление таможенного контроля. Таможенный контроль – один из важнейших институтов таможенного права.

Правовые основы таможенного контроля закреплены в Трудовом кодексе РФ и в нормативных правовых актах государственного таможенного комитета России. Кроме того, особое место в механизме правового регулирования таможенного контроля занимают международные договоры и соглашения, заключаемые как на двустороннем, так и на многостороннем уровне. Имеет место практика создания Таможенных союзов, члены (страны) которых наделены заранее согласованными правами и обязанностями прохождения таможенного контроля.

При осуществлении таможенного контроля устанавливается соответствие проведенных операций и предпринятых действий таможенному законодательству. Такой контроль имеет целью обеспечить соблюдение физическими и юридическими лицами действующих таможенных предписаний и процедур.

Цель исследования – раскрыть механизм осуществления таможенного контроля.

Достижение поставленной цели обусловило постановку и необходимость решения следующих основных задач:

- обоснование сущности таможенного  контроля, цели с которой он  проводится;

- уточнение видов и форм таможенного контроля.

Перейдем к рассмотрению первого вопроса.

 

  1. Сущность таможенного контроля

 

Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом РФ.

Таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ (п. 19 ст. 11 ТК РФ). Под совокупностью осуществляемых таможенными органами мер понимаются формы и способы производства таможенного контроля.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2006 г. № 473 "Вопросы Федеральной таможенной службы" руководство таможенной службой в настоящее время осуществляется Правительством Российской Федерации.

Ст. 358 устанавливает следующие принципы проведения таможенного контроля:

1. При проведении таможенного  контроля таможенные органы исходят  из принципа выборочности и, как  правило, ограничиваются только  теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения  соблюдения таможенного законодательства  Российской Федерации.

2. При выборе форм таможенного  контроля используется система  управления рисками. При этом  под риском понимается вероятность  несоблюдения таможенного законодательства  Российской Федерации.

Система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации:

  • имеющих устойчивый характер;
  • связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
  • подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;
  • затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

3. Таможенные органы применяют  методы анализа рисков для  определения товаров, транспортных  средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки.

4. Федеральная служба, уполномоченная  в области таможенного дела, определяет  стратегию таможенного контроля, исходя из системы мер оценки  рисков.

5. В целях совершенствования  таможенного контроля федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, сотрудничает с таможенными органами иностранных государств, заключает с ними соглашения о взаимной помощи.

6. Федеральная служба, уполномоченная  в области таможенного дела, и  другие таможенные органы в целях повышения эффективности таможенного контроля стремятся к взаимодействию с участниками внешнеэкономической деятельности, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, и их профессиональными объединениями (ассоциациями).

7. Таможенный контроль проводится  исключительно таможенными органами  в соответствии с настоящим  Кодексом.

Принцип выборочности означает, что нет необходимости проводить контроль в полном объеме, т.е. проверку всех товаров. Однако избрание формы таможенного контроля является исключительным правом таможенных органов.

Данный принцип отвечает международной практике, основанной на положениях Международной Конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации (Киотская Конвенция; в ред. 1999 г.), согласно которой таможенный контроль, как правило, ограничивается минимумом, необходимым для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Согласно Конвенции при выборе формы таможенного контроля используется система управления рисками, а также применяется метод анализа рисков для определения товаров и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки.

Принципы управления рисками, под которыми, согласно Конвенции, понимается базисный принцип современных методов таможенного контроля, позволяют быстрее и качественнее проводить таможенный контроль без снижения эффективности результатов этого контроля.

Различают следующие виды таможенного контроля: таможенный контроль товаров и таможенный контроль транспортных средств.

Товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию РФ, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию РФ и до момента:

  • выпуска для свободного обращения;
  • уничтожения;
  • отказа в пользу государства;
  • обращения товаров в федеральную собственность либо распоряжения ими иным способом в соответствии с гл. 41 ТК.

Пользование и распоряжение ввезенными товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, допускаются в порядке и на условиях, которые определены ТК.

Российские товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории РФ с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ, и до пересечения таможенной границы (п. 2 ст. 360 ТК).

Как правило, таможенный контроль товаров и транспортных средств заканчивается после завершения таможенного оформления и проставления должностным лицом таможенного органа на соответствующих документах штампа "выпуск разрешен" и личной номерной печати. Таможенные органы наделены правом проводить проверку достоверности представленных при таможенном оформлении сведений после выпуска, а также запрашивать и получать информацию, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с товарами. Такая проверка может производиться в течение одного года со дня принятия решения о выпуске (ст. 361 ТК).

Таможенный орган запрашивает документы и сведения, необходимые для таможенного контроля, в письменной форме устанавливает срок их предоставления, который должен быть достаточен для этого. По мотивированному обращению лица указанный срок продлевается таможенным органом на время, необходимое для предоставления указанных документов.

Документы, необходимые для таможенного контроля, должны храниться лицами не менее трех календарных лет после года, в течение которого товары утрачивают статус находящихся под таможенным контролем. Таможенные брокеры (представители), владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов и таможенные перевозчики должны хранить документы в течение пяти календарных лет после года, в течение которого совершались таможенные операции (ст. 363 ТК).

Согласно ст. 364 ТК таможенные брокеры (представители), владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов и таможенные перевозчики, лица, пользующиеся специальными упрощенными процедурами (ст. 68 ТК), а также лица, пользующиеся и (или) владеющие условно выпущенными товарами, по требованию таможенных органов обязаны предоставить в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах по формам, определяемым ГТК РФ.

Ст. 365 ТК предусматривает недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля. Убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

Подводя итог, отметим, что вступление в силу нового ТК РФ определило, что таможенный контроль теперь осуществляется на основе системы анализа и управления рисками, т.е. выборочно по тем товарам и грузам, которые сопряжены с рисками для экономики, безопасности государства, для здоровья граждан и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формы таможенного контроля

таможенный кодекс осмотр контроль

В ст. 366 ТК РФ приведен исчерпывающий перечень тех форм таможенного контроля, которые могут применяться при таможенных операциях:

1) проверка документов и сведений;

2) устный опрос;

3) получение пояснений;

4) таможенное наблюдение;

5) таможенный осмотр товаров  и транспортных средств;

6) таможенный досмотр товаров  и транспортных средств;

7) личный досмотр;

8) проверка маркировки товаров  специальными марками, наличие на  них идентификационных знаков;

9) осмотр помещений и территорий  для целей таможенного контроля;

10) таможенная ревизия.

Названные формы таможенного контроля детально регламентируются соответствующими статьями (ст. 367-376) ТК.

Проверка документов и сведений осуществляется в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления.

Проверка сведений, содержащихся в документах, осуществляется посредством их сопоставления с информацией, получаемой из других источников (аналитически, данные специальной таможенной статистики, таможенные ревизии).

Также могут подлежать проверке иные документы и содержащиеся в них сведения, необходимые для таможенного контроля: учредительные документы, подтверждающие право занятия внешнеэкономической деятельностью, сертификаты качества, соответствия, разрешительные документы, выдаваемые иными государственными органами, воинские пропуска и др.

Проверка документов и сведений заключается в их изучении с точки зрения соответствия действующим нормам таможенного законодательства, полноты и достоверности сведений для таможенных целей.

Устный опрос как форма таможенного контроля также проводится при таможенном оформлении товаров и транспортных средств.

Опросу подлежат физические лица, а также лица, являющиеся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении оформляемых товаров (транспортных средств), например специалист по таможенному оформлению, в случае таможенного декларирования товаров таможенным брокером.

Устный опрос производится без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме.

Получение пояснений - данная форма таможенного контроля отличается от устного опроса тем, что в ходе ее осуществления должностное лицо таможенного органа получает сведения об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля. Более того, таможенные органы вправе получать объяснения от любых лиц, которые имеют отношение к перемещению через таможенную границу товаров и транспортных средств (декларанты, перевозчики, экспедиторы и др.). Получение пояснений оформляется в письменной форме.

Таможенное наблюдение представляет собой гласное и целенаправленное визуальное наблюдение должностным лицом таможенного органа за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций. Таможенное наблюдение может быть систематическим или разовым, непосредственным или опосредованным (с применением специальных технических средств).

Таможенный осмотр товаров и транспортных средств - внешний визуальный осмотр товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров для целей таможенного контроля, проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа, если такой осмотр не связан со вскрытием транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушением упаковки товаров.

Информация о работе Понятие, цели, формы и виды таможенного контроля